|
|
Тональные буквы - это буквы, которые представляют тоны а-ля язык, чаще всего в языках с контурными тонами.
Серия знаковых тоновых букв, основанная на музыкальном посохе, была разработана Юэн Рен Чао в 1920-е годы и без нотного станка был принят в Международный фонетический алфавит. Посох стал необязательным в 1989 году и теперь стал почти универсальным. Когда контуры были нарисованы без посоха, было трудно различить тонкое различие в высоте тона, поэтому было выделено только девять или около того возможных тонов: высокий, средний и низкий уровень, [ˉa ˗a a]; высокий подъем и падение, [ˊa a]; низкий подъем и падение, [ˏa a]; и нарастание и падение, [â ˇa].
Комбинации букв тона Чао образуют схемы контура высоты тона тона, отображая высоту тона в пространстве букв и заканчивая вертикальной чертой. Например, [ma˨˩˦] представляет собой контур средней высоты тона китайского слова, обозначающего лошадь, 馬 / 马 mǎ. Однотонные буквы различают до пяти уровней высоты тона: ˥ «очень высокий» или «верхний», ˦ «высокий», ˧ «средний», ˨ «низкий» и ˩ «очень низкий» или «нижний». Известно, что ни один язык не зависит от более чем пяти уровней высоты звука.
Эти буквы чаще всего пишутся в конце слога. Например, в стандартном мандаринском диалекте следующие четыре тона в слогах произносятся изолированно:
Тон. имя | Тон. буква | Чао-тон. цифры | Тон. номер | Традиционный. китайский | Упрощенный. китайский | Глянцевый |
---|---|---|---|---|---|---|
Высокий уровень | ma˥˥ | ma⁵⁵ | ma¹ | 媽 | 妈 | мать |
средний рост | ma˧˥ | ma³⁵ | ma² | 麻 | 麻 | конопля |
Низкое падение | ma˨˩˦ | ma²¹⁴ | ma³ | 馬 | 马 | лошадь |
Высокое падение | ma˥˩ | ma⁵¹ | ma⁴ | 罵 | 骂 | scold |
Для языков с простыми регистровыми тонами в основных морфемах или с короткими гласными, однотонными буквами Для них используются буквы тона, которые объединяются, как и сами тона, образуя контуры. Например, йоруба имеет три основных тона [˥ ˧ ˩] для коротких гласных и шесть производных контурных тонов [˥˧ ˥˩ ˧˥ ˧˩ ˩˧ ˩˥] для долгих гласных, дифтонгов и сокращений. С другой стороны, для языков, которые имеют базовые контурные тона, и среди них есть тоны уровня, обычно для этих тонов уровня используются двухцветные буквы, а для коротких проверенных тонов - одиночные буквы, как в тайваньский Hokkien [sã˥˥] vs [tit˥]. Тоны [˥˥] и [˥] обычно рассматриваются как одна и та же фонема, но различие отражает традиционную китайскую классификацию.
Буквы тона Чао иногда пишутся перед слогом, в соответствии с письменным ударением и шагом вниз перед слогом, и как это было сделано с буквами без штатива в IPA до 1989 года. Например,, следующий отрывок расшифровывает просодию европейского португальского с использованием тональных букв вместе с ударением, upstep и downstep в той же позиции перед слогом:
Диакритические знаки также могут использоваться для расшифровки тона в IPA. Например, тон 3 на мандаринском диалекте - это низкий тон между другими слогами, и он может быть представлен как таковой фонемно. Таким образом, четыре тона мандарина можно транскрибировать / má, mǎ, mà, mâ /. (Эти диакритические знаки противоречат соглашениям Пиньинь, в котором используются диакритические соглашения докильского IPA: ⟨mā, má, mǎ, mà⟩, соответственно)
Перевернутые буквы тона Чао обозначают тон сандхи, с левыми буквами слева для основного тона и перевернутыми вправо буквами справа для поверхностного тона. Например, мандаринская фраза n / ni˨˩˦ / + hǎo / xaʊ˨˩˦ />ní hǎo / ni˧˥xaʊ˨˩˦ / транскрибируется:
Некоторые транскриберы используют буквы с перевернутым тоном, чтобы показать, что они применяются к следующему, а не к предыдущему слогу. Например, японское слово Киото ame «дождь» может быть транскрибировано как
, а не a˩me˥˧.
Буквы обратного тона были приняты IPA в 1989 году, хотя они не появляются в таблице IPA с ограниченным пространством.
Фонетическая реализация нейтральных тонов иногда обозначается заменой горизонтальной черты точкой: ⟨꜌ ꜋ ꜊ ꜉ ꜈⟩. В сочетании с тоном сандхи те же буквы могут быть обращены вправо: ⟨꜑ ꜐ ꜏ ꜎ ꜍⟩.
Тональные буквы часто транслитерируются в числа, особенно в азиатских и мезоамериканских тональных языках. До распространения компьютерных шрифтов OpenType, начиная с 2000–2001 гг., Тональные буквы не использовались для многих приложений. Числовой заменитель обычно использовался для контуров тона с числовым значением, присвоенным началу, концу и иногда середине контура. Например, четыре тона китайского языка обычно транскрибируются как «ma55», «ma35», «ma214», «ma51».
Однако такие числовые системы неоднозначны. В азиатских языках, таких как китайский, согласно соглашению самому низкому тону соответствует 1, а самому высокому - 5, что соответствует основной частоте (f0). И наоборот, в Африке самому низкому тону присваивается 5, а самому высокому - 1, за исключением нескольких исключительных случаев с шестью уровнями тона, которые могут иметь противоположное соглашение: 1 - низкий, а 6 - высокий. В случае мезоамериканских языков высший тон равен 1, но самый низкий зависит от количества контрастных уровней высоты тона в транскрибируемом языке. Например, отомангский язык с тремя уровнями тонов будет обозначать их как 1 (высокий / /), 2 (средний / ˧ /) и 3 (низкий / ˩ /). (Трехтональные системы встречаются в языках Mixtec, Chinantecan и Amuzgoan.) Читатель, привыкший к использованию китайского языка, неверно интерпретирует низкий тон Mixtec как средний, а высокий тон как низкий. Поскольку тональные буквы являются знаковыми, а музыкальные нотоносцы признаны во всем мире с высоким тоном вверху и низким тоном внизу, тоновые буквы не страдают от этой двусмысленности.
высокий уровень | высоко падающий | средний рост | средний уровень | среднее падение | среднее падение | низкоуровневое | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
тональная буква | ˥ | ˥˩ | ˧˥ | ˧ | ˧˩ | ˨˩˦ | ˩ |
китайская конвенция | 55 | 51 | 35 | 33 | 31 | 214 | 11 |
Африканская конвенция | 1 | 15 | 31 | 3 | 35 | 453 | 5 |
Мезоамериканская конвенция. (3 регистровых тона) | 1 | 13 | 21 | 2 | 23 | 232 | 3 |
Мезоамериканская. (отоманговская) | 3 | 31 | 23 | 2 | 21 | 212 | 1 |
Международная фонетическая ассоциация предлагает использовать тональные буквы для обозначения фонематических контрастов. Например, если в языке есть один нисходящий тон, его следует транскрибировать как / ˥˩ /, даже если этот тон не попадает во весь диапазон высоты тона.
Для целей точного лингвистического анализа существует как минимум три подхода: линейный, экспоненциальный и зависящий от языка. Линейный подход заключается в отображении уровней тона непосредственно на основную частоту (f0) путем вычитания тона с самым низким f 0 из тона с самым высоким f 0, и разделение этого пространства на четыре равных интервала f 0. Буквы тона затем выбираются на основе контуров тона f 0 над этой областью. Этот линейный подход является систематическим, но он не всегда позволяет согласовать начало и конец каждого тона с предложенными уровнями тона. Более раннее описание уровней тона Чао - экспоненциальный подход. Чао предложил пять уровней тона, каждый из которых расположен на расстоянии двух полутонов друг от друга. Более позднее описание предоставляет только один полутон между уровнями 1 и 2 и три полутона между уровнями 2 и 3. Это обновленное описание может представлять собой разделение тонального пространства для конкретного языка.
В Unicode буквы тона IPA кодируются следующим образом:
˥
)˦
)˧
)˨
)˩
)꜒
)꜓
)꜔
)꜕
)꜖
)Эти комбинируются последовательно для con тур тона.
Пунктирными буквами тона являются:
꜈
)꜉
)꜊
)꜋
)꜌
)꜍
)꜎
)꜏
)꜐
)꜑
)Unicode включает другие тональные буквы, такие как UPA и расширенные тональные метки для bopomofo (см.).
Хотя фраза «тональная буква» обычно относится к системе Чао, есть также орфографии с буквами, присвоенными отдельным тонам, которые также могут называться тональными буквами.
В некоторых системах номера тонов интегрированы в орфографию, и поэтому они технически являются буквами, хотя их продолжают называть "числами". Однако в случае Чжуан китайская орфография 1957 года изменила цифры, чтобы сделать их графически отличными от цифр, используемых численно. Две буквы были заимствованы из кириллицы : ⟨з⟩ и ⟨ч⟩, заменив похожие на вид числа тона ⟨3⟩ и ⟨4⟩. В 1982 году они были заменены латинскими буквами, одна из которых, ⟨h⟩, теперь используется как согласная буква для / h / и как тональная буква для среднего тона.
Тон. номер | Тональная буква | Шаг. номер | ||
---|---|---|---|---|
1957 | 1982 | IPA | ||
1 | ∅ | ˨˦ | 24 | |
2 | ƨ | z | ˧˩ | 31 |
3 | з | j | ˥ | 55 |
4 | ч | x | ˦˨ | 42 |
5 | ƽ | q | ˧˥ | 35 |
6 | ƅ | h | ˧ | 33 |
Хмонг романизированный популярный алфавит был разработан в начале 1950-х годов с использованием латинских букв. Два «тона» точнее назвать регистром, поскольку тон не является их отличительной чертой. Некоторые буквы имеют двойную функцию, представляя согласные.
Название тона | Тон. буква | Пример | |
---|---|---|---|
Высокий | b | pob | / pɔ́ / 'ball' |
Mid | ∅ | po | / pɔ / 'селезенка' |
Низкое | s | pos | / pɔ̀ / 'thorn' |
Высокое падение | j | poj | / pɔ̂ / 'женский' |
Средний подъем | v | pov | / pɔ̌ / 'бросить' |
Скрипучий (низкое падение) | m | pom | / pɔ̰ / 'видеть' |
Скрипучий (низкий подъем) | d | pod | |
Дыхание (средне-низкое) | g | pog | / pɔ̤ / 'бабушка' |
(Низкорастущий скрипучий регистр - это финальная фраза аллофона нижнего регистра.)
Кроме того, в едином алфавите Мяо, используемом в Китае, применяется другая схема:
Тон номер | тональная буква | тональная буква IPA | |||
---|---|---|---|---|---|
Xong | Hmu | Hmong | Diandongbei Miao | ||
1 | b | ˧˥ | ˧ | ˦˧ | ˦˧ |
2 | x | ˧˩ | ˥ | ˧˩ | ˧˥ |
3 | d | ˦ | ˧˥ | ˥ | ˥ |
4 | l | ˧ | ˨ | ˨˩ | ˩ |
5 | t | ˥˧ | ˦ | ˦ | ˧ |
6 | s | ˦˨ | ˩˧ | ˨˦ | ˧˩ |
7 | k | ˦ | ˥˧ | ˧ | ˩ |
8 | f | ˧ | ˧˩ | ˩˧ | ˧˩ |
Уральский фонетический алфавит имеет метки, похожие на полуквадратные скобки, которые обозначают начало и конец высокого и низкого тона: средний тон ˹ высокий тон низкий тон ˼.