Чонси Райт

редактировать
Чонси Райт, ок. 1870

Чонси Райт (10 сентября 1830 - 12 сентября 1875) был американским философом и математиком, влиятельным ранним защитник дарвинизма и оказал большое влияние на американских прагматиков, таких как Чарльз Сандерс Пирс и Уильям Джеймс.

Содержание
  • 1 Биография
  • 2 Публикации
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Райт родился в Нортгемптоне, Массачусетс, сын купца и столп местной унитарной церкви. При финансовой помощи благотворителя Райт поступил в Гарвард, где чтение Ральфа Уолдо Эмерсона привело его к отказу от юного унитаризма. В 1852 году он окончил Гарвард и стал компьютером в Морском альманахе. В колледже его в основном интересовали естественные науки и математика. Однако в 1850-х годах он начал читать таких философов, как Фрэнсис Бэкон, Джон Стюарт Милль и Уильям Гамильтон, и стал частым участником North American Review и Nation, став известным защитником дарвинизма и критиком английского философа и социального теоретика Герберта Спенсера.

В 1870-71 гг. Он читал лекции по психологии в Гарварде. Хотя он был наиболее известен читающей публике как защитник дарвинизма, он был эклектичным сторонником мысли. Среди его эссе можно упомянуть «Эволюцию самосознания» (1873 г.) и две статьи по эволюции, опубликованные в начале 1870-х годов. Из них первая пытается объяснить наиболее сложную психическую деятельность людей как развитие элементарных форм сознательных процессов в животном царстве в целом; последнее является защитой теории естественного отбора от нападок Святого Георгия Миварта и Альфреда Рассела Уоллеса. С 1863 по 1870 год он был секретарем и регистратором в Американской академии искусств и наук, а в последний год своей жизни он читал лекции по математической физике в Гарварде. Он никогда не был женат, у него периодически возникали приступы депрессии и алкоголизма. Он умер от инсульта сразу после своего сорок пятого дня рождения. После его смерти его близкий друг Чарльз Элиот Нортон говорил о его великой преданности истине и его стремлении выслушивать критику своих взглядов. «Спорить с ним, - писал Нортон, - было моралью не меньше, чем интеллектуальной дисциплиной».

В 1872 году Райт помог основать Метафизический клуб вместе с другими гарвардскими интеллектуалами, такими как Чарльз Сандерс Пирс, Уильям Джеймс и Оливер Венделл Холмс-младший Его взгляды на дарвинизм сыграли значительную роль в формировании идей других членов клуба.

С религиозной точки зрения Райт был агностиком, утверждая, что мы должны отложить суждение о существовании Бога, потому что в любом случае нет твердых доказательств. Знаменитый аргумент Уильяма Джеймса о воле верить отчасти был направлен против агностицизма Райта. В этике он поддерживал утилитаризм, соглашаясь с Джоном Стюартом Миллем в том, что удовольствия различаются по качеству и количеству. Он был стойким критиком попытки Герберта Спенсера превратить дарвинизм в закон космического и социального прогресса. Как Милль и Огюст Конт, Райт придерживался позитивистского подхода к науке, который отвергает возможность (или даже значимость) метафизики. Его заявление о том, что научные принципы являются «рабочими гипотезами», повлияло на Джона Дьюи и других более поздних прагматиков. Утверждение Райта о том, что наука является метафизически нейтральной (не приверженной натурализму, идеализму или любому другому общефилософскому мировоззрению или онтологии ), рассматривается некоторыми как центральный вклад Райта.

Его эссе были собраны и опубликованы с биографическим очерком Чарльзом Элиотом Нортоном в 1877 году, а его письма были отредактированы и напечатаны в частном порядке в Кембридже, Массачусетс, в 1878 г. Джеймс Брэдли Тейер.

Публикации
См. Также
Примечания
Дополнительная литература

Атрибуция

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 08:55:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте