Чарльз Беттельхейм

редактировать

Чарльз Беттельхейм (20 ноября 1913 г., Париж - 20 июля 2006 г., Париж) французский экономист-марксист и историк, основатель Центра изучения способов индустриализации (CEMI: Centre pour l'Etude des Modes d'Industrialisation) в EHESS, экономическом советнике правительств нескольких развивающихся стран в период деколонизации. Он был очень влиятельным в «новых левых» Франции и считался одним из «самых заметных марксистов в капиталистическом мире» (Le Monde, 4 апреля 1972 г.), как во Франции, так и в Испании, Италии., Латинская Америка и Индия.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Мысль
    • 2.1 От кубинских дебатов до критики «экономизма»
    • 2.2 Китайский опыт и анализ Советского Союза
    • 2.3 Упадок марксистской среды
    • 2.4 Наследие
  • 3 Публикации
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Анри Беттельхейм, отец Чарльза Беттельхейма, был венец австриец еврейского происхождения и представитель швейцарского банка в Париже. Семья была вынуждена покинуть Францию ​​после начала Первой мировой войны в 1914 году. Беттельхеймы жили в Швейцарии, затем в Египте. В 1922 году Шарль Беттельхейм вернулся в Париж со своей французской матерью, в это время его отец, который жил в Египте, покончил жизнь самоубийством.

После прихода к власти Адольфа Гитлера в 1933 году Чарльз Беттельхейм оторвался от привычной среды, сначала присоединившись к «Молодым коммунистам» (Jeunesses communistes), а затем к Коммунистическая партия Франции. Помимо изучения философии, социологии, права и психологии, он также выучил русский язык. В июле 1936 г. он прибыл в Москву по туристической визе. Благодаря владению языком он смог получить вид на жительство на пять месяцев, в течение которых работал туристическим гидом, а затем во французском издании фильма и, наконец, на Мосфильме, где руководил дубляжом фильмов. Его переживания во время пребывания в Москве, в тревожной атмосфере начала «чисток » и судебных процессов над лидерами большевиков, которые выступали против Иосифа Сталина, заставили он держался на критической дистанции от Советского Союза, фактически не отказываясь от своих коммунистических убеждений. Он был исключен из КПСС за «клеветнические» высказывания. В 1937 году он женился на молодой боевой коммунистке Люсетте Бовалле. Во время немецкой оккупации он сотрудничал с французскими троцкистами (Интернационалистическая рабочая партия ).

Его решение выбрать экономику в качестве профессии было нелегким, поскольку в то время экономика считалась второстепенной наукой; однако, поскольку он стал настолько хорошо осведомлен о Советском Союзе и экономическом планировании, Беттельхейм смог восполнить пробел. После Второй Мировой войны он стал чиновником в Министерстве труда. В 1948 году он поступил в «Шестую секцию» École Pratique des Hautes Études (EPHE).

В пятидесятых годах Беттельхейм начал свою международную деятельность в качестве советника правительств стран третьего мира; он был представителем Гамаля Абдель Насера ​​ в Египте, Джавахарлала Неру в Индии и Ахмеда Бен Беллы в Алжире. В 1958 году он создал институциональную базу для своих исследований, основав CEMI. В 1963 году Че Гевара пригласил его на Кубу, где он участвовал в «грандиозных дебатах» по социалистической экономике.

. В 1966 году Беттельхейм особенно интересовался Китаем. Он помогал Союзу молодых коммунистов (марксистов-ленинцев) в теоретическом планировании, не будучи напрямую связан с организацией. В качестве президента Ассоциации франко-китайской дружбы (Association des amitiés Franco-Chinoises) он несколько раз посещал Китайскую Народную Республику, чтобы изучить новые методы промышленного развития, созданные Культурная революция. После смерти Мао Цзэдуна в 1976 году Беттельхейм очень критически относился к новым лидерам (Хуа Гофэн и Дэн Сяопин ), которые начали отказываться от маоистов. принципов и заменив их политикой модернизации, которую Беттельхейм считал реакционной и авторитарной.

Начиная с 1980 года, Беттельхейм все больше и больше падал на обочину - в результате глубоких политических изменений в Третьем мире, а в Европе - упадка (и, в конечном итоге, распада) «жесткого социализма », сделавшего «устаревшим» любые дискуссии о парадигмах развития в южных странах в атмосфере плановой экономики, независимой от мирового рынка, - экономика, в которую Беттельхейм так много сделал. Беттельхейм написал книгу воспоминаний, которая осталась незаконченной.

До самой смерти Беттельхейм жил в Париже. В последние годы своей жизни он ничего не опубликовал. Его ученик и давний коллега является одним из ведущих представителей теории регулирования.

мысли

Несмотря на свой негативный опыт в Москве, Беттельхейм сохранял благоприятное отношение к советскому социализму до шестидесятых годов, ссылаясь на экономические соображения. достижения Советского Союза, которые он оценил с независимой точки зрения. В 1956 году он поддержал десталинизацию, начатую Никитой Хрущевым на двадцатом съезде Коммунистической партии СССР, а также реформы, задуманные советским экономистом. Евсей Либерман, предлагая децентрализовать решения, принимаемые в руководстве планирования.

От кубинских дебатов до критики «экономизма»

В кубинских дебатах 1963 года Беттельхейм выступал против волюнтаристских идей Че Гевары, который хотел отменить свободный рынок и производство. товаров через очень быструю и централизованную индустриализацию, морально мобилизуя «нового человека». Беттельхейм выступил против этого плана, к которому Фидель Кастро также присоединился: и Че Гевара, и Кастро предпочитали монокультуру сахара как основу кубинской экономики., а не строгая аналогия с экономикой Советского Союза. На Кубе Беттельхейм рекомендовал диверсифицированную экономику, основанную на сельском хозяйстве, осмотрительную индустриализацию, широкое централизованное планирование, смешанные формы собственности с рыночными элементами - прагматическую стратегию, аналогичную «Новой экономической политике », начатой ​​в России Владимир Ленин в 1922 году. Выступая против Гевары, Беттельхейм утверждал (в соответствии с последними писаниями Сталина), что «закон ценности » был проявлением объективных социальных условий, которые не могли быть преодолевается сознательными решениями, но только в процессе долгосрочной социальной трансформации.

Эти дебаты продемонстрировали глубокие различия, которые с тех пор отделили Беттельхейма от марксистской «ортодоксии», считавшей социализм результатом «развития максимальной централизации всех сил промышленного производства. производство ». Для Беттельхейма социализм - это скорее альтернативный голос в развитии; процесс трансформации социальных представлений. Вдохновленный китайской культурной революцией и мыслью Мао Цзэдуна и в сотрудничестве с философом-марксистом Луи Альтюссером, Беттельхейм выступал против «экономизма "и" примату средств производства "традиционного марксизма : против идеи, что социалистическая трансформация социальных связей была необходимым следствием развития производительных сил (освобождая эти связи от них, согласно марксистской ортодоксии, поскольку частная собственность доминирует над ними в «буржуазном» обществе), он подтвердил необходимость активного и политического преобразования социальных связей. В своей книге «Экономические расчеты и формы собственности» (Calcul économique et formes de proprieté) Беттельхейм переосмысливает проблемы перехода к социализму, критикуя при этом предположение, что национализация и государственная собственность на средства производства были уже «социалистический» - это не юридическая форма собственности, а подлинная социализация производственной сети, которая характеризует такой переход; Ключевой проблемой социалистического планирования является замена формы «стоимости» на разработку метода измерения, учитывающего общественную полезность производства.

Китайский опыт и анализ Советского Союза

В Китае у Беттельхейма создалось впечатление, что он был свидетелем именно такого процесса трансформации. В частности, он отметил, что Культурная революция - революция политической, идеологической и культурной надстройки - изменила производственную организацию, сопровождаясь общим участием рабочих во всех решениях и преодолением разделения на «ручное» и «интеллектуальное». труд, работа. В эти годы Китай был эталоном для неомарксистской «радикальной школы экономики», представленной Беттельхеймом, Полом Суизи, Андре Гундер Франк, Самир Амин и другие, которые, борясь с теориями «модернизации», утверждали, что на периферии мировой капиталистической системы, в «слаборазвитых» странах, «развитие» возможно только в условиях, когда эти страны освободиться от своих неравноправных и асимметричных связей с мировым рынком, где доминируют империалистические страны, чтобы выбрать другой и автономный путь: развитие производства не для получения прибыли или для накопления абстрактного богатства, а для нужд общества. люди.

Под знаменем такого «маоистского» подхода Беттельхейм начал свой объемный труд по истории Советского Союза: Les luttes de classes en URSS (1974–1982) (Классовая борьба в СССР (1974–1982)) 1982)), где он исследует причины искажений советского социализма, который, по Беттельхейму, является не чем иным, как «государственным капитализмом». Беттельхейм показал, что после Октябрьской революции, большевикам не удалось на долгое время стабилизировать союз рабочих и бедняков, задуманный ранее Лениным. В течение 1920-х годов этот союз был заменен союзом элитных рабочих и технологической интеллигенции против крестьян, кульминацией которого стала принудительная коллективизация сельского хозяйства в 1928 году. «Экономистическая» идеология («примат производственных сил»), рожденная в социальной сфере. -демократия и питаемая интересами «рабочей аристократии» и прогрессивной интеллигенции, была возрождена с помощью большевистской партии, выступающей в качестве легитимации новых технократических элит, которые установили такое же разделение труда и социальную дифференциацию, что и капитализм. Однако «правовой» мираж, согласно которому собственность государства определяется как «социалистическая», скрывает реальную эксплуатацию.

Наконец, Беттельхейм поставил под сомнение социалистический характер Октябрьской революции, истолковав ее как захват власти радикальной ветвью русской интеллигенции, которая «конфисковала» народную революцию.

Беттельхейм был одним из ведущих сторонников тезиса о том, что «развитие» в странах «третьего мира» требует политического разрыва с империализмом и отстранения от уз зависимости от неравного международного разделения труда мировой рынок. Эта позиция также включает резкую критику международной роли Советского Союза, политику развития которого Беттельхейм рассматривал как еще один вариант моделей капиталистического накопления. Эта теория видела шанс раскрыть политическую основу, чтобы применить на практике альтернативную модель развития, которая была ориентирована не на накопление и получение прибыли, а, скорее, на экономику для повседневных нужд людей, со сбалансированным соотношением, допустимым между сельское хозяйство и промышленность.

Упадок марксистской среды

Когда в 1978 году Китайская Народная Республика под руководством Дэн Сяопина положила конец «Маоистская» стратегия автаркического (примечание: независимое и самоподдерживающееся) развития, руководствуясь политическими приоритетами, чтобы подтвердить примат экономики и выйти на мировой рынок, Парадигма автономного развития теоретиков утратила силу своих убеждений. В то же время марксизм потерял свое влияние, особенно во Франции, где волна антикоммунизма преуспела в дискредитации не только «архео-коммунистической» ортодоксии, но и критиков марксизма, таких как Беттельхейм. Беттельхейм, который никогда не отказывался от марксистского мышления, был обречен на исчезновение. В 1982 году он опубликовал два тома третьей части «Классовой борьбы в СССР», посвященные «господствующим» и «господствующим» сталинизма, но марксистской среде, в которой Беттельхейм был раньше., растворился.

Наследие

Хотя его имя и работа могли быть забыты, Чарльз Беттельхейм оставил некоторые следы. Его неортодоксальное марксистское мышление помогло поставить под сомнение «прогрессивизм» и «продуктивизм» классической левизны, породив «альтернативное» мышление, которое не только породило идею «социальной эмансипации от индустриального роста». "как самоцель, но стремились поместить продуктивное развитие в контекст общественного сознания (по сути, это была не более чем идея, выдвинутая Карлом Марксом : положить конец подчинению социального действия процессу производства, в пользу сознательного подчинения продукции для общественных нужд). Таким образом, Беттельхейм был посредником между мышлением «красный » и «зеленым », между социализмом и экологией. В области экономической теории его анализ, выделивший различные формы капитализма, повлиял на школу «регулирования».

Публикации

  • La Planification soviétique. Ривьер, 1945 (советское планирование)
  • L'économie Allmande sous le nazisme, un аспект де ла décadence du capitalisme. Ривьер, 1946 (Bibliothèque générale d'économie politique) (Немецкая экономика при нацизме, аспект упадка капитализма )
  • Bilan de l'économie française ( 1919–1946). PUF, 1947 (Баланс французской экономики)
  • Esquisse d'un tableau économique de l'Europe. Domat, 1948 (Проект экономической картины Европы)
  • L'économie soviétique. Sirey, 1950 (Советская экономика)
  • Une ville française moyenne. Auxerre en 1950. Étude de structure sociale et urbaine (avec Suzanne Frère). Colin, 1950 (Cahiers de la fondation nationale des Sciences politiques) (Средний французский город. Осер в 1950 году. Исследование социальной и городской структуры.
  • Modèles de croissance et développement économique. Tiers- Monde, том I, номера 1-2, 1960 (Модели экономического роста и развития)
  • L'Inde indépendante. Колин, 1962 (Независимая Индия)
  • Planification et croissance accélérée. Maspero, 1965 (Коллекция «Экономика и социализм») (Plann ing and Accelerated Growth)
  • La transition vers l'économie socialiste. Масперо, 1968 (Переход к социалистической экономике)
  • Problèmes théoriques et pratiques de la planification. Масперо, 1970 (Теоретические и практические проблемы планирования)
  • Calcul économique et formes de propriété. Масперо, 1971 (Экономический расчет и формы собственности)
  • Révolution culturelle et organization industrial en Chine. Масперо, 1973 (Культурная революция и промышленная организация в Китае)
  • Les luttes de classes en URSS - Première période, 1917-1923. Seuil / Maspero, 1974 («Классовый конфликт в СССР - первый период, 1917-1923 гг.)
  • Les luttes de classes en URSS - Deuxième période, 1923-1930. Seuil / Maspero, 1977 (Классовый конфликт в СССР - Второй период, 1923-1930 гг.)
  • Вопросы о Китае, après la mort de Mao Tsé-toung. Maspero, 1978 (Collection Économie et socialisme) (Вопросы о Китае после смерти Мао Цзэ-дуна)
  • Les luttes de classes en URSS - Troisième période, 1930-1941. Том I: Les dominés, том II: Les dominants. Seuil / Maspero, 1982 ("Классовый конфликт в СССР - третий период, 1930-1941. Том I: «Доминируемые», Том II: «Доминаторы».)
  • La pensée marxienne à l'épreuve de l'histoire, интервью в Les Temps modernes, № 472, 1985 (Марксистское мышление об опыте истории)
  • Актуальность марксистских концепций и классов для анализатора советского социума, в соответствии с Марксом в перспективе, Издания ЭХЕС, 1985 (Актуальность марксистских концепций классового конфликта Анализ советского общества)

См. Также

Примечания

  1. ^«Шестой секцией» Высшей практической школы была «Школа экономических и социальных наук» (Sciences Économiques et Sociales.) В 1975 году он стал автономным как Школа аспирантуры в области социальных наук (École des Hautes Études en Sciences Sociales.)

Вышеупомянутая статья является переводом статьи французской Википедии о Шарле Беттельхейме.

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 06:35:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте