Channel Dash

редактировать
Немецкая военно-морская операция во время Второй мировой войны

Channel Dash. (Unternehmen Zerberus / Operation Cerberus)
Часть Атлантической кампании Второй мировой войны
Operation Cerberus-fr.svg . Схема курса операции «Цербер» (на французском языке)
Дата11–13 февраля 1942 г.
МестоположениеЛа-Манш 50 ° 58′45 ″ N 1 ° 44′09 ″ E / 50,97917 ° N 1,73583 ° E / 50,97917; 1,73583
РезультатПобеда Германии
Воюющие стороны
Нацистская Германия Соединенное Королевство
Командиры и лидеры
нацистская Германия Отто Килиакс Соединенное Королевство Бертрам Рамзи
Сила
2 линкора. 1 тяжелый крейсер. 6 эсминцев. 14 торпедных катеров. 26 E-катеров. 32 бомбардировщика. 252 истребителя6 эсминцев. 3 эсминца сопровождения. 32 моторных торпедных катера. c.450 самолетов
Потери и потери
2 линкора повреждены. 1 эсминец поврежден. 1 эсминец легко поврежден. 2 торпедных катера легко повреждено. уничтожено 22 самолета (7 истребителей). 13 матросов убито. 2 ранены. 23 экипажа убиты (4 из JG 26)1 эсминец серьезно поврежден. несколько канонерских катеров повреждено. 42 самолета уничтожено. 230–250 убитых и раненых

Channel Dash или Unternehmen Zerberus (операция Cerberus) была немецкой военно-морской операцией во время Вторая мировая война. Кригсмарине (немецкий флот) эскадра, состоящая из двух линкоров типа «Шарнхорст», тяжелого крейсера Prinz Eugen и их сопровождения на британском блокада от Бреста в Бретани до портов Германии. Шарнхорст и Гнейзенау прибыли в Брест 22 марта 1941 года после успеха операции «Берлин» в Атлантике. Были запланированы новые рейды, и корабли были переоборудованы в Бресте. Корабли представляли угрозу для трансатлантических конвоев союзников, и бомбардировочное командование Королевских ВВС атаковало их с 30 марта 1941 г. Гнайзенау был поражен 6 апреля 1941 г., а Шарнхорст - 24 июля 1941 г. после разгона до Ла-Паллис. В конце 1941 года Адольф Гитлер приказал Oberkommando der Marine (верховное командование немецкого флота OKM) спланировать операцию по возвращению кораблей на немецкие базы против британского вторжения Норвегия. Короткий маршрут по Ла-Манш был предпочтен объезду вокруг Британских островов для внезапности и прикрытия с воздуха люфтваффе, и 12 января 1942 года Гитлер отдал приказ о проведении операции. 60>

Британцы использовали расшифровку немецких радиосообщений, закодированных с помощью машины Enigma, воздушной разведки RAF Photographic Reconnaissance Unit (PRU) и агентов во Франции, чтобы наблюдать за кораблями. и сообщить об ущербе, причиненном бомбежкой. Операция «Фуллер», совместный план действий на случай непредвиденных обстоятельств Королевского флота и Королевских ВВС, была разработана, чтобы противостоять вылазке немецких кораблей против атлантических конвоев, возвращению в немецкие порты путем обхода Британских островов или рывку по Ла-Маншу. Королевский флот должен был держать корабли в Скапа-Флоу в Шотландии на случай вылазки немецкого линкора Tirpitz из Норвегии. Королевские ВВС послали эскадрильи из командований бомбардировщиков и прибрежных войск за границу и держали торпедоносцы в Шотландии наготове к Тирпицу, что ограничивало количество самолетов, доступных против рывка над Ла-Маншем, равно как и зимняя погода, которая ухудшила видимость и заблокировала аэродромы снегом.

11 февраля 1942 г. корабли вышли из Бреста в 21:14. и избежал обнаружения более чем на двенадцать часов, приблизившись к Дуврскому проливу без обнаружения. Люфтваффе Unternehmen Donnerkeil (операция «Удар молнии») обеспечивала прикрытие с воздуха, и когда корабли приблизились к Дувру, англичане с опозданием ответили; операции ВВС Великобритании, авиации флота, флота и береговой артиллерии были дорогостоящими неудачами, но Шарнхорст и Гнейзенау были повреждены минами в Северном море (Шарнхорст был выведен из строя на год). К 13 февраля корабли достигли немецких портов, Уинстон Черчилль приказал провести расследование катастрофы, и The Times осудила британское фиаско. Кригсмарине оценило операцию как тактическую удачу и стратегическую неудачу; угроза атлантическим конвоям была принесена в жертву гипотетической угрозе Норвегии. 23 февраля «Принц Ойген» был торпедирован у берегов Норвегии; после ремонта провела остаток войны на Балтике. Гнейзенау вошел в сухой док и подвергся бомбардировке в ночь с 26 на 27 февраля, и больше никогда не мог отплыть; Шарнхорст был потоплен в битве у мыса Нордкап 26 декабря 1943 года.

Содержание

  • 1 Предыстория
    • 1.1 Порт Брест, 1940–1941 гг.
    • 1.2 Британское воздушное наступление, 1941
    • 1.3 Ultra
    • 1.4 Норвегия гипотеза
  • 2 Prelude
    • 2.1 Operation Cerberus
      • 2.1.1 Unternehmen Donnerkeil
    • 2.2 Operation Fuller
      • 2.2.1 Готовность
  • 3 Battle
    • 3.1 Ночь, 11/12 февраля
    • 3.2 12 февраля
      • 3.2.1 Утро
      • 3.2.2 Полдень
      • 3.2.3 После полудня
      • 3.2.4 Вечер
      • 3.2.5 Ночь 12 / 13 и 13 февраля
  • 4 Последствия
    • 4.1 Анализ
    • 4.2 Потери
    • 4.3 Последующие операции
  • 5 Мемориал и поминки
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Сноски
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки

Общие сведения

Порт Брест, 1940–1941 гг.

Channel Dash находится во Франции Брест Брест La Pallice Ла Паллис Шербур Шербур Le Touquet Ле Туке Calais Кале Порты Ла-Палис и Французский Ла-Манш

Немецкие торговые набеги на британские конвои в Северной Атлантике облегчили захват Норвегии. во Франции в 1940 году. Неудачный боевой вылет крейсера "Адмирал Хиппер" закончился в Бресте, на западной оконечности полуострова Бретань, 27 декабря 1940 года. После пяти недель безрезультатных бомбардировок корабль остановился. 1 февраля 1941 года в море потопил множество кораблей и вернулся 14 февраля, после чего на следующий день отправился в Германию, используя обходной путь через Датский пролив, и 28 марта достиг Киля. Торговые набеги на север Атлантики зимой 1940–1941 годов линкорами типа Шарнхорст Шарнхорст и Гнейзенау, тяжелыми крейсерами Адмирал Шеер и адмирал Хиппер потопили 115 622 тонны (117 477 тонн) британских судов, что выше, чем у немецких надводных кораблей за оставшуюся часть войны. Британцы реформировали 19-ю группу для Берегового командования в январе 1941 года, которая наблюдала за немецкими кораблями в Бресте; Шарнхорст и Гнейзенау прибыли в порт Брест 22 марта 1941 года.

Британское воздушное наступление, 1941 год

С 10 января до середины апреля 1941 года бомбардировочное командование нацелило 829 длинных тонн (842 т). бомб на кораблях в Брестской гавани. 9 марта Уинстон Черчилль издал директиву Битва за Атлантику, которая временно указала приоритет британских военных действий на противодействие германской кампании против атлантических конвоев. 1 PRU Королевских ВВС обнаружил в порту Шарнхорст и Гнейзенау 28 марта, а бомбардировочное командование совершило около 1161 самолето-вылет против кораблей в Бресте в течение следующих двух месяцев в плохую погоду. Gneisenau нуждался в ремонте машинного отделения и 4 апреля вошел в сухой док. При откачке воды между стапелями под кораблем была обнаружена неразорвавшаяся бомба. Корабль нужно было осторожно снять с мели и убрать, прежде чем бомбу можно было обезвредить. "Гнейзенау" был пришвартован на открытом месте на рейде, где 5 апреля он был сфотографирован 1 PRU Spitfire. Bristol Beaufort бомбардировщики-торпедоносцы атаковали на рассвете следующего дня; один самолет нашел гавань сквозь дымку и торпедировал Гнейзенау с правого борта, серьезно повредив резервный командный центр.

Гнейзенау вернулся в сухой док и в ночь с 10 на 11 апреля получил четыре удара и потерпел два промаха. Одно из попаданий не взорвалось, но другие заклинили башню «Б» и исказили бронепалубу рядом с ней, сделав непригодными для проживания около трети помещений экипажа из-за повреждений огнем и взрывом, разрушили кухни и пекарню и повредили некоторые системы управления артиллерийскими установками. "Шарнхорст" не был поврежден, но попадание бомбы в доки задержало его ремонт, который включал существенный ремонт его оборудования; трубы пароперегревателя котла имели производственный дефект, который преследовал судно на протяжении всей операции «Берлин». Ожидалось, что ремонт займет десять недель, но задержки, усугубляемые британскими минными постановками в окрестностях, заставили их пропустить Unternehmen Rheinübung (Операция Рейнские учения). Вылет Бисмарка и Принца Ойгена в Северную Атлантику продолжился, и Бисмарк был потоплен; Принц Ойген вернулся в Брест 1 июня. Потеря «Бисмарка» серьезно ограничила свободу действий немецкого надводного флота после того, как Гитлер приказал, чтобы крупные корабли действовали с гораздо большей осторожностью.

Вертикальный аэрофотоснимок, сделанный днем ​​во время атаки немецких военных кораблей, стоящих в Бресте, Франция. Два самолета Handley Page Halifax 35-й эскадрильи Королевских ВВС (вверху справа) пролетают над военно-морской верфью к сухим докам, в которых стоят у стоянки линейные крейсеры Scharnhorst и Gneisenau (вверху справа) и над которыми быстро распространяется дымовая завеса. Справа посередине видно, как несколько бомб взорвались вдали от намеченной цели, Prinz Eugen, пришвартованной у пристани. В операции приняли участие 47 самолетов из 3-й, 4-й и 5-й групп, заявивших о точном нанесении бомбовых ударов по своим целям, в результате чего было потеряно шесть самолетов 35-я эскадрилья бомбардировщики «Галифакс» над Брестом, 1941 г. (C2228)

Во время летом небольшие группы новых четырехмоторных тяжелых бомбардировщиков Королевских ВВС атаковали Гнейзенау, Принц Ойген и Шарнхорст; Prinz Eugen был сбит в ночь на 1/2 июля и выведен из строя. Отправление 21 июля «Шарнхорста» в Ла-Паллис, глубоководный порт Ла-Рошели на французском атлантическом побережье, предотвратило попытку бомбардировочного командования атаковать корабли в Бресте врасплох. «Шарнхорст» был атакован шестью бомбардировщиками «Стирлинг» вечером 23 июля; Около шести немецких истребителей вмешались, и один бомбардировщик был сбит. Нападение на Брест произошло днем ​​24 июля, при этом было потеряно 13 бомбардировщиков; Ла-Палис снова подверглась бомбардировке пятнадцатью Хэндли Пейджем Галифаксом. Один бомбардировщик не смог найти Ла Палис, остальные были встречены 12–18 Bf 109 и зенитным огнем (зенитный ), и все 14 галифаксов были поражены, что повлияло на прицеливание их бомб. Пять бомбардировщиков были сбиты, пять серьезно повреждены, а «Шарнхорст» получил пять попаданий. При возвращении в Брест с 3000 длинных тонн (3000 тонн) морской воды, «Шарнхорст» был атакован «Бофортом», но сбил его прежде, чем тот успел сбросить торпеду.

С 28 марта до конца июля 1962 длинных тонны. (1 993 т) бомб было сброшено в 1875 самолето-вылетах, из них 1723 - бомбардировочным командованием, которое также выполнило 205 самолето-вылетов на постановку мин, еще 159 бомб было сброшено прибрежным командованием, установив 275 мин у Бреста; англичане потеряли 34 самолета, три из которых были минными заградителями. В течение следующих двух месяцев бомбардировочное командование совершало частые небольшие атаки, затем в ночь с 3 на 4 сентября атаковали 56 бомбардировщиков, а в ночь с 13 на 14 сентября - 120 бомбардировщиков. Были возобновлены частые небольшие атаки, и с июля по декабрь было совершено около 1000 самолето-пролетов. В начале месяца Брестская группа снова стала приоритетом бомбардировочного командования, а с 11 декабря бомбардировки и минирование проводились каждую ночь. Когда 16 декабря Принц Ойген был обнаружен вне сухого дока, был реализован план большого ночного налета, за которым последовал дневной налет, с налетом 101 бомбардировщиков в ночь с 17 на 18 декабря и дневным налетом 41 тяжелого бомбардировщика. днем 18 декабря в сопровождении десяти истребительных эскадрилий. Гнайзенау был слегка поврежден, а ворота дока были разбиты, в результате чего «Шарнхорст» на месяц оказался на мели, в результате чего было потеряно шесть бомбардировщиков. Тяжелые атаки продолжались весь месяц, а 30 декабря Галифакс совершил еще один дневной набег. С 1 августа по 31 декабря было сброшено 1175 длинных тонн (1194 тонны) фугасных веществ и 10 длинных тонн (10 тонн) зажигательных веществ, было сбито одиннадцать тяжелых бомбардировщиков, причалу и городу был нанесен значительный ущерб, но ни один из корабли снова пострадали. Гнейзенау был поврежден вечером 6 января, и 37 процентов боевых вылетов бомбардировочного командования в период с 10 декабря по 20 января 1942 года было совершено против кораблей в Бресте.

Ультра

торпедоносцы Bristol Beaufort 217-й эскадрильи, Прибрежное командование Королевских ВВС.

Ультра - это кодовое название, используемое британской военной разведкой для радиоразведки, полученной путем взлома немецкой радиостанции и телетайп, зашифрованные с помощью Enigma, немецкой электромеханической роторной шифровальной машины. Расшифровка проводилась в Правительственной школе кодирования и шифрования (GCCS) в Блетчли-Парк, и информация передавалась оперативным командам. С мая 1941 года Блетчли мог читать настройки Enigma Home Waters, используемые надводными кораблями, с небольшими сбоями или прерываниями, которые в сочетании с PRU и сообщениями агентов, дежурили на кораблях в Бресте. К апрелю 1941 года британцы знали, что три корабля были поражены, но не знали о степени повреждений, и с 16 по 23 декабря расшифровка Enigma показала, что артиллеристы кораблей находились на Балтике, проводя артиллерийскую подготовку; На следующий день Адмиралтейство предупредило о вероятности попытки прорыва. 25 января 1942 года корабли были сфотографированы в гавани, и два корабля видели два коротких периода в сухом доке. С конца января до начала февраля к большим кораблям присоединились торпедные катера, тральщики и эсминцы; вместе с новостями о том, что линкор «Тирпиц» в Норвегии двинулся на юг, это побудило Адмиралтейство 2 февраля объявить, что три корабля собираются попытаться плыть вверх по проливу, и послало сигнал «Исполнительному Фуллеру». На следующий день Enigma и фоторазведка ВВС Великобритании обнаружили, что количество подкреплений немецких кораблей от Бреста до Крюка Голландии возросло до семи эсминцев, десяти торпедных катеров, более 30 тральщиков, 25 Электронные лодки и множество небольших судов.

Гипотеза Норвегии

Карта, показывающая Датский пролив между Гренландией и Исландией

В 1941 году Гитлер решил, что Брестская группа должна вернуться в свои воды во время «внезапного прорыва через Ла-Манш» в рамках плана по предотвращению британского вторжения в Норвегию. ОКМ предпочло пройти через Датский пролив в Германию, а гроссадмирал (гросс-адмирал) Эрих Редер назвал путешествие по Ла-Манш невозможным. Гитлер сказал, что прорыв следует планировать без периода подготовки, поскольку британская разведка должна была выяснить это и разбомбить корабли. Гитлер приказал выбрать период плохой погоды, когда основная часть RAF будет остановлена. Визеадмирал (вице-адмирал) Курт Фрике (начальник штаба Seekriegsleitung SKL, Морское военное командование) выступил против Гитлера, но ему было позволено лишь короткое время рассмотреть политика. 12 января 1942 года Редер снова выступил против маршрута по каналу, но спланировал его при условии, что Гитлер примет окончательное решение.

Гитлер отметил, что корабли в Бресте отвлекли британские бомбардировки от Германии, но это преимущество закончится тем, что как только корабли были достаточно повреждены. Вице-адмирал Отто Силиакс изложил план старта с места ночью, чтобы застать врасплох и пройти Дуврский пролив в течение дня, чтобы воспользоваться прикрытием истребителей в опасной точке. Люфтваффе отказалось гарантировать, что 250 имеющихся истребителей смогут успешно защитить корабли, но Гитлер принял план. Гитлер приказал перебросить уже находящийся в Норвегии линкор «Тирпиц» на юг, в Тронхейм. На конференции 22 января Гитлер объявил, что все корабли и подводные лодки должны собраться для защиты Норвегии, а 25 января Визеадмирал Карл Дёниц (Befehlshaber der Unterseeboote, BdU, командир подводных лодок) получил приказ отвести восемь подводных лодок для патрулирования Исландии, Фарерских островов и Шотландии ; несмотря на протесты Дёница, еще двенадцать подводных лодок были зарезервированы для Норвегии, вместе с надводными кораблями, сосредоточенными в норвежских водах.

Prelude

Operation Cerberus

Channel Dash находится в Норвегии Тронхейм Trondheim Норвегия

Гитлер предпочел маршрут по Ла-Маншу, и ответственность за планирование и оперативное руководство было делегировано морской группе Запад (военно-морское командование Запад, адмирал Альфред Заальвехтер ); Килиакс был командиром брестской группы (флагман, Шарнхорст). Выбирали лучший маршрут, избегали британских минных полей и двигались на большой скорости. Тральщики расчищали каналы через британские мины и помечали их буями (с 3 по 9 февраля бомбардировочное командование установило в каналах 98 мин). Подводные лодки были отправлены для метеорологических наблюдений, и несколько эсминцев двинулись на запад по проливу к Бресту, чтобы усилить прикрытие. Чтобы иметь как можно более длительный период темноты, отправление должно было состояться за четыре дня до новолуния и в 19:30, чтобы извлечь выгоду из весеннего прилива, текущего вверх по каналу, что прибавило бы скорости и, возможно, подняло бы корабли над минами.

Люфтваффе должно было обеспечить прикрытие с воздуха, и шесть эсминцев будут сопровождать Брестскую группу на первом этапе, к которым на рассвете присоединятся десять электромобилей. и смесь катеров E, R-катеров и малых судов присоединится к Cap Gris Nez. В течение января Кригсмарине и Люфтваффе репетировали операцию, но корабли потеряли мореходные качества, и многие технические специалисты и специалисты были переведены из Бреста на более важные должности. К 9 февраля корабли завершили испытания на брестском рейде, вылет был назначен на 11 февраля. Моральный дух экипажей был высок, диверсий в Бресте не произошло, экипажи свободно сошли на берег. У местных жителей не было сомнений в том, что корабли готовились к отплытию, и в качестве обмана были доставлены на борт тропические шлемы, французские докеры загрузили бочки с нефтью с пометкой «Для использования в тропиках», и по городу распространились ложные слухи.

Unternehmen Donnerkeil

Ханс Йешоннек, начальник штаба люфтваффе, отказался гарантировать успех «Цербера» или усилить истребительные силы на западе. Адольф Галланд получил командование воздушной операцией под названием Unternehmen Donnerkeil (Операция «Удар молнии»). Детали плана были согласованы с Оберстом (полковником ) Карлом Коллером, начальником штаба Luftflotte 3 (Воздушный флот 3 Generalfeldmarschall Hugo Sperrle ). Некоторые учебные подразделения были мобилизованы, чтобы восполнить большую часть джагдваффе, отсутствовавших в Советском Союзе. Funkhorchdienst (служба радиоэлектронной разведки, генерал Вольфганг Мартини ) попыталась заглушить британские радиотелефонные частоты, используя метод увеличения атмосферных помех, чтобы снизить эффективность британских прибрежных радаров. Dornier Do 217s из Kampfgeschwader 2 (Bomber Wing 2) должны были совершать вылеты с помощью радиоэлектронного обмана над западным Ла-Маншем, чтобы отвлечь британские самолеты. Fliegerkorps IX (Генерал дер Флигер [генерал Люфтваффе] Иоахим Колер ) готовились бомбить базы британских ВВС на юго-западе Англии, атаковать и отвлекать британские военно-морские силы, пытающиеся перехватить брестскую группировку. Fernaufklärungsgruppe 123 (Дальняя разведывательная группа 123) должна была нести вахту на обоих концах пролива и поддерживать Fliegerkorps IX.

Маршрут конвоя был разделен на три сектора с использованием границ Jafü (Fighter Sector), но для обеспечения местное управление Макс Ибель, бывший командир Jagdgeschwader 27 (истребительное крыло 27) был назначен ягдфлигерфюрером Шиффом (Джафю Шифф, диспетчер истребителей: корабль) и отправился на Шарнхорст в качестве офицера связи. общаться с частями Люфтваффе во время операции. С 22 января по 10 февраля проведено восемь репетиций, на которых было около 450 боевых вылетов. Jagdgeschwader (крыло дневных истребителей) и ночные истребители Nachtjagdgeschwader 1 (группа ночных истребителей 1) быстро подготовили самолеты к следующему вылету путем перевооружения и дозаправки в течение 30 минут или меньше. Галланд решил, что самолеты должны летать в высоком и низком укрытии, а низкие группы - под британскими береговыми радарами. Постоянное патрулирование в составе не менее 16 истребителей должно было поддерживаться двумя группами по восемь самолетов для их высоты патрулирования, при этом каждая группа в составе двух самолетов Schwärme по четыре самолета. Один Шварм должен был улететь в море, другой - в сторону земли зигзагом, и все Шварме должны были летать взад и вперед вдоль линии кораблей в виде широких восьмерок в радиомолчании. Каждый вылет был рассчитан таким образом, чтобы истребители могли пролететь над кораблями в течение 30 минут - ровно столько, чтобы высвободившиеся части успели заправиться, перевооружиться и вернуться. Во время Доннеркейля вылет для помощи прибыл всего через 20 минут, а это означало, что истребители прикрывают половину рывка 32 истребителя.

Операция Фуллер

Спутниковая фотография западной части Ла-Манша между юго-западом Англии и севером Западная Франция

В апреле 1941 года Королевский флот и Королевские ВВС разработали операцию «Фуллер» - план совместных действий против кораблей в Бресте в случае их вылазки. Вице-адмирал Бертрам Рамзи из Дуврского командования должен был отвечать за операции по противодействию немецкой эскадре, плывущей по Ла-Маншу, с непрерывными скоординированными атаками прибрежного командования, ВМФ и Королевских ВВС. Британский прибрежный радар имел дальность действия около 80 морских миль (92 миль; 150 км), и с пятью постоянными воздушными патрулями планировщики ожидали, что рывок вверх по Ла-Маншу будет легко обнаружен даже ночью или в плохую погоду. Как только будет поднята тревога, наступательные операции Фуллера начнутся как совместная операция. 32 торпедных катера из флотилий Dover и Ramsgate с эскортом Motor Gun Boat (MGB) будут совершать торпедные атаки с 4000 ярдов (3700 м). За лодками последуют торпедоносцы Swordfish с эскортом истребителей и торпедоносцы Beaufort, а береговые орудия в Дувре будут вести огонь, пока корабли будут в пределах досягаемости; Бомбардировочное командование атаковало бы любой корабль, достаточноповрежденный, чтобы его замедлили или остановили.

Когда немецкие корабли вышли за Дуврский пролив, шесть эсминцев Харвич из Нор Командование будет проводить торпедные атаки, а ВВС продолжат бомбить и закладывать мины на пути кораблей. Бомбардировочное командование намеревалось 100 самолетов к моменту за четыре часа (примерно ⁄ 3 его боевой численности), зарезервировав около 20 самолетов из каждой группы. Из остальных 200 самолетов половина продолжит операции против Германии, остальные будут готовиться к операциям на следующий день. Самолеты, зарезервированные для Фуллера, были перевернуты, и, если погода, 20-25 бомбят Брест. Истребительное командование будет сопровождать торпедоносцы истребителями 10-й группы на юго-западе и 16 истребительных эскадрилий 11-й группы на юго-востоке. Каждое подразделение обменивалось офицерами связи в штаб-квартире и оперативных помещениях, но не использовалось общая система связи.

Готовность

Дороги Бреста (Рад-де-Брест)

Предварительные мероприятия немецкого маневра, особенно траление мин. В проливе и транзите эсминцев в Брест, Адмиралтейство сделало прогноз, что вылет в Атлантику маловероятен и что переход в защищенные воды рывком вверх по Ла-Маншу, а не через Датский пролив или в Средиземное море, чтобы итальянские порты и следовало ожидать. На следующий день командованию Нора было приказано держать шесть эсминцев наготове в Темзе и быть готовым отправить шесть торпедных катеров для подкрепления тех, что находятся в Дувре. Минные заградители типа Abdiel HMS Manxman и HMS Welshman были отделены от командования Плимута для заминирования подступов к Бресту и Дувра для заминирования восточного выхода Ла-Манша соответственно.. Большинство подводных лодок находилось в Средиземном море, но две учебные лодки были отправлены в Бискайский залив. 6 февраля HMS Sealion, единственная современная подводная лодка в домашних водах, была допущена к выходу на Брестские дороги, командир использовал информацию, полученную через Ultra, о минных полях, каналах и полигонах. Шесть оперативных торпедоносцев Fairey Swordfish из 825-й эскадрильи Fleet Air Arm (FAA) (лейтенант-командир Юджин Эсмонд ) были перемещены от Ли-он-Солент до Манстона в Кенте, ближе к Дувру.

ВВС Великобритании предупредили свои силы, участвовавшие в операции «Фуллер», о неопределенной готовности и 3 февраля 19 Группа прибрежного командования начала ночное разведывательное патрулирование с помощью корабля «воздух-надводное судно» Mk II (ASV), оснащенного Lockheed Hudsons, предположительно способного обнаруживать корабли на расстоянии 30 морских миль (35 миль; 56 км). Патрульная линия «Стоппер» уже выполнялась от Бреста, и линия Юго-восток от Ушана до острова Бреа и начала от Гавра до Булони. Прибрежное командование имело три эскадрильи бомбардировщиков-торпедоносцев Бофорта в Великобритании, 42-ю эскадрилью в RAF Leuchars в Шотландии. На аэродромах восточного побережья находилось около 12 самолетов Hudson, 12 самолетов Beauforts из 86-й эскадрильи и 217-й эскадрильи в Корнуолле и семь самолетов 217-й эскадрильи на острове Торни (Портсмут). Двумя днями позже Энигма показала, что Цилиакс присоединился к «Шарнхорсту», заставил Адмиралтейство предсказать надвигающийся отъезд. 8 февраля, в непогоду, PR обнаружил, что корабли все еще находятся в гавани, «Шарнхорст» в доке и что еще прибыли два эсминца.

Главный маршал авиации Филип Жубер де ла Ферте, Офицер авиации (AOC) Прибрежное командование направило благодарность командованию истребителей и бомбардировщиков, что вылет можно ожидать в любое время после 10 февраля. Группы прибрежного командования были предупреждены, и 42-й эскадрилье был приказано направить свои 14 Бофортов на юг, в Норфолк (переезд был отложен до следующего дня из-за снега на аэродромах в Восточной Англии ). Вице-маршал авиации Дж. Э. А. Болдуин, бомбардировочное командование АОК, остановило половину своих бомбардировщиков и уменьшло остальные 100 самолетов с четырех до двух часов, не уведомив об этом Адмиралтейство. 11 февраля во время дневного прилива Силион двинулся в сторону Бреста, ничего не нашел и вернулся в 20:35. для подзарядки аккумуляторов, готовность к новой попытке на следующий день. Немецкие корабли должны были выйти из Бреста в 19:30. но были отложены из-за налета бомбардировочного командования, который был заказан после того, как PR обнаружил все еще в гавани с торпедными стрелами, развернутыми в 16:15. На предыдущей неделе Enigma предоставила информацию о том, что немцы траление мин на маршруте, который гарантировал рывок вверх по Ла-Маншу, и со ссылкой на захваченные карты выдал немецкий маршрут, который проходил Адмиралтейством в 12:29 вечера 12 февраля. (Ежедневные морские установки Enigma Home Waters с 10 по 12 февраля заняли Блетчли-парк до 15 февраля, чтобы перерыв.)

Битва

Ночь, 11/12 февраля

Schlachtschiff (линкор) Шарнхорст в 1939 г. (Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-46)

Британский агент в Бресте не смог сообщить об уходе Брестской группы из-за глушения немецкой беспроводной связи; Силион, патрулирующий за пределами гавани, удалился, чтобы перезарядить свои батареи. Патрульная пробка, недалеко от Бреста, летел на ASV Hudson из 224-й эскадрильи, когда Брестская группа собралась за пределами порта в 22:45. На патрулирования 1000–2000 высоты (300–610 м) ASV имел дальность около 13 морских миль (15 миль; 24 км), но «Гудзон» летел на юго-запад, когда корабли повернули к Ушанту и не получили контакта. Последние восемь минут следующего вылета «Стоппер» происходили в пределах 9 морских миль (10 миль; 17 км) от кораблей, но на радаре не было обнаружено контакта.

Линия Юго-Восток, часть операции Фуллер, прошла мимо Ушанта. в окрестностях Джерси, чтобы найти вылазку из Бреста, которая повернула Ла-Манш. Группа «Брест» пересекла линию на юго-восток рано утром 12 февраля в 0:50, но патруля «Гудзон» там не было, ему было приказано вернуться, когда его ASV вышла из строя. У Жубера не было самолетов, и он не прислал замену, в том числе, что Стоппер не сообщил ничего плохого, и если бы Брестская группа вышла в плавание до начала Стоппера, она уже прошла бы линию Юго-Восток. Хабо, третья линия патрулирования, от Шербура до Булонь проводилась как обычно, пока над британскими аэродромами не прогнозировался рассветный туман, и самолет не был утра отозван в 6:30, когда Брестская группа по -прежнему находилась к западу от линии.

12 февраля

Утро

Спутниковый снимок Ла-Манша, 2002 г.

Единственным патрулем над Ла-Маншем был обычный патруль на рассвете командованием истребительной авиации из Остенде, к югу до устья Соммы, которое группа Бреста прошла в 10:00. С 8: 25–9: 59. Операторы радара Королевских ВВС под эскадрильей Лидер Билл Иго, используя частоту радара без помех, четыре участка немецких самолетов, кружащих в местах к северу от Гавра, которые поначалу считались спасательными операциями на море и воздух.. В 10:00 11 группа истребительное командование RAF обнаружило, что участки движутся на северо-восток со скоростью 20–25 узлов (23–29 миль в час; 37–46 км / ч)) и отправил два Supermarine Spitfire на разведку в 10:20, примерно в то время, когда в штаб-квартире Истребительного Командования пришло известие о том, что в 9:20 утра началось глушение радара и что станция в Бичи-Хед Обнаруживал надводные корабли. Радиолокационные станции в Кенте сообщили о больших количествах у берегов Ле-Туке в 10:52, и когда патруль Спитфайра приземлился в 10:50, сохраняя радиомолчание, пилоты сообщили о флотилии, улетевшей Ле-Туке (около Булони), но не крупные корабли.

Новости об обнаружении были срочно переданы в 11-й группе и флоту в Дувре к 11:05 (один пилот пилотнул большой корабль, и одно наблюдение было получено во время допроса.) По совпадению, два старших пилота утра-истребителя из RAF Kenley решили вылететь на французское побережье в 10:10, а другие летчики были остановлены из-за непогоды. Пара заметила два Messerschmitt Bf 109s (Bf 109) и атаковала, а затем оказалась над немецкой флотилией из двух больших кораблей, экрана эсминца и внешнего кольца электронных катеров. «Спитфайры» были атакованы около 12 немецких истребителей и ускользнули из-за зенитного огня с кораблей, обстреляли электронные лодку и удалились на высоте волны. После того, как они приземлились в 11:09, пилоты сообщили, что немецкие корабли находились в 16 морских милях (18 миль; 30 км) от Ле-Туке в 10:42 к 11:25, была поднята тревога, что Брестская группа входил в Дуврский пролив с прикрытием с воздуха.

В 11:27 бомбардировочное командование было предупреждено о том, что Брестская группа находится недалеко от Дувра, и они были готовы. Включая самолеты, вылетевшие накануне вечером, и те, которые были вылетели за четыре часа в маршевой авиации Ричарда Пирса было около 250 самолетов, но 100 бомбардировщиков с двухчасовым уведомлением были загружены полубронебойными бомбами, которые были эффективны только при падении с высоты 7000 футов (2100 м) или выше. Видимость была плохой из-за дождя и облачности от 8/10 до 10/10, на глубине до 700 футов (210 м), и если в облаках не было разломов, когда это было необходимо, задача была невыполнима. Пирс приказал зарядить бомбы общего назначения, которые могли нанести лишь поверхностный урон от взрыва и атаки на малой высоте, в надежде, что эти атаки отвлекут Брестскую группу, поскольку прибрежное командование и флот совершают торпедные атаки.

Полдень

Спутниковый снимок Дуврского пролива (спутниковый снимок NASA Terra, март 2001 г.)

В Дувре в 1940 г. было четыре 6-дюймовых пушки с дальностью 12 000 ярдов (11 000 м), два 9,2-дюймовые пушки с дальностью 18 000 ярдов (16 000 м), две современные 6-дюймовые батареи с дальностью 25 000 ярдов (23 000 м) и еще четыре 9,2-дюймовых орудия на новых установках с дальностью 31 600 ярдов (28 900 ярдов). м), а затем 36 300 ярдов (33 200 м) с наддувом. (После падения Франции корабли Оси могли избежать заграждения на мине в Дувре, приплыв к французскому побережью.) 14-дюймовая морская пушка с наддувом могла стрелять снарядами на 48 000 ярдов (44 000 м), но ее было трудно использовать против движущихся целей. Батарея Южного Форленда орудий Dover с их новой радиолокационной станцией типа K отслеживала корабли Брестской группы, идущие по Ла-Маншу в направлении мыса Гри-Нез.

В 12:19 пополудни, пушки Dover дали свой первый залп, но при видимости до 5 морских миль (5,8 миль; 9,3 км) наблюдения за залпом выстрела не могло быть. Артиллеристы надеялись, что радар обнаружит брызги снаряда и позволит внести коррективы, хотя раньше этот метод не применялся. «Пятна» на K-set ясно показали, что корабли движутся зигзагообразно, но не там, где падали снаряды. Начался полный залповый огонь батареи, и четыре 9,2-дюймовых орудия произвели 33 выстрела по немецким кораблям, которые выходили за пределы дальности действия со скоростью 30 кН (35 миль / ч; 56 км / ч), и все промахнулись. Немецкие источники утверждают, что флот уже миновал Дувр, когда береговая артиллерия открыла огонь, и что снаряды приземлились далеко позади основных немецких частей. Береговые орудия прекратили огонь, когда легкие военно-морские силы и бомбардировщики-торпедоносцы начали атаку и к 13:21. немецкие корабли вышли из зоны действия британских радаров.

День

Шесть торпедоносцев Swordfish из 825-й эскадрильи FAA взлетели с RAF Manston в Кенте в 12:20, когда Эсмонд решил, что больше не может ждать, и в 12:28 встретил эскорт «Спитфайр» из 72-й эскадрильи, и все они отправились к точке в 10 морских миль (12 миль; 19 км). к северу от Кале. Сопровождение 121-й эскадрильи и 401-й эскадрильи опоздали и попытались встретиться на пути к кораблям, но пропустили их и повернули обратно, чтобы найти Рыбу-меч в Манстоне. Спитфайры 72-й эскадры, летевшие в непосредственном сопровождении, заметили немецкие корабли в 12:40. но были отбиты Bf 109 и FW 190 и потеряли контакт с Swordfish. Первая секция из трех торпедоносцев прошла через экран эсминца, и самолет Эсмонда был сбит прежде, чем он успел запустить свою торпеду. Два других самолета продолжили огонь немецкой зенитной артиллерии, сбросили торпеды и бросили свои самолеты, пораженные зенитной артиллерией. Было замечено, что вторая часть из трех меч-рыб пересекла экран эсминца и исчезла в облаке и дыме. В то время как немецкие истребители эскорта отсутствовали, две секции (восемь самолетов) 452-й эскадрильи RAAF обстреляли несколько немецких кораблей и заглушили ответный огонь эсминца, из-за треснувшего капота из плексигласа одному Spitfire.

Schlachtschiff (линкор) Гнейзенау в 1939 году (Bundesarchiv DVM 10 Bild-23-63-11)

Пять оперативных моторных торпедных катеров (МТБ), базирующихся в Дувре, покинули гавань в 11:55 и заметили немецкую военные корабли, в 12:23 Истребители Королевских ВВС прикрывали эту атаку вовремя, у одного МТБ была неисправность двигателя, а у остальных подход заблокировали двенадцать E-лодок в две линии. Неисправный МТБ выпустил торпеды на предельном расстоянии 4000 ярдов (3,7 км), прежде чем вернуться в Дувр; Остальные не смогли подобраться намного ближе и торпедировали через разрыв между линиями E-boat, ошибочно заявив, что нанесли удар по Prinz Eugen. Два артиллерийских катера (МГБ) прибыли из Дувр успел последний защитить МТБ от немецкого эсминца типа Нарвик. Еще два МТБ покинули Рамсгейт в 12:25. Но подошли слишком далеко, немецкая эскадрильи и не смогли занять позицию для плохой рекламы.

Несколько истребителей Whirlwind в обычном режиме патруль был перехвачен экран истребителя в 14:00. Семь Beauforts на острове Торни были наиболее близки к Брестской группе, когда ее заметили. Два Бофорта были разбомблены, один вышел из строя, остальные четыре взлетели в 13:25. Четыре Бофорта опоздали на встречу со своим истребительным эскортом в Манстоне, и бомбардировщики-торпедоносцы и истребители были заказаны самостоятельно на немецкие корабли. Положение, курс и скорость Брестской группы были сообщены голосом (R / T ) Спитфайрам и Морзе (W / T ) Бофортам. Торпедоносцы не получили приказа, потому что 16-я группа забыла, что они были оснащены R / T для операции «Фуллер». Когда Бофорты достигли Манстона, они кружили с многочисленными истребителями, которые, казалось, игнорировали их. Два Бофорта прилетели к французскому побережью, ничего не нашли и приземлились в Манстоне, где неразбериха разрешилась. Два других самолета уже приземлились в Манстоне, где экипажи узнали, что происходит, и отправились к бельгийскому побережью, прибыв в 15:40. (когда атаковали эсминцы Nore Command). Оба бомбардировщика пролетели сквозь немецкую зенитную артиллерию и атаковали Принц Ойген, сбросив торпеды на высоте 1000 ярдов (910 м), но безрезультатно.

42-й эскадрилье Beaforts из Шотландии отклонился на Coltishall из-за снега, но торпеды, которые нужно было загрузить, находились в North Coates и по дороге слишком поздно. Девять самолетов вылетели на юг с торпедами и взлетели в 14:25, чтобы встретиться со своими истребителями эскорта и груза Хадсонами, намереваясь отвлечься. Бофорты прибыли в Манстон в 14:50. и попытался выстроиться позади Хадсонов, которые сделали то же самое; попытаться собрать истребители в строй также не увенчались успехом. Экипажи Бофорта были проинформированы о том, что их будет сопровождать на всех пути, истребители, которые должны быть приставлены Дуврский пролив в целом, и самолет в тридцати минут, причем каждый строй был уверен, что его ведет другой. Затем командир Бофорта отправился в путь, используя позицию Брестской группы, указанную в Колтишолле, и шесть худсонов последовавших за ним, остальные пять кружили и ожидали истребителей, прежде чем сдаться и приземлиться в 16:00

Бофорты и Хадсоны полетели к После этого они установили контакт с ASV и атаковали корабли, два из которых были сбиты безрезультатно. Шесть Бофортов затем атаковали через зенитную артиллерию и выпустили торпеды, также безрезультатно. (Остальные три Beauforts уже атаковали, возможно, против британских эсминцев.) Две 217-й эскадрильи Beauforts, которые летели ранее, достигли Манстона, снова отправились в путь самостоятельно и установили контакт с ASV, атаковав Scharnhorst в 17:10 и 18:00. Остальные Бьюфорс в Сент-Эвал в Корнуолле были отправлены на остров Торни, прибыв в 14:30. для дозаправки и получения инструкций по связи с истребителями в Колтишолле в Восточной Англии, куда они прибыли в 17:00. чтобы не найти сопровождающих. Beauforts продвинулись к позиции, переданной по беспроводной связи, и в 18:05, когда стемнело, с видимостью до 1000 ярдов (910 м) и нижней кромкой облаков на высоте всего 600 футов (180 м) увидели четыре немецких тральщика. Один бомбардировщик атаковал «большой корабль», но торпеда была зажата зенитной артиллерией, и когда наступила ночь около 18:30, остальные повернулись к Колтишоллу; два Бофорта были потеряны из-за зенитной артиллерии или непогоды.

Вечер

Channel Dash находится в Нидерландах Устье Шельды Устье Шельды Terschelling Терсхеллинг Южное побережье Северного моря

Первая волна 73 Авро Манчестер, Галифакс и Шорт Стирлинг тяжелые бомбардировщики взлетели с 14:20. и большинство из них находили целевую область с 14: 55–15: 58. Густая низкая облачность и кратковременный дождь закрывали, и только десять экипажей могли видеть немецкие корабли достаточно долго, чтобы бомбить. 134 бомбардировщика второй волны взлетели с 14:37. и прибыл в район кораблей с 16.00 до 17.06. и минимум 20 бомбили. Последняя волна из 35 самолетов началась в 16:15. и добрались до Брестской группы с 17.50 до 18.15. и девять смогли сбросить бомбы. Только 39 из вернувшихся самолетов смогли атаковать корабли, 15 бомбардировщиков были сбиты зенитной артиллерией или потерялись при заходе в море; двадцать бомбардировщиков были повреждены, и ни одного попадания не произошло.

Эсминцы HMS Campbell, HMS Vivacious из 21-й флотилии и HMS Mackay, HMS Whitshed, HMS Walpole и HMS Worcester 16-й флотилии (капитан CTM Pizey ), от Nore Command были времен Первой мировой войны и обычно сопровождали конвои восточного побережья. Корабли отрабатывали артиллерийскую стрельбу у Орфорд-Несс в Северном море, когда были подняты по тревоге в 11:56. Эсминцы отправились на юг, чтобы перехватить Брестскую группу, но она двигалась намного быстрее, чем ожидалось, и, чтобы догнать, Пизей взял эсминцы. над немецким минным полем. В 14:31, незадолго до того, как эсминцы атаковали к северу от устья Шельды, «Шарнхорст» подорвался на мине и был остановлен на короткое время, прежде чем возобновить движение на скорости около 25 узлов (29 миль / ч; 46 км / ч).). В 15:17 эсминцы установили радиолокационный контакт на высоте 9 миль (10 миль; 17 км) и визуальный контакт на высоте 4 миль (4,6 миль; 7,4 км) в 15:43. Уолпол уже выбыл из-за неисправности двигателя, и когда остальные пятеро вышли из мрака, они сразу же были атакованы немецкими кораблями. Эсминцы продвинулись до 3000 ярдов (2700 м), и два эсминца выпустили торпеды, Вустер приблизился еще дальше и был поражен ответным огнем Гнейзенау и Принца Ойгена, затем два последних эсминца атаковали, но все торпеды не попали.

Ночь 13/12 и 13 февраля

Принц Ойген (май 1945 г.)

Шарнхорст отстал после подрыва на мине и в 19:55 Гнейзенау подорвался на магнитной мине у берегов Терсхеллинга. Мина взорвалась на некотором расстоянии от корабля, образовав небольшую дыру с правого борта и временно выбив из строя турбину. Примерно через тридцать минут корабль продолжил движение со скоростью около 25 узлов (29 миль в час; 46 км / ч), и когда «Шарнхорст» проплыл через тот же район, он подорвался на другой мине в 21:34, оба главных двигателя остановились, рулевое управление было потеряно и пожар. управление было повреждено. Корабль стартовал с двигателями правого борта в 22:23, развивавая скорость 12 узлов (14 миль в час; 22 км / ч) и перевозя около 1000 длинных тонн (1016 т) морской воды. Шарнхорст прибыл в Вильгельмсхафен в 10:00 13 февраля с повреждениями, на устранение которых ушло три месяца. Гнейзенау и Принц Ойген достигли Эльбы в 7:00 утра и вышли на привязку у северных шлюзов Брунсбюттеля в 9:30. После получения Ультра разведданных о немецком трале в Немецкой бухте, бомбардировочное командование 6 февраля установил 69 магнитных мин вдоль проточного канала и 25 мин на следующий день. При более точном определении маршрута канала 11 февраля были заложены четыре мины, а 12 февраля, когда проходил канал Даш, было заложено еще больше. Расшифровка Enigma показала минирование немецких кораблей, но эта новость держалась в секрете британцами для источника защиты.

Последствия

Анализ

Цилиакс послал сигнал адмиралу Заальвехтеру. в Париже 13 февраля

Мой долг сообщить вам, что операция «Цербер» успешно завершена. Списки повреждений и жертв приводятся ниже.

— Килиакс (13 февраля 1942 г.)

но ОКМ назвало Цербер тактической победой и стратегическим поражением. В 2012 году Кен Форд написал, что немецкие корабли обменяли одну группу на другую и налеты бомбардировочного командования с 25 по 27 февраля окончательно повредили Гнейзенау. Операция «Фуллер» провалилась, британский эсминец был серьезно поврежден, 42 самолета было потеряно в ходе 398 самолето-пролетов, истребителей Королевских ВВС, 242 бомбардировщиков и 35 боевых вылетов прибрежного командования. Британское общественное мнение было потрясено, британский престижал как дома. Передовая статья в «Таймс» гласила:

Вице-адмирал Силиакс добился успеха там, где герцог Медины Сидония потерпел поражение. Ничего более унизительного для гордости нашей морской мощи не произошло с семнадцатого века. [...] Это означало конец легенды Королевского флота о том, что в военное время ни один вражеский боевой флот не мог пройти через то, что мы гордо называем Ла-Маншем.

— The Times (14 февраля 1942 г.)

Стивен Роскилл, официальный британский военно-морской историк, писал в 1956 году, что приговор Германии был верным. Гитлер обменял угрозу через британским конвоям Атлантический океан на оборонительное развертывание возле Норвегии от угрозы, которая так и не материализовалась. Роскилл писал, что британцы неверно оценили время суток, когда немецкие корабли будут плыть, но эта ошибка была менее влиятельной, чем косвенные неудачи разведки прибрежного командования в обнаружении кораблей, которые находились в море в течение 12 часов, четыре из которых были после рассвета. сломан, прежде чем была поднята тревога. Черчилль приказал комиссию по расследованию (сэр Альфред Таунсенд Бакнилл ), которая раскритиковала Прибрежное командование за неспособность обеспечить полет на рассвете, чтобы компенсировать проблемы, связанные с ночным патрулированием от Бреста и Ушанта до острова Де Бреа. Расследование также показало, что должно было быть больше подозрений в отношении немецких радиолокационных помех утром 12 февраля и что вовлечение бомбардировочного командования в операцию, для которой оно не было подготовлено, было ошибкой.

Комиссия установила, что Задержка в обнаружении немецких кораблей привела к тому, что британские атаки стали частичными, против грозных немецких оборонительных механизмов, и что несколько самолетов и кораблей, обнаруживших группу, были «разрублены на части». В 2012 году Кен Форд написал, что расследование было по своей воле приукрашиванием, обвиняя в отказе приборов, а не на некомпетентности, но отчет все еще держался в секрете до 1946 года. В 1991 году Джон Бакли написал, что ASV Hudsons было запрещено использовать сигнальные ракеты у Бреста. из-за наличия Sealion и того, что одна из технических неисправностей ASV могла быть устранена, если бы оператор правильно выполнил проверку взрывателя. Жубера критиковали за самоуспокоение, за то, что он не отправлял вылетов на замену, несмотря на его предыдущее предупреждение о том, что Брестская группа собирается отплыть, из-за предположения в операции Фуллер с 6 апреля 1941 года, что день плавания определен,

... классический пример сбитого с толку тактического мышления, плохого взаимодействия и почти полного отсутствия координации.

— Робертсон

Этот рывок выявил множество недостатков в планировании ВВС, что только три эскадрильи торпедоносцев с 31 бомбардировщиком находились в Великобритании, эта подготовка была ограничена отсутствием торпед, и пример японской тактики был проигнорирован. Эффективность бомбардировочного командования против движущихся кораблей оказалась незначительной, а неспособность обеспечить единство командования до начала операции Фуллер привела к частичным атакам с использованием неподходящей тактики.

Р. В. Джонс, помощник директора по разведке (науке) министерства авиации, писал в 1998 году, что 11 февраля подполковник Б. Э. Уоллес из армейского подразделения радиолокационного обнаружения призвал его на помощь. В течение нескольких дней армейские радиолокационные станции на южном побережье были заблокированы, и Уоллес сообщил об этом внутри страны, но постепенное увеличение помех сбило с толку большинство операторов. Мартини, General der Luftnachrichtentruppe (генерал войск связи ВВС) ненавязчиво сделал британское прикрытие радара "почти бесполезным", - писал Джонс о разведке ASV,

Нет, лучше было бы встретиться с некоторыми Опасности наполовину, хотя они и близко не подходят, кроме как слишком долго бодрствовать за их подходами: потому что, если человек смотрит слишком долго, велика вероятность, что он уснет.

— Фрэнсис Бэкон, из Delayes

и включал анекдот о том, что цепочка командования сломалась из-за удара брестской группы, плывущей так далеко вверх по Ла-Маншу. Говорят, что маршалы авиации сидели друг у друга за столами, думая о пилотах, которым они могут позвонить, чтобы найти корабли; даже после того, как была обнаружена Брестская группа, связь несколько раз терялась. В 1955 году Джонс встретился с капитаном Гисслером, штурманом на «Шарнхорсте», который сказал, что худшее время в операции было тридцать минут, в течение которых «Шарнхорст» стоял неподвижно после попадания на мину сразу за Дувром; в низкой облачности их не обнаружил ни один британский самолет. В Официальной истории Королевских ВВС Канады (1994) Бреретон Гринхаус и др. писал, что канадская 401-я эскадрилья была послана «вмешаться в битву между немецкими E-лодками и британскими МТБ», 404-й эскадрилье было приказано

... поддерживать превосходство в воздухе между 14:30 и 15:00 во время главного удара прибрежных войск. и самолет-бомбардировщик.

и 411-я эскадрилья получили приказ об "поиске электронной лодки". «Блокировка канала» позорно провалилась ».

В полуофициальной немецкой истории« Германия во время Второй мировой войны (2001) »Вернер Ран писал, что операция имела тактический успех, но это не могло скрыть факт стратегического отхода. Брест был местом, откуда Кригсмарине ожидала большого успеха, особенно после того, как вступление Японии в войну отвлекло ресурсы союзников в Тихий океан и создало новые возможности для наступательных действий в Атлантике.

Потери

Британские самолеты потеряли для Люфтваффе два Бленхейма, четыре Веллингтона, шесть ураганов, девять Хэмпденс и десять «Спитфайров». Артиллеристы Кригсмарине сбили все шесть Swordfish и бомбардировщик Hampden. Вустер потерял 23 человека убитыми, четверо умерли от ран и 45 получили ранения из 130 человек; корабль простоял 14 недель. В 2014 году Стив Брю зарегистрировал 230–250 убитых и раненых. Торпедные катера Кригсмарине Jaguar и T. 13 были повреждены в результате бомбардировки, два моряка были убиты и несколько человек были тяжело ранены осколками бомб и огнестрельным оружием; Люфтваффе потеряли 17 самолетов и одиннадцать пилотов. В 1996 году Дональд Колдуэлл убил 23 экипажа, четыре из которых были летчиками-истребителями из JG 26 и что было сбито 22 самолета Люфтваффе, в том числе семь истребителей.

Последующие операции

Channel Dash находится в Германии Wilhelmshaven Вильгельмсхафен Эльба Эльба Brunsbüttel Брунсбюттель Киль Киль Немецкий залив и побережье Балтийского моря (границы с Германией в 1990 году)

Гнейзенау вошел в плавучий сухой док в Киле для ремонта и был поражен двумя тяжелыми бомбами, сброшенными РАФ в ночь с 26 на 27 февраля. Одна бомба попала в линкор на баке и пробила бронепалубу. В результате взрыва в переднем магазине возник возгорание, которое взорвалось, и передняя турель отлетела от ее крепления. Повреждения побудили германский военно-морской штаб перестроить Гнейзенау для установки шести 38-см (15 дюймов) орудий, запланированных изначально, вместо того, чтобы ремонтировать корабль, и поврежденная носовая часть была удалена, чтобы прикрепить более длинную. К началу 1943 года корабль был отремонтирован в достаточной степени, чтобы начать переоборудование, но после неудачи немецких надводных сил в битве за Баренцево море в декабре 1942 года Гитлер приказал прекратить работы. 23 февраля Prinz Eugen был торпедирован британской подводной лодкой у берегов Норвегии и выведен из строя до октября; затем остаток войны провел на Балтике. 28 марта британцы совершили набег на Сен-Назер в рамках операции «Колесница» и разрушили док «Нормандия», единственный во Франции, способный принять крупнейшие немецкие военные корабли. Шарнхорст участвовал в операции «Цитронелла» против Шпицбергена 8 сентября 1943 года и был потоплен в битве при мысе Нордкап 26 декабря.

Мемориал и поминки

Гранитный мемориал всем британцам, участвовавшим в операции «Фуллер», был возведен в Морском Парад Гарденс в Дувре, чтобы отметить 70-ю годовщину этого события в 2012 году. Моряки из HMS Kent предоставили Почетный караул, поскольку часть парада, проводимого в ознаменование открытия.

10 февраля 2017 г. в мемориальной церкви Fleet Air Arm в RNAS Yeovilton (HMS Heron) состоялась церемония и пролет четырех человек Wildcat HMA2 вертолетов нынешней 825-й морской авиационной эскадрильи был проведен в ознаменование 75-й годовщины атаки лейтенант-командиром Эсмонде и 825-й морской авиационной эскадрильи.

См. Также

Примечания

Сноски

Ссылки

Дополнительная литература

Книги

  • Бэкон, Ф. (1985) [1625]. «21: Задержек». Очерки. Лондон: Классика пингвинов. Стр. 125. ISBN 978-0-14-043216-9.
  • Черчилль, Уинстон (1950). Петля судьбы. IV . Бостон: Хоутон Миффлин. OCLC 396148.
  • Кей, Энтони; Смит, Джон Ричард (2002). Немецкая авиация времен Второй мировой войны. Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-010-6.
  • Куп, Герхард; и другие. (2001). Тяжелые крейсеры класса «Адмирал Хиппер»: «Адмирал Хиппер», «Блюхер», «Принц Ойген», «Зейдлиц» и «Лутцов». Аннаполис, Мэриленд: Издательство военно-морского института. ISBN 978-1-55750-332-9.
  • Леви, Дж. (2001). На линии: флот базы Королевского флота во Второй мировой войне (кандидатская диссертация). Университет Уэльса. OCLC 502551844. EThOS uk.bl.ethos.493885. Проверено 23 октября 2016 г.
  • Левин, Рональд (1977). Ультра идет на войну. Лондон: Хатчинсоны. ISBN 978-0-09-134420-7.
  • Отчет следственной комиссии, назначенной для расследования обстоятельств, в которых немецкие линейные крейсеры Scharnhorst и Gneisenau и крейсер Prinz Eugen проследовали из Бреста в Германия 12 февраля 1942 года и об операциях, предпринятых для предотвращения этого движения. Cmd. (Великобритания. Парламент) 6775. Лондон: HMSO для Адмиралтейской комиссии по расследованию; Министерство авиации. 1946. OCLC 62419923.
  • Webster, C.; Франкланд, Н. (2006) [1961]. Подготовка. Стратегическое воздушное наступление против Германии. Я . части 1, 2 и 3 (изд. Naval Military Press, изд. Акфилда). Лондон: HMSO. ISBN 978-1-84574-347-5.
  • Винтон, Джон; Бейли, Крис (2000). Иллюстрированная история королевского флота. Сан-Диего, Калифорния: Thunder Bay Press. ISBN 978-1-57145-290-0.

Тезисы

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Channel Dash.
Последняя правка сделана 2021-05-14 05:44:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте