Люди Чемвала

редактировать

Люди Чемвал (также Чемвел, Иль-Тенгвал, Джангвель, Сенгель, Сенгер) были календжинцами. говорящее общество, населявшее регионы западной и северо-западной Кении, а также регионы вокруг горы Элгон в разное время до конца 19 века. Слово нанди секкер (раковина каури) использовалось старейшинами Покота для описания одной части сообщества, которая занимала откос Эльгейо и чья территория простиралась через плато Уасин Гишу. Эта часть сообщества, похоже, соседствовала с карамоджонгами, которые называли их Сигер, имя, которое произошло от слова каримоджонг esigirait (раковина каури). Наиболее заметным элементом культуры секкер, по-видимому, было свисающее украшение в виде единственной раковины каури, прикрепленной к чубу женщин секкер, по крайней мере, с конца 1700-х и начала 1800-х годов.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Территория и соседи
    • 2.1 Чок
  • 3 Экономика
    • 3.1 Скотоводство
  • 4 Образ жизни
  • 5 История
  • 6 Общественный коллапс 1836 г.
  • 7 Конфликт Карамоджонг - Чемвал
  • 8 Юг I: Взаимодействие Чемвал - Покот
  • 9 Юг II: Ассимиляция Чемвал - Сигер
  • 10 Идентичность Нанди
  • 11 Ссылки
Этимология

Холлис (1905) отмечал, что до середины XIX века Нанди именовали себя Чемвалиндет (мн. Чемвалин) или Чемвал (мн. Чемвалек), в то время как другие общины, говорящие на календжинском языке, называли нанди как Чемнгал. Однако Хантингфорд (1927) заявил, что его последующее понимание заключалось в том, что нанди были известны как Чемвал, а их страна была известна как Чемнгал. Хантингфорд отметил, что в то время нанди все еще назывались чемвелами «Сук» и иль-Тенгвал масаи.

После своей экспедиции в Джубу Макдональд (1899) отметил «сенгер». «кто ранее» обитал на плато Гуаш Нгишу », заявив, что« поскольку «l» и «r» взаимозаменяемы, «Senguer» из экспедиции в Джубу, очевидно, является тем же словом, что и «Jangwel», термин, который г-н К. Хобли найденное нанди использовалось нанди для обозначения своего племени ".

Территория и соседи

В своей наибольшей степени Чемнгал занимал северные части Уасин Гишу, а также части Эльгейо-Мараквет, Транс Нзоя и южная часть Западного Покота ;

... Начинается от реки Кипорум в районе Уасин-Гишу и тянется вдоль реки Капсумбейвет. через центр Зива (Сириква), холмы Мойбен Пошта и Козе в Уасин Гишу. От холмов Козе он спускается, чтобы впасть в реку Мойбен. Граница идет вверх по реке Мойбен до слияния реки Конгипсебе и ручья Кимово. с. Он поворачивает на восток, чтобы покрыть участки суб-локации Марон в локации Эмбопут в районе Мараквет. Повернув на запад, он затем идет к Камолокону по границе Мараквет / Западный Покот и Мараквет. Отсюда он спускается в Себит, Сомор, затем в Конгелай и вверх по реке Свом. От реки Свом до слияния рек Свом и Чептенден. От реки Чептенден до места слияния рек Чептенден и Мойбен, где эти две реки сливаются с Кибоором.

— вождь сенгверов Арап Камусейн перед Земельной комиссией Кении 2 октября 1932 г.

Чок

Традиции покот, записанные Бичем (1911), указывают на тесную связь между секкерами и чоками Сообщество, которое занимало откос Эльгейо, который проходит вдоль края плато Уасин Гишу. В настоящее время неясно, применялся ли термин Chemwal к обоим общинам. Он отмечает, что старейшины Покота на рубеже XIX века утверждали это;

всегда было два исконных племени сук, живших на уступе Элгейо. Имена этих двух племен были Чок или Чук, что означает название короткого меча, и Секкер, что означает «раковины каури»

— Сук - их язык и фольклор, Бук, М., 1911
Экономика

Скотоводство

Сигеры традиции Туркана пасли особый тип длиннорогого черного крупного рогатого скота, который, по постулатам Лампхера, был породами санга.

жизнь

Орит - социальные группировки, сходные по концепции с кланами, по-видимому, сыграли определенную роль в социальной организации Чемвала. Один из этих «кланов» был известен как Качепкаи. Этот клан был изгнан во время вторжения туркана в Мору Ассигер и, как говорят, стал прорицателями ряда различных народов на горе. Регион Элгон.

История

К концу 18 века засуха, зафиксированная в фольклоре как Аояте - разразилась долгая засуха. Похоже, что факторы, приведшие к голоду, вместе разрушили идентичность Сенгвера.

Общественный коллапс 1836 года

Согласно традициям Туркана, записанным Лампхиром, идентичность Чемвала была уничтожена множеством факторов, связанных с засухой Аояте. Этот голод кажется аналогом голода, упомянутого Крапфом (1860 г.), когда он упоминает «великий голод 1836 г.». Он отмечает, что традиции Туркана утверждают, что

... была сильная засуха, поразившая большую часть региона Рифт-Валли. Сообщество Сигера было уничтожено и начало распадаться. Некоторые покинули свою гору и бежали на восток, но оказались в еще более засушливых условиях. [Он] стал сухим, и был сильный голод. Сигер ушел на восток в Мору Эрис, где большинство из них умерло от жары и голода. Так много умерло, что там до сих пор есть место под названием Кабосан [«гнилое место»]. Банды воинов-турканов вытеснили других Сигеров на север к озеру Туркана, где они сформировали секцию Инкабело развивающейся общины Дасенек (также Мерил ). Третьи были отброшены на холмы Сук на юг, чтобы быть включенными... Покот в ритуально важный клан Качепкаев. Многие были ассимилированы турканами, некоторые из которых стали новым кланом, известным просто как «Сигер», а победители овладели пастбищами и водными ресурсами Мору Ассигера.

— Лэмпхир, 1988
Конфликт Карамоджонга и Чемвала

Рассказ Лэмпхира о конфликте между Турканой и Сигером очень похож на рассказ Вильсона о конфликте между общинами Туркана и Малири. Согласно преданиям, записанным Уилсоном (1970), цзе продвинулись на восток и вошли на нынешнюю территорию Каримоджа в Адиланге, область, которая в то время была занята Малири. Характер контакта, кажется, был враждебным, так как Малири отступили на восток к региону горы Котен, где они оставались некоторое время. Такое положение дел сохранялось недолго, потому что люди с холма Тюркан, теперь называющие себя Туркана, откололись от Цзе в Котидо и начали продвигаться на восток. Это оказало чрезвычайное давление на Малири в Котене, заставив эту группу разделиться на две части.

Одна группа Малири, все еще известная как таковая у Карамоджонгов, но как Мерилль в другом месте, продвинулись дальше на восток, поселившись на востоке от откоса Туркана. Другая группа, назвавшая себя Покотозек, двинулась на юг и прибыла в Накилоро, который находится на откосе Туркана к северу от горы Морото, где они пробыли некоторое время, прежде чем двинуться дальше на юг, спустившись с восточной стороны. горы Чеморонгит и Черангани, прежде чем, наконец, разветвляться в направлении озера Баринго.

Обе эти традиции также имеют сходство с рассказом Эмли о расширении Турканы. Он заявляет об этом.

... (Туркана) миграция в Туркуэлл была осуществлена ​​двумя силами - Нитиром и Нгаматаком - но, достигнув этой реки, они осознали необходимость дальнейшего разделения, чтобы создать один участок для защиты уже завоеванной страны; и они решили, что Нгаматак следует разделить на две отдельные части, одна сохранит первоначальное название, а другая станет Нибелай. В результате этого разделения... Нитир под руководством Лугуина (работал) на восток, а нибелай под двумя лидерами, Накоритхой и Лолиоколи, (работал) на юг

— ED, Emley, 1927

В более позднем разделе он утверждает, что «Нитир, чье имя происходит от ithiger (орнамент), названы так из-за их любви к украшениям. Нитир адакари в Туркане лежит к северу от Нибелаи адакари. Говорят, что имя нибелай происходит от слов тобил (ломать) и эбелай (изогнутая боевая палка), и что они были названы так из-за того, что они продвигались вперед, возвращаясь снова и снова со сломанными боевыми палками. 36>

Юг I: Взаимодействие Чемвала и Покота

Отчет Лэмпхира, по-видимому, указывает на некую форму взаимодействия с Покот, приведшую к появлению прорицателей Качепкаев. Его рассказ подразумевает давление, но, похоже, не предполагает конфликт. Его рассказ соответствует традициям Покот, записанным Бичем (1911), дает общее представление о сообществе, которое он относится к пастырским Сук, которые, по-видимому, ассимилировали сообщество или, по крайней мере, часть сообщества, известного как Чок (Чук или Сук), которое ранее занимало откос Эльгейо.

Юг II: Ассимиляция Чемвал - Сигер

Согласно традиции масаев, фронт Уасин Гишу захватил группу людей, которые занимали плато Уасин Гишу, это сообщество помнят как Сенгер. Другие традиции масаев согласны с этим утверждением, отмечая, что лусекелай (то есть Сигерай / Сигер) подверглись нападению со стороны союза общин Уасин Гишу и Сирия.

В Дальнейшее совпадение с традициями масаев - это макро-календжинские традиции, такие как популярное повествование о происхождении, записанное Чесайной (1991). В нем говорится, что Кипсиги, Нанди и Туген разделились после серии несчастий, в частности, засухи и нападений Уасин Гишу Масаи. Рассказ Тапкенди также широко цитировался, чтобы проиллюстрировать прошлое занятие плато Уасин Гишу нанди, в частности, введение, которое гласит: «В то время, когда масаи занимали некоторые пастбища Нанди». Предполагается, что это было плато Уасин Гишу и что топонимы Нанди на плато были заменены названиями масаи. Об этом свидетельствуют некоторые «топонимы масаи в восточной части Нанди (т.е. граница Уасин-Гишу), которые указывают на то, что масаи временно владели полосой Нанди шириной примерно пять миль», к ним относятся Ндалат, Лолкерингети, Ндуэле и Ол-Лесос, которые к началу девятнадцатого века использовались нанди в качестве корейских названий (районов).

Однако традиции микрокаленджин, похоже, перевернули это повествование с ног на голову. Они сходятся во мнениях по ключевым моментам, а именно по прибывающему населению и ослабленному населению (в некоторых случаях известному как Сегелай), удерживающемуся в густых лесах вокруг плато. Ключевое отличие состоит в том, что календжинские общины рассматриваются как пришельцы.

Традиции кипсиги, такие как записанные Орчадсоном (1927), утверждают, что в то время, когда кипсиги и нанди были единой идентичностью, они двинулись на юг через страну, занятую «масаи». Орчадсон отмечает, что это «вероятно, нынешняя страна Уасин Гишу». Здесь они случайно были разделены на две части клином масаи, которых Орчадсон записывает как «Уасин Гишу (Масаи), живущий в долине Кипчориат (Ньяндо)». Однако в сообщениях Холлиса упоминается «ветвь под названием 'Л-Осигелла или Сегелли, [которые] укрылись в долине Ньяндо, но были уничтожены Нанди и Лумбва... Именно от них Нанди получили свою систему правления путем знахари.

Совокупность обоих повествований, однако, согласуется с крупномасштабным перемещением скотоводов с равнин в лесные районы, ассимиляцией лесных общин и широко распространенным изменением идентичности. Широко распространенная тенденция мутаи 1830-х продолжались по всему региону.

Идентичность Нанди

К середине XIX века эпоним Нанди был в обычное употребление, поэтому возрастные группы конца 19 века могли бы идентифицировать как Нанди.

ИпиндаПрозвищеГоды активностиПримечания
Чумо-1870–1877было от 50 до 60 в 1905 г.
Саве-1877 - 1885было от 42 до 52 в 1905
Кипкойимет-1885 -1892было между 34 и 44 в 1905 году
Каплелах-1892-1900были между 26 и 36 годами в 1905 году
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 09:38:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте