Чапаев | |
---|---|
Официальный плакат фильма | |
Режиссер | Георгий Васильев. Сергей Васильев |
Автор | Дмитрий Фурманов (книга) |
В ролях | Борис Бабочкин. Борис Блинов.. Леонид Кмит |
Музыка | Гавриил Попов |
Продакшн. компания | Ленфильм |
Дата выхода | ‹См. TfM›
|
Продолжительность | 95 минут |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
Чапаев (русский: Чапаев, IPA: ) - советский военный фильм 1934 года, режиссер Васильев братья для Ленфильм.
Фильм представляет собой художественную биографию Василия Ивановича Чапаева (1887–1919), красноармейца, ставшего героем Гражданская война в России. Он основан на одноименном романе Дмитрия Фурманова, русского писателя и большевика комиссара, воевавшего вместе с Чапаевым.
В центре фильма - Красная Армия дивизия Василия Чапаева в борьбе с войсками Белой армии полковника Бородина. Комиссар по имени Фурманов направлен в дивизию из Москвы, и, хотя он изначально не ладит с Чапаевым, он доказывает свою состоятельность, разрешая конфликт, который возникает, когда люди Чапаева воруют у местных крестьян, и они становятся хорошими друзьями.
С помощью адъютанта Чапаева Петьки и пулеметчика Анки (у которых на протяжении всего фильма возникает любовный интерес) и с помощью разведданных, предоставленных дезертировавшим помощником Бородзина Петровичем, дивизии удается отразить атаку со стороны Войска Белой Армии.
Московское начальство переводит Фурманова в другую дивизию Красной Армии, и ситуация вскоре ухудшается. Под покровом темноты Бородзин и его люди атакуют штаб Чапаева. Несмотря на их героические усилия, Петька и Чапаев убиты. Однако за их жертвы отомстили, так как Анка предупреждает остальную часть дивизии, а в последних кадрах фильма показано, что контратака успешна.
Чапаев следует стилю соцреализма, доминирующему виду искусства в Советский Союз в тот период. Чтобы сохранить «реалистичное» изображение мира, работа камеры предсказуема и повторяется, почти механическая.
Отношения между Чапаевым и Фурмановым, занимающие центральное место в сюжете фильма, типичны для советского фильма соцреализма. Оба человека в высшей степени компетентны в своих ролях командира и комиссара. Чапаев - героическая фигура, олицетворяющая простого русского человека; он необразован, ругается и действует беспорядочно. Напротив, Фурманов, который представляет партийную и коммунистическую идеологию, более организован и властен; в сценах, где они взаимодействуют друг с другом, Фурманов располагается выше в кадре, что указывает на его высший статус.
Премьера Чапаева состоялась 6 ноября 1934 года в кинотеатре Ленинград. «Титан»; он быстро стал одним из самых популярных фильмов в Советском Союзе. Только в СССР за первый год его посмотрели 30 миллионов человек. Фильм был настолько популярен, что 21 ноября передовая статья в «Правде» провозгласила: «Вся страна смотрит на Чапаева».
Он был удостоен звания «Лучший иностранный фильм» Национального совета США в 1935 году и Гран-при Парижской всемирной выставки в 1937 году.
По опросу кинокритиков 1978 года фильм был признан одним из 100 лучших фильмов в истории..
После выхода фильма Чапаев и его помощники Петька и Анка стали персонажами русского фольклора. Эти трое вместе со своим политруком Фурмановым присутствуют в большом количестве русских анекдотов.
Настоящий Чапаев уже был героем войны, но фильм еще больше повысил его героический статус. Когда мальчики играли красных против белых, они часто представляли себя Чапаевым или его героическим адъютантом Петькой.