Тональная буква

редактировать
Регистр тональных сигналов
˥ ˦ ˧ ˨ ˩. ꜒ ꜓ ꜔ ꜕ ꜖ ꜖
Номер IPA 519–523.
Объект (десятичный)˥ – ˩
Кодировка
Юникод (шестнадцатеричный)U + 02E5 – U + 02E9
Уровень тонов
˥˥ ˧˧ ˩˩. ˦˦ ˨˨
Длинные буквы тона уровня обычно используются для непроверенных слогов и короткие буквы для проверенных слогов, хотя это не Различие IPA.
Нарастающие и падающие тона
˩˥ ˧˥ ˨˦ ˩˧ ˩˩˧. ˥˩ ˥˧ ˦˨ ˧˩ ˥˥˧
Пиковые и падающие тона
˩˥ ˧ ˧˥˩ ˧˥˧ ˩˧˩. ˥˩˧ ˧˩˥ ˥˧˥ ˧˩˧. ˨˦˨ ˦˨˦ ˨˩˧꜔꜓꜕
Контурные буквы составлены как последовательности:. ˥ ˧ → ˥˧, ˧ ˩ ˧ → ˧˩˧

Тональные буквы - это буквы, которые представляют тоны а-ля язык, чаще всего в языках с контурными тонами.

Содержание

  • 1 Буквы тона Чао (IPA)
    • 1.1 Перевернутые буквы тона Чао
  • 2 Числовые значения
  • 3 Разделение тонового пространства
  • 4 тональных буквы IPA в Unicode
  • 5 Не-IPA системы
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

Тоновые буквы Чао (IPA)

Тональные контуры китайского языка. В условных обозначениях для китайцев 1 - низкий, а 5 - высокий. Соответствующие буквы тона: ˥ ˧˥ ˨˩˦ ˥˩.

Серия знаковых тоновых букв, основанная на музыкальном посохе, была разработана Юэн Рен Чао в 1920-е годы и без нотного станка был принят в Международный фонетический алфавит. Посох стал необязательным в 1989 году и теперь стал почти универсальным. Когда контуры были нарисованы без посоха, было трудно различить тонкое различие в высоте тона, поэтому было выделено только девять или около того возможных тонов: высокий, средний и низкий уровень, [ˉa ˗a a]; высокий подъем и падение, [ˊa a]; низкий подъем и падение, [ˏa a]; и нарастание и падение, [â ˇa].

Комбинации букв тона Чао образуют схемы контура высоты тона тона, отображая высоту тона в пространстве букв и заканчивая вертикальной чертой. Например, [ma˨˩˦] представляет собой контур средней высоты тона китайского слова, обозначающего лошадь, 馬 / 马 mǎ. Однотонные буквы различают до пяти уровней высоты тона: ˥ «очень высокий» или «верхний», ˦ «высокий», ˧ «средний», ˨ «низкий» и ˩ «очень низкий» или «нижний». Известно, что ни один язык не зависит от более чем пяти уровней высоты звука.

Эти буквы чаще всего пишутся в конце слога. Например, в стандартном мандаринском диалекте следующие четыре тона в слогах произносятся изолированно:

Тон. имяТон. букваЧао-тон. цифрыТон. номерТрадиционный. китайскийУпрощенный. китайскийГлянцевый
Высокий уровеньma˥˥ma⁵⁵ma¹мать
средний ростma˧˥ma³⁵ma²конопля
Низкое падениеma˨˩˦ma²¹⁴ma³лошадь
Высокое падениеma˥˩ma⁵¹ma⁴scold

Для языков с простыми регистровыми тонами в основных морфемах или с короткими гласными, однотонными буквами Для них используются буквы тона, которые объединяются, как и сами тона, образуя контуры. Например, йоруба имеет три основных тона [˥ ˧ ˩] для коротких гласных и шесть производных контурных тонов [˥˧ ˥˩ ˧˥ ˧˩ ˩˧ ˩˥] для долгих гласных, дифтонгов и сокращений. С другой стороны, для языков, которые имеют базовые контурные тона, и среди них есть тоны уровня, обычно для этих тонов уровня используются двухцветные буквы, а для коротких проверенных тонов - одиночные буквы, как в тайваньский Hokkien [sã˥˥] vs [tit˥]. Тоны [˥˥] и [˥] обычно рассматриваются как одна и та же фонема, но различие отражает традиционную китайскую классификацию.

Буквы тона Чао иногда пишутся перед слогом, в соответствии с письменным ударением и шагом вниз перед слогом, и как это было сделано с буквами без штатива в IPA до 1989 года. Например,, следующий отрывок расшифровывает просодию европейского португальского с использованием тональных букв вместе с ударением, upstep и downstep в той же позиции перед слогом:

[u ꜛˈvẽtu ˈnɔɾtɯ kumɯˈso ɐ suˈpɾaɾ kõ ˈmũitɐ ˩˧ fuɾiɐ | mɐʃ ꜛˈku̯ɐ̃tu maiʃ su ˩˧ pɾavɐ | maiz ꜛu viɐꜜˈʒɐ̃tɯ si ɐkõʃꜜˈɡava suɐ ˧˩ kapɐ | ɐˈtɛ ꜛkiu ˈvẽtu ˈnɔɾtɯ ˧˩ d̥z̥ʃtiu ǁ]
O vento norte começou a soprar com muita fúria, mas quanto mais soprava, mais o viajante se aconchegava à sua capa, até que oistio. 271>Эти две системы могут быть объединены с просодической высотой звука, записанной перед словом или слогом, и лексическим тоном после слова или слога, поскольку в синологической традиции буквы тона, следующие за слогом, всегда являются чисто лексическими и игнорируют просодию.

Диакритические знаки также могут использоваться для расшифровки тона в IPA. Например, тон 3 на мандаринском диалекте - это низкий тон между другими слогами, и он может быть представлен как таковой фонемно. Таким образом, четыре тона мандарина можно транскрибировать / má, mǎ, mà, mâ /. (Эти диакритические знаки противоречат соглашениям Пиньинь, в котором используются диакритические соглашения докильского IPA: ⟨mā, má, mǎ, mà⟩, соответственно)

Перевернутые буквы тона Чао

Перевернутые буквы тона Чао обозначают тон сандхи, с левыми буквами слева для основного тона и перевернутыми вправо буквами справа для поверхностного тона. Например, мандаринская фраза n / ni˨˩˦ / + hǎo / xaʊ˨˩˦ />ní hǎo / ni˧˥xaʊ˨˩˦ / транскрибируется:

⫽ni˨˩˦꜔꜒xa ⫽

Некоторые транскриберы используют буквы с перевернутым тоном, чтобы показать, что они применяются к следующему, а не к предыдущему слогу. Например, японское слово Киото ame «дождь» может быть транскрибировано как

꜖ame

, а не a˩me˥˧.

Буквы обратного тона были приняты IPA в 1989 году, хотя они не появляются в таблице IPA с ограниченным пространством.

Фонетическая реализация нейтральных тонов иногда обозначается заменой горизонтальной черты точкой: ⟨꜌ ꜋ ꜊ ꜉ ꜈⟩. В сочетании с тоном сандхи те же буквы могут быть обращены вправо: ⟨꜑ ꜐ ꜏ ꜎ ꜍⟩.

Числовые значения

Тональные буквы часто транслитерируются в числа, особенно в азиатских и мезоамериканских тональных языках. До распространения компьютерных шрифтов OpenType, начиная с 2000–2001 гг., Тональные буквы не использовались для многих приложений. Числовой заменитель обычно использовался для контуров тона с числовым значением, присвоенным началу, концу и иногда середине контура. Например, четыре тона китайского языка обычно транскрибируются как «ma55», «ma35», «ma214», «ma51».

Однако такие числовые системы неоднозначны. В азиатских языках, таких как китайский, согласно соглашению самому низкому тону соответствует 1, а самому высокому - 5, что соответствует основной частоте (f0). И наоборот, в Африке самому низкому тону присваивается 5, а самому высокому - 1, за исключением нескольких исключительных случаев с шестью уровнями тона, которые могут иметь противоположное соглашение: 1 - низкий, а 6 - высокий. В случае мезоамериканских языков высший тон равен 1, но самый низкий зависит от количества контрастных уровней высоты тона в транскрибируемом языке. Например, отомангский язык с тремя уровнями тонов будет обозначать их как 1 (высокий / /), 2 (средний / ˧ /) и 3 (низкий / ˩ /). (Трехтональные системы встречаются в языках Mixtec, Chinantecan и Amuzgoan.) Читатель, привыкший к использованию китайского языка, неверно интерпретирует низкий тон Mixtec как средний, а высокий тон как низкий. Поскольку тональные буквы являются знаковыми, а музыкальные нотоносцы признаны во всем мире с высоким тоном вверху и низким тоном внизу, тоновые буквы не страдают от этой двусмысленности.

Сравнение тонов китаеведов, африканистов и мезоамериканцев
высокий уровеньвысоко падающийсредний ростсредний уровеньсреднее падениесреднее падениенизкоуровневое
тональная буква˥˥˩˧˥˧˧˩˨˩˦˩
китайская конвенция555135333121411
Африканская конвенция115313354535
Мезоамериканская конвенция. (3 регистровых тона)113212232323
Мезоамериканская. (отоманговская)331232212121

Разделение тонового пространства

Международная фонетическая ассоциация предлагает использовать тональные буквы для обозначения фонематических контрастов. Например, если в языке есть один нисходящий тон, его следует транскрибировать как / ˥˩ /, даже если этот тон не попадает во весь диапазон высоты тона.

Для целей точного лингвистического анализа существует как минимум три подхода: линейный, экспоненциальный и зависящий от языка. Линейный подход заключается в отображении уровней тона непосредственно на основную частоту (f0) путем вычитания тона с самым низким f 0 из тона с самым высоким f 0, и разделение этого пространства на четыре равных интервала f 0. Буквы тона затем выбираются на основе контуров тона f 0 над этой областью. Этот линейный подход является систематическим, но он не всегда позволяет согласовать начало и конец каждого тона с предложенными уровнями тона. Более раннее описание уровней тона Чао - экспоненциальный подход. Чао предложил пять уровней тона, каждый из которых расположен на расстоянии двух полутонов друг от друга. Более позднее описание предоставляет только один полутон между уровнями 1 и 2 и три полутона между уровнями 2 и 3. Это обновленное описание может представлять собой разделение тонального пространства для конкретного языка.

Буквы тонов IPA в Unicode

В Unicode буквы тона IPA кодируются следующим образом:

  • U + 02E5 ˥ БУКВА-МОДИФИКАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНО-ВЫСОКИЙ ТОН (HTML ˥)
  • U + 02E6 ˦ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР ВЫСОКИЙ ТОН) СТРОКА (HTML ˦)
  • U + 02E7 ˧ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР СРЕДНЕГО ТОНА (HTML ˧)
  • U + 02E8 ˨ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР НИЗКОГО ТОНА (HTML ˨)
  • U + 02E9 ˩ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНО-НИЗКИЙ ТОН (HTML ˩)
  • U + A712 ꜒ БУКВА-МОДИФИКАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНО-ВЫСОКИЙ ЛЕВЫЙ ПОЛОСКА ТОНА (HTML )
  • U + A713 ꜓ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР ВЫСОКОГО ТОНА ЛЕВАЯ ПАНЕЛЬ (HTML )
  • U + A714 ꜔ БУКВА-МОДИФИКАТОР СРЕДНИЙ ТОН ЛЕВОЙ ПАНЕЛЬ (HTML )
  • U + A715 ꜕ БУКВА-МОДИФИКАТОР НИЗКОГО ТОНА ЛЕВОЙ СТРЕЛКИ (HTML )
  • U + A716 ꜖ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР Сверхнизкой ЛЕВОЙ СТЕПКОЙ ПОЛОСЫ ТОНА (HTML )

Эти комбинируются последовательно для con тур тона.

Пунктирными буквами тона являются:

  • U + A708 ꜈ БУКВА МОДИФИКАТОРА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ТОЧЕЧНАЯ ПОЛОСКА (HTML )
  • U + A709 ꜉ БУКВА МОДИФИКАТОРА ВЫСОКАЯ ТОЧКА ТОНОВАЯ ПОЛОСА (HTML )
  • U + A70A ꜊ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР СРЕДНЕГО ТОЧЕЧНАЯ ТОНОВАЯ ПОЛОСА (HTML )
  • U + A70B ꜋ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР НИЗКАЯ ТОЧЕЧНАЯ ПОЛОСА ТОНА (HTML )
  • U + A70C ꜌ ПИСЬМО-МОДИФИКАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНО-НИЗКАЯ ТОЧЕЧНАЯ ПОЛОСА (HTML )
  • U + A70D ꜍ БУКВА-МОДИФИКАТОР ДОПОЛНИТЕЛЬНО-ВЫСОКАЯ ТОЧЕЧНАЯ ПОЛОСКА ЛЕВОГО СТЕНКА (HTML )
  • U + A70E ꜎ БУКВА-МОДИФИКАТОР ВЫСОКОГО ТОНА, ТОЧЕЧНАЯ ПАНЕЛЬ ЛЕВОЙ СТЕКЛИ (HTML )
  • U + A70F ꜏ БУКВА МОДИФИКАТОРА СРЕДНЕГО ТОНА ТОЧЕЧНАЯ ПАНЕЛЬ ЛЕВОЙ СТЕКЛИ (HTML )
  • U + A710 ꜐ БУКВА МОДИФИКАТОРА НИЗКАЯ ТОЧКА ТОЧЕЧНАЯ ПОЛОСКА С ЛЕВОЙ СТВОЛКОЙ (HTML )
  • U + A711 ꜑ ПИСЬМА-МОДИФИКАТОР Сверхнизкой пунктирной полосой ЛЕВАЯ ПАНЕЛЬ ( HTML )

Unicode включает другие тональные буквы, такие как UPA и расширенные тональные метки для bopomofo (см.).

Системы без IPA

Хотя фраза «тональная буква» обычно относится к системе Чао, есть также орфографии с буквами, присвоенными отдельным тонам, которые также могут называться тональными буквами.

В некоторых системах номера тонов интегрированы в орфографию, и поэтому они технически являются буквами, хотя их продолжают называть "числами". Однако в случае Чжуан китайская орфография 1957 года изменила цифры, чтобы сделать их графически отличными от цифр, используемых численно. Две буквы были заимствованы из кириллицы : ⟨з⟩ и ⟨ч⟩, заменив похожие на вид числа тона ⟨3⟩ и ⟨4⟩. В 1982 году они были заменены латинскими буквами, одна из которых, ⟨h⟩, теперь используется как согласная буква для / h / и как тональная буква для среднего тона.

Тональные буквы Чжуан
Тон. номерТональная букваШаг. номер
19571982IPA
1˨˦24
2ƨz˧˩31
3зj˥55
4чx˦˨42
5ƽq˧˥35
6ƅh˧33

Хмонг романизированный популярный алфавит был разработан в начале 1950-х годов с использованием латинских букв. Два «тона» точнее назвать регистром, поскольку тон не является их отличительной чертой. Некоторые буквы имеют двойную функцию, представляя согласные.

Буквы тона хмонг
Название тонаТон. букваПример
Высокийbpob/ pɔ́ / 'ball'
Midpo/ pɔ / 'селезенка'
Низкоеspos/ pɔ̀ / 'thorn'
Высокое падениеjpoj/ pɔ̂ / 'женский'
Средний подъемvpov/ pɔ̌ / 'бросить'
Скрипучий (низкое падение)mpom/ pɔ̰ / 'видеть'
Скрипучий (низкий подъем)dpod
Дыхание (средне-низкое)gpog/ pɔ̤ / 'бабушка'

(Низкорастущий скрипучий регистр - это финальная фраза аллофона нижнего регистра.)

Кроме того, в едином алфавите Мяо, используемом в Китае, применяется другая схема:

Унифицированный Мяо
Тон номертональная букватональная буква IPA
Xong Hmu Hmong Diandongbei Miao
1b˧˥˧˦˧˦˧
2x˧˩˥˧˩˧˥
3d˦˧˥˥˥
4l˧˨˨˩˩
5t˥˧˦˦˧
6s˦˨˩˧˨˦˧˩
7k˦˥˧˧˩
8f˧˧˩˩˧˧˩

Уральский фонетический алфавит имеет метки, похожие на полуквадратные скобки, которые обозначают начало и конец высокого и низкого тона: средний тон ˹ высокий тон низкий тон ˼.

См. Также

Примечания

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 06:40:04
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте