Шахматы (стихотворение)

редактировать
Шахматы
от Яна Кохановского
Szachy (Kochanowski).jpg Титульная страница издания 1585 года
Оригинальное названиеЩахи
СтранаРечи Посполитой
ЯзыкПольский
Предмет (и)Шахматы
Дата публикацииc. 1565 (1565)

Шахматы (польский : Szachy) - это стихотворение, написанное Яном Кохановским, впервые опубликованное в 1564 или 1565 году. Вдохновлено Марко Джироламо Виды, это поэтическое произведение, описывающее игру в шахматы между двумя мужчинами, Федором и Борзуем, которые борются за право жениться на Анне, принцессе Дания. Поэма антропоморфизирует пьес, представляя игру как битву двух армий в стиле, напоминающем батальные сцены в произведениях Гомера и Вергилий.

В 1912 году Александр Вагнер реконструировал игру, описанную в стихотворении, а Юрий Авербах обнаружил, что в 1967 году у нее есть три возможных окончания.

Содержание

  • 1 Фон
  • 2 Сюжет
  • 3 Критический анализ
    • 3.1 Художественный
    • 3.2 Шахматы
  • 4 Реконструкция
    • 4.1 Фон
    • 4.2 Реконструкция Вагнера
    • 4.3 Альтернативные концовки
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

История вопроса

Во время посещения итальянских земель в 1558–1559 гг. Ян Кохановский встретил Scacchia Ludus, стихотворение Марко Джироламо Вида, в котором описывается игра в шахматы, сыгранную на горе Олимп между Аполлоном и Меркурий. Не исключено, что Кохановский встречал и самого Виду. Вдохновленный Скаккией Людус, Кохановский решил написать свое собственное стихотворение с шахматной партией в качестве главной темы.

До второй половины XIX века шахматы часто считались лишь пересказом Стихотворения Виды, а не самостоятельного произведения. В своем эссе 1856 года «Шахматы в Польше» (польский : Szachy w Polszcze) историк Мауриций Дзедушицкий доказал, что стихотворение Кохановского, хотя и вдохновленное Scacchia Ludus, зависит от него лишь в малой степени и должно рассматриваться в полной мере. отдельное произведение искусства.

Шахматы посвящены «Яну Кшиштофу, графу Тарнову, кастеляну из Войничу. "

Сюжет

abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья b8 черный король белый ферзь d7 h7 белая ладья b4 черный конь черный слон d4 черная пешка b3 c3 черная пешка b1 белый король 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Согласно реконструкции Вагнера, матч был остановлен на ночь после 75. Rh7.

Тарсес, король Дании, имеет дочь по имени Анна. Из многих иностранцев, которые хотели на ней жениться, двое мужчин, Федор и Борзуй, выделялись как наиболее заинтересованные. После того, как двое мужчин заявляют, что хотят устроить дуэль, Тарсес предлагает вместо этого сыграть в шахматы. Федор и Борзуй изучают правила и, потратив некоторое время на тренировки, встречаются во дворце Тарсеса для игры.

Борзуй выбран играть белыми, а Федор - черными. Игра, описанная как битва антропоморфизированных пьес, начинается, составляя большую часть стихотворения. Кохановский использует названия фигур (которые часто отличаются от их эквивалентов в современном польском языке) в буквальном смысле, описывая игру как войну между пехотинцами (пешками ), рыцарями, лук - вооруженные священники (слоны ), боевые слоны (ладьи ), королевы и короли. Пьеса описывается метафорически: Захваты называются убийствами, а фигуры обладают эмоциями. В какой-то момент Борзудж пытается «воскресить» мертвого коня, то есть незаконно положить захваченную фигуру на доску. Когда обе королевы убиты, короли, как говорят, ищут новых жен среди своих слуг - метафора пешечного повышения.

Игра переходит в эндшпиль, и Борзудж действительно продвигается и получает новую Королева. Матч переходит в позицию, которая, кажется, заканчивается неизбежным матом белых на следующем ходу (см. Диаграмму). Федор не видит способа избежать поражения и не делает никаких шагов, несмотря на призывы к комментариям Борзуя и советов уйти в отставку от членов суда Тарсеса, которые смотрят игру. Солнце садится, и черные все еще не делают никаких ходов, и было решено, что игроки остановят игру на ночь, чтобы возобновить игру на следующий день.

Позже Анна, которая предпочла бы выйти замуж за Федора, посещает охраняемую на ночь комнату с шахматной доской. Она также изначально считает, что у белых нет возможности уклониться от мата, но впоследствии замечает шанс у черных. Анна громко высказывает загадочное мнение: что рыцари умеют драться, священники умеют давать советы, пехота не стесняется идти вперед и что изменить дорогое для любимого - не проблема. Перед уходом принцесса отворачивает черную ладью в сторону.

На следующий день безнадежный Федор и довольный Борзуй встречаются, чтобы закончить свою игру. Федор спрашивает охранников о повернутой ладье и узнает о визите Анны и ее словах. Борзудж не обращает внимания, полагая, что она имела в виду реальных рыцарей и священников. Федор начинает глубоко задумываться и понимает, что слова принцессы - это сообщение со скрытым намеком для него: он не должен использовать коня и слона, а пожертвовать самой ценной фигурой, которая у него еще есть, - ладья; перед тем, как закончить игру пешками. Чтобы привлечь внимание зрителей, Федор заявляет, что он признает проигрыш, если он не сможет матировать своего оппонента в следующие три хода. К удивлению Борзуя, черные жертвуют ладью и делают мат двумя пешками. Федор женится на Анне, а Борзуй уезжает, отклонив приглашение на свадьбу.

Критический анализ

Художественный

Шахматы написаны одиннадцатисложным стихом. Это было одно из первых произведений на польском языке, созданных Кохановским, который раньше писал в основном элегии и эпиграммы на латыни. По мнению проф. Эдмунд Котарский из Гданьского университета, «Шахматы» напоминают рассказ в частях, посвященных человеческим персонажам, а битва шахматных фигур - пародия на героический эпос из Гомер и Вергилий, «следуя своему стилю, представляя сюжет, который явно не был монументальным или грандиозным», так что «столкновение между серьезностью и юмором» приводит к юмористическим эффектам. Стихотворение было описано как более человечное, чем вдохновивший его Scacchia Ludus, поскольку вместо мифологических богов Кохановский рассказывает историю двух молодых людей, сражающихся за свое будущее.

Шахматы

Теоретик шахмат Владислав Литманович считает игровые навыки Борзуя и Федора не выдающимися, но отмечает, что теория игры была гораздо менее развита во времена Кохановского по сравнению с современностью.

Конечная комбинация является разновидностью колодца. -известно Проблема Диларама. Совет Анны, скорее всего, был легко понят современными читателями.

Реконструкция

Предыстория

В 1912 году Szachista Polski (польский : польский шахматист) Журнал объявил конкурс на реконструкцию игры, описанной в стихотворении Кохановского. Он закончился отправкой только одной записи - созданной Александром Вагнером, который был одним из сотрудников журнала. Вагнер представил свою реконструкцию под псевдонимом «Ванда Регер Нельска» (анаграмма его имени), чтобы его коллеги не были предвзяты при оценке работ. Большинство комментариев в творчестве Вагнера - это просто цитаты из стихотворения.

Реконструкция Вагнера

abcdefgh
8Chessboard480.svg b8 черный король c8 черная ладья e8 черный слон g8 черный конь черная пешка b7 черная пешка c7 g7 черный слон h7 черный ладья c6 белая пешка d6 белая пешка h6 черная пешка черная пешка f5 g5 черная пешка d4 белый ферзь белая пешка e4 белый конь e3 белый конь f3 h3 белая пешка e2 белый слон белая пешка f2 белая пешка g2 b1 черный ферзь e1 белый слон f1 белый король h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Позиция после 27.... f5. Борзуй теперь коснется своей пешки e4, и игроки начнут ссору из-за правила бокового хода

1. d4 d5 2. c3 e5 3. e3 a5 4. b3 h6 5. a3 Na6 6. h3 Bf5 7. Be2 Qd6 8. c4 g6 9. b4 axb4 10. axb4 OOO 11. Nf3 Kb8 12. Nc3 Rh7 13. Nxd5 Nxb4 14. Nxe5 Nc2 + 15. Kf1 Nxa1 16. Bd2 g5 17. Qxa1 Be6 18. e4 Bg7 19. Ne3 f6 20. Nf3 Qa6 21. Qb2 Qd6 22. d5 Bd7 23. Qd4 Qb6 24. c5 Qb1 + 25. Be1 Be8 26. c6 Rc8 27. d6 f5

Борзуй касается пешки e4, думая о 28. exf5 ?. Федор немедленно захватывает белого ферзя ходом 28.... Bxd4. Борзуй протестует, так как ему неизвестно правило касание-движение. В конце концов они соглашаются отменить переезд.

28. Qc4 Nf6 29. Ne5 Qb6 30. Rh2 h5 31. f3 Rd8 32. Bg3 f4

Белые размышляют, хотят ли они потерять коня или слона, и решают сохранить первого.

33. Nf5 fxg3 34. Nxg3 Rh8 35. Nd7 + Bxd7 36. cxd7 Rxd7 37. Qc1 Qxd6 38. Qxg5 h4 39. Nf5 Qb6 40. Qf4 Rh5 41. Qc1 c5 42. Ne3 Bh6 43. Kg1 Qd8 44. Kf1 46. ​​Qc4 Rxe2 + 47. Qxe2 Nxe3 48. Qe1 Qg5 49. Kg1 c4 50. Qf2 c3 51. Rh1 b6

Борзуй пытается незаконно снова поставить своего захваченного коня на доску, что Вагнер интерпретирует как 52. Na1 –B3?

52. Kh2 Qg3 + 53. Qxg3 + hxg3 + 54. Kxg3 Ra5 55. Kf2 Ra8 56. Ke2 Nc2 57. Kd1 Ne3 + 58. Kc1 Nxg2 + 59. Kb1 b5 60. h4 b4 61. h5 b3 62. e5 Bg5 63. h6 Nh6 64. e6 Bg5 65. h7 Nxf3 66. e7 Bxe7 67. h8 = Q + Kb7 68. Qh3 Ne5 69. Qh5 Nd3 70. Qh3 Nb4 71. Qf3 + Kb8 72. Qe2 Bf6 73. Qe6 Bg7 74. Qd7 Bd4 75. Rh7

После этого хода игра приостанавливается на ночь.

75.... Ra1 + 76. Kxa1 b2 + 77. Kb1 c2 #

Альтернативные концовки

В своей книге «В поисках истины» Грандмастер Юрий Авербах также реконструировал игру. В момент остановки игры на ночь это «зеркальное отражение» работы Вагнера (черный король на g8, черная ладья на h8 и т. Д.). Однако Авербах предложил черным три альтернативных способа мат. Первый такой же, как у Вагнера.

Два новых варианта (начиная с реконструкции Вагнера после 75. Rh7):

75.... c2 + 76. Kc1 Ra1 + 77. Kd2 c1 = Q + 78. Ke2 Qd1 # (или Qd3 #) и

75.... Ra1 + 76. Kxa1 c2 + 77 Qxd4 c1 = Q #

Обратите внимание, что первый вариант превзойдет заявление Федора о мате в течение трех ходов.

См. Также

Литература

Дополнительная литература

  • Авербах, Юрий (1967). В поисках истины [В поисках истины]. Москва: Физкультура и спорт.
  • Кохановский, Янв (1966). Szachy [Шахматы]. Варшава: Чительник. С предисловием Юлиана Кшижановского. (на польском языке)
  • Литманович, Владислав (1974). Dykteryjki i ciekawostki szachowe [Шахматные мелочи и анекдоты] (на польском языке). Варшава: Спорт и Туристика. Стр. 11–27.

Внешние ссылки

Wikisource содержит оригинальный текст, относящийся к этой статье: Шахматы (на польском языке)
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:18:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте