Сэр Чарльз Халле (родился Карл Галле ) (11 апреля 1819 - 25 октября 1895) был англо-немецким пианист и дирижер, основатель оркестра Hallé в 1858 году.
Халле родился Карл Галле 11 апреля 1819 года в Хаген, Вестфалия. После поселения в Англии он сменил имя на Чарльз Халле.
Первые уроки он получил от отца, органиста. В детстве демонстрировал замечательные способности к игре на фортепиано. Он исполнил сонатину публично в возрасте четырех лет и играл на ударных в оркестре в ранние годы. В августе 1828 года он принял участие в концерте в Касселе, где привлек внимание Шпора.
Затем он учился у Кристиана Генриха Ринка в Дармштадте, Германия, в 1835 г. и уже в 1836 г. уехал в Париж, где в течение двенадцати лет часто общался с Луиджи Керубини, Фредериком Шопеном, Ференцем Листом и другими музыкантами, и пользовался дружбой таких великих литературных деятелей, как Альфред де Мюссе и Жорж Санд. Он начал серию камерных концертов с Жаном-Дельфином Аларом и Огюстом Франкомом с большим успехом.
Он завершил одну серию из них во время революции 1848 года. выгнал его из Парижа, и он поселился со своей первой женой и двумя детьми в Лондоне.
. Он также дирижировал в других частях страны, а также выступал как пианист. Он был первым пианистом, сыгравшим полную серию фортепианных сонат Бетховена в Англии. Фортепианные концерты Халле , которые сначала давались с 1850 г. в его собственном доме, а с 1861 г. в Сент-Джеймс-холле на Пикадилли, были важной чертой лондонской музыкальной жизни и должны были состояться в Им очень повезло, что знание фортепианных сонат Бетховена стало повсеместным в английском обществе.
Халле также был изобретателем механического переворачивателя страниц для пианистов. Страницы были предварительно настроены в устройстве, и игрок переворачивал каждую страницу с помощью ножного механизма. «Люди ходили на его концерты только для того, чтобы увидеть, как лист за листом переворачиваются, как призрак, без вмешательства человеческих рук».
Музыкальный союз, основанный Джоном Эллой, и на популярных концертах с самого начала Халле был частым исполнителем.
Он переехал в Манчестер в 1853 году, чтобы руководить Manchester Gentleman's Concerts, в котором был собственный оркестр, и в мае 1857 года его попросили собрать небольшой оркестр, чтобы сыграть для принца Альберта на церемонии открытия Art Treasures of Great Britain, крупнейшей единственной выставки, которую когда-либо проводил Манчестер. Халле принял вызов и был так доволен результатами, что сохранил группу до октября, сформировав молодой Оркестр Халле.
Затем он начал серию собственных концертов, доведя оркестр до совершенства. совершенно неизвестный в то время в Англии. Халле решил продолжить работу с оркестром как с официальной организацией, и 30 января 1858 года он дал свой первый концерт под его эгидой.
Первым домом оркестра был Зал свободной торговли. К 1861 году оркестр испытывал финансовые затруднения (в том году он дал только два концерта), но выжил благодаря ряду опытных дирижеров.
Надгробный памятник сэру Чарльзу Халле, кладбище УэстВ 1888 году Халле женился во второй раз на скрипачке Вильме Неруда, вдове Людвига Нормана и дочери Йозеф Неруда, члены семьи которого издавна славились своим музыкальным талантом.
В том же году он был посвящен в рыцари ; а в 1890 и 1891 годах он гастролировал со своей женой по Австралии и в других местах. В 1891 году он также помог основать Королевский Манчестерский музыкальный колледж, выступая в качестве руководителя и главного профессора фортепиано.
Он умер в Манчестере 25 октября 1895 года и был похоронен в Кладбище Уэст, Солфорд. Леди Халле, которая с 1864 года была одной из ведущих сольных скрипачей того времени, до самой его смерти постоянно была связана со своим мужем на концертной сцене.
Он был дважды женат: первый, 11 ноября 1841 года, на Дезире Смит де Рильё, умершей в 1866 году; и, во-вторых, 26 июля 1888 года мадам Вильма Неруда, выдающаяся скрипачка. Шарль Эдвард Халле, его сын от первой жены, стал художником и менеджером галереи, а его дочь Элинор Халле CBE, была скульптором и изобретателем.
Халле оказал важное влияние на музыкальное образование в Англии; если его игра на фортепьяно, которой он был в основном известен лондонской публике, казалась замечательной скорее точностью, чем глубиной, кристальной ясностью, а не теплотой, и идеальной реализацией написанного текста, а не сильной индивидуальностью, это было по крайней мере, имеет огромную ценность, так как передает идею композитора с максимальной точностью. Те, кому выпала честь послушать его игру наедине, как и те, кто мог оценить силу, красоту и творческую теплоту его дирижирования, вынесли бы совсем другой вердикт; и они не ошиблись, считая Халле человеком самых широких и острых художественных симпатий, с необыкновенным даром проницательности в музыке каждой школы, а также с сильным чувством юмора. Он вел долгую и тяжелую битву за лучшую музыку и никогда не забывал о достоинствах своего искусства. Хотя его техника была техникой его юности, периода до Листа, легкость и уверенность, которых он достиг в самой современной музыке, были не менее замечательны, потому что он так полностью скрывал механические средства.
Викискладе есть материалы, связанные с Чарльзом Халле. |