Харизматическая мегафауна - виды крупных животных с символическим значением или широко распространенные популярные обращение, и часто используются экологическими активистами для получения общественной поддержки экологических целей. Примеры: бенгальский тигр, горбатый кит, гигантская панда, белоголовый орлан, калифорнийский кондор, гренландский тюлень и пингвин. Парадоксально, но многочисленные харизматические виды находятся под угрозой исчезновения из-за охоты и черного рынка торговли.
Харизматические виды часто используются в качестве основных видов в программах по сохранению, как они и предполагаются чтобы больше привлекать чувства людей. Однако харизматичность не защищает виды от исчезновения : все 10 самых харизматичных видов в настоящее время находятся под угрозой исчезновения, и только гигантская панда демонстрирует демографический рост из чрезвычайно небольшой популяции.
Начиная с начала 20-го века, усилия по возвращению искорененной харизматической мегафауны в экосистемы были интересом ряда частных и неправительственных природоохранных организаций. Виды были повторно интродуцированы из программ разведения в зоопарках, например, зубров в польскую Беловежскую пущу. Эти и другие реинтродукции харизматической мегафауны, такие как лошадь Пржевальского - Монголия, происходили в районах с ограниченным и часто неоднородным ареалом по сравнению с историческими ареалами соответствующих видов.
Экологические активисты и сторонники экотуризма стремятся использовать рычаги воздействия, предоставляемые харизматическими и хорошо известными видами, для достижения более тонких и далеко идущих целей в области сохранения биологических видов и биоразнообразия. Обращая внимание общественности на сокращение численности гигантских панд из-за утраты среды обитания, например, природоохранные организации могут усилить поддержку защиты панды и всей экосистемы, из которой она это часть. (Гигантская панда изображена на логотипе Всемирного фонда дикой природы.)
Харизматическая мегафауна может быть подвержена таксономической инфляции, в том смысле, что систематики объявят подвид как вид из-за пропагандистских преимуществ уникального вида, а не из-за новых научных данных. Предпочтение общества идентифицировать себя с видами, продаваемыми через отрасль экотуризма, может быть фактором создания таксономической инфляции. В общественном восприятии экотуризм может быть связан с наблюдением за видами, а количество уникальных видов увеличивает воспринимаемое биоразнообразие и туристическую ценность территории. Может существовать корреляция между систематической погрешностью в наборах данных о биоразнообразии и харизмой наземной мегафауны, причем о более харизматических видах в значительной степени сообщается слишком много.