Храм Ченнакесава. (ಶ್ರೀ ಚೆನ್ನಕೇಶವ ದೇವಸ್ಥಾನ) | |
---|---|
Храм Ченнакесава в Соманатхпуре (также пишется храм Кешавы, Сомнатхпур) | |
Религия | |
Принадлежность | Индуизм |
Божество | Кешава (Вишну ) |
Местоположение | |
Местоположение | Соманатхапура, штат Карнатака, Индия |
Показано внутри Индия Показать карту Индии Храм Ченнакесава, Соманатхапура (Карнатака) Показать карту Карнатаки | |
Географические координаты | 12 ° 16′32.49 ″ N 76 ° 52′53.95 ″ E / 12,2756917 ° N 76,8816528 ° E / 12,2756917; 76,8816528 Координаты : 12 ° 16'32,49 ″ N 76 ° 52'53,95 ″ E / 12,2756917 ° N 76,8816528 ° E / 12.2756917; 76.8816528 |
Архитектура | |
Тип | Архитектура Хойсала |
Создатель | Соманатха Данданаяка |
Завершено | 1258 |
Храм Ченнакесава, также называемый храм Ченнакешава, храм Кешава или храм Кешава, является вайшнавским Индуистский храм на берегу реки Кавери в Соманатхапуре, Карнатака, Индия. Храм был освящен в 1258 году н.э. Соманатхой Данданаякой, генералом царя Хойсала Нарасимха III. Он расположен в 38 км (24 милях) к востоку от города Мисуру.
Богато украшенный храм является образцом архитектуры Хойсала. Храм заключен во двор с колонным коридором из небольших святынь (поврежденных). Главный храм в центре находится на высокой звездообразной платформе с тремя симметричными святилищами (гарбха-гриха), расположенными в квадратной матрице (89 x 89 футов), ориентированной по осям восток-запад и север-юг. Западное святилище предназначалось для статуи Кешавы (отсутствующей), северного святилища Джанардханы и южного святилища Венугопала, всех форм Вишну. Святилища имеют общий зал (сабха-мандапа) со множеством колонн. Наружные стены, внутренние стены, колонны и потолок храма замысловато вырезаны теологической иконографией индуизма и содержат обширные фризы с индуистскими текстами, такими как Рамаяна (южная часть), Махабхарата (северная часть) и Бхагавата-пурана (западная часть главного храма).
Храм Ченнакесава, утверждает Джордж Мичелл, представляет собой кульминацию постройки в стиле храма Хойсала и, тем не менее, уникальна во многих отношениях.
Город Соманатхапура был основан в 13 век генерала по имени Соманатха (Someya Dandanayaka в некоторых надписях). Он работал на царя Хойсала Нарасимха III. Соманатха создал Аграхара, которая дает браминам землю и выделенные ресурсы для строительства и содержания в ней храмов. Город (пура) стал известен по имени покровителя Соманатха-пура. Это место также упоминается в альтернативных вариантах написания, например, Сомнатхпур.
В центре нового поселения Соманатха построил храм Кешавы и освятил его в 1258 году нашей эры. Это был храм традиции вайшнавизма. В дополнение к этому храму, Соманатха освятил традицию шиваизма, связанную с храмом Панчалинга (буквально «храм пяти лингамов») в восточно-северо-восточном углу земельного гранта. Он также построил крепостную стену вокруг земли, но теперь она находится в руинах. Согласно надписям и текстовым свидетельствам, Соманатха дополнительно построил храмы Пурахара, Нарасимхешвара, Мурахара, Лакшминарасимха и Йоганараяна в стиле Хойсала в этом регионе, но все эти храмы, кроме Лакшминарасимхи, исчезли после того, как войны между индуистскими королевствами и мусульманскими султанами опустошили область, край. Храм Лакшминарасимха также находится в руинах. Из других исчезнувших храмов изображение святилища храма Йоганараяна известно только из сохранившихся произведений искусства, но оно также находится в поврежденной форме.
Храм Кешавы также был сильно поврежден, согласно надписям 15-го века. Он был отремонтирован в 16 веке при финансовой поддержке и гранте императоров Империи Виджаянагара. О ремонте свидетельствует разный цвет камней и качество работы веранды и частей северной башни и помоста главного храма. Отремонтированный храм был поврежден в 19 веке, а затем снова отремонтирован в начале 20 века правительством Майсура колониальной эпохи.
Часть камня с надписью каннада у входа в храм Кешава.Храм Кесавы является одним из некоторых 1500 индуистских и джайнских храмов, построенных королями империи Хойсала в разных частях своего королевства. Другие хорошо изученные храмы Хойсала включают храмы в Белуре и Халебиду.
Некоторые важные исторические даты и обстоятельства вокруг храма Кешавы начертаны на восьми камнях в разных частях Южной Индии.. Четыре надписи находятся на плитах из мыльного камня у входа в храм. На потолке веранды, окружающей храм, находятся две надписи: одна около юго-восточного угла, а другая - около северо-западного. Другая надпись находится около храма Харихарешвара на берегу реки Тунгабхадра. Восьмая надпись находится в храме Шивы на периферии первоначального земельного участка, храма Панчалинга. Большинство этих надписей подтверждают, что храм действовал примерно в середине 13 века. Две надписи, одна датированная 1497 годом н.э., а другая - 1550 годом, описывают повреждения и ремонт этого храма.
На храме есть многочисленные небольшие надписи, которые являются либо логотипом гильдий каменщиков, либо именем художника, вырезал блок, столб или произведение искусства.
Кешава, Джанардхана и Венугопала - имена, найденные в Бхагавад Гите, все в контексте Кришны. Термин Ченнакешава означает «красивый Кешава». Храм Кешава в Соманатхапуре - это храм традиции вайшнавизма в индуизме и один из многих храмов Кешава, построенных в 13 веке или ранее в различных частях Индии, а также в Белуре в 1117 году н.э. на расстоянии около 170 километров (110 миль).
Стамбха перед воротами храма (слева); вид на храм с мантапы с каменными надписями.Храм Кешава в Соманатхапуре обращен на восток и заключен в обнесенный стеной двор с большими воротами (махадвара). За стенами перед воротами стоит высокая колонна, на которой когда-то стояла статуя Гаруда, но теперь она отсутствует. Внутри ворот слева вертикальные стоящие камни для надписей. Эти камни имеют форму камней-героев, верхняя часть которых украшена индуистской иконографией, а также миниатюрными рельефами Кешавы, Джанардханы и Венугопалы. Надпись на старом каннаде. Небольшую входную мандапу поддерживают резные столбы из мыльного камня, вырезанные на токарном станке. Храм вырезан из мыльного камня, зелено-серого хлоритового сланца, который мягок в карьере, но затвердевает на воздухе. Его нет в наличии и, должно быть, импортировали из другой части Южной Индии. Это позволило художникам формировать и вырезать замысловатые детали для произведений искусства.
Во дворе есть большой открытый общественный двор, окруженный стеной, с главным трехбашенным храмом в центре. Стена внутреннего двора обрамляет прямоугольную веранду и множество небольших святынь.
Северный и южный ряд маленьких святынь внутри коридора внутреннего двора с колоннами состоит из восемнадцати одиночных святынь и одной связанной двойной святыни каждая. Двойной святилище находится в северо-западном и юго-западном углах двора. Западный ряд состоит из четырнадцати маленьких святынь, а восточный ряд состоит из восьми одиночных небольших святынь и двух связанных двойных святынь. Всего храм Кешавы состоит из 58 маленьких святынь размером 1x1, 4 небольших 2x1 связанных двойных святынь, 2 у входа и главного центрального храма. В 64 коридорных святилищах когда-то были ведические и пуранические божества и комнаты для паломников. Статуи в меньших святынях были изуродованы, их конечности сломаны или разрушены. Некоторые из найденных обломков лежат в куче внутри храма. Коллекция включает статуи джайнов в позе Кайотсарга, а также многочисленные индуистские статуи. Потолок южного массива святынь украшен резьбой на потолке, западный - нет, и на нем есть надпись, связанная с ремонтом, вместо эпохи Империи Виджаянагара. В северном массиве также в основном отсутствуют какие-либо потолочные украшения, за исключением лестницы в середине, в то время как восточный массив демонстрирует самые большие признаки повреждений и восстановления с отсутствием большинства небольших святынь, за исключением признаков их основания.
Основное Храм построен на джагати, что символизирует мирскую платформу. Он имеет высоту около 3 футов, имеет форму звезды и имеет каменные ступени на восточном конце, чтобы посетитель мог подняться к нему. Рядом с лестницей с каждой стороны находятся два святилища дварапала (стража), но они повреждены.
Платформа вокруг храма служит обходным проходом.Поднятая платформа джагати окружает главный храм с широким проходом.. Это прадакшина патха (обходной путь), и предполагается, что по нему следует идти по часовой стрелке, чтобы наглядно прочитать легенды Рамаяны, Махабхараты и Бхагавата Пураны в правильной последовательности. Восточная сторона платформы прямоугольная, а пространство под виманой (храмовой башней) отражает форму башни с заостренной звездой, с девятью точками на каждой стороне и двумя соединительными краями (всего 29). Каменные слоны изначально стояли на каждом конце платформы, но только 11 из 15 оригиналов сохранились в поврежденном состоянии. По сторонам звезды и там, где встречаются две звезды платформы джагати, было 14 изображений среднего размера, вероятно, наг и 58 изображений якшей, но все это сейчас отсутствует. В помещении храма хранится 7 осколков, найденных в начале 20 века.
Платформа выглядит издали как пять штабелей после тщательной лепки. С уровня джагати есть четыре каменных ступени, которые ведут преданного внутрь сабха-мандапы храма. Зал выглядит прямоугольным, но состоит из двух слившихся квадратов и прямоугольника. Небольшой квадрат находится у входа, самый большой квадрат посередине и прямоугольник, обращенный к трем святилищам (гарбха грия), все они поддерживаются замысловатыми резными колоннами. Главный зал открывается в каждое святилище через небольшую квадратную пуджу мандапу. В трех святилищах находятся Кешава (изображение утеряно), Джанардхана и Венугопала. Над каждым из этих святилищ возвышается башня в форме шестнадцатиконечной звезды (шикара) в северно-индийском стиле.
Внешняя стена Главный храм состоит из параллельных горизонтальных полос художественных работ, вырезанных над круговой платформой. Он состоит из трех основных частей: цокольной ленты, настенной ленты и верхней ленты. Самая нижняя полоса в подвальной части имеет высоту около 6 дюймов и показывает ряд слонов, в основном марширующих налево по часовой стрелке, по которой должен идти преданный. Слоны не являются точной копией друг друга, а скорее демонстрируют разные естественные выражения и игривость слонов. Некоторые показывают слонов на войне, бросающих врагов; в то время как другие показывают, как они дразнят всадников впереди. Полоса над слонами - это лошади с вооруженными всадниками, изображающие военный марш. В некоторых местах верблюды заменяют лошадей, предполагая, что Хойсала взяли верблюдов в свою армию. В некоторых роликах также изображена сцена битвы с лошадьми. В разных местах художники добавляли юмора, размещая карликов и обезьян, поддерживающих переднюю поднятую ногу лошадей.
Полоса над фризами всадников - это свиток природы. На нем изображены цветы, фрукты, иногда павлины и дикие животные. Полоса над ней - фриз мифологии. Это около 7 дюймов в высоту, около 2,5 футов над платформой, и на нем изображены легенды и духовные истории, найденные в Рамаяне (до лицевой стороны 5), в Пуранах, особенно в Бхагавата Пуране (с 6 по 11) и, наконец, Махабхарата. Вокруг храма есть множество панелей, которые рассказывают различные индуистские басни и истории.
Изображены только ранние парвы Рамаяны. В храме Кешавы показано несколько таких:
Остальная часть Рамаяны не изображена, и после этого начинается Бхагавата-пурана.
Полоса вокруг западной святыни изображает Бхагавата Пурану. Некоторые сцены Бхагаваты повторяются. Некоторые из легенд из него, показанных в храме Кешавы, включают:
Некоторые из сцен, показанных на внешней стене храма, включают:
Над полосой нижнего уровня с фризами, изображающими индуистские басни и легенды, находится группа мифических макар (существо, основанное на слияние различных животных), а затем - группа декоративных павлинов. Над павлиньим кольцом, состоящим из почти 200 рельефных резных фигурок, расположены ряды светской жизни людей и небольшие рельефы божеств, которые обвивают только часть сабха-мантапа (общественный зал) главного храма. Большинство из них испорчены и повреждены. Некоторые из них трудно идентифицировать.
Рельефы, связанные с божествами, в основном изображены Вишну в его различных аспектах и аватарах в традиции вайшнавизма, но они включают Шиву традиции шиваизма, Девис традиции шактизма и Сурья традиции индуизма саура. Например, если считать по часовой стрелке от входа, то №12 - это Саура, №23 - Дурга в ее форме Махишасурамардини, №25 - №28 - традиции Шайва.
Рельефы на панели. внешняя стена верхняя сторона Кришна с флейтой, люди и коровы слушают Стоящие Лакшми и Вишну Мохини, женский аватар Вишну Танцующий Ганеша со сладостями Кама со стеблем сахарного тростника Сарасвати с Веды и ее Вина В храме Кешавы есть сотни рельефов, в основном вайшнавских. Они включают темы Шайвы, Шакти и Сауры.Рельефы, показывающие повседневную жизнь людей, включают праздничные сцены, танцоров в различных мудрах, музыкантов с музыкальными инструментами 13 века, пары в ухаживаниях и сексуальных сценах, матерей, воспитывающих младенцев, охотников и т. Д. профессионалы с домашними животными, такими как собаки, солдаты, йоги, риши, люди в позе намасте, молящиеся пары и другие. Эти рельефы также включают многочисленные фризы, показывающие историю Прахлада, Хираньякашипу и аватара Вишну Нарасимха.
В случае с над тремя башнями над полосой резных фигурок павлина находится ряд больших рельефов божеств, которые обвивают храм. Существует около 90 рельефов, изображающих в основном Вишну с Лакшми, а также Шакти, Шиву, Брахму, Сарасвати, Индру, Индрани, Каму, Рати и другие. Большинство из них также частично испорчены, например, сломанные носы, отрезанные конечности, расколотые каменные украшения и другие виды повреждений. Поэтому некоторые из них трудно идентифицировать.
Некоторые иллюстративные резные изображения больших изображений включают:
Первые шестьдесят и последние шестьдесят рельефов имеют превосходную отделку и детали, в то время как средние шестьдесят пять панелей (№ 61 - № 134) менее детализированы. Некоторые из панелей подписаны ниже художником.
Богато украшенная башня с промежуточной каласой.На больших настенных изображениях на трех идентичных надстройках башни есть арка (торана).) для кадрирования изображения. Западная сторона имеет простые плоские или геометрические арки, в то время как северная и южная стороны украшены замысловатыми резными мотивами природы, такими как висящие фрукты, цветы и лианы с цветами. Некоторые из них включают бутоны и стадии естественного развития цветковых растений, а некоторые включают диких животных, таких как лев в центре. Сама башня сочетает в себе замысловатые произведения искусства в плане, в котором вращающиеся квадраты чередуются с 16-лепестковыми лотосами в форме звезды. По мере того как башня поднимается, временные шикары покрываются калашами (горшками, обычными для индуистских церемоний).
Все три башни имеют одинаковую высоту. В их плане используется лотос с продолговатым выступом, четыре набора орнаментальных башен, ритмично уменьшающихся в высоте и увенчанных каменной каласой. На башне изображены танцоры, гандхарвы, якши, киртимукхи, львиные лица и мифические животные, такие как макары. Вершина каждой башни имеет форму перевернутого цветущего цветка лотоса. На каждой из первоначальных вершин башен была большая каменная каласа, но они были повреждены вместе с суканасой, и храм остался без них. В ходе недавней реставрации пропавшая большая каласа была заменена маленькой цементной каласой.
Главный храм - это храм. вошел через восточный дверной проем. В нем не было двери, но ИСИ, которое управляет храмом, добавило к храму деревянную дверь. Внутри двери находится Наваранга с обычными девятью квадратами, предложенными в древних индуистских текстах о дизайне храмов. Квадратный формат расширяется за счет предоставления трех площадок анканы и джагали для сидящих преданных. Архитекторы добавили свет, встроив в стену перфорированные экраны. По словам Кришны, планировка трех дверных проемов внутри и двух ниш, изображения которых сейчас отсутствуют, предполагает, что интерьер этого храма был спроектирован в соответствии с панчаятана пуджей архитектурой, найденной в смарте индуистской традиции . 106>Столбы и потолки
Токарные столбы и замысловато вырезанный бесконечный узел потолок мандапы.
Мандапа (зал) поддерживается токарно-точеными столбами. Столбы, кроме двух, одинакового размера. Все они, кроме четырех в центре, имеют пять лепных украшений из общих жизненных тем, расположенных последовательно: диск, колокольчик, горшок, колесо и зонтик. Четыре набора центральных квадратных столбов Наваранги имеют якши и кронштейны, которые были повреждены или исчезли. Две колонны к востоку от центральной площади имеют форму 32конечной звезды.
Крыша Наваранги состоит из 16 квадратов, девять из которых находятся в сабха-мандапе, а остальные семь - в пристройке у восточного входа. Все они вырезаны, все индивидуальны, в каждый из них встроены природные мотивы и символика индуистской теологии. Среди них тема пальмовых листьев, различные стадии раскрытия лотоса, бесконечный узел, символизирующий карму и сансару, один с «танцорами, музыкантами, солдатами со стоящими Вишну и Шивой в различных формах», стропила в Шри Чакра тантрическая планировка и др.
Потолок между колоннами куполообразный и замысловато украшенный. Эти украшения могут включать в себя многолепестковые лотосы, мотивы банановых бутонов на основе ступенчатых водоемов и змеиные (ананта) узлы (символизирующие вечность). Внутри храма у каждой виманы есть вестибюль, который соединяет ее с главным прямоугольным мантапой (hall).
В Наваранге есть фризы, изображающие сцены из Рамаяны и Махабхараты.
Из трех святилищ стоит одно святилище. посвящен Кешаве, но изображение отсутствует в святилище. В двух других святилищах хранятся изображения Джанардханы и Кришны как Венугопалы (все три изображения являются формами индуистского бога Вишну ).
Южный вход в храм имеет две дварапалы: Бхадра и Субхадра. На перемычке над входом изображен Венугопала. Резное изображение Лакшминараяны 13 века изображено сидящим в позе йоги Сукхасана, с ним чакра, раковина, лотос и гада (булава). Сукханаси - это Джая и Виджая, в то время как на перемычке изображен сидящий Вишну, а на балке - танцующий Вишну. Южная гарбха-грия имеет площадь 8 х 8 футов, но включает ниши в стене для большего пространства. Изображение Кришны в sanctum имеет высоту 4,5 фута. Он носит серьги, ожерелья, нарукавники, браслеты, кольца на пальцах, кольца на пальцах ног, браслеты, пояс и украшенную драгоценностями диадему. Его ноги скрещены, голова слегка наклонена, когда он играет на бансури ( флейта) он держит обеими руками. Его пальцы находятся в положении постукивания, и все существа - от людей до коров, богов до богини внутри святилища изображаются погруженными в божественную музыку. Некоторые фигуры бегут слушать музыку, их одежда соскальзывает. Над домохозяевами, гопи и коровы показаны риши (мудрецы), которые тоже потерялись в опыте.
На краю тораны изображения (арка вверху) вырезаны десять аватаров Вишну по порядку: Матсья, Курма, Вараха, Нарасимха, Вамана, Парашурама, Рама, Баларама, Будда и Калки.
У северного входа в святилище тоже есть две дварапалы: Бхадра и Субхадра. Перемычка над входом показывает Джанардану, а навес снова показывает Лакшминараяну. За Суханаси на перемычке изображен сидящий Лакшми, а на балке - Йоганараяна, занимающаяся йогой. Гарбха-грия имеет статую высотой 6 футов, в которой пьедестал Гаруда - 1,5 фута, а изображение Джанардханы - 4,5 фута. Он носит украшения, и на краю тораны его изображения снова вырезаны десять аватаров Вишну.
Западный вход в святилище похож по размеру и на южное святилище.. Перемычка над входом показывает стоящего Кешаву, а навес показывает Гаджалакшми. За Сукханаси на перемычке изображен Вайкунтха Нараяна, сидящий на Ананта Шеше, а на балке - Вишну в позе йоги Сукхасана. Гарбха-грия имеет пьедестал Гаруда высотой 1,5 фута, но изображение отсутствует.
Рельеф стены, пробитые окна и лепной фриз
Потолок
Листы потолка
потолочный проем цветок
Потолок, еще один бесконечный узел
Потолок, символика и общественная жизнь внутри оправы
Музыка 13 века, храм Кешавы
Кришна с флейтой, храм Кешавы
Викискладе есть материалы, относящиеся к Храм Ченнакесава, Соманатхапура. |