Changaa или Chang'aa - традиционный домашний спирт, популярный в Кении. Его получают путем ферментации и дистилляции из зерен, таких как просо, кукуруза и сорго, и он очень эффективен.
После того, как в Кении в течение многих лет было незаконным, правительство Кении легализовало традиционный домашний спирт в 2010 году, пытаясь отвести бизнес от предприятий, где в пиво добавляют токсичные химические вещества, чтобы сделать его крепче. Согласно новому закону, чанга должен производиться, распространяться и продаваться в стеклянных бутылках, а розничные торговцы должны размещать предупреждающие знаки о вреде для здоровья. Продажа лицам младше 18 лет по-прежнему запрещена, как и продажа через торговые автоматы. Любой, кто производит или продает фальсифицированный чан'аа, рискует получить наказание в размере пяти миллионов шиллингов, пяти лет тюрьмы или того и другого. Чанъаа обычно намного дешевле и крепче, чем другие алкогольные напитки, поэтому многие предпочитают его.
Его производство и распространение в городских трущобах во многих случаях продолжают контролироваться преступными группировками, такими как Мунгики, которые управляют картелями защиты для незаконные пивовары. Однако в остальной части страны производство по-прежнему осуществляется традиционными пивоварами. Незаконно сваренный чанг'аа можно было купить по цене от доллара США до 0,20–0,40 доллара за стакан.
Иногда в напиток фальсифицируют такие вещества, как реактивное топливо, бальзамирующая жидкость или аккумуляторная кислота, что дает напитку больше «пика». Пьющие пострадали от слепоты или смерти из-за отравления метанолом. Вода, используемая для приготовления напитка на нелегальных пивоварнях, также часто ниже приемлемых санитарных стандартов и иногда загрязнена сточными водами.
Название Chang'aa было принято в 1950-х годах, когда Oyuga Muganda, AP в Кисуму, однажды в присутствии Тома Омуги рассказал историю о том, как Пелеле (он же Ворадж) получил свое имя как Чанг'аа.
Женщины из района Кано в Кисуму обычно парили свежее молоко в горшках для продажи жителям Кисуму. Колониальное правительство запретило продажу местного спиртного (Pelele), поэтому женщины, несущие молоко, также несли Pelele, замаскированный под молоко.
Однажды белый полицейский, который был проинформирован о подпольной торговле Пелеле, остановил на дороге продавцов женского молока, чтобы осмотреть их горшки с «молоком». В одной из кастрюль был пелеле, а не молоко.
Полицейский приказал поставить все горшки на обочине дороги и спросил: «Maziwa ya nani?»
Переводчик повторил на Дхолоу «Ма Чаг нга?» (что означает «чье это молоко?»).
Итак, полицейский обвинил женщин в транспортировке и продаже Чанъаа. Якобы так и произошло название Чангаа.