A шахматная задача, также называемая шахматной композицией, представляет собой головоломку, составленную композитором с использованием шахматных фигур на шахматной доске, на которой представлен решатель с конкретной задачей. Например, может быть дана позиция с указанием, что белые должны идти первыми и за два хода поставить мат черным против любой возможной защиты. Шахматная задача принципиально отличается от игры за доской тем, что последняя включает борьбу между черными и белыми, тогда как первая включает соревнование между композитором и решателем. Большинство позиций, которые встречаются в шахматной задаче, «нереалистичны» в том смысле, что они очень маловероятны при игре за доской. В связи с шахматными задачами используется много специального жаргона; список см. в глоссарии шахматных задач.
Термин «шахматная задача "четко не определено: нет четкого разграничения между шахматными композициями, с одной стороны, и головоломками или тактическими упражнениями, с другой. Однако на практике различие очень четкое. Есть общие черты, присущие композициям в тематическом разделе шахматных журналов, в специализированных журналах по шахматным задачам и в сборниках шахматных задач в книжной форме.
Не в каждой шахматной задаче есть все одна из этих функций, но у большинства из них есть несколько:
Проблемы можно противопоставить тактическим головоломкам, которые часто встречаются в шахматных рубриках или журналах, в которых задача состоит в том, чтобы найти лучший ход или последовательность ходов (обычно ведущих к мату или получению материала) из данной позиции. Такие головоломки часто взяты из реальных игр или, по крайней мере, имеют позиции, которые выглядят так, как будто они могли возникнуть во время игры, и используются в учебных целях. Большинство таких головоломок не обладают перечисленными выше особенностями.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение: 1.Rcc7! (угрожая 2.Nc3)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Существуют различные типы шахматных задач:
Во всех вышеупомянутых типах задач рокировка считается разрешенной, если это не может быть доказано с помощью ретроградного анализа. (см. Ниже), что рассматриваемая ладья или король должны были сделать ранее ход. На проходе взятия, с другой стороны, считаются незаконными, если не будет доказано, что рассматриваемая пешка передвинулась на два поля на предыдущем ходу.
Есть несколько других типов шахматных задач, которые не попадают ни в одну из вышеперечисленных категорий. Некоторые из них действительно представляют собой закодированные математические задачи, выраженные с помощью геометрии и фигур шахматной доски. Известной такой задачей является поход коня, в котором нужно определить путь коня, который посетит каждую клетку доски ровно один раз. Еще одна задача - восемь ферзей, в которой восемь ферзей должны быть размещены на доске, чтобы ни одна из них не нападала на других.
Однако гораздо большее отношение к стандартным шахматным задачам имеют следующие, которые имеют богатую историю и неоднократно пересматривались с помощью журналов, книг и призов, посвященных им:
В большинстве вышеперечисленных жанров существует большой интерес к изучению Сказочные шахматы : где применяются нестандартные доски, фигуры или правила.
Роль эстетической оценки в понимании шахматных задач очень значительна, и, действительно, большинство композиторов а решатели считают такие композиции видом искусства. Владимир Набоков писал об «оригинальности, изобретательности, лаконичности, гармонии, сложности и великолепной неискренности» создания шахматных задач и потратил на это немало времени. Не существует официальных стандартов, по которым можно отличить красивую проблему от плохой, и такие суждения могут варьироваться от человека к человеку, а также от поколения к поколению. Такого различия следует ожидать, когда дело касается эстетической оценки. Тем не менее, современный вкус обычно признает следующие элементы важными для эстетической оценки проблемы:
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
справа - прямая задача на мат, составленная Томасом Тавернером в 1881 году.
Ключевой ход - 1.Rh1. Его трудно найти, потому что он не представляет угрозы - вместо этого он ставит черных в цугцванг, ситуацию, в которой каждый ход ведет к проигрышу, но игрок должен двигаться. Каждый из девятнадцати законных ответов черных позволяет немедленно получить мат. Например, если черные защищаются ходом 1... Bxh7, поле d5 больше не охраняется, и белые маты ходом 2.Nd5 #. Или, если черные сыграют 1... Re5, черные блокируют это поле для своего короля, допуская 2.Qg4 #. Если черные сыграют 1... Rf6, то 2.Rh4 #. Но если бы черные могли только пасовать (то есть вообще не делать ходов), у белых не было бы возможности сделать мат на втором ходу.
Тематический подход к решению состоит в том, чтобы заметить, что в исходной позиции черные уже почти в цугцванге. Если бы черные были вынуждены играть первыми, только Re3 и Bg5 не дали бы немедленного мата. Однако каждый из этих двух ходов блокирует поле бегства для черного короля, и как только белые уберут ладью с h2, белые могут поставить на это поле другую фигуру и поставить мат: 1... Re3 2.Bh2 # и 1...Bg5 2.Qh2 #.
Расположение черных ладей и слонов с парой соседних ладей и парой слонов известно проблематикам как Органные свирели. Эта схема предназначена для иллюстрации эффекта взаимного вмешательства черных: например, рассмотрим, что произойдет после ключа, если черные сыграют 1... Bf7. Теперь белые матируют ходом 2.Qf5 #, и этот ход возможен только потому, что ход черных стал препятствием для ладьей защиты f5 - это называется самовмешательством. Точно так же, если черные пробуют 1... Rf7, это нарушает защиту слона на d5, позволяя белым матировать ходом Nd5 #. Подобные взаимные помехи между двумя фигурами на одном квадрате известны как помехи Гримшоу. Тема этой проблемы как раз и связана с вмешательством Гримшоу.
Из соображений экономии места и интернациональности в журналах шахматных задач часто используются различные сокращения для обозначения постановки задачи (будь то мат на двоих, помощник на четверых или что-то еще). Наиболее распространены следующие:
Они объединяются с числом для укажите, за сколько ходов должна быть достигнута цель. Таким образом, «# 3» указывает на мат из трех, а «ser-h = 14» указывает на патовую ситуацию в серии в 14 (т. е. черные делают 14 ходов подряд, например что белые могут впоследствии сделать один ход, чтобы поставить в тупик).
В исследованиях символы «+» и «=» используются для обозначения «белые играют и выигрывают» и «белые играют и ничья» соответственно.
Существуют различные турниры (или турниры) как для составления, так и для решения шахматных задач.
Составные турниры могут быть формальными или неформальными. В официальных турнирах конкурирующие задачи не публикуются до того, как они будут оценены, в то время как в неформальных турнирах они публикуются. Неформальные турниры часто проводят проблемные журналы и другие издания с регулярным тематическим разделом; Для получения неформальной награды характерно то, что каждая проблема была опубликована в конкретном журнале в течение определенного года. Официальные турниры часто проводятся в ознаменование определенного события или человека. (WCCT) - официальный турнир для национальных команд, организованный Постоянной комиссией ФИДЕ по шахматным композициям (PCCC).
Как в официальных, так и в неофициальных турнирах заявки обычно ограничиваются определенным жанром задач (например, товарищи по двое, больше ходов, товарищи по помощникам) и могут иметь или не иметь дополнительных ограничений (например, проблемы в патрульные шахматы, проблемы с отображением темы Lacny, проблемы с использованием менее девяти юнитов). Почести обычно присуждаются в трех степенях: это в порядке убывания заслуг, призы, почетные звания и благодарности. В каждую оценку может быть помещено столько задач, сколько судья сочтет целесообразным, и проблемы в каждой категории могут быть оценены или не оценены (таким образом, награда может включать 1-е почетное упоминание, 2-е почетное упоминание и 3-е место для почетного упоминания или всего три почетных знака без рейтинга).
После публикации награды существует период (обычно около трех месяцев), в течение которого люди могут утверждать, что ожидаются заслуженные проблемы (то есть идентичная проблема или почти такая же была опубликована на более раннем дата) или необоснованный (то есть проблема есть повара или нет решения). Если такие претензии поддерживаются, сумма компенсации может быть соответствующим образом скорректирована. По истечении этого срока награда становится окончательной. При повторной публикации можно указать любую награду, полученную за проблему.
Решающие турниры также делятся на два основных типа. В турнирах, проводимых заочно, участники присылают свои заявки по почте или электронной почте. Они часто проводятся на условиях, аналогичных неформальным турнирам по составу; действительно, те же задачи, что и заявки на участие в турнире неформального состава, часто устанавливаются и в турнире решений. Невозможно отказаться от использования компьютеров в таких турнирах, хотя некоторые проблемы, например, с особенно долгими решениями, не подходят для решения с помощью компьютера.
Другие решающие турниры проводятся с участием всех участников в определенное время и в определенном месте. У них есть ограниченное количество времени для решения задач, и использование любых вспомогательных средств, кроме шахмат, запрещено. Самым заметным турниром этого типа является Чемпионат мира по решающим шахматам, организованный PCCC.
В обоих типах турниров каждая задача приносит определенное количество очков, часто с бонусными очками за поиск поваров или за правильное отсутствие решения. Неполные решения получают соответствующую долю имеющихся баллов. Решатель, набравший наибольшее количество очков, становится победителем.
Так же, как и в игре за доской, титулы Международный гроссмейстер, Международный мастер и Мастер ФИДЕ присуждаются ФИДЕ через Постоянную комиссию ФИДЕ по шахматным композициям (PCCC) за особо выдающихся композиторов и исследователей задач и исследований (однако, в отличие от обычных шахмат, здесь нет только женщин. эквиваленты этим титулам в проблемных шахматах).
В области композиции звание международного мастера было учреждено в 1959 году, первыми почетными лауреатами были Андре Шерон и Мариан Врубель. В последующие годы квалификация на звание IM, а также на звание GM (впервые присвоено в 1972 г. Генриху Каспаряну, Comins Mansfield и) и звание FM (впервые присуждено 1990) был определен на основе количества задач или исследований, выбранных композитором для публикации в Альбомах ФИДЕ. Эти альбомы представляют собой сборники лучших задач и исследований, составленные за определенный трехлетний период и выбранные назначенными ФИДЕ судьями из представленных работ. Каждая задача, опубликованная в альбоме, оценивается в 1 балл; каждое исследование стоит 1⅔; совместные сочинения имеют одинаковую ценность, разделенную на количество композиторов. Для присвоения звания Мастера ФИДЕ композитор должен набрать 12 очков; для присвоения звания международного мастера необходимо 25 баллов; а для получения звания гроссмейстера композитор должен набрать 70 баллов.
Для решающих звания GM и IM были впервые присуждены в 1982 году; титул FM последовал в 1997 году. Звания GM и IM можно получить только участвуя в официальном чемпионате мира по решающим шахматам (WCSC): чтобы стать GM, решатель должен набрать не менее 90 процентов очков победителя и в каждом случае финишировать. как минимум трижды на десятом месте в десяти последовательных WCSC. Для получения титула IM они должны набрать не менее 80 процентов очков победителя и каждый раз финишировать на пятнадцатом месте дважды в течение пяти последовательных WCSC; в качестве альтернативы, победа в одном WCSC или набрав столько очков, сколько победитель в одном WCSC, получит титул IM. Для получения титула FM решатель должен набрать не менее 75 процентов очков победителей и каждый раз финишировать в числе первых 40 процентов участников любых двух соревнований по решению, утвержденных PCCC.
Звание Международный судья по шахматным композициям присуждается лицам, которые считаются способными судить составление турниров на самом высоком уровне.