Чарльз Х. Беннетт (иллюстратор)

редактировать

Чарльз Генри Беннетт

Чарльз Генри Беннетт (26 июля 1828 г. - 2 апреля 1867 г.) плодовитый викторианский иллюстратор, пионер техники комической иллюстрации.

Содержание
  • 1 Начало
  • 2 Ранняя жизнь художника и богемы
  • 3 Детские книги
  • 4 Прогресс паломника
  • 5 Годы удара
  • 6 Ранняя смерть
  • 7 Личность
  • 8 Библиография
    • 8.1 Иллюстрированные книги Чарльза Беннета
    • 8.2 Другие книги, иллюстрированные Чарльзом Беннеттом
    • 8.3 Статьи в журналах
    • 8.4 Дополнительная литература
  • 9 Дополнительная библиография
  • 10 Ссылки
  • 11 Примечания
  • 12 Внешние ссылки
Начало

Чарльз Генри Беннетт родился на Тависток-Роу, 3 в Ковент-Гарден 26 июля 1828 года, а через месяц крестился в церкви Святого Павла., Ковент-Гарден. Он был старшим из трех детей Чарльза и Гарриет Беннет, родом из Тестона в Кенте. Его отец был сапожником. О детстве Чарльза ничего не известно, хотя вполне вероятно, что он получил какое-то образование, возможно, в школе Св. Клемента Дейна на соседней Стэнхоуп-стрит. В возрасте двадцати лет Чарльз женился на Элизабет Тун, дочери кладовщика из Шордича, на Рождество 1848 года, также в церкви Святого Павла. Их первый сын (другой Чарльз) родился годом позже, и к 1851 году семья поселилась в Lyon's Inn на Стрэнде. Во время их свадьбы Чарльз пытался поддержать свою семью, продавая газеты, но три года спустя, при переписи 1851 года, он назвал себя художником и портретистом. Семья Чарльза и Элизабет продолжала расти и переезжать, и к 1861 году они жили в Уимблдоне со своими шестью детьми. Чарльз, старший, уже учился в школе, а младшему, Джорджу, было всего семь месяцев.

Ранние годы жизни художника и богемы

В детстве Чарльз развивал страсть к искусству, черпая вдохновение в пестрой толпе, которую он ежедневно видел на рынке. Его отец был несимпатичен и суров в своем отрицании того, что он считал пустой тратой времени. Став взрослым, Чарльз стал частью лондонской богемной сцены и стал одним из основателей Savage Club, каждый член которого был «человеком, работающим в литературе или искусстве». Помимо общения за дружескими обедами, члены клуба издали журнал The Train. Чарльз Беннетт внес много иллюстраций, подписанных «Беннетт», а не своей монограммой CHB, но журнал просуществовал недолго. В середине девятнадцатого века в Лондоне появилось много дешевых, в основном недолговечных периодических изданий. «Дьявол в Лондоне», «Пенни-труба», «Виг-комод» и «Сквиб» просуществовали всего несколько недель, а «Человек на Луне» - два с половиной года. В 1847 году Джеймс Хэнней, писатель, журналист и протеже Теккерея, основал Pasquin, а в 1848 году - «Кукольный спектакль» и «Новый кукольный спектакль» (1849). Чарльз Беннетт внес небольшие иллюстрации в эти и другие журналы, хотя их идентификация затруднена из-за отсутствия его отличительной монограммы. К 1855 году он стал более известен, и его пригласили разработать макет и карикатуру на первой полосе первого выпуска Comic Times (1855). Он также внес свой вклад в Diogenes (1855) и Comic News (1863-1865), а также в основные иллюстрированные журналы, такие как The London Journal (1858), Good Words (1861), London Society (1862-1865) и Every Boy's Magazine (1864). -1865). Его случайные полностраничные иллюстрации (например, страницы персонажей из «Двенадцатой ночи») появлялись в рождественских и новогодних выпусках The Illustrated London News.

Детские книги
Из приключений юного Мюнхгаузена, 1865

В 1858 году была опубликована первая из более чем дюжины детских книг, иллюстрированных Чарльзом Беннетом. Книга стишков, джинглов и частушек старой медсестры (1858 г.) представляла собой, как следует из названия, сборник детских стихов с цветными иллюстрациями на каждой странице и фронтисписом с изображением «Старая медсестра дома». Среди последующих детских книг были самые разные. короткометражка «Девять жизней кошки» (1860 г.) с двадцатью довольно грубо иллюстрированными страницами и «Авантюристы молодого Мюнхгаузена» (1863 г.), рассказ о молодом человеке, чьи фантастические приключения варьировались от открытия истока Нила до путешествия в космос в космосе. воздушный шар. «Истории, которые рассказывал Маленькие Бриджи» (1863) автор посвящает своим дочерям Гарриет и Полли (Мэри) с предположением, что он уже был болен, а именно:.

УВАЖАЕМЫЕ ГАРРИЕТ И ПОЛИ,. Как только Маленькие Бриджи рассказывали мне эти истории, я рассказывал их вам; но, боюсь, я бы скоро забыл их, все до единого, если бы вы не хранили их так тщательно. Теперь, когда они напечатаны, и все изображения выгравированы на медных пластинах, я действительно счастлив, что вы позволили мне посвятить их (в этой новой форме) вам.. И оставайся,.

Все, что осталось от меня,.

Ваш любящий отец,.

ЧАРЛЬЗ БЕННЕТТ

Подпись Чарльза Х. Беннета

В дополнение к этому посвящению у книги есть крепкая семья аромат, с комментариями членов семьи после каждой истории. Помимо Чарльза, Элизабет и детей, есть также комментарии от бабушки, дедушки, дяди Джорджа (Мультяшный) и безымянной тети. Точно так же «Печальный конец Noodledoo» (1865) был посвящен его сыну Джорджу, который был болен, хотя «когда он поправился, его настроение ухудшилось». «Светом и маленькая золотая леди» (1866), вероятно, лучшая его детская книга, также начинается с семейного посвящения. Чарльз благодарит «моего дорогого Чарли» (которому сейчас 16), который записал историю из рассказа своего отца, задача, которая доставила им обоим большое удовольствие. Помимо своих детских книг, Чарльз Беннетт обеспечил иллюстрации к «Джинглам и шуткам для маленьких людей» Тома Гуда (1865), а также к сказкам Генри Морли и Марка Лемона.

Тени и басни

Странная рыба из серии «Тени»

Среди самых известных и любимых книг Чарльза Беннета была его серия «Тени». В «Тени и субстанции» (1860) Чарльз Беннетт и Роберт Барнабас Бро (с которыми он сотрудничал над изданием «Панча и Джуди» 1854 года) описывают эйдограф, волшебный фонарь, «единственным изобретателем и оригинальным патентообладателем которого назван Чарльз Беннетт.. " Тени, отбрасываемые эйдографией, указывают на истинный характер и личность ситтера. Таким образом, тень толстого школьника изображается в виде улитки, а Чарльз Беннетт - в виде осла. Коллекция теневых картинок несколько раз переиздавалась в цветных версиях без сопроводительного текста и, похоже, стала чем-то вроде бестселлера. Тень мужчины, опирающегося на столб, показывает, что он «Странная рыба», а тень молодой женщины-служанки изображает черную рабыню. Иллюстрации Теней впервые появились в Illustrated Times, которая также опубликовала его еженедельную серию «Исследования Дарвинского развития» в 1853 году. Эти круговые рисунки, на которых различные виды животных развиваются в человека, были опубликованы посмертно в книге «Наброски персонажей, Рисунки развития». и «Оригинальные картинки остроумия и юмора», 1872 год. Самой перепечатываемой из книг Чарльза Беннета была его иллюстрированная версия басен Эзопа. Впервые опубликованный в 1857 году, он неоднократно появлялся снова, последний раз в 1978 году, с французским переводом в 1979 году (Le renard qui avait la queue coupée et autres fables adapées et dessinées par Bennett).

Путешествие пилигрима
«Тимор» из книги «Путешествие пилигрима»

К концу 1850-х годов Чарльз Беннетт подготовил иллюстрированную версию «Прогресс паломника» Беньяна, для которой он сделал более 120 рисунков, в том числе нарисованы карикатуры на всех персонажей. Сначала у него были большие трудности с публикацией этой работы, пока она не привлекла внимание Чарльза Кингсли, который предоставил предисловие к книге, после чего Лонгманс принял ее к публикации. В своем письме Чарльзу Беннетту Кингсли согласился с тем, что необходима соответствующим образом иллюстрированная версия книги, и изложил свои взгляды на стиль, который будет использоваться. Он предостерегал от свободы воображения за счет красоты формы и указал на сильный немецкий элемент в Буньяне, который должен выражаться тенденцией к гротеску. Он завершает письмо, убеждая художника изобразить видения на бумаге такими, какими они представлялись самому провидцу. «Теперь мы знаем, что Баньян видел этих людей мысленным взором, одетых в одежду своего века. Это очень изящно, и я должен придерживаться его не только ради исторической правды, но и потому, что никаким другим способом вы не можете выразить главную идею Беньяна о том, что тот же сверхъестественный мир, который был близок старым пророкам и мученикам, был близок ему; что дьявол, который шептал в уши Иуде, шептал в уши кавалеру над его игральными костями или пресвитерианскому священнику в его женевском платье ». Возможно, чувствуя, что он ведет слишком много предписаний, Кингсли заключил: «Примите эти намеки как подразумеваемые, любезно».

Чарльз Беннет добавил небольшую иллюстрацию в конце предисловия, на которой писатель (Кингсли) помогает художнику (Беннетту) подняться на холм славы. Они подружились, и Чарльз Беннет навестил Кингсли дома в Эверсли, где он был ректором, возвращаясь домой с подарками для Элизабет от миссис Кингсли. Двумя другими его серьезными книгами этого периода были «Эмблемы Куорлза» (1861 г.) и «Люди Лондона: зарисовки с натуры» (1863 г.). Фрэнсис Куорлз был поэтом семнадцатого века, виночерпием будущей королевы Елизаветы и впоследствии секретарем Джеймса Ашера, примаса всей Ирландии, который был наиболее известен своей библейской хронологией, которая утверждала, что дата сотворения была установлена ​​как ночь, предшествующая Воскресенье, 23 октября 4004 г. до н. Э. Эмблемы Куорлза (первоначально опубликованные в 1635 году) состояли из серии пересказов из Библии, выраженных витиеватым и метафорическим языком, каждый из которых заканчивался эпиграммой из четырех строк. Первоначально популярные, «Эмблемы» подвергались критике 17 и 18 веков, но публикация нового издания, иллюстрированного Чарльзом Беннеттом и У. Гарри Роджерсом, показала, что они, возможно, все еще были популярны в 1800-х годах. London People содержит некоторые из лучших иллюстраций Чарльза Беннета. В соавторстве с Джоном Холлингсхедом книга объединяет зарисовки из журнала Cornhill Magazine, «призванные показать точные очертания физиономий, характерных для разных классов ЛОНДОНСКИХ ЛЮДЕЙ в том виде, в каком они появляются, не стремясь к юмористическому преувеличению с одной стороны или идеальной грации с другой. Другой. В 1865 году Чарльз Беннетт написал фронтиспис и три иллюстрации к сказке о воздержании преподобного Джона Аллана «Джон Тодд и как он размешивал свой собственный бульонный горшок».

Годы Punch
Отличительная монограмма Чарльза Генри Беннета

Рисунки Чарльза Беннета время от времени появлялись в Punch, и в 1865 году его пригласили присоединиться к Совету Punch, в который входил Марк Лемон (редактор), Ширли Брукс и Джон Тенниел. К марту 1866 года Чарльз был постоянным посетителем, а другой член Совета, Генри Сильвер, записал в свои дневники некоторые выступления Чарльза Беннета в дискуссии и сообщил, что он глух на правое ухо и курит сигары. Сильвер также упоминает, что Чарльз был левшой, хотя иногда рисовал правой рукой. Обсуждая повторяющиеся кошмары, Ширли Брукс плавала в море масла, а Чарльз Беннетт описал, как ему пришлось связать сверток, но он не смог найти кусок веревки нужной длины, несмотря на то, что разрезал сотню кусочков.

Парламент как ящик с игрушками, 1865 год

Его регулярные выступления начались в феврале 1865 года в начале новой сессии парламента с карикатуры на открытие парламента мистером Панчем. В течение следующих двух лет он сделал около 200 рисунков, обозначенных его характерной монограммой CHB, начиная с марта 1865 года. Он специализировался на очень сложных начальных буквах, таких как буква Z в начале «Сущности парламента» Панча в апреле 1866 года. Иногда он размещал политические карикатуры, а в сентябре 1866 года он изобразил Папу в виде репы, подпираемой мушкетом, готовой быть сбитым с толку Луи Наполеоном. Богемная внешность Чарльза Беннета, по-видимому, результат его финансовых затруднений, кажется, была причиной комментариев даже за столом Punch. Таким образом, в октябре 1866 года Совет принял следующую резолюцию:

Решено

• Это собрание выражает глубокое сочувствие Ч. Беннетту по поводу состояния его волос

• Это собрание ценит чувство, которое сдерживает упомянутого Беннета от Совета до тех пор, пока его волосы не будут стрижены

• Это собрание выражает сожаление по поводу безупречности, из-за которой упомянутый Беннетт не может посещать парикмахерскую

• Что это собрание, стремящееся снова принять указанного Беннета к себе за пазуху, организует подписка, позволяющая ему посещать указанного парикмахера

• Это собрание, имея (ограниченное) доверие к г-ну Марку Лемону, поручает ему следующие подписки в помощь вышеупомянутой цели и просит его связаться с вышеупомянутым Беннета, чтобы он мог постричь свои чертовы волосы и воссоединиться с собранием братьев.

Эта резолюция была подписана десятью членами Совета, каждый из которых внес один пенни, прикрепив к письму красный штамп.. Кажется маловероятным, что состояние его волос было истинной причиной отсутствия Чарльза на заседаниях Совета, более вероятно, что его ухудшающееся здоровье уже удерживало его. Его последнее присутствие за столом, по-видимому, было 12 декабря 1866 года, и Генри Сильвер записал его отсутствие на следующей неделе, но не упомянул о своем последующем присутствии.

Ранняя смерть

К началу 1867 года Чарльз и Элизабет жили на Кавершам-роуд, Кентиш-Таун. Его здоровье ухудшалось, и его последний мультфильм появился в Punch 23 марта. Ширли Брукс посетила его 31 марта, записав в его дневнике: «Пошла узнать о Беннетте, который только что перебрался в новый дом в дебрях Кентиш-таун... Я никогда не был в этом регионе, и мне удалось забыть дорогу. карты и оказался на Холлоуэй-роуд, но вскоре добрался до того места, которое достаточно приятно. Видел только своего сына, очень милого мальчика, который сказал, что Беннетту «немного лучше». Чарльз Беннет умер 2 апреля между восемью и девятью часами утра. В его свидетельстве о смерти была указана причина смерти - невралгия и атрофия (хотя его вдова впоследствии заявила, что он умер от чахотки), а его профессия была названа «Рисовщиком по дереву». Брукс записал в своем дневнике: «Мне очень жаль. Беннетт был человеком, которого нельзя было не любить за его мягкость. Такой замечательный художник», а Генри Сильвер написал на следующий день: «Разведка о вчерашней смерти бедного Беннета. Так что мы этого не сделали. не обедаю ". 13 апреля в Punch появился некролог.

Чарльз Беннет был похоронен на Бромптонском кладбище 8 апреля. Позже его жена и один из его сыновей были похоронены в одной могиле. Двумя днями позже Punch Council обсудил нужды его вдовы, Элизабет, с восьмью детьми и еще одним на подходе, «хотя без долгов». Из-за его продолжительной болезни его жизнь была слишком опасной для страховки. Они согласились, что есть основания для публичного обращения и что они также будут нажимать на свои частные каналы. Опубликованное обращение к именам Чарльза Кингсли, Марка Лимона и Джона Эверетта Милле, а также самого Брукса, было широко распространено и появилось в виде письма в Times. С помощью друзей Чарльза из Punch его вдова также обратилась в Благотворительный фонд художников и Королевский литературный фонд. Помимо сбора пожертвований через рекламу и личные контакты, Punch Council решил организовать благотворительное мероприятие для семьи. Театр Адельфи в Лондоне был должным образом забронирован на субботу во второй половине дня, 11 мая 1867 года, всего через пять недель после смерти Чарльза Беннета. Во второй половине дня состоялось первое публичное исполнение Кокса и Бокса, первой оперы Артура Салливана, поставленной Менестрелем Морей, а также выступлениями Кейт Терри, Флоренс Терри и Эллен Терри и другие. День был явно успешным, и в конце июля в Манчестере был устроен еще один бенефис. Нет данных об общей сумме, собранной для его семьи, но к моменту переписи 1871 года Элизабет (которая назвала себя «Аннуитандом») и дети жили на Гейнфорд-роуд, Кентиш-Таун. В 1881 году она смогла заявить, что у нее есть «средства, полученные от дивидендов», несмотря на то, что она подумывала о том, чтобы нанять квартирантов во время смерти Чарльза.

Личность

В некрологе Чарльза Беннета для Punch Ширли Брукс пишет, что «он был очень способным коллегой, очень дорогим другом. Никто из наших коллег по работе», - продолжает в щедрый стиль некрологов, «когда-либо с большим энтузиазмом входил в его работу или с большим усердием работал для достижения нашей общей цели. Его легкость в исполнении и необычайная тонкость воображения, как мы надеялись, были предназначены для обогащения этих страниц в течение многих лет. было велено иначе, и мы оплакиваем потерю товарища с бесценным умением ". Ссылка на его «серьезность» контрастирует с его прозвищем «Веселый Чарли» и его репутацией эксцентричного богемы. В «Истории пунша» М. Х. Шпильманн сообщает, что, по словам Августа Сала, Чарльз Беннетт был «трезвым, трудолюбивым, честным и почти не богемным, но на протяжении всей своей короткой жизни он был« Мурадом неудачником ». Братья Далзил, известные граверы XIX века, также описали его как «серьезного человека в отношении своей работы... Никогда нельзя допускать, чтобы время входило в вопрос; задача должна быть определена, но никогда не решена вопросом« Сколько времени это займет? ». «Его потрясающий результат - более 1000 иллюстраций за его короткую трудовую жизнь - является показателем того, насколько усердно он работал, и предлагает серьезный подход к каждому проекту. Более полное описание его характера появилось почти через тридцать лет после его смерти в «Журнале искусства» (1895), где М. Х. Шпильманн описал его как «одного из самых известных и наиболее высоко оцененных юмористических художников века». Шпильман утверждал, что его природа «в значительной степени состоит из той любви и сострадания, той широты сочувствия и глубины эмоций, которые можно найти в сердце всех истинных юмористов. Более того, он был человеком с глубокими религиозными мыслями, глубоко тронуты любовью к детям, и, соответственно, религия и детство вдохновили большую часть его творчества и породили большинство его самых счастливых произведений. Сила человеческой натуры также проявлялась в его технике, которая, хотя и останавливалась вначале, была всегда тверд в контакте и непоколебим в замысле, и этим качествам он обязан тем, что мы многое прощаем очевидное отсутствие подготовки, которым была запятнана его ранняя работа ». Любовь Чарльза Беннета к детям ясно прослеживается в его детских книгах, с их семейными посвящениями и ссылками. Многие из замечательных, завораживающих идей в этих книгах были результатом счастливых утренних прогулок с детьми по Уимблдону. Он считал прогулку выгодным времяпрепровождением и тащился за многие мили, придумывая новых персонажей и воображая новые лица. В той же статье Magazine of Art утверждается, что «большинство дорог Кента знали его как знакомого человека, и Кентербери, Эшфорд и Мейдстон были его постоянной целью, когда он начинал с рюкзаком на спине, не имея другого компаньона, кроме его альбом для рисования, трубку и тубу. придерживаться." Мнения о его работах разнятся: от тех, кто считает Чарльза Беннета одним из ведущих иллюстраторов 19 века, до других критиков, которые считают его рисунки устаревшими и чрезмерно охарактеризованными. Однако из немногих сохранившихся письменных наблюдений ясно, что его нежно уважали коллеги и он упивался своей семейной жизнью, рассказывая истории своим детям и иллюстрируя их для публикации. Он сочетал искреннюю целеустремленность в своей работе с веселой и отзывчивой манерой, что оправдывало утверждение в некрологе Punch, что Чарльз Беннетт был «одним из самых добрых и нежных из наших товарищей, сила руки которого была сопоставима с добротой. его сердца ".

Библиография

Иллюстрированные книги Чарльза Х. Беннета

  • Басни Эзопа (1857 г.)
  • Книга стишков, джинглов и частушек старой медсестры (1858 г.)
  • Неверный попугай (1858)
  • Птицы, звери и рыбы (1859)
  • Пословицы с изображениями (1859)
  • Девять жизней кошки (1860)
  • Маленькие штаны (1863)
  • Книга болванов (1863)
  • Детские забавы: книжка с картинками для маленьких людей (1863)
  • Лягушка, которая Пойдёт ли А-Уинг (1864)
  • Печальный финал Noodledoo (1865)
  • Приключения юного Мюнхгаузена (1865)
  • Печальная история жадного Джема (1865))
  • Lightsome и Маленькая Золотая Леди (1867)
  • Mr. Ветер и мадам Рейн (1867)

Другие книги, иллюстрированные Чарльзом Беннеттом

  • Чудесная драма Панч и Джуди (1854)
  • Зонтики и их история (1855)
  • Джон Каргилл Броу «Сказки науки» (1859)
  • Путешествие паломника (1860)
  • Тень и вещество (1860)
  • Басни и сказки Генри Морли (1860)
  • Игры навыков и колдовства (1861)
  • Рог Оберона Генри Морли (1861)
  • Эмблемы Фрэнсиса Куорлза (1861)
  • У. Остроумие и юмор Г. Уиллса «Поэтов» (1861)
  • Люди Лондона: наброски с натуры (1863)
  • Детская чепуха Дарси У. Томпсона (1864)
  • Джон Аллан. Тодд и как он размешивал собственный бульон (1864)
  • Веселье и серьёзность Дарси У. Томпсона (1865)
  • Джинглы и шутки Тома Гуда для маленьких людей (1865)
  • Куриный рынок Генри Морли и другие рассказы (1866)
  • Сказки Марка Лимона (1866)
  • Марк Лемон «Хроники трех сестер» (1866)
  • Персонаж Наброски, эскизы... (1872)

Статьи в журналах

Дополнительная литература

  • Blanchard, EL (1891) Театральные некрологи с 1844 по 1889 год
  • Бриггс, Джулия и др. (2008) Популярная детская литература в Британии
  • Эверит, Грэм (1893) Английские карикатуристы и графические юмористы девятнадцатого века
  • Кингсли, Мэри Лукас (Эд) (1890) Чарльз Кингсли, его письма и Воспоминания о его жизни
  • Layard, GS (1907) Shirley Brooks of Punch
  • Оксфордский словарь национальной биографии, Charles H Bennett
  • Quarles, Francis; Роджерс, Уильям Гарри; Свейн, Джозеф; Чарльз Генри Беннетт; Эдмунд Эванс (1861 г.). Эмблемы Куорлза. Джеймс Нисбет и компания. Проверено 18 июля 2010 года.
  • Рэй, Гордон Нортон (1992) Иллюстратор и книга в Англии с 1790 по 1914 год
  • Сильвер, Генри (1858-1870) Дневник
  • Смит, Джонатан (2006) Чарльз Дарвин и викторианская культура
  • Солли, Генри Шаен (1898) Жизнь Генри Морли Ll.D
  • Spielmann, MH (1895) Художественные работы Чарльза Беннета, The Magazine of Art, октябрь 1895 г.
  • Spielmann, M.H. (1895) История удара
  • Штраус, Гюстав (1883) Воспоминания о древнечешском
  • Свейн, Джозеф (1888) Чарльз Генри Беннетт Хорошие слова XXIX 589
  • Стоит, Джордж Дж. (1964) Джеймс Хэнней: его жизнь и творчество
Дополнительная библиография
  • Паперноз Вуденсконс. 1854
  • Басни об Эзопе и других, переведенные на человеческую природу., 1857.
  • The Faithless Parrot, Routledge, 1858.
  • Печальная история Жадного Джема и всех его младших братьев, 1858 год.
  • Девять жизней кошки, Гриффит и Фарран, 1860 г.
  • г. Wind and Madame Rain, 1864.
  • "Укладка волос электричеством ". Punch, 1866.
  • Происхождение видов, посвященное доктору Чарльзу Дарвину естественным отбором (серия карикатур, включенная в «Эскизы персонажей и развивающие рисунки», 1872 г.)
  • Басни Эзопа и другие, созданные и нарисованные на дереве Чарльзом Х. Беннетом, с дополнительными баснями, разработанными и нарисованными Рэндольфом Калдекоттом. London:, 1986.
Источники
Примечания
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Чарльзом Х. Беннетом.
Wikisource имеет оригинальные работы, написанные или о:. Чарльз Х. Беннетт
Последняя правка сделана 2021-05-14 06:58:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте