Чангкья Рёльпе Дорже

редактировать
Changkya Rölpé Dorjé
ལྕང་ སྐྱ་ རོལ་ པའི་ རྡོ་ རྗེ །
Tangka impérial de Changkya Hutuktu Rolpai Dorje (1717-1786) d.jpg
Личный
Родился1717 г.
Умер1786
РелигияБуддизм
ШколаТибет
ЛинияЧангкья Хутухту
СектаГелуг
Другие именаlcang skya rol pa'i rdo rje
Старший пост
Reincarnation Changkya Ngawang Losang Chöden

Changkya Rölpé Dorjé (1717-1786) был директором тибетский буддист учитель при дворе Цин, близкий соратник Цянь издавна император Китая и был важным посредником между императорским двором и Внутренней Азией. Он также руководил переводом тибетского буддийского канона на классический монгольский и маньчжурский. Он также принимал участие в составлении четырехъязычного набора (китайский, маньчжурский, монгольский и тибетский) и руководил переводом с китайского на маньчжурский, монгольский и тибетский языки всей Сурагама-сутры, завершенной в 1763 году; тибетский перевод в настоящее время сохраняется в приложении к Нартанг Кангьюр.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Рождение и раннее образование
    • 1.2 Изгнание 7-го Далай-ламы
    • 1.3 Первое посещение Тибета
    • 1.4 Лама императора Цяньлуна
    • 1.5 Хронология
  • 2 Учителя
  • 3 Студента
  • 4 Работы
  • 5 Источники
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Биография

Рождение и раннее образование

Чангкья Рёльпе Дорже родился в 10-й день четвертого (Хор) месяца года Жар-Птицы (1717 г.) в Увэй. (ранее известный как Лянчжоу) около Ланьчжоу в Ганьсу. В раннем возрасте он был признан первым Джамьянгом Чепа воплощением предыдущего Чангкья Кутукту из монастыря Гонлунг Джампа Линг (佑宁 寺) в Амдо (ныне Цинхай ), один из четырех великих монастырей гелуг на севере. При вступлении в должность Император Канси послал Качена Шерап Даргье в качестве своего представителя.

В 1723 году, вскоре после смерти Канси, новый правитель, Юнчжэн (годы правления 1722-1735) как раз устанавливал свою власть, монгольские племена претендовали на преемственность Гюши. Хан вместе со своими тибетскими союзниками Амдо и при поддержке некоторых группировок в монастырях восстал против Цин в районе Коконор. Юнчжэн настаивал на жестоких репрессиях, и в Амдо маньчжурская армия, разрушила деревни и монастыри, которые, как полагают, встали на сторону повстанцев, в том числе в 1724 году Гёнлунг. Однако император приказал не причинять вреда семилетнему воплощению Чангкья, а привезти его в Китай в качестве «гостя». При дворе императора Юнчжэн он вырос и получил образование, чтобы служить посредником между центром маньчжурской власти и буддистами Амдо, Тибета и Монголии. Среди монашеских учителей Рёльпе Дорже были Чжаншу Качен Шерап Даргье; второй Тхукен Хотогту, Нгакванг Чоки Гьяцо и Аце Чодже Лозанг Чодзин.

Чангкья Рёлпе Дорже и его учителя поняли, что для процветания учений гелуг в Китае и Маньчжурии им потребуется быть доступным на китайском, монгольском и маньчжурском языках, и поэтому он начал изучение этих языков. Одним из его сокурсников был принц Хунли, который стал его другом, а затем и императором Цяньлуна (годы правления 1735-1796).

Он также интересовался китайским буддизмом и думал, что их основные философские взгляды очень похожи на те, что были в Йогачаре (тибетском : སེམས་ ཙམ་ པ) школа. Он также, очевидно, был тем, кто придумал идею, что Дампа Сангье, индийский основатель Умиротворения (тибетский : ཞི་ བྱེད །, Уайли : zhi byed, THL : Zhijé) школа в Тибете, который предположительно также посетил Китай, и Бодхидхарма были одним и тем же человеком.

Изгнание 7-го Далай-ламы

Третий Чангкья, Ролпе Дордже

В конце 1720-х годов Полхане Сонам ​​Топгье провел успешную кампанию по захвату Тибета, и Седьмой Далай-лама был изгнан, оставив Лхасу в конце 1728 года. Маньчжурские амбани в Лхасе, представители императора Юнчжэна, организовали приглашение Паччен-ламе Лозангу Йеше в Лхасу, что он неохотно и сделал в октябре 1728 года. Полхане предоставил ему власть над большей частью Цанг и Нгари, вынудив его уступить восточную часть региона Лхасе.

В 1729 году, после того как Панчен-лама послал письмо и многочисленные подарки императору Юнчжэну, Рёльпе Дорже получил разрешение от императора на восстановление своего монастыря Гёнлунг Джампа Линг.

Первое посещение Тибета

В 1732 году Панчен-лама обратился к императору с просьбой разрешить Седьмому Далай-ламе вернуться в Лхасу. Когда петиция была удовлетворена в 1734 году, Юнчжэн приказал Рёльпе Дорже сопровождать Далай-ламу 7-го года в Лхасу. Эта поездка дала Рёльпе Дорже возможность учиться у Далай-ламы, а также делать подношения в главных монастырях Лхасы и дарить подарки от императора. В 1735 году Чангкья и Далай-лама отправились в монастырь Таши Лунпо в Шигадзе, чтобы отдать дань уважения Лобсангу Еше, пятому Панчен-ламе (1663-1737), где он взял оба своих инициала. и заключительные монашеские обеты под наблюдением Панчен-ламы.

Когда Юнчжэн умер в 1736 году, Рёльпе Дорже был вынужден отказаться от своих планов учиться у Панчен-ламы и вернулся в Пекин. И Панчен-лама, и Далай-лама преподнесли ему религиозные статуи и другие важные подарки в качестве прощальных подарков.

Лама императора Цяньлуна

Статуя 18-го века Ролпе Дордже

В 1744 году император Цяньлун решил превратить дворец Юнхэгун в Пекине в монастырь Гелугпа. как Императорский дворец. Он стал резиденцией Чангкья и многих других важных воплощений из Амдо и Монголии, а также центром Цин для управления делами тибетского буддизма и контроля над местными властями в Монголии, Амдо, Тибете и других областях, которые следовали тибетскому буддизму.

В 1744 году Цяньлун также указал Рёльпе Дорже, что он хочет получать частные религиозные учения, и Рёльпе Дорже сначала научил его комментарию о том, как найти прибежище в трёх драгоценностях, а также обучил его тибетской грамматике и чтению. Позже Цяньлун попросил дать ему учение о пути бодхисаттвы, и Рёльпе Дорже обучил его комментарию Ваджрадхары Кунчок Гьялцена к Постепенному Пути (Лам Рим) вместе с комментарием предыдущего Чангкья, Нгаванг Лосанг Чоден. «Изучая эти два текста, Цяньлун развил великую веру (gong ma thugs dad gting nas khrungs) и взял на себя обязательство практиковать каждый день, которое он продолжал, несмотря на свой плотный график»

В 1745 году, после того как Рёльпе Дорже завершил Император Цяньлун попросил у него тантрические учения и посвящение (абхишека) его йидама, Чакрасамвары. Как ученик и проситель абхишеки, император должен был собрать все необходимые материалы и оборудование. Ролпе Дорже даровал императору абхишеке пять божеств Чакрасамвару в соответствии с линией индийского сиддха, Гхантапы. Во время инициации Рёлпе Дорже как ваджрный мастер сел на трон, а император преклонил колени, чтобы получить посвящение в соответствии с предписаниями для учеников. Император поднес 100 унций золота с мандалой (символизирующей вселенную), чтобы получить посвящение. После инициации Цяньлун сказал Ролпаю Дордже: «Теперь ты не только мой лама, ты мой ваджрный учитель».

В 1748 году Рёльпе Дорже совершил свою первую поездку обратно в Гёнлунг Джампа Линг, свой монастырь, который он оставил в детстве, и по его просьбе монастырю была предоставлена ​​Императорская мемориальная доска, которая была установлена ​​над входом в монастырь. Главный актовый зал.

Хронология

В 1757 г. уехал в Тибет

В 1760 г. вернулся в Китай

В 1763 г. умер отец

Проблемы с Бонпо в

. В 1792 году Цяньлун, который был щедрым покровителем, другом и преданным учеником Рёльпе Дорже, пытался заверить своих китайских подданных, что иностранные священники не имеют на него никакого влияния. Его высказывания о ламах (ламе Шуо) сохранились в тетраглотной (китайской, маньчжурской, монгольской и тибетской) надписи в храме Юнхэ в Пекине. Цяньлун защищает свое покровительство секты «Желтой шляпы» (гелуг) от его китайских критиков, утверждая, что его поддержка была просто целесообразной: «Покровительство желтой секты мы поддерживаем мир между монголами. Это важная задача, которую мы не можем не защитить эту (религию). (Поступая так) мы не показываем никакой предвзятости, и мы не хотим превозносить тибетских священников, как это делалось во времена династии Юань ».

Учителя
  • Пурчок Нгакванг Джампа (ཕུར་ ལྕོག་ ངག་ དབང་ བྱམས་ པ་) (1682–1762)
  • Аце Чодже Лозанг Чодзин (ཨ་ རྩེ་ ཆོས་ རྗེ་ བློ་ བཟང་ ཆོས་ འཛིན ་)
  • Тхукен 02 Нгакванг Чоки Гьяцо (ཐུའ ུ་ བཀྭན་ ངག་ དབང་ ཆོས་ ཀྱི་ རྒྱ་མཚོ་) ( 1680—1736)
  • Чепа Тулку 02 Лозанг Тринле (ཆས་ པ་ སྤྲུལ་ སྐུ་ བློ་ འཕྲིན་ ལས་)
  • Далай-лама 07 Келзанг Гьяцо (ཏཱ་ ལའི ་ བླ་ མ་ བསྐལ་ བཟང་ རྒྱ་མཚོ་) (1708–1757)
  • Пачен 05 Лозанг Йеше (པཎ་ ཆེན་ བློ་ བཟང་ ཡེ་ ཤེས་) (1663—1737)
Студенты
Работы

Собрание сочинений Чангкья Рёльпе Дорже (gsung 'bum) состоит из семи больших томов, содержащих почти 200 отдельных текстов. Он также руководил и участвовал в переводе Кангюра на маньчжурский (108 томов) и всего Тенгьюра (224 тома) на монгольский.

Некоторые из Чангкья Рёльпе Наиболее известные работы Дорже включают:

  • Представление философских систем (གྲུབ་ པའི་ མཐའ་ རྣམ་ པར་ བཞག་ པ་ བར་ བཤད་ པ་ ཐུབ་ ལྷུན་ པོ) འི་ མཛེས་ རྒྱན) в 3-х разделах
Источники
  • Бергер, Патриция (2003). Империя пустоты: буддийское искусство и политическая власть в Цинском Китае. Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 0824825632.
  • Бернард, Элизабет (2004). «Император Цяньлун и тибетский буддизм». В Millward, James A.; Даннелл, Рут У.; Эллиотт, Марк С.; и другие. (ред.). Новая имперская история Цин: создание Внутренней азиатской империи в Цин Чэндэ. Электронная библиотека Тейлора и Фрэнсиса. С. 124–135. ISBN 0-203-63093-9.
  • Dung dkar blo bzang 'phrin las (2002). Дунг дкар тшиг мдзод чен мо (т. 1). Пекин: Издательство Китайской тибетологии. С. 798–799. ISBN 7800575403.
  • Ильич, Марина (2006). Избранные из жизни тибетского буддийского эрудита: Чанкья Ролпай Дордже (lcang skya rol pa'i rdo rje), 1717-1786 (доктор философии). Колумбийский университет. ISBN 9780542524219.
  • Ильич, Марина (2003). «Имперская марионетка или посланник на трон Дге? Переосмысление биографий Чанкья Ролпе Дорже». In Cuevas, Bryan J.; Шеффер, Куртис Р. (ред.). Власть, политика и переосмысление традиций: Тибет в семнадцатом и восемнадцатом веках. Лейден: Брилл. С. 17–32. ISBN 978 90 04 15351 6.
  • Мартин, Дэн (2009). «Бонпские каноны и иезуитские пушки: о сектантских факторах, участвовавших во Второй экспедиции императора Цянь-луна в 1771-1776 гг., Основанной преимущественно на некоторых тибетских источниках (исправленная версия)». Тибетологический. Проверено 27 июля 2014 г.
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Религиозные титулы
Предшествующий.3-й Чангкья Хутухту. 1717 - 1786Преемник.
Последняя правка сделана 2021-05-14 05:32:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru