Chapelle du Rosaire de Vence

редактировать
Часовня Матисса. Часовня Матисса. Вход слева. Вид сбоку

Chapelle du Rosaire de Vence (Часовня Розария ), часто называемая Часовней Матисса или часовня Ванса, небольшая католическая часовня, расположенная в городе Ванс на Французской Ривьере. Он был посвящен доминиканскому ордену. Церковь была построена и украшена между 1947 и 1951 годами по плану, разработанному Анри Матиссом. В нем хранится несколько оригиналов Матисса, и сам Матисс считал его «шедевром». Хотя простой белый фасад вызвал неоднозначные отзывы сторонних наблюдателей, некоторые считают его одним из величайших религиозных сооружений 20 века.

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Архитектура
  • 3 Мебель
  • 4 Витражи Матисса
  • 5 Три фрески
    • 5.1 Святой Доминик
    • 5.2 Богородица с младенцем
    • 5.3 Крестные станции
  • 6 Наборы облачений
  • 7 Оставшаяся площадь
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Предыстория

В 1941 году Матисс, который большую часть года прожил в Ницце на юге Франции, заболел раком и перенес операцию. Во время длительного выздоровления ему особенно помогла молодая медсестра, работающая неполный рабочий день, Моник Буржуа, которая ответила на его объявление о поиске «молодой и красивой медсестры». Матисс попросил ее позировать ему, что она сделала для нескольких рисунков и картин. В 1943 году Буржуа поступила в доминиканский монастырь в Вансе, соседнем городке, и стала сестрой Жак-Мари. В конце концов Матисс купил дом в Вансе, недалеко от монастыря, где жила молодая монахиня. Она навестила его и рассказала о планах доминиканцев построить часовню рядом со средней школой для девочек, которую они открыли в Вансе. Она спросила Матисса, может ли он помочь с оформлением часовни. Он никогда не делал ничего подобного, но Матисс согласился помочь, начиная с 1947 года. Отец Мари-Ален Кутюрье, который сотрудничал с несколькими художественными католическими церквями после Второй мировой войны, также принимал участие в проекте.

В возрасте 77 лет Матисс начал этот проект и более четырех лет работал над часовней, ее архитектурой, витражами, внутренней отделкой, фресками и облачениями священников. Хотя Матисс крестился как католик, он не исповедовал эту религию много лет.

История дружбы и сотрудничества Матисса и сестры Жака Мари рассказана в ее книге 1992 года «Анри Матисс: La Chapelle de Vence» (ISBN 2909767000 ) и в документальный фильм «Модель для Матисса» 2003 года. Сестра Жак Мари умерла в 2004 году в возрасте 84 лет.

Архитектура

Часовня построена на склоне холма, попасть в нее можно, спустившись по лестнице, а затем повернув направо. Часовня имеет L-образную форму с более длинной частью прямо внутри двери. Алтарь ставится под углом в месте соединения двух ножек буквы L. Часовня имеет длину 15 метров и ширину 6 метров. Более длинный / больший сегмент - для студентов или горожан; более короткий раздел предназначался для монахинь, которые жили и преподавали в школе. Обе стороны обращены к алтарю.

Обстановка

Жертвенник сделан из теплого коричневого камня, выбранного за его сходство с цветом хлеба и Евхаристии. Матисс также создал бронзовое распятие на жертвеннике, бронзовые подсвечники и малую скинию. Кованый подсвечник с постоянно горящим пламенем, свисающий с потолка, изготовлен местными мастерами, имеющими особую традицию изготовления кованого железа.

Витражи Матисса

Есть три комплекта витражей, над которыми Матисс потратил много времени. Во всех трех наборах используются всего три цвета: интенсивный желтый для солнца, интенсивный зеленый для растений и форм кактусов и ярко-синий для неба Ривьеры и Мадонны. Два окна у алтаря названы Древом Жизни, но формы абстрактны. Цвет из окон заливает интерьер часовни, который в остальном полностью белый.

Три фрески

Для стен Матисс разработал три фрески, которые должны быть выполнены путем окрашивания белой плитки черной краской и затем обжига больших участков плитки. Каждая плитка имеет размер 12 дюймов. Матисс к тому времени был настолько изуродован недугами, что мог работать только в инвалидном кресле, и у него была длинная палка с кистью, привязанная к его руке, и куски плотной бумаги, прикрепленные к стене. Затем он нарисовал изображения, которые умелые мастера перенесли на изразцы.

Святой Доминик

За алтарем находится большое изображение Святого Доминика, основателя Ордена проповедников и по традиции основоположника практики розария для католиков. Он был странствующим проповедником XIII века из Испании. Его последователи носят белую одежду или одежду с белым лопаткой, свисающей прямо спереди. Простые, но мощные линии были созданы Матиссом для изображения святого.

Богородица с младенцем

На боковой стене абстрактные изображения цветов и изображение Мадонны с младенцем, все черными контурами на белых плитках. Вместо того, чтобы прижимать ребенка к себе, как ее обычно изображают, Матисс предпочел показать Марию, предлагающую своего сына миру.

Крестные станции

На задней стене часовни традиционные 14 крестовых станций. Хотя 14 станций обычно изображаются индивидуально, Матисс объединил их все на одной стене в одну связную композицию. Сериал начинается слева внизу, поскольку Иисус предстает перед Пилатом и осуждается. Станции следят за тем, как Иисус нес крест. Вверху в центре находятся три самых мощных изображения - Воскрешение Креста с пригвожденным к нему телом Иисуса, фактическое Распятие, а затем «Снятие тела Иисуса». Центральная панель имеет прямую вертикальную и горизонтальную композицию, в то время как две окружающие станции имеют четкие диагональные линии, ведущие к голове Иисуса на кресте. Французский художник Жан Винсент де Крозаль служил Матиссу образцом для Христа.

Наборы облачений

Матисс разработал облачения священников для часовни, используя традиционные церковные цвета религиозных сезонов: фиолетовый, черный, розовый, зеленый и красный. Папа Пий XII попросил монахинь отправить облачения в Рим для помещения в новый музей современного религиозного искусства Ватикана. Монахини сделали копии пяти наборов облачений, включая ризы, маниплы, палантины и потирные завесы, и отправили их в Рим.

Оставшаяся территория

Часовня снаружи белая. Верх крыши украшен бело-голубым зигзагообразным узором и украшен сложным металлическим крестом с колоколом.

При часовне есть небольшой сувенирный магазин; доход идет на содержание монахинь и часовни. Есть также две двери из резного дерева, спроектированные Матиссом для исповедников. Вдоль коридора к сувенирному магазину размещены фотографии Матисса, проектирующего часовню. Есть также некоторые оригинальные эскизы Матисса для Станций и облачений.

Макеты для облачений, а также для ряда никогда не реализованных, были сделаны Матиссом на коричневой оберточной бумаге и черной плотной бумаге. Их можно увидеть в Центре Помпиду в Париже.

Средняя школа была закрыта, и там до сих пор живут лишь несколько пожилых монахинь.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Координаты : 43 ° 43′39 ″ N 7 ° 6′46 ″ E / 43,72750 ° N 7,11278 ° E / 43,72750 ; 7.11278

Последняя правка сделана 2021-05-14 05:59:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте