Чарльз Вильерс Стэнфорд

редактировать
Ирландский композитор, учитель музыки и дирижер

изображение головы и плеч пожилого мужчины с полной шевелюрой и усами и пенсне Стэнфорд в 1921 году

Сэр Чарльз Вильерс Стэнфорд (30 Сентябрь 1852 - 29 марта 1924) был ирландским композитором, учителем музыки и дирижером эпохи позднего романтизма. Стэнфорд родился в богатой и очень музыкальной семье в Дублине, получил образование в Кембриджском университете, а затем изучал музыку в Лейпциге и Берлине. Он сыграл важную роль в повышении статуса Музыкального общества Кембриджского университета, привлечении международных звезд для выступления с ним.

Еще будучи студентом, Стэнфорд был назначен органистом Тринити-колледжа в Кембридже. В 1882 году, в возрасте 29 лет, он был одним из профессоров-основателей Королевского музыкального колледжа, где он преподавал композицию до конца своей жизни. С 1887 г. он был также профессором музыки в Кембридже. Как учитель, Стэнфорд скептически относился к модернизму и основывал свои наставления в основном на классических принципах, примером которых является музыка Брамса. Среди его учеников были восходящие композиторы, чья слава продолжала превосходить его собственную, такие как Густав Холст и Ральф Воан Уильямс. Как дирижер Стэнфорд занимал посты в хоре Баха и на трехгодичном музыкальном фестивале в Лидсе..

Стэнфорд сочинил значительное количество концертных произведений, в том числе семь симфоний, но больше всего запомнились ему его произведения. хоровые произведения для церковного исполнения, в основном составленные в англиканской традиции. Он был преданным композитором оперы, но ни одна из его девяти завершенных опер не вошла в общий репертуар. Некоторые критики считали Стэнфорд вместе с Хьюбертом Парри и Александром Маккензи ответственными за ренессанс в музыке Британских островов. Однако после его заметного композиторского успеха в последние два десятилетия XIX века, его музыку затмили в XX веке музыка Эдварда Элгара, а также его бывших учеников.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Кембридж
    • 1.3 Лейпциг
    • 1.4 Восходящий композитор
    • 1.5 Профессор
    • 1.6 Дирижер и композитор
    • 1.7 ХХ век
    • 1.8 Последние годы
    • 1.9 Награды
  • 2 Произведения
    • 2.1 Оркестровые
    • 2.2 Камерные произведения
    • 2.3 Церковная музыка
    • 2.4 Оперы
  • 3 Записи
  • 4 Примечания и ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Ранние годы

камеи, только голова, из мужчина и женщина в викторианском стиле в профиль слева Родители Стэнфорда, Джон и Мэри Стэнфорд молодой парень в викторианском платье, сидящий за столом Стэнфорд, 12 лет

Стэнфорд родился в Дублине, единственный сын Джона Джеймса Стэнфорда и его второй жены Мэри, урожденной Хенн. Джон Стэнфорд был известным дублинским юристом, экзаменатором канцелярского суда Ирландии и клерком короны графства Мит. Его жена была третьей дочерью Уильяма Хенна, магистра канцелярии Ирландии, и внучкой судьи Уильяма Хенна. Оба родителя были опытными музыкантами-любителями; Джон Стэнфорд был виолончелистом и известным бас-певцом, который был выбран на главную роль в фильме Мендельсона Элайджа в ирландском Премьера состоялась в 1847 году. Мэри Стэнфорд была пианисткой-любителем, способной играть сольные партии в концертах в Дублине.

Молодой Стэнфорд получил обычное образование в частной дневной школе в Дублине, которой руководил Генри Тилни Бассетт. кто сосредоточился на классике, исключив другие предметы. Родители Стэнфорда поощряли не по годам развитые музыкальные таланты мальчика, наняв несколько учителей по классу скрипки, фортепиано, органа и композиции. Трое из его учителей были бывшими учениками Игнаца Мошелеса, в том числе его крестная мать Элизабет Мике, о которой Стэнфорд вспоминал: «Она научила меня, до того как мне исполнилось двенадцать лет, читать с листа... я каждый день играю в конце урока Мазурку из Шопена : никогда не позволяю себе останавливаться из-за ошибки... К тому времени, как я отыграл все пятьдесят два Мазуркас, я мог читать большую часть музыки того калибра, с которым мои пальцы могли бы сравнительно легко справиться ». Одно из самых ранних произведений молодого Стэнфорда, марш ре мажор, написанное, когда ему было восемь лет, было исполнено в пантомиме в Королевском театре в Дублине три года спустя. В возрасте семи лет Стэнфорд дал фортепианный концерт для приглашенной аудитории, играя произведения Бетховена, Генделя, Мендельсона, Мошелеса, Моцарта и Бах. Одна из его песен была принята хоровым обществом Дублинского университета и была хорошо принята.

В 1860-х Дублин время от времени посещали международные звезды, и Стэнфорд смог услышать таких известных исполнителей, как Джозеф Иоахим, Анри Вьекстемп и Аделина Патти. Ежегодный визит итальянской оперной труппы из Лондона во главе с Джулией Гризи, Джованни Маттео, Марио, а позже Терезой Титдженс дал Стэнфорду вкус к опере, который остался с ним всю жизнь. Когда ему было десять лет, родители взяли его на лето в Лондон, где он жил с дядей своей матери в Мэйфэре. Там он брал уроки композиции у композитора и учителя Артура О'Лири и уроки игры на фортепиано у Эрнста Пауэра, профессора фортепиано в Королевской музыкальной академии (ОЗУ). По возвращении в Дублин, когда его крестная мать покинула Ирландию, он брал уроки у Генриетты Флинн, другой бывшей Лейпцигской консерватории ученицы Мошелеса, а затем у Роберта Стюарта, органиста Собор Святого Патрика, а также от третьего ученика Мошелеса, Майкла Куорри. Во время своего второго пребывания в Лондоне, два года спустя, он встретил композитора Артура Салливана и музыкального администратора и писателя Джорджа Гроува, которые позже сыграли важную роль в его карьере.

Джон Стэнфорд надеялся, что его сын последует за ним в юридическую профессию, но принял его решение заняться музыкой как карьерой. Однако он оговорил, что Стэнфорд должен иметь обычное университетское образование, прежде чем отправиться на музыкальное образование за границу. Стэнфорд безуспешно пытался получить стипендию по классике в Тринити-холл, Кембридж, но получил стипендию по органу, а затем и стипендию по классике в Куинс-колледже. К тому времени, когда он переехал в Кембридж в 1870 году, он написал значительное количество сочинений, включая вокальную музыку, как духовную, так и светскую, и оркестровые произведения (рондо для виолончели с оркестром и концертная увертюра).

Кембридж

Стэнфорд погрузился в музыкальную жизнь университета в ущерб изучению латинского и греческого языков. Он написал религиозные и светские вокальные произведения, фортепианный концерт и музыку для пьесы Лонгфелло «Испанский студент». В ноябре 1870 года он выступил в качестве солиста-пианиста в Музыкальном обществе Кембриджского университета (CUMS) и быстро стал его помощником дирижера и членом комитета. Общество пришло в упадок с момента его основания в 1843 году. Его хор состоял исключительно из мужчин и мальчиков; Отсутствие певцов-женщин сильно ограничивало количество произведений, которые могло представлять общество. Стэнфорд не смог убедить участников принять женщин, и поэтому он устроил то, что The Musical Times назвала «бескровной революцией». В феврале 1872 года он стал одним из основателей смешанного хора, Гильдии вокалистов-любителей, чьи выступления сразу же затмили выступления певцов CUMS. Члены CUMS быстро изменили свое мнение и согласились на слияние двух хоров с предоставлением женщинам ассоциированного членства в обществе.

Дирижером объединенного хора был Джон Ларкин Хопкинс, который также был органистом Тринити-колледж. Он заболел и передал дирижерство Стэнфорду в 1873 году. Стэнфорд также был назначен заместителем Хопкинса в Тринити и переехал из Куинса в Тринити в апреле 1873 года. Летом того же года Стэнфорд совершил свою первую поездку в континентальную Европу. Он поехал в Бонн на фестиваль Шумана, проводившийся там, где он встретил Иоахима и Брамса. Его растущая любовь к музыке Шумана и Брамса сделала его классиком в то время, когда многие любители музыки были разделены на классические и модернистские лагеря, последний представлен музыкой Листа и Вагнер. Стэнфорд не ограничивался модой принадлежать к тому или иному лагерю; он безмерно восхищался Die Meistersinger, хотя и не испытывал энтузиазма по поводу некоторых других работ Вагнера. После отъезда из Бонна он вернулся домой через Швейцарию, а затем через Париж, где он увидел Мейербера Le prophète.

Болезнь Хопкинса оказалась фатальной, и после его смерти власти Троицы пригласили Стэнфорд принять как органист колледжа. Он согласился с условием, что он будет ежегодно освобождаться для музыкального обучения в Германии. 21 февраля 1874 г. стипендиаты колледжа постановили:

Чарльз Вильерс Стэнфорд (студент колледжа) должен быть назначен органистом с окладом в 100 фунтов стерлингов. а. в течение следующих двух лет в дополнение к комнатам и общему месту жительства. Органисту будет разрешено находиться за границей в течение указанных двух лет на один семестр и каникул с целью изучения музыки в Германии; колледж обязуется найти ему замену в его отсутствие.

Через два дня после его назначения Стэнфорд взял выпускные экзамены на степень классика. Он занял 65-е место из 66 и получил степень третьего класса.

Лейпциг

внешний вид неоклассического институционального здания Лейпцигская консерватория

По рекомендации сэра Уильяма Стерндейла Беннета, бывшего профессора музыки в Кембридже, а ныне директор Королевской музыкальной академии, Стэнфорд поехал в Лейпциг летом 1874 года для занятий с Карлом Рейнеке, профессором композиции и фортепиано в Лейпцигской консерватории. Композитор Томас Данхилл заметил, что к 1874 году это был «конец Лейпцигского господства, когда великие традиции Мендельсона уже начали увядать». Тем не менее Стэнфорд всерьез не рассматривал возможность учиться где-либо еще. Ни Дублин, ни Лондон не предлагали сопоставимого музыкального образования; Самая престижная британская музыкальная школа, Королевская Музыкальная Академия (RAM), была в то время замкнутой и реакционной. Он был встревожен, обнаружив в Лейпциге, что Беннет порекомендовал его немецкому педанту, не более прогрессивному, чем учителя в RAM. Стэнфорд сказал о Райнеке: «Из всех сухих музыкантов, которых я когда-либо знал, он был самым иссушенным. У него не было хорошего слова для любого современного композитора... Он ненавидел Вагнера... насмехался над Брамсом и не проявлял никакого энтузиазма.. " Биограф Стэнфорда Пол Родмелл предполагает, что ультраконсерватизм Райнеке, возможно, был неожиданно полезен для его ученика, «поскольку он, возможно, побудил Стэнфорд бросить вызов следам». Во время своего пребывания в Лейпциге Стэнфорд брал уроки игры на фортепиано у Роберта Папперица (1826–1903), органиста городской церкви Nikolaikirche, которого он считал более полезным.

Среди сочинений Стэнфорда 1874 года была обстановка. части первой поэмы Лонгфелло «Золотая легенда». Он намеревался установить все стихотворение, но сдался, побежденный «многочисленными, но не связанными между собой персонажами» Лонгфелло. Стэнфорд проигнорировал эту и другие ранние работы, присваивая номера опусам в зрелые годы. Самыми ранними сочинениями в его официальном списке сочинений являются четырехчастная сюита для фортепиано и токката для фортепиано, оба датируются 1875 годом.

Через секунду Заклинание в Лейпциге с Райнеке в 1875 году, которое было не более продуктивным, чем первое, Иоахим порекомендовал Стэнфорду учиться в Берлине в следующем году у Фридриха Киля, которого Стэнфорд счел «мастером, одновременно сочувствующим и способным.... За три месяца я узнал от него больше, чем от всех остальных за три года ".

Восходящий композитор

голова и плечи молодого человека с усами и пенсне Стэнфорд в молодости

Возвращение в Кембридж в перерывах между учебой в Германии Стэнфорд возобновил свою работу дирижером CUMS. Он обнаружил, что общество под руководством своего заместителя Итон Фанинг находится в хорошей форме и способно выполнять новые сложные задачи. В 1876 году общество представило одно из первых в Великобритании исполнений «Реквиема Брамса» . В 1877 году CUMS привлек внимание всей страны, когда представил первое британское исполнение Первой симфонии Брамса.

. В тот же период Стэнфорд стал известен как композитор. Он плодотворно сочинял, хотя позже он отказался от некоторых своих работ этих лет, включая концерт для скрипки, который, по словам Родмелла, страдал от «неотличимого тематического материала». В 1875 году его Первая симфония завоевала вторую премию на конкурсе симфоний британских композиторов, проводившемся в Alexandra Palace, хотя ему пришлось ждать еще два года, чтобы услышать исполнение произведения. В том же году Стэнфорд поставил первое исполнение своей оратории Воскресение, предоставленной CUMS. По просьбе Альфреда Теннисона он написал случайную музыку для драмы Теннисона «Королева Мария», представленной в Lyceum Theater, Лондон в апреле 1876 года.

В апреле 1878 года, несмотря на неодобрение своего отца, Стэнфорд женился на Джейн Анне Марии Веттон, известной как Дженни, певице, с которой он познакомился, когда она училась в Лейпциге. Она была дочерью Генри Чемпиона Веттона из Джолдвиндса в Суррее, который умер в 1870 году. У них была дочь Джеральдин Мэри, родившаяся в 1883 году, и сын Гай Десмонд, родившийся в 1885 году.>

В 1878 и 1879 Стэнфорд работал над своей первой оперой «Скрытый пророк» на либретто своего друга Уильяма Барклая Сквайра. Он был основан на стихотворении Томаса Мура с персонажами, включая девственную жрицу и мистического пророка, и сюжетом, кульминацией которого являются отравление и нанесение ножевых ранений. Стэнфорд предложил произведение оперному импресарио Карлу Роза, который отказался от него и посоветовал композитору попытаться поставить его в Германии: «У его успеха (к сожалению) будет гораздо больше шансов здесь, если он будет принят за рубежом. " Ссылаясь на огромную популярность комических опер Салливана, Роза добавила: «Если бы работа была в стиле Pinafore, это было бы совсем другое дело». Стэнфорду очень понравился фильм Салливана «Кокс и Бокс », но «Скрытый пророк» задумывался как серьезное произведение высокого драматизма и романтики. Стэнфорд наладил много полезных контактов за время своего пребывания в Германии, и его друг дирижер Эрнст Франк поставил пьесу на Königliches Schauspiel в Ганновере в 1881 году. Рецензируя премьеру для The Musical Times, друг Стэнфорда Дж. А. Фуллер Мейтленд писал: «Стиль инструментовки мистера Стэнфорда... более или менее построен на стиле Шумана; в то время как его стиль драматической обработки больше похож на Мейербера, чем на стиль любого другого мастера». Другие отзывы были неоднозначными, и английской премьере опере пришлось ждать до 1893 года. Тем не менее Стэнфорд продолжал добиваться оперного успеха на протяжении всей своей карьеры. В своем пожизненном увлечении оперой он разительно отличался от своего современника Хьюберта Парри, который сделал одну попытку сочинить оперу, а затем отказался от этого жанра.

четыре фотографии головы и плеч мужчин среднего возраста, все с растительностью на лице Выступление в Кембридже для Стэнфорда, по часовой стрелке сверху слева: Иоахим, Рихтер, Пьятти и Даннройтер

К началу 1880-х годов Стэнфорд становился важной фигурой на британской музыкальной сцене. Его единственными главными соперниками считались Салливан, Фредерик Хаймен Коуэн, Парри, Александр Маккензи и Артур Горинг Томас. К тому времени Салливан в высших музыкальных кругах рассматривался с подозрением за сочинение комиксов, а не великих опер; Коуэна считали скорее дирижером, чем композитором; а остальные три, хотя и выглядели многообещающими, пока не оставили очевидного следа, как это сделал Стэнфорд. Стэнфорд, в частности, помог Пэрри добиться признания, заказав у него музыку для постановки Кембриджа Аристофан 'Птицы и симфонии («Кембридж») для музыкального общества. В Кембридже Стэнфорд продолжал повышать авторитет CUMS, а также свой собственный, обеспечивая выступления ведущих международных музыкантов, включая Иоахима, Ганса Рихтера, Альфредо Пьятти и Эдварда Даннройтера.. Общество привлекло дополнительное внимание премьерой работ Коуэна, Парри, Маккензи, Горинга Томаса и других. Стэнфорд также произвел впечатление в качестве органиста Троицы, подняв музыкальные стандарты и сочиняя то, что его биограф Джереми Диббл называет «очень самобытной церковной музыкой», включая службу в B (1879 г.), гимн «Господь - мой пастырь» "(1886 г.) и три латинских песнопения, включая кворум Беати (1888 г.).

В первой половине 1880-х годов Стэнфорд сотрудничал с автором Гилбертом Беккетом в двух операх, «Савонарола» и «Кентерберийские паломники». Первый был хорошо принят на премьере в Гамбурге в апреле 1884 года, но получил резкую критику, когда был поставлен на Ковент-Гарден в июле того же года. Парри прокомментировал в частном порядке: «Кажется, это очень плохо спроектировано для сцены, плохо задумано, а музыка, хотя и чистая и хорошо управляемая, не является поразительной или драматичной». Самая суровая публичная критика была в «Театре», рецензент которого писал: «Книга Савонаролы скучна, неестественна и, с драматической точки зрения, слаба. Однако она не так сокрушительно утомительна, как подходящая к ней музыка. Савонарола пошел далеко, чтобы убедить меня, что опера совершенно не соответствует [Стэнфорду] и что чем раньше он откажется от сцены и перейдет в собор, тем лучше для его музыкальной репутации ». Премьера «Кентерберийских паломников» состоялась в Лондоне в апреле 1884 года, за три месяца до того, как «Савонарола» была представлена ​​в Ковент-Гардене. Его приняли лучше, чем последний, хотя в обзорах указывали на то, что Стэнфорд обязан Die Meistersinger, и жаловались на отсутствие эмоций в музыке любви. Джордж Гроув согласился с критиками, написав Парри: «Музыка Чарли содержит все, кроме сантиментов. Никакой любви - я не слышал ни капли… И я действительно думаю, что может быть и больше мелодии. Мелодия - это не песня. вещь, которую следует обязательно избегать ". В 1896 году один критик писал, что у оперы была «такая« книга », которая подошла бы покойному Альфреду Селье. Он, вероятно, сделал бы из нее очаровательную легкую английскую оперу. Но доктор Стэнфорд выбрал использовать его для иллюстрации тех передовых теорий, которых, как мы знаем, он придерживается, и он дал нам музыку, которая склонила бы нас думать, что Die Meistersinger была его моделью. Эффект от комбинации не радует ".

Профессор

В 1883 году Королевский музыкальный колледж был основан, чтобы заменить недолговечную и неудачную Национальную музыкальную школу (NTSM). Ни NTSM, ни давно существующая Королевская музыкальная академия не обеспечивали адекватной музыкальной подготовки профессиональных оркестровых исполнителей, и основатель-директор колледжа Джордж Гроув был убежден, что новое учреждение должно преуспеть в этом. так. Двумя его главными союзниками в этом начинании были скрипач Генри Холмс и Стэнфорд. Изучая историю основания колледжа, Дэвид Райт отмечает, что у Стэнфорда были две основные причины, по которым он поддержал цель Гроув. Во-первых, он был убежден, что способный оркестр колледжа необходим для того, чтобы дать студентам-композиторам возможность прочувствовать звучание своей музыки. Его второй причиной был резкий контраст между компетенцией немецких оркестров и исполнением их британских коллег. Он принял предложение Гроува занять должности профессора композиции и (вместе с Холмсом) дирижера оркестра колледжа. Он оставался профессором до конца своей жизни; среди самых известных из его учеников были Сэмюэл Кольридж-Тейлор, Густав Холст, Ральф Воан Уильямс, Джон Айрленд, Ребекка Кларк (композитор) Фрэнк Бридж и Артур Блисс.

кадры четырех молодых людей в одежде начала 20 века Включены ученики Стэнфорда (по часовой стрелке сверху слева) Кольридж-Тейлор, Холст, Воан Уильямс и Ирландия.

Стэнфорд никогда не был легкомысленным учителем. Он настаивал на индивидуальном обучении и усердно работал со своими учениками. Один из них, Герберт Хауэллс, вспоминал: «Загоните в угол любого ученика Стэнфорда, который вам нравится, и попросите его признаться в грехах, в которых он больше всего ненавидел, когда его обнаружил его учитель. Он скажет вам« неряшливость »и« пошлость ».. ' Когда они вошли в комнату учителя вышли, сильно повреждены. На компромисс с сомнительным материала или изготовления Stanford упорно вознамерится «. Другой ученик, Эдгар Бейнтон, вспоминал:

Стэнфордское учение, казалось, не имело метода или плана. Его критика по большей части состояла из «Мне это нравится, мой мальчик» или «Это чертовски некрасиво, мой мальчик» (последнее в большинстве случаев). В этом, пожалуй, и заключалась его ценность. Ибо, несмотря на его консерватизм, и он был яростно и страстно консервативным в музыке, как и в политике, его поразительно всестороннее знание музыкальной литературы всех народов и возрастов заставляло чувствовать, что его мнения, какими бы раздражающими они ни были, имеют вес.

Для Стэнфорда К сожалению, многие из его учеников, которые достигли известности как композиторы, отошли от его классических, брамсовских заповедей, поскольку он сам восстал против консерватизма Райнеке. Композитор Джордж Дайсон писал: «В определенном смысле само восстание, с которым он боролся, было наиболее очевидным плодом его методов. И с учетом того, чего с тех пор достигли некоторые из этих повстанцев, возникает соблазн задаться вопросом, а не действительно есть что-то лучшее, что учитель может сделать для своих учеников, чем подтолкнуть их к различным формам революции ». Работы некоторых учеников Стэнфорда, в том числе Холста и Вогана Уильямса, вошли в общий репертуар Британии и в некоторой степени в других местах, чего никогда не было в Стэнфорде. В течение многих лет после его смерти казалось, что величайшая слава Стэнфорда будет в качестве учителя. Среди его достижений в RCM было создание оперного класса, по крайней мере, с одной оперной постановкой в ​​год. С 1885 по 1915 год было 32 постановки, все они проводились Стэнфордом.

В 1887 году Стэнфорд был назначен профессором музыки в Кембридже вслед за сэром Джорджем Макфарреном, который умер в октябре того же года. год. До этого университет присудил музыкальные степени кандидатам, которые не учились в Кембридже; все, что требовалось - сдать университетские музыкальные экзамены. Стэнфорд был полон решимости положить конец этой практике и через шесть лет убедил руководство университета согласиться. Трехлетнее обучение в университете стало предпосылкой для сдачи экзаменов на бакалавр музыки.

Дирижер и композитор

В последние десятилетия XIX века академический институт Стэнфорда обязанности не мешали ему сочинять или выступать. Он был назначен дирижером хора Баха в Лондоне в 1885 году, сменив его дирижером-основателем Отто Гольдшмидтом. Он занимал этот пост до 1902 года. Ханс фон Бюлов дирижировал немецкой премьерой Стэнфордской Ирландской симфонии в Гамбурге в январе 1888 года и был достаточно впечатлен работой, чтобы запрограммировать ее вскоре после этого в Берлине.. Рихтер проводил его в Вене, а Малер позже проводил его в Нью-Йорке. Для Королевского театра в Кембридже Стэнфорд сочинил музыку к спектаклям Эсхила Евмениды (1885) и Софокла 'Эдип Тираннос (1887 г.). The Times сказала о первом: «Музыка мистера Стэнфорда чрезвычайно значительна и прекрасна сама по себе. Более того, в ней есть то качество, которое так редко встречается среди современных композиторов - стиль». В обоих наборах музыки Стэнфорд широко использовал лейтмотивы в манере Вагнера; критик The Times отметил вагнеровский характер прелюдии к «Эдипу».

В 1890-х годах Бернард Шоу писал музыкальный критик The World, выражая смешанные чувства о Стэнфорде. По мнению Шоу, лучшие работы Стэнфорда отображали раскованный ирландский характер. Критик с пренебрежением отнесся к торжественной викторианской хоровой музыке композитора. В июле 1891 года колонка Шоу была полна похвалы за способность Стэнфорда сочинять энергичные мелодии, заявляя, что Ричард Д'Ойли Карт должен нанять его, чтобы он сменил Салливана на посту композитора савойских опер. В октябре того же года Шоу подверг критике ораторию Стэнфорда «Эдем», заключив в скобки композитора с Парри и Маккензи как на общество взаимного восхищения, предлагая «мнимую классику»:

[Что я такое, чтобы мне поверить, к пренебрежению] именитых музыкантов? Если вы сомневаетесь, что Иден - шедевр, спросите доктора Парри и доктора Маккензи, и они будут аплодировать ему до небес. Несомненно, мнение доктора Маккензи окончательное; Ведь разве он не композитор Veni Creator, превосходная музыка которого гарантирована профессором Стэнфордом и доктором Парри? Вы хотите знать, кто такой Парри? Да ведь, композитор «Лучшей пары сирен», о достоинствах которой вам нужно только проконсультироваться с доктором Маккензи и профессором Стэнфордом.

Для Фуллера Мейтленда трио композиторов, высмеянных Шоу, были лидерами английского языка. музыкальный ренессанс (хотя ни Стэнфорд, ни Маккензи не были англичанами). Эта точка зрения сохранялась в некоторых академических кругах в течение многих лет.

Стэнфорд вернулся в оперу в 1893 году с сильно переработанной и сокращенной версией «Скрытого пророка». Его британская премьера состоялась в июле в Ковент-Гарден. Его друг Фуллер Мейтленд к тому времени был главным музыкальным критиком The Times, и рецензия на оперу в газете была хвалебной. По словам Фуллера Мейтленда, «Завуалированный пророк» был лучшей новинкой оперного сезона, в который также входили Леонкавалло Пальячи, Бизе Джамиле и Масканьи и Ранцау. Следующей оперой Стэнфорда стала опера «Шамус О'Брайен» (1896 г.), комическая опера на либретто Джорджа Джессопа. Дирижировал молодой Генри Вуд, который в своих мемуарах вспоминал, что продюсеру, сэру Огастесу Харрису удалось подавить диктаторского композитора и не дать ему вмешиваться в постановку. Стэнфорд попытался дать Вуду уроки дирижирования, но молодой человек не был впечатлен. Опера имела успех, в ней было поставлено 82 спектакля подряд. Произведение было переведено на немецкий язык в Бреслау в 1907 г.; Томас Бичем счел его «красочным, колоритным произведением» и оживил его в своей комической опере 1910 года. сезон в Театре Его Величества, Лондон.

Хьюберт Парри ок. 1893

В конце 1894 года Гроув ушел из Королевского музыкального колледжа. Его преемником был выбран Парри, и, хотя Стэнфорд искренне поздравил своего друга с назначением, их отношения вскоре испортились. Стэнфорд был известен как вспыльчивый и сварливый человек. Гроув писал о собрании правления в Королевском колледже, «где каким-то образом дух самого этого черта работал в Стэнфорде все время - как это иногда бывает, делая его таким мерзким, сварливым и противоречивым, как никто другой. но он может им быть! Он в высшей степени умный и способный парень, полный ресурсов и власти - без сомнения, - но часто приходится покупать это по очень дорогой цене ». От Стэнфорда Парри страдал еще хуже, из-за частых ссор, что сильно расстраивало очень нервного Парри. Некоторые из их ссор были вызваны нежеланием Стэнфорда признать авторитет своего старого друга и протеже, но в других случаях Парри серьезно спровоцировал Стэнфорд, особенно в 1895 году, когда он сократил финансирование оркестровых классов Стэнфорда.

В 1898 году Салливан, стареющий и нездоровый, подал в отставку с должности дирижера трехлетнего музыкального фестиваля в Лидсе, должности, которую он занимал с 1880 года. Он полагал, что Стэнфорд принял решение стать дирижером Филармонического общества Лидса В прошлом году он должен был занять место на фестивале. Позже Стэнфорд почувствовал себя обязанным написать в The Times, отрицая, что участвовал в заговоре с целью изгнания Салливана. К тому времени Салливан считался скучным дирижером музыки других композиторов, и, хотя дирижерская работа Стэнфорда не обходилась без критики, он был назначен на место Салливана. Он оставался руководителем до 1910 года. Его композиции для фестиваля включали Песни моря (1904), Stabat Mater (1907) и Песни флота (1910). Среди новых произведений других композиторов, представленных в Лидсе во время пребывания у власти в Стэнфорде, были пьесы Парри, Маккензи и семи бывших учеников Стэнфорда. Самая известная новая работа времен Стэнфорда - это, вероятно, Морская симфония Воана Уильямса, премьера которой состоялась в 1910 году.

XX век

карикатура на высокого, слегка сутулого человека в эдвардианском стиле платье Карикатура на Стэнфорд от Шпиона, Ярмарка тщеславия, 1905

В 1901 году Стэнфорд снова вернулся в оперу с Много шума из ничего с либретто Джулиана Стерджиса, которое было исключительно верным. на оригинал Шекспира. The Manchester Guardian прокомментировал: «Даже в Фальстафе из Арриго Бойто и Джузеппе Верди обладать характерным шармом, зрелой и острой индивидуальностью оригинальной комедии, более тщательно сохраненной ».

Несмотря на хорошие отзывы об опере, звезда Стэнфорда слабеет. В первое десятилетие века его музыку затмила музыка более молодого композитора Эдварда Элгара. По словам музыкального ученого Роберта Андерсона, Стэнфорд «имел свои возможности с континентальной репутацией в последние десятилетия девятнадцатого века, но затем Элгар выбил его из игры». Когда Элгар боролся за признание в 1890-х годах, Стэнфорд поддерживал своего младшего коллегу, дирижировал его музыкой, выдвигал его на получение докторской степени в Кембридже и предлагал членство в эксклюзивном лондонском клубе Athenaeum. Однако он был расстроен, когда успех Элгара дома и за рубежом затмил его собственный: Ричард Штраус (которого Стэнфорд ненавидел) восхвалял Элгара как первого прогрессивного английского композитора. Когда Элгар был назначен профессором музыки в Бирмингемском университете в 1904 году, Стэнфорд написал ему письмо, которое получатель посчитал «одиозным». В ответ на вступительную лекцию Элгар высказался о композиторах рапсодий, которые, по мнению многих, порочат Стэнфорд. Позже Стэнфорд выступил с контратакой в ​​своей книге «История музыки», где писал об Элгаре: «Отрезанный от своих современников религией и отсутствием регулярного академического образования, ему посчастливилось выйти на поле и найти предварительную вспашку».

Стэнфорд, хотя и горько из-за того, что его отстраняют, продолжал сочинять. На рубеже веков и до начала Первой мировой войны в 1914 году его новые произведения включали концерт для скрипки (1901), концерт для кларнета (1902), шестую и седьмую (и последнюю) симфонию (1906 и 1911), и его второй фортепианный концерт (1911). В 1916 году он написал свою предпоследнюю оперу «Критик». Это был сеттинг комедии Шеридана с таким же названием , с оригинальным текстом, оставленным либреттистом Льюисом Кэрнсом Джеймсом практически нетронутым. Работа была хорошо принята на премьере в Театре Шафтсбери в Лондоне, а позже в том же году Бичем поставил ее в Манчестере и Лондоне.

Последние годы

Первая мировая война сильно повлияла на Стэнфорд. Он был напуган воздушными налетами и вынужден был перебраться из Лондона в Виндзор, чтобы избежать их. Многие из его бывших учеников были жертвами боевых действий, в том числе Артур Блисс ранен, Айвор Герни убит газом и Джордж Баттерворт убит. Ежегодная оперная постановка RCM, которую Стэнфорд контролировал и проводила каждый год с 1885 года, пришлось отменить. Его доход снизился, поскольку сокращение числа студентов в колледже снизило спрос на его услуги. После серьезных разногласий в конце 1916 года его отношения с Парри ухудшились до враждебности. Однако великодушие Стэнфорда проявилось, когда Пэрри умер два года спустя, и Стэнфорд успешно лоббировал его похороны в соборе Святого Павла.

После войны Стэнфорд передал большую часть управления оркестром RCM. Адриан Боулт, но продолжал преподавать в колледже. Время от времени он читал публичные лекции, в том числе одну на тему «Некоторые недавние тенденции в композиции» в январе 1921 года, которые были воинственно враждебны по отношению к большей части музыки поколения после него. Его последнее публичное выступление состоялось 5 марта 1921 года под управлением Фредерика Рэналоу и Королевского хорового общества в его новой кантате «У ворот аббатства». Отзывы были вежливыми, но без энтузиазма. The Times писала: «Мы не могли почувствовать, что за музыкой стоит достаточно эмоций», The Observer счел ее «весьма привлекательной, хотя кажется, что она скорее легкая, чем мощная».

В сентябре 1922 года Стэнфорд завершил шестую ирландскую рапсодию, свою последнюю работу. Две недели спустя он отметил свое 70-летие; после этого его здоровье ухудшилось. 17 марта 1924 года он перенес инсульт, а 29 марта он умер в своем доме в Лондоне, оставив после себя жену и детей. Он был кремирован в крематории Голдерс-Грин 2 апреля, а его прах был похоронен в Вестминстерском аббатстве на следующий день. Оркестр Королевского музыкального колледжа под управлением Боулта играл музыку Стэнфорда, завершив службу похоронным маршем, который он написал для Теннисона Беккет в 1893 году. Могила находится в северном хоровом проходе аббатства, недалеко от могил. из Генри Перселла, Джона Блоу и Уильяма Стерндейла Беннета. «Таймс» сообщила: «Сочетание музыки Стэнфорда с музыкой его великих предшественников показало, насколько глубоко он как композитор принадлежал к их линии».

Последняя опера Стэнфорда «Путешествующий товарищ», написанная во время войны, была Премьера состоялась артистами-любителями в Театре Дэвида Льюиса, Ливерпуль в 1925 году с сокращенным оркестром. Работа была представлена ​​полностью в Бристоле в 1928 году и в Sadler's Wells Theater в Лондоне в 1935 году.

Награды

Стэнфорд получил множество наград, в том числе почетных докторских степеней от Оксфорд (1883), Кембридж (1888), Дарем (1894), Лидс (1904) и Тринити-колледж, Дублин (1921). Он был посвящен в рыцари в 1902 Coronation Honors, получив награду от короля Эдварда VII в Букингемском дворце 24 октября того же года. В 1904 году он был избран членом Прусской академии художеств, Берлин.

Работы

В музыке Стэнфорда чувство стиля, чувство прекрасного, ощущение великой традиции всегда присутствует. Его музыка в лучшем смысле слова викторианская, то есть это музыкальный аналог искусства Теннисона, Уоттса и Мэтью Арнольда.

Ральфа. Воан Уильямс

Стэнфорд написал около 200 произведений, в том числе семь симфоний, около 40 хоровых произведений, девять опер, 11 концертов и 28 камерных произведений, а также песни, фортепианные пьесы, музыкальные произведения и произведения для органа. Он подавил большинство своих ранних сочинений; самые ранние из произведений, которые он решил включить в свой каталог, относятся к 1875 году.

На протяжении всей его карьеры композитора техническое мастерство Стэнфорда редко подвергалось сомнению. Композитор Эдгар Бейнтон сказал о нем: «Какие бы мнения ни были о музыке Стэнфорда, а они многочисленны и разнообразны, я думаю, он всегда признавал, что он был мастером средств. его рука всегда «отрывается» ». В день смерти Стэнфорда один бывший ученик, Густав Холст, сказал другому, Герберт Хауэллс :« Единственный человек, который мог получить любой из нас, вышедший из технической неразберихи, ушел от нас ».

После смерти Стэнфорда большая часть его музыки была быстро забыта, за исключением его произведений для церковного исполнения. Его Stabat Mater и Requiem заняли свое место в хоровом репертуаре, последний отстаивал сэр Томас Бичем. Два набора морских песен Стэнфорда и песня «Синяя птица» все еще исполнялись время от времени, но даже его самая популярная опера «Шамус О'Брайен» казалась старомодной с ее «сценически-ирландской» лексикой. Однако в своем исследовании Стэнфорда в 2002 году Диббл пишет, что музыка, все более доступная на дисках, если не в живом исполнении, по-прежнему может удивить. По мнению Диббла, частое обвинение Стэнфорда как «Брамса и воды» было опровергнуто после того, как симфонии, концерты, большая часть камерной музыки и многие песни стали доступны для переоценки при записи на компакт-диск. В 2002 году исследование Стэнфорда, проведенное Родмеллом, включало в себя дискографию на 16 страниц.

Авторы, начиная с Шоу, чаще всего критикуют музыку Стэнфорда за то, что его музыке недостает страсти. Шоу хвалил «Стэнфорд-кельт» и ненавидел «Стэнфорд-профессор», сдерживавший эмоции кельтов. В церковной музыке Стэнфорда критик Николас Темперли находит «полностью удовлетворяющий художественный опыт, но, возможно, лишенный глубоко прочувствованного религиозного импульса». В своих операх и других произведениях Гроув, Парри и более поздние комментаторы находили музыку, которая должна передавать любовь и романтику, но не в состоянии это сделать. Как и Парри, Стэнфорд стремился к серьезности, и его соревновательная полоса побудила его подражать Салливану не в комической опере, для которой Стэнфорд был настоящим подарком, а в оратории, которую Родмелл называет грандиозными заявлениями, которые «лишь иногда сопоставляли достоинство с силой или глубиной.

Оркестровый

Комментатор Ричард Уайтхаус пишет, что семь симфоний Стэнфорда воплощают в себе как сильные стороны, так и ограничения его музыки, демонстрируя «композиционную строгость и опыт, сравнимые только с его старшим современником... Парри, хотя кажется, что содержание остается вполне в рамках стилистических рамок Мендельсона, Шумана и Брамса ». Уайтхаус комментирует, что, хотя симфоническое построение Стэнфорда является традиционным, «часто тонкий подход к формам движений и изобретательная оркестровка делают его симфонии достойными изучения».

наружная статуя лошади с обнаженным всадником-мужчиной Physical Energy от GF Watts, одного из вдохновителей. для Шестой симфонии Стэнфорда

Первые две симфонии Стэнфорда (1876 и 1879) не были опубликованы и исключены из его каталога произведений. Его Симфония № 1 была написана для конкурса, организованного владельцами Alexandra Palace. Она получила вторую премию, но была исполнена только один раз в его жизни.

Третья симфония фа минор, известная как ирландская, впервые была исполнена в 1887 году. Ее дирижировал Малер в 1911 году. в Нью-Йорке (Стэнфорд не отвечал взаимностью, не любя большую часть «современной» музыки, особенно Равель, Дебюсси и Стравинский ), и Третья оставалась самой популярной из Симфонии Стэнфорда при его жизни. В своем исследовании произведений Стэнфорда Джон Порт называет его «полным духа и мелодий своей страны... с ее контрастными выражениями веселья и грустной красоты». В этом, как и во многих своих произведениях, Стэнфорд включил подлинные ирландские народные мелодии. Подобно Парри и Маккензи, но в отличие от Салливана и Элгара, Стэнфорд любил и уважал народные песни.

Он обычно избегал программной музыки, но его Шестая симфония, написанная на память Г.Ф. Уоттса, был, как признал Стэнфорд, вдохновлен скульптурами и картинами Уоттса.

Из других оркестровых произведений Стэнфорда его шесть ирландских рапсодий датируются 20 веком, первая - 1901 года, а последняя - годом до него. смерть. В двух из набора наряду с оркестром представлены сольные инструменты: третий (виолончель) и шестой (скрипка). По мнению Диббла, некоторые концертные произведения, такие как Первый концерт для фортепиано с оркестром (1894 г.) и Концерт для скрипки 1899 г., по своей оркестровке и лирике в той же мере соответствуют традициям Мендельсона, как и Брамса, с которым часто сравнивают музыку Стэнфорда. 46>

Камерные произведения

Камерная музыка Стэнфорда, которую, как отмечает Диббл, даже похвалил Шоу, не вошла в общий репертуар, но хорошо написана. Диббл выделяет Три интермецци для кларнета и фортепиано (1879), Серенаду (Нонет) 1905 года и Сонату для кларнета (1911) с ее трогательным плачем. Диббл пишет, что хотя его Соната для скрипки № 1 все еще находилась под влиянием Бетховена и Шумана, его Соната для скрипки № 2, составленная ок. 1898 г. После учебы в Германии, в том числе по произведениям Брамса, в «бесшовном построении сонаты создается впечатление свободной формы». Написание Первого струнного квинтета Порте называет звучным и задушевным произведением, построенным на довольно классических линиях, и отмечает, что характер и построение типичны для композитора. Порте так же комментирует другие камерные произведения, в том числе Второе фортепианное трио: «Это типичное Стэнфордское произведение. Оно звучно, классически по внешнему виду и содержит множество отрывков выразительной и в некоторой степени поэтической свежести. В нем нет особых особенностей. заметьте, но это произведение является полезным и интересным. "

Церковная музыка

Общее пренебрежение музыкой Стэнфорда в годы после его смерти не распространялось на его церковные сочинения. В книге «Музыка в Британии», одной из немногих книг, в которой подробно рассматривается музыка Стэнфорда, Николас Темперли пишет, что именно благодаря Стэнфорду настройки англиканских церковных служб вернули себе «полное место рядом с гимном в качестве гимна». достойный объект художественного изобретения ». Воан Уильямс оценил Stabat Mater как одно из произведений Стэнфорда «нетленной красоты». По мнению Темперли, службы Стэнфорда в A (1880 г.), F (1889 г.) и C (1909 г.) являются наиболее важными и устойчивыми дополнениями тех лет к репертуару собора. Как и в его концертных произведениях, в музыке Стэнфорда преобладает мелодия. Басовая партия, по мнению Родмелла, всегда важна, но второстепенна, и все, что находится между ними, считалось «наполнением».

Оперы

В обзоре опер Стэнфорда в 1981 году критик Найджел Бертон пишет что Шамусу О'Брайену не хватает хороших мелодий, и что единственная запоминающаяся мелодия в нем написана не Стэнфордским, а английской народной песней «The Glory of the West». Бертон более пренебрежительно относится к «Критику», которую он описывает как «Ариадну на Наксосе для бедняков ». Диббл гораздо выше оценивает «Критика», считая его одной из двух лучших опер Стэнфорда. В 1921 году Порт написал, что он содержит музыку, которая «удивительно свежа, мелодична и полностью индивидуальна по характеру и внешнему виду. Вокальные и инструментальные сочинения выполнены с безупречным мастерством». Бертон хвалит «Много шума из ничего», считая, что в нем содержится лучшая оперная музыка Стэнфорда. Он считает последнюю оперу композитора «Путешествующий товарищ» своим лучшим оперным достижением, хотя Бертон приписывает большую часть ее силы блестящей истории, адаптированной Генри Ньюболтом из Ганса Андерсена. Порте пишет, что музыка часто бывает торжественной, романтичной и удивительно впечатляющей. Кристофер Уэббер пишет, что в ней «атмосфера, не совсем похожая на любую другую: у Путешественника есть вечные качества... [которые] могут пойти на пользу. далеко, чтобы укрепить репутацию Стэнфорда как оперного композитора ».

Записи

Хотя большая часть музыки Стэнфорда игнорируется в концертном зале, значительная часть уже записана. Полные циклы симфоний были записаны для лейблов Chandos и Naxos под дирижёрами Вернон Хэндли и Дэвид Ллойд-Джонс. Другие оркестровые произведения, записанные для компакт-диска, включают шесть ирландских рапсодий, концерт для кларнета, второй фортепианный концерт и второй скрипичный концерт.

Церковная музыка Стэнфорда хорошо представлена ​​на диске. В своей дискографии 2002 года Родмелл перечисляет 14 версий Службы в B ♭, наряду с несколькими записями Служб в A, F и C, Три латинских песнопения Op. 38 и композиторская установка «Господь мой пастырь». Диск 1926 года с его Magnificat in G от Хор капеллы Святого Георгия, Виндзорский замок был первой записью мальчика-солиста-сопрано, использующего электрический микрофон. Мировая премьера его мессы соль мажор была записана в 2014 году с участием хора Эксетерского колледжа в Оксфорде и Stapeldon Sinfonia с Тимом Маггериджем (орган) под управлением Джорджа де Вуа: EMR CD021.

Светские песни, записанные несколькими артистами, включают "La Belle Dame Sans Merci" в исполнении Джанет Бейкер среди других, "An Irish Idyll", среди переводчиков которой Кэтлин Ферье и Песни моря в записях таких певцов, как Томас Аллен. Среди камерных произведений, получивших несколько записей, - Три интермецци для кларнета и фортепиано, Соната для кларнета и два струнных квартета. В дискографии Родмелла нет ни одной из опер Стэнфорда.

Английский смешанный хор Cambridge Singers (дирижёр Джон Раттер ) выпустил альбом «Stanford and Howells Remembered» Хоровая музыка Стэнфорда. Первоначально он был записан в 1992 году, переработан и переиздан в 2020 году.

Примечания и ссылки

Примечания

Ссылки

Источники

  • Эйнгер, Майкл (2002). Гилберт и Салливан - двойная биография. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-514769-3.
  • Бичем, Томас (1959). Смешанный перезвон. Лондон: Хатчинсон. OCLC 470511334.
  • Бертон, Найджел (1981). «Опера 1864–1914». В Николасе Темперли (ред.). Музыка в Великобритании - эпоха романтики 1800–1914 гг. Лондон: Атлон Пресс. ISBN 0-485-13005-X.
  • Диббл, Джереми (2002). Чарльз Вильерс Стэнфорд: человек и музыкант. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-816383-5.
  • Иток, Колин (2010). "Концерты в Хрустальном дворце: формирование канона и английский музыкальный ренессанс". Музыка XIX века. 34 (1): 87–105. doi : 10.1525 / ncm.2010.34.1.087. ISSN 0148-2076.
  • Джейкобс, Артур (1986). Артур Салливан - викторианский музыкант. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-282033-8.
  • Джейкобс, Артур (1994). Генри Дж. Вуд - Создатель выпускных вечеров. Лондон: Метуэн. ISBN 0-413-69340-6.
  • Кеннеди, Майкл (1987). Адриан Боулт. Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 0-333-48752-4.
  • Мур, Джеррольд Н. (1984). Эдвард Элгар: творческая жизнь. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-315447-1.
  • Порт, Джон Ф. (1921). Сэр Чарльз В. Стэнфорд. Лондон: Кеган Пол. OCLC 222036526.
  • Рид, W H (1946). Элгар. Лондон: Вмятина. OCLC 8858707.
  • Рид, Чарльз (1968). Малькольм Сарджент: биография. Лондон: Хэмиш Гамильтон. ISBN 0-241-91316-0.
  • Родмелл, Пол (2002). Чарльз Вильерс Стэнфорд. Олдершот: Scolar Press. ISBN 1-85928-198-2.
  • Schaarwächter, Jürgen (2008). «В погоне за мифом и легендой:« Британский музыкальный ренессанс »в« стране без музыки »». Музыкальные времена. 149 (осень 1904 г.): 53–59. DOI : 10.2307 / 25434554. ISSN 0027-4666. JSTOR 25434554.
  • Шоу, Бернард (1989). Дэн Х. Лоуренс (ред.). Музыка Шоу - Полная музыкальная критика Бернарда Шоу, Том 2. Лондон: Голова Бодли. ISBN 0-370-31271-6.
  • Стэнфорд, Чарльз Вильерс (1908). Исследования и воспоминания. Лондон: Арчибальд Констебл и Ко. OCLC 855469.
  • Стэнфорд, Чарльз Вильерс (1914). Страницы из ненаписанного дневника. Лондон: Эдвард Арнольд. OCLC 4092488.
  • Стрэдлинг, Роберт; Мейрион Хьюз (2001). Английский музыкальный ренессанс, 1840–1940: создание национальной музыки. Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-5829-5.
  • Темперли, Николас (1981). "Соборная музыка". В Николасе Темперли (ред.). Музыка в Великобритании - эпоха романтики 1800–1914 гг. Лондон: Атлон Пресс. ISBN 0-485-13005-X.
  • Уокер, Алан (2010). Ганс фон Бюлов - Жизнь и времена. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-536868-0.
  • Виллеби, Чарльз (1896 г.). Мастера английской музыки. Лондон: Джеймс Р. Осгуд, McIlvaine Co. OCLC 854575.
  • Вуд, Генри Дж. (1938). Моя жизнь музыки. Лондон: Виктор Голланц. OCLC 30533927.
  • Янг, Перси М. (1971). Сэр Артур Салливан. Лондон: Дж. М. Дент и сыновья. ISBN 0-460-03934-2.

Дополнительная литература

  • Mac Cóil, Liam (2010). An Chláirseach agus an Choróin - Seacht gCeolsiansa Stanford (на ирландском). Индреабхан: Либхар Бреак. ISBN 978-0-89833-245-2.
  • Норрис, Джеральд (1980). Стэнфорд, Кембриджский юбилей и Чайковский. Ньютон Эббот: Дэвид и Чарльз. ISBN 0-7153-7856-2.
  • Планкет Грин, Гарри (1935). Чарльз Вильерс Стэнфорд. Лондон: Эдвард Арнольд. OCLC 4994059.

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чарльзом Вильерсом Стэнфордом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Чарльзом Вильерс Стэнфорд
Культурные офисы
Предшественник. Джон Ларкин Хопкинс Органист и магистр хористов из Тринити-колледжа, Кембридж. 1874–1893Преемник. Алан Грей

Последняя правка сделана 2021-05-14 07:37:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте