Чарли Хейден

редактировать
Американский басист

Чарли Хейден
Чарли Хейден в 1981 году. Чарли Хейден в 1981 году.
Справочная информация
Имя при рожденииЧарльз Эдвард Хейден
Родился(1937-08-06) 6 августа 1937 г.. Шенандоа, Айова, США
Умер11 июля 2014 (2014-07-11) (76 лет). Лос-Анджелес, Калифорния, США
Жанры
Род занятийМузыкант, композитор, руководитель группы, педагог
ИнструментыКонтрабас
Годы деятельности1957–2014
Совместные действия
Веб-сайтwww.charliehadenmusic.com

Чарльз Эдвард Хейден (6 августа 1937 - 11 июля 2014) был американцем джазом контрабасист, руководитель оркестра, композитор и педагог, чья карьера насчитывает более пятидесяти лет. В конце 1950-х годов Хейден был одним из первых участников новаторского квартета Орнетт Коулман.

Хаден произвел революцию в гармонической концепции игры на басу в джазе. Немецкий музыковед Иоахим-Эрнст Берендт писал, что «способность Хадена создавать неожиданные гармонии, импровизируя мелодические реакции на соло Колмана в свободной форме (вместо того, чтобы придерживаться заранее определенных гармоний), была радикальна и завораживала. Его виртуозность заключается... в невероятная способность заставить контрабас «звучать». Хейден культивировал гравитацию инструмента, как никто другой в джазе. Он - мастер простоты, которой трудно достичь ». Хейден сыграл жизненно важную роль в этом революционно новом подходе, развивая стиль игры, который иногда дополнял солиста, а иногда двигался независимо. В этом отношении, как и его предшественники басисты Джимми Блэнтон и Чарльз Мингус, Хаден помог освободить басиста от строго аккомпанирующей роли и стать более непосредственным участником групповой импровизации. В 1969 году он сформировал свою первую группу Liberation Music Orchestra с аранжировками пианистки Карлы Блей. В конце 1960-х он стал участником трио, квартета и квинтета пианиста Кита Джарретта. В 1980-х он сформировал свою группу Quartet West . Хейден также часто записывался и выступал в составе дуэтов с музыкантами, включая гитариста Пэта Метени и пианиста Хэнка Джонса.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Ранние годы карьера
    • 1,3 1964–1984
    • 1,4 1984–2000
    • 1,5 2000–2014
  • 2 Наследие
    • 2.1 Духовность и метод обучения
    • 2.2 Музыкальная философия
    • 2.3 Музыкальный стиль
  • 3 Личная жизнь
    • 3.1 Материальная потеря
  • 4 Дискография
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Хейден родился в Шенандоа, Айова. Его семья была исключительно музыкальной и выступала по радио под именем Haden Family, играя музыку кантри и американские народные песни. Хейден дебютировал в качестве певца на радио-шоу семьи Хейден, когда ему было всего два года. Он продолжал петь со своей семьей, пока ему не исполнилось 15 лет, когда он заразился бульбарной (стволовой) формой полиомиелита, поразившим его горло и лицевые мышцы. В возрасте 14 лет Хейден заинтересовался джазом после того, как услышал на концерте Чарли Паркера и Стэна Кентона. После того, как он оправился от боя с полиомиелитом, Хейден начал всерьез сосредоточиться на игре на басу. Интерес Хадена к инструменту был вызван не только джазовым басом, но и гармониями и аккордами, которые он слышал в композициях Баха. Вскоре Хейден задумал переехать в Лос-Анджелес, чтобы осуществить свою мечту стать джазовым музыкантом, и, чтобы сэкономить на поездке, устроился на работу в качестве хаус-басиста на телеканале ABC-TV Ozark Jubilee в Спрингфилд, штат Миссури.

Начало карьеры

Хейден часто говорил, что в 1957 году он переехал в Лос-Анджелес в поисках пианиста Хэмптона Хоуза. Он отказался от полной стипендии в Оберлин-колледже, где в то время не было установленной джазовой программы, чтобы поступить в Вестлейкский музыкальный колледж в Лос-Анджелесе. Его первые записи были сделаны в том же году с Полом Бли, с которым он работал до 1959 года. Он также играл с Art Pepper в течение четырех недель в 1957 году и с 1958 по 1959 год с Хэмптоном. Хоуза, с которым он познакомился благодаря дружбе с басистом Редом Митчеллом. Некоторое время он жил в квартире с басистом Скоттом ЛаФаро.

. В мае 1959 года он записал свой первый альбом с Орнетт Коулман. Квартет, основополагающий Форма будущего джаза. Фолк-стиль Хейдена дополнял элементы микротонального, техасского блюза Коулмана. Позже в том же году квартет переехал в Нью-Йорк и обеспечил длительное бронирование в авангардном Five Spot Café. Эта резиденция продлилась шесть недель и стала началом их уникального, свободного и авангардного джаза. Квартет Орнетта играл все на слух, как объяснил Хейден: «Сначала, когда мы играли и импровизировали, мы иногда как бы следовали шаблону песни. Затем, когда мы приехали в Нью-Йорк, Орнетт не играл в песенных композициях, таких как бридж, интерлюдия и тому подобное. Он просто играл. И тогда я начал просто следовать за ним и играть смену аккордов, которые он играл: на месте новые структуры аккордов, составленные в соответствии с тем, как он себя чувствовал в данный момент ».

В 1960 году проблемы с наркотиками заставил его покинуть группу Коулмана. В сентябре 1963 года он отправился на реабилитацию самопомощи в дома Synanon в Санта-Монике, Калифорния, и Сан-Франциско, Калифорния. Именно в то время, когда он был в Synanon House, он встретил свою первую жену, Эллен Дэвид. Они переехали в Верхний Вест-Сайд Нью-Йорка, где родились их четверо детей: их сын Джош в 1968 году и в 1971 году их тройняшки Петра, Рэйчел и Таня. Они расстались в 1975 году и впоследствии развелись.

1964–1984

Хейден возобновил свою карьеру в 1964 году, работая с трио саксофониста Джона Хэнди и пианиста Денни Зейтлина и выступая с Арчи Шепп в Калифорнии и Европе. Он также работал фрилансером с 1966 по 1967 год, играя с Генри «Рэдом» Алленом, Пи Ви Расселом, Аттилой Золлер, Бобби Тиммонсом, Тони Скотт и Тад Джонс / Мел Льюис Оркестр. Он записывал с Розуэллом Раддом в 1966 году и вернулся в группу Коулмана в 1967 году. Эта группа оставалась активной до начала 1970-х годов. Хейден был известен своей способностью умело следовать сменяющимся направлениям и модуляции импровизированных строк Орнетта.

Хейден стал членом трио Кита Джарретта и его «Американского квартета» с 1967 по 1976 год с барабанщиком Полом Мотианом и саксофонистом Дьюи. Красный человек. В состав группы входил также перкуссионист Гильерме Франко. Он также организовал коллектив Old and New Dreams, который состоял из Дона Черри, Редмана и Эда Блэквелла, которые были членами группы Коулмана. Эти музыканты понимали и могли независимо выражать и уважать импровизационные концепции Коулмана, применяя их в своих выступлениях с этой группой. Они продолжали играть музыку Коулмана в дополнение к своим собственным оригинальным композициям. В 1970 году Хейден получил стипендию Гуггенхайма за музыкальную композицию по рекомендации выдающегося дирижера Леонарда Бернстайна. За эти годы Хейден получил несколько грантов NEA на композицию. Хейден основал свою первую группу Liberation Music Orchestra («LMO») в 1969 году, работая с аранжировщиком Карлой Блей, бывшей женой Пола Блея. Их музыка была очень экспериментальной, исследуя как области фри-джаза, так и политическую музыку. Первый альбом был посвящен музыке времен гражданской войны в Испании, которая сильно вдохновила Хадена. Также вдохновленный бурным Национальным съездом Демократической партии 1968 года в Чикаго, он наложил на него такие песни, как «Ты - старый великий флаг » и «Happy Days are Again Are Again, в отличие от «Мы победим ».

Первоначальный состав состоял из Хадена и Карлы Блей, Гато Барбьери, Редмана, Мотана, Дона Черри, Эндрю Сирилла, Майка Мантлера, Розуэлл Радд, Боб Нортер, Ховард Джонсон (туба и бас-саксофон), Перри Робинсон и Сэм Браун.

На протяжении многих лет в LMO менялись члены, состоящие из «кто есть кто» из джазовых инструменталистов, и состояла из двенадцати членов из мультикультурного происхождения. В его состав также входили Ани Шэрон Фриман и Винсент Чанси (валторна), Тони Малаби (тенор-саксофонист) Джозеф Дейли (туба), Сенека Блэк (труба), Майкл Родригес (труба)., Мигель Зенон (альт-саксофон), Крис Чик (тенор-саксофон), Кертис Фаулкс (тромбон), Стив Карденас (гитара) и Мэтт Уилсон (барабаны). Благодаря аранжировке Блея они использовали не только более распространенные тромбон, трубу и тростники, но и тубу и валторну. Группа выиграла несколько наград в 1970 году, в том числе Гран-при Франции на дискотеке от Académie Charles Cros и премию «Золотой диск» Японии от [de ].

1971 года, во время турне с Квартет Орнетта Коулмана в Португалии (во времена фашистской диктатуры) Хаден посвятил исполнение своей «Песни для Че » революционерам-антиколониалистам в португальских колониях Мозамбик, Ангола и Гвинея. На следующий день он был задержан в аэропорту Лиссабона, заключен в тюрьму и допрошен DGS, португальской тайной полицией. Он был освобожден только после того, как Орнетт Коулман и другие пожаловались американскому атташе по культуре, и позже он был опрошен в Соединенных Штатах ФБР о своем выборе преданности делу.

Хаден решил сформировать ЖИО в разгар войны во Вьетнаме, из-за своего разочарования тем, что так много энергии правительства было потрачено на войну (в которой было много человеческих жертв), в то время как так много внутренних проблем в Соединенных Штатах (например, бедность, гражданские права, психические заболевания, наркомания и безработица) игнорировались. Целью Хадена было использование ЖИО для усиления неслышных голосов угнетенных людей. Он хотел выразить свою солидарность с прогрессивными политическими движениями всего мира, исполнив музыку, в которой говорилось о том, как инициировать и праздновать освобождающие изменения. Альбом LMO 1982 года The Ballad of the Fallen на ECM снова прокомментировал гражданскую войну в Испании, а также участие Соединенных Штатов в Латинской Америке. LMO много гастролировал на протяжении 1980-х и 1990-х годов. В 1990 году оркестр вернулся с Dream Keeper, вдохновленным стихотворением Лэнгстона Хьюза, и который также опирался на американскую музыку госпел и южноафриканскую музыку для комментариев. о расизме в США и апартеиде в Южной Африке. В альбоме представлены хоровые работы Молодежного хора Окленда. В 2005 году Хейден выпустил четвертый альбом Liberation Music Orchestra Not in Our Name, протест против вторжения США и оккупации Ирака.

. В 1982 году Хейден учредил Программу джазовых исследований в Калифорнийский институт искусств в Валенсии, Калифорния. В его программе особое внимание уделялось выступлениям в небольших группах и духовной связи с творческим процессом. Он призвал студентов открывать свои индивидуальные звуки, мелодии и гармонии. Джазовое общество Лос-Анджелеса признало Хейдена «джазовым педагогом года» за его просветительскую работу в этой программе. Среди учеников Хейдена были сын Джона Колтрейна, тенор-саксофонист Рави Колтрейн, трубач Ральф Алесси, пианист, композитор и басист Скотт Колли.

1984 г. –2000

В 1984 году Хейден познакомился с певицей и бывшей актрисой Рут Кэмерон. Они поженились в Нью-Йорке, и на протяжении всего их брака Рут руководила карьерой Хадена, а также совместно с ним продюсировала множество альбомов и проектов.

В 1986 году Хаден сформировал свою группу Quartet West по предложению Рут. Первоначальный квартет состоял из Эрни Уоттса на саксофоне, Алана Бродбента на фортепиано и давнего соавтора Билли Хиггинса на барабанах. Позже Хиггинса заменил Лранс Марабл. Когда Марабл стал слишком болен, чтобы выступать, к группе присоединился барабанщик Родни Грин. Помимо оригинальных композиций Хейдена и Бродбента, в их репертуар также входили поп-баллады 1940-х годов, которые они играли в стиле нуар, ориентированном на боп. Краткое сотрудничество с тенор-саксофонистом Джо Хендерсоном и барабанщиком Элом Фостером продемонстрировало игру Хадена в более жестком джазовом контексте.

В 1989 году Хейден открыл серию «Приглашений» на Монреальском джазовом фестивале. С разными музыкантами, которых он выбрал, они выступили на фестивале восемь вечеров подряд. Каждое из этих событий было записано, и большинство из них было выпущено в сериале «Монреальские ленты».

В 1994 году Джинджер Бейкер, легендарный барабанщик из группы Cream, сформировал еще одно трио под названием The Ginger Baker Trio с Хейденом и гитаристом Биллом Фризеллом.

Дуэты : Хейден выступал дуэтами, так как ему нравилась интимность этого формата. В 1995 году Хейден выпустил Steal Away: Spirituals, Hymns and Folk Songs с пианистом Хэнком Джонсом, альбом, основанный на традиционных спиричуэлс и народных песнях. Хейден одновременно играл и продюсировал альбом. В конце 1996 года он сотрудничал с гитаристом Пэтом Метени над альбомом Beyond the Missouri Sky (Short Stories), исследуя музыку, которая повлияла на их детские переживания в юго-западной Айове и северо-западном Миссури соответственно, с чем Хейден называется «современная импрессионистическая Американа». Хейден был удостоен своей первой премии Грэмми за альбом за лучшее джазовое инструментальное исполнение.

В 1997 году классический композитор Гэвин Брайарс написал By the Vaar, расширенное адажио для Хадена. Инструментарий включал струны, бас-кларнет и ударные. Пьеса была записана с Английским камерным оркестром для альбома Farewell to Philosophy. Это синтез джаза и классической камерной музыки с резонансными нотами пиццикато и струнами, имитирующими басовый звук Хадена.

2000–2014

В 2001 году Хейден выиграл латинскую премию. Премия Грэмми за лучший компакт-диск с латино-джазом за его альбом Nocturne, который содержит болеро из Кубы и Мексики. В 2003 году он получил премию Latin Grammy за лучшее латинское джазовое исполнение за свой альбом Land of the Sun. Хейден вновь собрал Liberation Music Orchestra в 2005 году, в основном с новыми участниками, для альбома Not In Our Name, выпущенного на Verve Records. Альбом был посвящен в первую очередь современной политической ситуации в США.

В 2008 году Хейден вместе со своей женой Рут Кэмерон Хейден продюсировал альбом «Семья и друзья Чарли Хейдена: Бродячий мальчик». В нем представлены несколько его ближайших родственников, в том числе Рут Кэмерон, его тройняшки-музыканты, сын Джош и муж Тани, певец и мультиинструменталист Джек Блэк. К ним присоединились банджоистка Бела Флек и гитарист / певец Винс Гилл, Пэт Метени, Элвис Костелло, Розанна Кэш, Брюс Хорнсби (фортепиано и клавишные) и другие ведущие музыканты из Нэшвилла. Альбом восходит к временам Хадена, когда он играл Американа и музыку мятлика со своими родителями в их радиошоу. Идея пришла к Хадену, когда его жена Рут собрала семью Хаденов на 80-летие его матери и предложила всем спеть «You Are My Sunshine » в гостиной, так как эту песню знали все. Rambling Boy был призван соединить музыку из его раннего детства в группе Haden Family с новым поколением семьи Haden. Альбом включает в себя песни, ставшие знаменитыми благодаря Stanley Brothers, Carter Family и Hank Williams, а также традиционные песни и оригинальные композиции.

В 2009 году швейцарский режиссер Рето Кадафф выпустил фильм о жизни Хейдена под названием «Бродячий мальчик». Он был показан на Кинофестивале Теллурида и на Ванкуверском международном кинофестивале в 2009 году. Летом 2009 года Хейден снова выступил с Колманом на Meltdown Festival в Саутбэнк, Лондон. Он также выступал и продюсировал дуэтные записи с пианистом Кенни Бэрроном, с которым он записал альбом Night and the City. В феврале 2010 года Хейден и пианист Хэнк Джонс записали компаньон для Steal Away: Spirituals, Hymns и Folk Songs под названием Come Sunday. Джонс умер через три месяца после записи альбома.

Награды: В 2012 году Хейден был удостоен награды NEA Jazz Masters Award. В 2013 году Хейден получил Премию Грэмми за заслуги перед жизнью. В 2014 году Хаден был награжден кавалером ордена искусств и литературы Министерством культуры Франции. Посмертная церемония в его честь состоялась во Французской службе культуры в январе 2015 года в Нью-Йорке, где его жене Рут была вручена медаль.

Посмертные релизы: В сентябре 2014 года, через три месяца после его смерти, вновь активированный Impulse! лейбл выпустил Charlie Haden-Jim Hall, запись дуэта на Монреальском международном джазовом фестивале 1990 года. «Этот альбом документирует редкое путешествие», - написал пианист Итан Айверсон на обложке альбома. Хотя Хейден смертельно болен, он продюсировал и работал над альбомом. В июне 2015 года Impulse выпустил Tokyo Adagio, совместный проект 2005 года с Гонсало Рубалькаба, аналогично спродюсированный Хаденом, когда он был при смерти.

Наследие

Духовность и метод обучения

Пока он не отождествлял себя с определенной религиозной ориентацией, Хаден интересовался духовностью, особенно в связи с музыкой. Он чувствовал, что его долг и долг художника - принести в мир красоту, сделать этот мир лучше. Он призвал своих учеников найти свой собственный уникальный музыкальный голос и перенести его на свой инструмент. Он также призвал своих учеников быть в настоящем моменте: «Нет вчера и завтра, есть только сейчас», - пояснил он. Чтобы найти это состояние и, в конечном итоге, найти свое духовное «я», Хаден призывал человека стремиться к смирению и уважению к красоте; быть благодарным за способность сочинять музыку и возвращать миру музыку, которую они создают. Он утверждал, что музыка научила его этому процессу обмена, поэтому он обучал этому своих учеников. По мнению Хадена, музыка также преподает невероятно ценные уроки о жизни: «В очень юном возрасте я узнал, что музыка учит вас о жизни. Когда вы находитесь в процессе импровизации, нет ни вчера, ни завтра - есть только момент, в котором вы находитесь. В этот прекрасный момент вы ощущаете свое истинное ничтожество для остальной вселенной. Именно тогда и только тогда вы можете ощутить свое истинное значение ».

Музыкальная философия

Хаден также рассматривал джаз как «музыку бунта» и считал своей обязанностью и миссией бросить вызов миру с помощью музыки и художественных рисков, которые выражали его собственное художественное видение. Он считал, что вся музыка происходит из одного и того же места, и поэтому он сопротивлялся тенденции делить музыку на категории. Он был демократичен в своих вкусах и музыкальных партнерах, и был заинтересован в музыкальном сотрудничестве с людьми, которые разделяли его чувства в музыке и жизни. Его музыка (особенно музыка, которую он создал с LMO) была основана на музыке народов, борющихся за свободу от угнетения. Хейден говорил об этом со ссылкой на свой альбом American Dreams 2002 года, заявив: «Я всегда мечтал о мире без жестокости и жадности, о человечестве с таким же творческим блеском, что и наша солнечная система, об Америке, достойной мечтаний Мартина Лютера. Король и величие Статуи Свободы... Эта музыка посвящена тем, кто все еще мечтает об обществе с состраданием, глубоким творческим интеллектом и уважением к ценности жизни - для наших детей и нашего будущего.

Музыкальный стиль

Помимо лирической игры, Хейден был известен своим теплым тоном и тонким вибрато на контрабасе. Его подход к басу основан на его убеждении, что басист должен перейти от аккомпанирующей роли к более непосредственной роли в групповой импровизации. Это особенно очевидно в его работе с квартетом Орнетта Коулмана, где он часто импровизировал мелодические ответы на соло Колмана в свободной форме вместо того, чтобы играть ранее написанные строки. Он часто закрывал глаза во время выступления и принимал позу, в которой наклонялся вокруг баса, пока его голова не оказалась почти у основания моста баса.

В интервью Хадену, пианист Итан Айверсон отметил, что «сочетание народной песни, авангардной чувствительности и Баха -подобной классической гармонии Хадена - это поток в этой музыке, столь же характерный, как и Телониус Монк или Элвину Джонсу."

Хейдену принадлежал один бас размером в три четверти и один бас размером в семь восьмых. Большой бас - один из небольшого количества басов, сделанных Жан-Батистом Вийомом, французский luthier, в середине девятнадцатого века. Он очень ценил этот бас, играя на нем только во время записи и работы в непосредственной близости от своего дома, чтобы не повредить его при транспортировке. приписал особую и ценную природу баса лаку, который использовал Вийом, который похож на итальянский лак.

Хаден страдал от тиннитуса, звон в обоих ушах, который, как он полагал, он приобрел в результате постоянного воздействия игры рядом с барабанами и, возможно, из-за чрезвычайно громкого концерта, на котором он играл в конце 1960-х. Он также страдал от гиперакузии или чувствительности к громким звукам. В результате, когда он играл с барабанщиком, ему приходилось играть за перегородкой из плексигласа.

Пианист «Американского квартета» Кейт Джарретт сказал о манере игры Чарли: «Он хотел связать материал в все время очень личный стиль. Он не был из тех, кто мог погрузиться в грув и просто наслаждаться им просто потому, что это был грув ».

Личная жизнь

Хейден умер в Лос-Анджелесе 11 июля 2014 года в возрасте 76 лет. Он страдал от последствий постполиомиелитного синдрома и осложнений. от болезней печени. Его жена Руфь и четверо детей были рядом с ним.

13 января 2015 года в ратуше Нью-Йорка состоялся мемориальный концерт, спродюсированный и организованный Рут, на котором его коллеги-музыканты, члены семьи, друзья и поклонники вспомнили и отметили его жизнь.

У Хадена остались жена Рут и четверо детей от первого брака. Его сын, Джош Хейден, является бас-гитаристом и певцом группы Spain. Его дочери, Петра, Таня и Рэйчел Хейден, все певицы и инструменталисты. Петра играет на скрипке, Рэйчел - на фортепиано и бас-гитаре, а Таня, визуальный художник, играет на виолончели. У них есть группа под названием The Haden Triplets, и они записали свой одноименный альбом в 2012 году. Комик / актер Джек Блэк был его зятем через Таню.

Материальный ущерб

25 июня 2019 года The New York Times Magazine перечислил Чарли Хейдена среди сотен артистов, у которых были мастер-записи, которые, вероятно, были уничтожены в 2008 Universal fire.

Дискография
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы, связанные с Чарли Хейден.
Последняя правка сделана 2021-05-14 07:57:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте