Королевство Чанша. 長沙 國 | |
---|---|
203/202 г. до н.э. - 33 г. н.э. | |
Царства династии Хань в 195 г. до н.э., Чанша показан светло-зеленым цветом в центре внизу | |
Статус | Королевство династии Хань |
Столица | Линьсян. (современный Чанша ) |
Правительство | Монархия |
История | |
• Основание | 203/202 г. до н.э. |
• Исчезновение линии семьи Ву | 157 г. до н.э. |
• Возрождение при семье Лю | 155 г. до н.э. |
• Распад при Ван Ман | 9 г. н.э. |
• Реставрация | г. 26 |
• Исчезновение | 33 г. н.э. |
Королевство Чанша | |||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Традиционный китайский | 長沙 國 | ||||||||||||||||||||||
Упрощенный китайский | 长沙 国 | ||||||||||||||||||||||
Буквальное значение | Штат Чанша | ||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
Королевство Чанша было королевством в Империи Хань Китая, расположенным в современном Хунане и некоторых прилегающих территориях. Царство было основано, когда император Гаозу предоставил территорию своему последователю У Руи в 203 или 202 году до нашей эры, примерно в то же время, когда была основана династия Хань. У Жуй и его потомки владели королевством в течение пяти поколений, пока У Чжу не умер без наследника в 157 г. до н.э. В 155 г. до н.э. королевство было восстановлено для члена императорской семьи. Однако создание этого второго королевства совпало с Восстанием семи государств и последующими реформами при императоре Цзине, и Чанша под властью императорской семьи значительно уменьшил свою автономию. Царство было распущено во время узурпации Ван Мана (9-23 г. н.э.), ненадолго восстановлено после основания Восточного Хань и окончательно упразднено в н.э. 33 и преобразован в командующий под имперским правительством.
Чанша был одним из крупнейших и самых долгоживущих царств в ханьском Китае. Несмотря на то, что он был основан на границе империи, в Чанше процветали технологии и искусство. Были обнаружены и раскопаны многочисленные археологические памятники королевства, в первую очередь Мавандуй, гробница канцлера Чанши Ли Цанга и его семьи, что дает ценную информацию о жизни в королевстве и династии Хань. в общем.
Первый король Чанши, У Руи, был байюэ лидер, который был магистратом уезда Поян при династии Цинь (221–207 гг. до н.э.). Он пользовался большим авторитетом среди местного населения и был известен как «Повелитель По» (番 君, Поджун).
В 209 г. до н.э. крестьянское восстание вызвало волну восстаний. что привело к краху Цинь. Услышав новости о восстании, У Жуй организовал большую часть армии байюэ для поддержки повстанцев. Вскоре его силы выросли и превратились в крупную фракцию в последовавшей гражданской войне. В 207 г. до н.э. армия Руи объединила свои силы с вождем хань Лю Баном (будущий император Гаозу, в то время один из генералов повстанцев) и двинулся на равнину Гуаньчжун., где они получили капитуляцию Цзыин, последнего правителя Цинь. Годом позже Чу король Сян Ю, в то время самый видный лидер восстания, в попытке передела империи признал Руи как " Король Хэншаня "(衡山 王, Хэншань Ван). Хань в конечном итоге одержала победу в конфликтах после Цинь и зарекомендовала себя как выдающаяся держава в Китае. В 203/202 г. до н.э. император Гаозу перенес феодал У Жуй и основал Королевство Чанша. Столица была Линьсян и располагалась на территории современного города Чанша. Новое королевство помогло династии Хань укрепить контроль над центром Чу и послужило буферным государством против независимого царства Наньюэ, основанного генералом Цинь Чжао Ту в современном Гуандуне. Руй умер вскоре после переезда на свою новую территорию, и титул перешел к его сыну У Чену (吳 臣, Ву Чэнь). У Чэнь правил восемь лет.
Короли Чанши были стойкими сторонниками Хань, и их верность и компетентность восхвалялись сменяющими друг друга императорами. В первые годы после основания Империи Хань император Гаозу предпринял кампанию по уничтожению королей, которые не были членами императорской семьи. Короли сначала приобрели известность как главы независимых фракций в хаосе после падения Цинь, и император рассматривал их как большую угрозу своему авторитету. Чанша, расположенный на южной окраине империи, был одним из самых слабых королевств; однако он был единственным, кто выжил после 190-х годов до нашей эры. В 195 г. до н.э. Ин Бу, король Хуайнаня и зять Ву Руя, восстал против хань и потерпел поражение. Когда Ин отступил к югу от реки Янцзы, король Чанши сделал вид, что помогает ему в его побеге в Наньюэ, но вместо этого убил его в Цысяне (茲 鄉, Cíxiāng) недалеко от Поянга. 85>
У Чэня наследовал его сын Ву Хуэй (吳 回, У Хуэй). Хуэй правил семь лет, и ему наследовал его сын У Ю (吳 右, Wú Yòu), имя которого также записано как Wu Ruo (吳 若, Wú Ruò). В то время династия Хань находилась под властью императора Хуэя и императрицы Лю, которые придерживались мягких законов и политических взглядов школы философии Хуан-Лао. Чанша смог развиваться в относительном мире. Однако в 183 г. до н.э. императрица Лю запретила экспорт металлических изделий в Наньюэ, что разозлило Чжао Туо, который затем провозгласил себя императором Наньюэ, а затем дважды вторгся в Чанша, оккупировав несколько уездов. Позже, во время правления императрицы Лю, императорский двор решил начать военную кампанию против Наньюэ. Однако жарким и влажным летом в ханьской армии вспыхнула чума, помешавшая ее продвижению. Кампания была в конечном итоге прекращена со смертью императрицы Лю. В 178 г. до н.э. королевство перешло к сыну У Ю У Чжу (吳 著, Wú Zhù), для которого альтернативно используются имена Wu Chai (吳 差, Wú Chāi) и Wu Chan (吳 產, Wú Chǎn). в некоторых записях. У Чжу правил двадцать один год и умер в 157 г. до н.э. без мужского потомства.
После исчезновения этого дома император Цзин пожаловал Чанша своему сыну Лю Фа (劉 發, Лю Фа) в 155 г. до н.э. Мать Фа, Тан (唐, Táng), была служанкой наложницы Императора Ченг (程, Chéng) и родила Фа после того, как пьяный император принял ее за свою любимая наложница. Следовательно, Фа имел самый низкий статус среди 14 сыновей Императора и был отведен в Чанша, вдали от столицы Чанъань и Центральной равнины. Королевство Чанша принадлежало семье Лю до начала I века нашей эры, когда династия Хань была прервана узурпатором Ван Ман. Наряду с другими королями семьи Лю в империи, Лю Шунь (劉 舜, Лю Шон), последний король Чанши, сначала был понижен в звании до герцога, а затем полностью лишен своих титулов.. После восстановления династии Хань император Гуану, сам потомок Лю Фа, в 26 г. н.э. отдал Чанша сыну Лю Шуня Лю Син (劉 興, Лю Син). В 33 г. император отменил решение и понизил Сина в звании маркиза, сославшись на расстояние родства между Сином и им самим. После этого Чанша управлялся как имперское командование.
Точные размеры территории Первое королевство Чанша до сих пор неясно. Официальная Книга Хань сообщает, что граница Чанши «достигает северного берега реки Хань и простирается до гор Цзюи », хотя маловероятно, что Чанша действительно достиг этого далеко. Точно так же в нем сообщается, что, когда император Гаозу создал Королевство Чанша, он предоставил У Рую власть над пятью командованиями Чанша, Ючжан (豫章, Ючжан), Сян (象, Xiàng), Гуйлинь (桂林, Guìlín) и Nanhai (南海, Nánhǎi). Тем не менее, командование Юйчжан уже было передано Инь Бу, королю Хуайнаня, в то время как Сян, Гуйлинь и Наньхай управлялись Чжао То, фактически независимым королем Наньюэ. Такое состояние границы Чанша-Наньюэ было подтверждено на карте, раскопанной в гробницах Мавандуй. С другой стороны, другие сохранившиеся и раскопанные тексты показали, что были два других командования, фактически контролируемые Королевством Чанша: Улин (武陵, Wǔlíng) и Гуйян (桂陽, Guìyáng). Первый мог быть предоставлен имперским ханьским правительством; исторический географ Чжоу Чжэньхэ утверждает, что "Юйчжан", записанное в Книге Хань, было просто ошибкой для "Улин", которое было бы частью первоначального дара королевства. Гуйян, вероятно, был создан королями Чанши в какой-то момент для защиты от вторжений из Наньюэ.
Реконструкция, предложенная Чжоу и Тан Цисян, заключается в том, что северная граница Чанши проходила вдоль современной Округа Тунчэн, Сунцзи и Гунъань ; западная граница вдоль современных уездов Луншань, Чжэньюань и Цзинчжоу ; и восточная граница по современным округам Гаоань, Ичуань, Ляньхуа и Чалинг. Южная граница Чанши с Наньюэ была примерно современной южной границей Хунани.
Когда император Цзин пожаловал Чанша своему сыну Лю Фа, территория королевства была уменьшена до одного лишь командования Чанши. Следовательно, юго-западная граница королевства находилась в окрестностях современных округов Чалинг, Уган и Цюаньчжоу. Начиная с правления императора Ву, из Чанши было создано 20 маркизов. Эти маркизаты управлялись как части соседних земель, что еще больше сокращало территорию королевства.
Чанша был малонаселенным по сравнению с другими частями империи Хань. Население в основном состояло из потомков колонизаторов Чу, членов военного гарнизона Цинь и их потомков, ассимилированных нанман и коренных племен байюэ. Чжао То, король Наньюэ, утверждал, что «половина Чанша - Ман и И ». Цзя И, великий наставник царя с 176 по 172 г. до н.э., писал, что в королевстве было всего 25000 семей, хотя, вероятно, эта цифра была занижена. (Цзя, сторонник дальнейших ограничений автономии королевств, видел слабость Чанши как причину его лояльности.) Однако население быстро росло, отчасти из-за благоприятной сельскохозяйственной политики, а отчасти из-за иммиграции как изнутри империи Хань. и из Наньюэ. Во 2-м году нашей эры, когда династия Хань провела перепись населения по всей империи, население Чанши составляло 235 825 человек, проживающих в 43 470 домашних хозяйствах. Командования, которые составляли более крупную Чанша ранней династии Хань, вместе имели население 717 433 человек, проживающих в 126 858 домашних хозяйствах, что в пять раз больше, чем предполагал Цзя И в ранний период Хань.
В раннюю династию Хань правительственная структура королевств строго следовала структуре центрального правительства Хань, но различия оставались. За исключением канцлера и великого наставника (太傅, tàifù), избранных императорским двором, все должностные лица назначались королем. Как и в имперском правительстве, канцлер (相 國, xiàngguó, до 194 г. до н.э. и 丞相, chéngxiàng, после) был высшим гражданским должностным лицом и лидером правительства. Однако канцлер не принимал непосредственного участия в повседневных делах королевства, за которыми следил судебный секретарь (內 史, nèishǐ). По сравнению с центральным правительством, где наставники наследных принцев обладали небольшой реальной властью, великий наставник играл гораздо более значительную роль в королевстве, поскольку он руководил королем от имени имперского правительства. Между тем, обязанности придворного клерка напоминают Воюющие государства, где этот пост уступал только канцлеру по статусу, а не центральному правительству Хань - тот же пост в имперском правительстве был только в ведение финансов и дел в столичном регионе. Обязанности королевского секретаря (御史 大夫, ёсё дафу) были аналогичны имперскому эквиваленту, то есть надзору за бюрократами, хотя его статус, вероятно, был ниже, чем статус придворного клерка. Имперские Девять министров также имели своих эквивалентов в королевстве. Кроме того, в раннем Чанша была уникальная должность, «столп государства» (柱 國, zhguó). Это было обозначение видного чиновника, происходящего из государства Чу, но нигде в династии Хань его не видели; эта должность могла быть объединена или заменена на должность канцлера.
При семье Ву королевство Чанша управлялось на двух уровнях: командование и округ. Как описано выше, штат, как полагают, состоял из трех командиров: Чанша, Улин и Гуйян, и претендовал на дальнейшие владения под контролем Наньюэ. Три фактических округа были разделены на более чем 40 графств. Под руководством кадетской ветви семьи Лю королевство Чанша устранило ненужный уровень командования, поскольку его территория была значительно сокращена. Во 2 г. н.э. королевство управляло только тринадцатью округами.
В регионах, населенных байюэ, вместо округов использовались более крупные, но менее населенные округа. Две цепи - Хе (齕, Хэ) и Лин (泠, Лин) - отмечены на карте, обнаруженной в Мавангдуи. Каждый округ возглавлялся магистратом и подразделялся на поселки и деревни (里, lǐ) таким же образом, как и на территориях с централизованным управлением династии Хань..
Восстановление королевства Чанша при Лю Фа совпало с неудавшимся восстанием семи государств и последующими решительными мерами императора Цзина по ограничению автономии королевств. В 145 г. до н.э. вассальные королевства были лишены права назначать чиновников с жалованьем выше 400 дан, которое распространялось на всех, от министров при королевском дворе до окружных магистратов. Кроме того, были внесены изменения в правительственную иерархию королевств. Был упразднен ряд должностей, включая королевского секретаря, министра юстиции (廷尉, tíngwèi), министра королевского клана (宗正, zōngzhèng), стюарда (少 府, shofǔ) и придворный ученый (博士, bóshì). Особое значение имела отмена стюарда, поскольку этот шаг лишил королей финансового контроля над феодальным владением. Многие оставшиеся должности были понижены в звании, а число менее крупных чиновников было сокращено. Титулы канцлера и наставника были сокращены до просто xiàng (相 ) и fù (傅 ), чтобы отличить их от их имперских эквивалентов. Позже, в 8 г. до н.э., судебный секретарь был упразднен, и его обязанности взял на себя канцлер. К тому времени правительственная структура королевства стала почти неотличимой от структуры командования во всем, кроме названия.
Посмертное имя | Личное имя | Царствовал с | Царствовал до | Отношения. с предшественником | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Имя | По-китайски | Пиньинь | Имя | По-китайски | Пиньинь | |||
Семья Ву | ||||||||
Король Вэнь Чанша | 長沙 文 王 | Чанша Вен Ван | У Руи | 吳 芮 | У Жуй | 203 г. до н.э. | 202 г. до н.э. | |
король Чэн из Чанши | 長沙 成 王 | Чанша Ченг Ван | Ву Чен | 吳 臣 | Ву Чэнь | 202 г. до н.э. | 194 г. до н.э. | Сын |
король Ай из Чанши | 長沙 哀 王 | Чанша Ци Ван | У Хуэй | 吳 回 | У Хуэй | 194 г. до н.э. | 187 г. до н.э. | Сын |
король Гонг Чанши | 長沙 共 王 | Чанша Гонг Ван | У Ю | 吳 右 | Ву Йоу | 187 г. до н.э. | 179 г. до н.э. | Сын |
царь Цзин из Чанши | 長沙 靖 王 | Чанша Цзинь Ван | У Чжу | 吳 著 | У Чжу | 179 г. до н.э. | 157 г. до н.э. | Сын |
семья Лю | ||||||||
король Дин из Чанши | 長沙 定 王 | Чанша Динг Ван | Лю Фа | 劉 發 | Лю Фа | 155 г. до н.э. | 128 г. до н.э. | |
Король Дай из Чанши | 長沙 戴 王 | Чанша Даи Ван | Лю Юн | 劉 庸 | Лю Юн | 128 г. до н.э. | 101 г. до н.э. | Сын |
Царь Чанша Цин | 長沙 頃 王 | Чанша Цин Ван | Лю Фуку | 劉 附 朐 | Лю Фуку | 101 г. до н.э. | 83 г. до н.э. | Сын |
Король Ла Чанша | 長沙 剌 王 | Чанша Ла Ван | Лю Цзяньде | 劉 建 德 | Лю Цзяндэ | 83 г. до н.э. | 50 г. до н.э. | Сын |
Царь Ян из Чанши | 長沙 炀 王 | Чанша Ян Ван | Лю Дань | 劉 旦 | Лю Дань | 50 г. до н.э. | 48 г. до н.э. | Сын |
царь Сяо Чанша | 長沙 孝 王 | Чанша Сяо Ван | Лю Цзун | 劉 宗 | Лю Цзун | 45 г. до н.э. | 43 г. до н.э. | Брат |
царь Миу Чанша | 長沙 繆 王 | Чанша Миу Ван | Лю Лурэн | 劉 魯 人 | Лю Лурен | 42 г. до н.э. | 6 г. н.э. | Сын |
– | Лю Шунь | 劉 舜 | Лю Шунь | 6 г.н.э. | 9 г.н.э. | Сын | ||
– | Лю Синь g | 劉 興 | Лю Син | 26 год нашей эры | 33 год нашей эры | Сын |
Сельское хозяйство в Чанша включало широкий спектр сельскохозяйственных культур и животных виды. Рис, основной продукт питания в Чанша, выращивался с разнообразными сортами, а пшеница, ячмень, обыкновенная и просо, фасоль и конопля также выращивались, о чем свидетельствуют семена, обнаруженные в гробницах. Рыбоводство и животноводство обеспечивало население не основными продуктами питания; домашний скот, такой как лошади, крупный рогатый скот и овцы, также экспортировался в Наньюэ. Гробницы Мавандуй, захоронение канцлера Ли Цана и его семьи в начале 2 века до н.э., являются особенно богатым источником знаний о королевстве. У них есть остатки домашних животных, включая свиней, крупный рогатый скот, овец, собак и кур, а также дичь и птицу. На бамбуковых дощечках был записан ассортимент блюд с описанием различных методов приготовления. Также были обнаружены различные виды алкогольных напитков, изготовленные из пшеницы, проса и риса, что указывает на развитие местной алкогольной промышленности.
Артефакты из благородных гробниц Чанши свидетельствуют о высоком уровне мастерства. К примеру, одноцветное марлевое платье, обнаруженное в гробнице Мавандуй, имеет размеры 128 сантиметров (50 дюймов) в длину и 190 сантиметров (75 дюймов) в ширину, но в целом весит всего 49 граммов (1,7 унции). Неповрежденный вышитый шелк из Mawangdui показывает замысловатые узоры кружащихся облаков, при создании которых используется более 20 красок различных цветов. Глянцево декорированная лаковая посуда выпускалась самого разного назначения, включая посуду, мебель, ящики для хранения. Железо широко применялось в сельском хозяйстве и в военных целях, а металлические изделия, найденные в гробницах Чанша, включают лопаты, кирки, кинжалы, копья, мечи, топоры и монеты. Были также записи о добыче олова в Чанше.
Знать Чанша, одетую так же, как и современные дворяне в Хань Империя. Формы древней китайской одежды, обычно обнаруживаемой в гробницах аристократов Чанша, были шелком марлевым нижним бельем (襌 衣, dānyī) и длинным халаты с искусно сотканными узорами. Мужчины обычно носили шляпы, а некоторые прически можно увидеть на современных картинах и скульптурах женщин.
Самые ранние известные рисунки на ткани в Китае были обнаружены в гробницах Мавандуй. Среди них двухметровый фэйи (非 衣, возможно, означает «летающая одежда») в гробнице леди Дай - один из лучших образцов искусства в раннем Китае.. На картине Леди Дай была изображена в центре в сопровождении слуг и в окружении божеств, мифологических зверей и символов. В гробницах Чанша было обнаружено несколько типов музыкальных инструментов. Они включают в себя самый ранний известный пример гуцинь, разновидность струнного инструмента. Археологи также нашли первые уцелевшие образцы двух ранее утерянных древних китайских музыкальных инструментов, деревянного духового инструмента, известного как ю (竽 ), и пятиструнного инструмента, известного как чжо (筑 ). Музыкальные и танцевальные труппы, состоящие из десятков исполнителей, были записаны в раскопках.
Как видно из раскопок рукописей и артефактов, элита Чанша практиковала сложные заклинания и ритуальные действия для своего взаимодействия с миром духов. Календарная система была включена в религию, а Тайи, полярное божество, было центральным небесным божеством. Поклонялись анимистическому пантеону. На иконографическом изображении Тайи из Мавандуй он был изображен с Повелителем Грома, Повелителем дождя (雨 師, Ёши) и Лазурным и Желтые драконы, с пояснительными текстами о военных удачах, связанных с этими божествами. С духовными силами был связан широкий спектр природных явлений, и были найдены инструкции и способы борьбы с ними. Это были среди религиозных элементов, которые позже привели к даосской религии.
Некоторые из самых ранних текстов на традиционном китайском медицина были обнаружены в гробницах Мавандуй и Чжанцзяшань, большинство из которых ранее были неизвестны. Самая крупная из этих находок - «Рецепты пятидесяти двух болезней» (五十 二 病 方, Wǔshí'èr Bìngfāng), в которых подробно описаны методы лечения конкретных болезней. Два «канона прижигания», Канон прижигания одиннадцати каналов стопы и руки (足 臂 十一 脈 灸 經, Зуби Шийи Маи Цзёнджинг) и Канон прижигания одиннадцати каналов Инь и Ян (陰 陽 十一 脈 灸 經, Инян Шийи Май Цзиджинг), обеспечивают важные свидетельства о концепции меридианных каналов в зачаточном состоянии. Кроме того, есть также тексты по философии и техникам «воспитания жизни» (養生, yǎngshēng), охватывающие практики из терапевтической гимнастики и диетология - половое совершенствование.
Два новых текста по астрономии и астрологии, Прогнозы о пяти планетах (五星 占, Wǔ Xīng Zhàn) и В гробницах Мавандуй были найдены разнообразные предсказания о небесных узорах и формах Materia Vitalis (天文 氣象 雜 占, Tiānwén Qìxiàng Zá Zhàn). Первые предоставили точные данные наблюдений за положением планет за 70-летний период с 246 г. до н.э. по 177 г. до н.э., а также разработали некоторые астрологические верования, такие как астрально-земное соответствие, отображение астрономических особенностей на земных. Последняя, вероятно, работа автора Чу периода Сражающихся царств, включала коллекцию иллюстраций астрономических и атмосферных особенностей, таких как облака, миражи, радуги, звезды и кометы.