Шахматная задача

редактировать
Шахматная головоломка Интересная задача, автор Адольф Александр Лесрель

A шахматная задача, также называемая шахматной композицией, представляет собой головоломку, составленную композитором с использованием шахматных фигур на шахматной доске, на которой представлен решатель с конкретной задачей. Например, может быть дана позиция с указанием, что белые должны идти первыми и за два хода поставить мат черным против любой возможной защиты. Шахматная задача принципиально отличается от игры за доской тем, что последняя включает борьбу между черными и белыми, тогда как первая включает соревнование между композитором и решателем. Большинство позиций, которые встречаются в шахматной задаче, «нереалистичны» в том смысле, что они очень маловероятны при игре за доской. В связи с шахматными задачами используется много специального жаргона; список см. в глоссарии шахматных задач.

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 Особенности
  • 3 Тактические головоломки
  • 4 Типы задач
  • 5 Красота в шахматных задачах
  • 6 Пример задачи
  • 7 Сокращения
  • 8 Турниры
    • 8.1 Составные турниры
    • 8.2 Решающие турниры
  • 9 Названия
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Дополнительная литература

Определение

Термин «шахматная задача "четко не определено: нет четкого разграничения между шахматными композициями, с одной стороны, и головоломками или тактическими упражнениями, с другой. Однако на практике различие очень четкое. Есть общие черты, присущие композициям в тематическом разделе шахматных журналов, в специализированных журналах по шахматным задачам и в сборниках шахматных задач в книжной форме.

Характеристики

Не в каждой шахматной задаче есть все одна из этих функций, но у большинства из них есть несколько:

  • Позиция составлена, то есть она не была взята из реальной игры, а была изобретена с конкретной целью предоставления задачи. Хотя ограничение традиционных шахматных задач состоит в том, что исходная позиция может быть достигнута через серию разрешенных ходов из исходной позиции, большинство проблемных позиций не возникнет при игре за доской.
  • Существует особое положение., то есть цель, которую необходимо достичь; например, поставить мат черным за определенное количество ходов.
  • Существует тема (или комбинация тем), для иллюстрации которой была составлена ​​задача: шахматные задачи обычно воплощают конкретные идеи.
  • Проблема демонстрирует экономичность в своей конструкции: не применяется большая сила, чем та, которая требуется для того, чтобы заставить проблему звучать (то есть гарантировать, что предполагаемое решение проблемы действительно является решением и что это единственное решение проблемы).
  • Проблема имеет эстетическое значение. Проблемы воспринимаются не только как головоломки, но и как объекты красоты. Это тесно связано с тем, что задачи организованы таким образом, чтобы отображать ясные идеи в максимально экономичной манере.

Тактические головоломки

Проблемы можно противопоставить тактическим головоломкам, которые часто встречаются в шахматных рубриках или журналах, в которых задача состоит в том, чтобы найти лучший ход или последовательность ходов (обычно ведущих к мату или получению материала) из данной позиции. Такие головоломки часто взяты из реальных игр или, по крайней мере, имеют позиции, которые выглядят так, как будто они могли возникнуть во время игры, и используются в учебных целях. Большинство таких головоломок не обладают перечисленными выше особенностями.

Типы проблем

Годфри Хиткот. Хэмпстед и Хайгейт Экспресс,. 1905–06 (1-е место)
abcdefgh
8Chessboard480.svg g8 белый король a7 черная пешка b7 белый конь e7 белая ладья g7 белая пешка h7 белый ферзь черная пешка a6 a5 черная ладья d5 черный король h5 черная ладья a4 белый конь d4 черный конь b3 белая пешка e3 черная пешка a2 белый слон b2 белый слон h2 черная пешка c1 белая ладья d1 черный слон g1 черный слон h1 черный ферзь 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые товарищи пополам

Решение: 1.Rcc7! (угрожая 2.Nc3)

  • 1... Nxb3 2.Qd3 #
  • 1... Nb5 2.Rc5 #
  • 1... Nc6 2.Rcd7 #
  • 1... Ne6 2.Red7 #
  • 1... Nf5 2.Re5 #
  • 1... Nf3 2.Qe4 #
  • 1... Ne2 2.Qxh5 #
  • 1... Nc2 2.b4 #
  • 1... Rxa4 2.Rc5 #
  • 1... Rc5 2.Rxc5 #
Когда черный конь движется к максимальному числу восьми клеток, как это, это называется колесом коня. Лутц Ньюекловски, 2001. (по Кен Томпсон. Питер Каррер 2000)
abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 белый конь d8 белый слон h8 белый ферзь b7 белая ладья c7 белый король e7 черный слон op f6 черный ферзь g4 черный конь e2 белый конь f2 черный конь g2 черная ладья h2 черная пешка b1 белая ладья f1 белый слон g1 черная ладья h1 черный король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Мат за 267 ходов; самый продолжительный ход без навязчивых юнитов

Существуют различные типы шахматных задач:

  • Прямые партнеры : белые ходят первыми и ставят мат черным в течение определенного количества ходов против любой защиты. Их часто называют «мат за n», где n - количество ходов, в течение которых должен быть доставлен мат. В соревнованиях по составлению и решению прямых товарищей делятся на три класса:
    • Двухходовые : белые делают ход и ставят мат черным за два хода против любой защиты.
    • Трехходовые : белые делают ход ход и мат черным не более чем за три хода против любой защиты.
    • Moremovers : белые ходят и ставят мат черным за n ходов против любой защиты, где n - некоторое конкретное число больше трех.
  • : черные, которые ходят первыми, сотрудничают с белыми, чтобы получить мат черного короля за определенное количество ходов.
  • Самодаты : белые ходят первыми и заставляют черных (в указанном количество ходов), чтобы поставить мат белым.
  • : белые, которые ходят первыми, сотрудничают с черными, чтобы получить позицию самого себя за один ход.
  • Reflexmates : форма самого себя с добавленным условием, что каждый сторона должна дать мат, если она может это сделать. Когда это условие применяется только к черным, это полурефлексный партнер.
  • Серийные ходы : одна сторона делает серию ходов без ответа для достижения установленной цели. Чек может быть выставлен только на последний ход. Серийный ход может принимать различные формы:
    • Серийный товарищ : прямой партнер с белыми, делающий серию ходов без ответа на мат черных.
    • Серийный помощник : помощник, в котором черные играют серию ходов без ответа. после чего белые делают один ход, чтобы поставить мат черным.
    • Серийный мат : мат, в котором белые делают серию ходов, ведущих к позиции, в которой черные вынуждены давать мат.
    • Серии рефлекс-мат : a рефлекс-мат, в котором белые делают серию ходов, ведущих к позиции, в которой черные могут и, следовательно, должны дать мат.
  • Исследования : ортодоксальная проблема, в которой условие состоит в том, что для игры белые должны выиграть или нарисуйте. Практически все исследования занимают эндшпиль позиций. Этюды представляют собой составные шахматные задачи, но поскольку их постановка не ограничена (выигрыш или ничья не обязательно должны быть достигнуты за какое-то конкретное количество ходов), они обычно рассматриваются отдельно от задач и как форма композиции, которая более близка. к головоломкам, интересным для игроков за доской. Действительно, составленные исследования часто расширяли наши знания теории эндшпиля. Но опять же, нет четкой границы между двумя типами позиций.

Во всех вышеупомянутых типах задач рокировка считается разрешенной, если это не может быть доказано с помощью ретроградного анализа. (см. Ниже), что рассматриваемая ладья или король должны были сделать ранее ход. На проходе взятия, с другой стороны, считаются незаконными, если не будет доказано, что рассматриваемая пешка передвинулась на два поля на предыдущем ходу.

Есть несколько других типов шахматных задач, которые не попадают ни в одну из вышеперечисленных категорий. Некоторые из них действительно представляют собой закодированные математические задачи, выраженные с помощью геометрии и фигур шахматной доски. Известной такой задачей является поход коня, в котором нужно определить путь коня, который посетит каждую клетку доски ровно один раз. Еще одна задача - восемь ферзей, в которой восемь ферзей должны быть размещены на доске, чтобы ни одна из них не нападала на других.

Однако гораздо большее отношение к стандартным шахматным задачам имеют следующие, которые имеют богатую историю и неоднократно пересматривались с помощью журналов, книг и призов, посвященных им:

  • Задачи ретроградного анализа : такие проблемы, часто также называемые ретроспективами, обычно представляют решателю позицию на диаграмме и вопрос. Чтобы ответить на вопрос, решатель должен обработать историю позиции, то есть работать в обратном направлении от данной позиции к предыдущему ходу или ходам, которые были сыграны. Задача, использующая ретроградный анализ, может, например, представлять позицию и задавать такие вопросы, как «Какой был последний ход белых?», «Ходил ли слон на c1?», «Повышен ли черный конь?», «Могут ли белые рокироваться? "и т. д. Некоторый ретроградный анализ может также потребоваться в более традиционных задачах (прямые товарищи и т. д.), чтобы определить, например, возможно ли взятие пешки на проходе или рокировка. Наиболее важным подмножеством ретро-задач являются:
    • Игры с кратчайшим доказательством : решатель получает позицию и должен построить игру, начиная с обычного игрового массива, который заканчивается в этой позиции. Обе стороны сотрудничают, чтобы достичь позиции, но все ходы должны быть законными. Обычно указывается количество ходов, необходимых для достижения позиции, хотя иногда задача состоит в том, чтобы просто достичь данной позиции за наименьшее количество ходов.
  • Строительные задачи : в строительных задачах не приводится диаграмма; вместо этого цель состоит в том, чтобы построить игру или позицию с определенными особенностями. Например, Сэм Лойд придумал задачу: «Построить игру, которая закончится тем, что черные поставят обнаруженный мат на четвертом ходу» (опубликовано в Le Sphinx, 1866; решение: 1.f3 e5 2.Kf2 h5 3.Kg3 h4 + 4.Kg4 d5 #); в то время как все ходы белых уникальны (см. «Красота в шахматных задачах» ниже), ходы черных - нет. Уникальная задача: «Построить игру с матом черной пешкой b на четвертом ходу» (из карты «Кратчайшие строительные задания» в разделе «Внешние ссылки»; единственное решение - 1.d4 c6 2.Kd2 Qa5 + 3.Kd3 Qa3 + 4.Kc4 b5 #). Некоторые строительные задачи требуют расположения максимального или минимального количества эффектов, например, игра с максимально возможным количеством последовательных обнаруженных проверок или позиция, в которой все шестнадцать фигур контролируют минимальное количество квадратов. Особый класс - это игры, однозначно определяемые их последним ходом, например «3... Rxe5 +» или «4... b5 #» сверху.

В большинстве вышеперечисленных жанров существует большой интерес к изучению Сказочные шахматы : где применяются нестандартные доски, фигуры или правила.

Красота в шахматных задачах

Черные маты на 5-м ходу, поднявшись до коня

Роль эстетической оценки в понимании шахматных задач очень значительна, и, действительно, большинство композиторов а решатели считают такие композиции видом искусства. Владимир Набоков писал об «оригинальности, изобретательности, лаконичности, гармонии, сложности и великолепной неискренности» создания шахматных задач и потратил на это немало времени. Не существует официальных стандартов, по которым можно отличить красивую проблему от плохой, и такие суждения могут варьироваться от человека к человеку, а также от поколения к поколению. Такого различия следует ожидать, когда дело касается эстетической оценки. Тем не менее, современный вкус обычно признает следующие элементы важными для эстетической оценки проблемы:

  • Положение проблемы должно быть законным. Другими словами, диаграмма должна быть достижима для разрешенных ходов, начиная с исходного игрового массива. Не считается дефектом, если к диаграмме можно добраться только через игру, содержащую то, что игроки, находящиеся за доской, сочли бы грубыми промахами.
  • Первый ход решения проблемы (ключевой ход или клавиша) должен быть уникальным. Проблема с двумя клавишами считается приготовленной и считается неисправной или неисправной. (Исключение составляют проблемы, составленные таким образом, чтобы иметь более одного решения, которые тем или иным образом тематически связаны друг с другом; этот тип проблемы особенно часто встречается у помощников.)
  • В идеале, в непосредственных товарищах должен быть уникальный ход белых после каждого хода черных. Выбор ходов белых (кроме ключевого) - двойственный. Дуалы часто допускаются, если проблема сильна в других отношениях и если дуалы возникают в линиях игры, которые являются вспомогательными по отношению к основной теме.
  • Решение должно иллюстрировать тему или темы, а не возникать из бессвязных вычислений. Многие из наиболее распространенных тем были названы проблематиками (список см. В терминологии шахматных задач ).
  • Ключевой ход решения не должен быть очевидным. Очевидные ходы, такие как чеки, взятия и (в прямых товарищах) ходы, которые ограничивают движение черного короля, делают плохие ключи. Ключи, которые лишают черного короля некоторых полей, на которые он мог первоначально двигаться (квадраты бегства), но в то же время предоставляют равное или большее количество квадратов бегства, приемлемы. Ключевые ходы, которые мешают противнику сыграть чек, также нежелательны, особенно в тех случаях, когда после чека не предоставляется мат. В общем, чем слабее (с точки зрения обычной игры за доской) ключевой ход, тем менее очевиден он будет и, следовательно, тем выше будет его оценка.
  • Не должно быть выдвинуто пешек в исходной позиции. Например, если у белых три коня, очевидно, что один из них получил повышение; то же самое и с двумя слонами светлого квадрата. Есть более тонкие случаи: если поле f1 пусто, белый слон стоит на b5, а на e2 и g2 есть белые пешки, то слон должен быть превращенной пешкой (изначальный слон никак не мог пройти мимо этих неподвижных пешек.). Такая фигура, которая не оставляет игроку дополнительных фигур по сравнению с фишками в начале игры, но, тем не менее, должна быть повышена, называется навязчивой. Наличие навязчивых единиц представляет собой меньший недостаток, чем наличие более явно продвигаемых единиц.
  • Проблема должна быть экономичной. У этого желаемого есть несколько аспектов. Во-первых, каждая фигура на доске должна служить определенной цели: либо задействовать реальное решение, либо исключать альтернативные решения. Не следует добавлять дополнительные юниты для создания «красных селедок» (это называется украшением доски), за исключением редких случаев, когда это является частью темы. Если тему можно показать с меньшим количеством единиц, так и должно быть. С другой стороны, проблема не должна включать больше ходов, чем необходимо для демонстрации конкретной темы (ей) в ее основе; если тема может быть показана за меньшее количество ходов, так и должно быть.

Пример задачи

Thomas Taverner. Dubuque Chess Journal,. 1889 (1-я премия)
abcdefgh
8Chessboard480.svg d8 черная слон e8 черная ладья черная ладья f8 g8 черный слон c7 белый конь h7 белый слон черная пешка c5 h5 белый ферзь c4 черная пешка f4 black king f3 белая пешка e2 белая пешка g2 белый король h2 белая ладья c1 белый конь f1 белая ладья g1 белый слон 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Белые маты двумя

справа - прямая задача на мат, составленная Томасом Тавернером в 1881 году.

Ключевой ход - 1.Rh1. Его трудно найти, потому что он не представляет угрозы - вместо этого он ставит черных в цугцванг, ситуацию, в которой каждый ход ведет к проигрышу, но игрок должен двигаться. Каждый из девятнадцати законных ответов черных позволяет немедленно получить мат. Например, если черные защищаются ходом 1... Bxh7, поле d5 больше не охраняется, и белые маты ходом 2.Nd5 #. Или, если черные сыграют 1... Re5, черные блокируют это поле для своего короля, допуская 2.Qg4 #. Если черные сыграют 1... Rf6, то 2.Rh4 #. Но если бы черные могли только пасовать (то есть вообще не делать ходов), у белых не было бы возможности сделать мат на втором ходу.

Тематический подход к решению состоит в том, чтобы заметить, что в исходной позиции черные уже почти в цугцванге. Если бы черные были вынуждены играть первыми, только Re3 и Bg5 не дали бы немедленного мата. Однако каждый из этих двух ходов блокирует поле бегства для черного короля, и как только белые уберут ладью с h2, белые могут поставить на это поле другую фигуру и поставить мат: 1... Re3 2.Bh2 # и 1...Bg5 2.Qh2 #.

Расположение черных ладей и слонов с парой соседних ладей и парой слонов известно проблематикам как Органные свирели. Эта схема предназначена для иллюстрации эффекта взаимного вмешательства черных: например, рассмотрим, что произойдет после ключа, если черные сыграют 1... Bf7. Теперь белые матируют ходом 2.Qf5 #, и этот ход возможен только потому, что ход черных стал препятствием для ладьей защиты f5 - это называется самовмешательством. Точно так же, если черные пробуют 1... Rf7, это нарушает защиту слона на d5, позволяя белым матировать ходом Nd5 #. Подобные взаимные помехи между двумя фигурами на одном квадрате известны как помехи Гримшоу. Тема этой проблемы как раз и связана с вмешательством Гримшоу.

Аббревиатуры

Из соображений экономии места и интернациональности в журналах шахматных задач часто используются различные сокращения для обозначения постановки задачи (будь то мат на двоих, помощник на четверых или что-то еще). Наиболее распространены следующие:

  • "#" сокращает мат
  • "=" обозначает пат (иногда вместо него используется "p", что по-французски означает "пат")
  • «h» сокращает помощник
  • «s» сокращает товарищ по себе
  • «r» сокращает «товарищ по рефлексу»
  • «ser-» сокращает серию

Они объединяются с числом для укажите, за сколько ходов должна быть достигнута цель. Таким образом, «# 3» указывает на мат из трех, а «ser-h = 14» указывает на патовую ситуацию в серии в 14 (т. е. черные делают 14 ходов подряд, например что белые могут впоследствии сделать один ход, чтобы поставить в тупик).

В исследованиях символы «+» и «=» используются для обозначения «белые играют и выигрывают» и «белые играют и ничья» соответственно.

Турниры

Существуют различные турниры (или турниры) как для составления, так и для решения шахматных задач.

Составные турниры

Составные турниры могут быть формальными или неформальными. В официальных турнирах конкурирующие задачи не публикуются до того, как они будут оценены, в то время как в неформальных турнирах они публикуются. Неформальные турниры часто проводят проблемные журналы и другие издания с регулярным тематическим разделом; Для получения неформальной награды характерно то, что каждая проблема была опубликована в конкретном журнале в течение определенного года. Официальные турниры часто проводятся в ознаменование определенного события или человека. (WCCT) - официальный турнир для национальных команд, организованный Постоянной комиссией ФИДЕ по шахматным композициям (PCCC).

Как в официальных, так и в неофициальных турнирах заявки обычно ограничиваются определенным жанром задач (например, товарищи по двое, больше ходов, товарищи по помощникам) и могут иметь или не иметь дополнительных ограничений (например, проблемы в патрульные шахматы, проблемы с отображением темы Lacny, проблемы с использованием менее девяти юнитов). Почести обычно присуждаются в трех степенях: это в порядке убывания заслуг, призы, почетные звания и благодарности. В каждую оценку может быть помещено столько задач, сколько судья сочтет целесообразным, и проблемы в каждой категории могут быть оценены или не оценены (таким образом, награда может включать 1-е почетное упоминание, 2-е почетное упоминание и 3-е место для почетного упоминания или всего три почетных знака без рейтинга).

После публикации награды существует период (обычно около трех месяцев), в течение которого люди могут утверждать, что ожидаются заслуженные проблемы (то есть идентичная проблема или почти такая же была опубликована на более раннем дата) или необоснованный (то есть проблема есть повара или нет решения). Если такие претензии поддерживаются, сумма компенсации может быть соответствующим образом скорректирована. По истечении этого срока награда становится окончательной. При повторной публикации можно указать любую награду, полученную за проблему.

Решающие турниры

Решающие турниры также делятся на два основных типа. В турнирах, проводимых заочно, участники присылают свои заявки по почте или электронной почте. Они часто проводятся на условиях, аналогичных неформальным турнирам по составу; действительно, те же задачи, что и заявки на участие в турнире неформального состава, часто устанавливаются и в турнире решений. Невозможно отказаться от использования компьютеров в таких турнирах, хотя некоторые проблемы, например, с особенно долгими решениями, не подходят для решения с помощью компьютера.

Другие решающие турниры проводятся с участием всех участников в определенное время и в определенном месте. У них есть ограниченное количество времени для решения задач, и использование любых вспомогательных средств, кроме шахмат, запрещено. Самым заметным турниром этого типа является Чемпионат мира по решающим шахматам, организованный PCCC.

В обоих типах турниров каждая задача приносит определенное количество очков, часто с бонусными очками за поиск поваров или за правильное отсутствие решения. Неполные решения получают соответствующую долю имеющихся баллов. Решатель, набравший наибольшее количество очков, становится победителем.

Титулы

Так же, как и в игре за доской, титулы Международный гроссмейстер, Международный мастер и Мастер ФИДЕ присуждаются ФИДЕ через Постоянную комиссию ФИДЕ по шахматным композициям (PCCC) за особо выдающихся композиторов и исследователей задач и исследований (однако, в отличие от обычных шахмат, здесь нет только женщин. эквиваленты этим титулам в проблемных шахматах).

В области композиции звание международного мастера было учреждено в 1959 году, первыми почетными лауреатами были Андре Шерон и Мариан Врубель. В последующие годы квалификация на звание IM, а также на звание GM (впервые присвоено в 1972 г. Генриху Каспаряну, Comins Mansfield и) и звание FM (впервые присуждено 1990) был определен на основе количества задач или исследований, выбранных композитором для публикации в Альбомах ФИДЕ. Эти альбомы представляют собой сборники лучших задач и исследований, составленные за определенный трехлетний период и выбранные назначенными ФИДЕ судьями из представленных работ. Каждая задача, опубликованная в альбоме, оценивается в 1 балл; каждое исследование стоит 1⅔; совместные сочинения имеют одинаковую ценность, разделенную на количество композиторов. Для присвоения звания Мастера ФИДЕ композитор должен набрать 12 очков; для присвоения звания международного мастера необходимо 25 баллов; а для получения звания гроссмейстера композитор должен набрать 70 баллов.

Для решающих звания GM и IM были впервые присуждены в 1982 году; титул FM последовал в 1997 году. Звания GM и IM можно получить только участвуя в официальном чемпионате мира по решающим шахматам (WCSC): чтобы стать GM, решатель должен набрать не менее 90 процентов очков победителя и в каждом случае финишировать. как минимум трижды на десятом месте в десяти последовательных WCSC. Для получения титула IM они должны набрать не менее 80 процентов очков победителя и каждый раз финишировать на пятнадцатом месте дважды в течение пяти последовательных WCSC; в качестве альтернативы, победа в одном WCSC или набрав столько очков, сколько победитель в одном WCSC, получит титул IM. Для получения титула FM решатель должен набрать не менее 75 процентов очков победителей и каждый раз финишировать в числе первых 40 процентов участников любых двух соревнований по решению, утвержденных PCCC.

Звание Международный судья по шахматным композициям присуждается лицам, которые считаются способными судить составление турниров на самом высоком уровне.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • (1989), Book of Extraordinary Chess Problems, Crowood. ISBN 1-85223-240-4. Энциклопедия неортодоксальных проблем и проблем «шахматного нестандартного мышления».
  • Стивен Л. Картер, Император Оушен-Парк. Шахматы и шахматные задачи в художественной литературе.
  • and (1991), Shortest Proof Games. Сборник из 170 доказательных партий (опубликованных в Германии, но написанных на английском языке).
  • (1961), How To Solve Chess Problems, Dover Publications. ISBN 0-486-20748-X. Предварительный раздел из 30 страниц - полезное введение для начинающих решателей; следует 112 проблем с обсуждением.
  • Липтон, Майкл, Мэтьюз, RCO и (1963), Chess Problems: Introduction to an Art, Faber.
  • Morse, Jeremy (1995; переработанное издание 2001 г.), Chess Problems: Tasks and Records, Faber and Faber. ISBN 0-571-15363-1. Концентрируется на максимальных задачах и записях.
  • Нанн, Джон (1985), Решение в стиле, Gambit Publications. ISBN 1-901983-66-8. Проблемы, рассматриваемые с точки зрения решателя.
  • (1996), Chess Wizardry: The New ABC of Chess Problems, Batsford / International Chess Enterprises. ISBN 1-879479-33-8. Общий обзор шахматных задач, включая обширный список тем и терминов, а также 460 задач. Широко считается лучшим однотомным трудом на английском языке по этой теме.
  • Велимирович, Милан и Валтонен, Кари (2012), Полная книга - Энциклопедия шахматных задач: темы и термины, Шахматный информатор. ISBN 978-86-7297-064-7. Обширный обзор тем и терминов по 1726 задачам от А до Я.
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:19:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте