Chané

редактировать
Chané (Izoceño)
El Fuerte Vista del lado.jpg Эль-Фуэрте-де-Самайпата, руины Chané, существовавшие до инков, Самайпата, Боливия
Общая численность населения
1500
Регионы со значительной численностью населения
Аргентина 3034 (2010). Боливия. Парагвай
Языки
Чиригуано, Испанский, ранее язык Chané (аравакский язык )
Религия
Анимизм, Христианство. (Римский католицизм, Англиканство )

Chané - собирательное название самых южных араваканоязычных народов. Они жили на равнинах северной Гран-Чако и в предгорьях Анды в Парагвае, Бразилии, Боливии и Аргентине. Исторические Чане делятся на две основные группы. Собственно хане, жившие в восточной части Боливии, и гуана, жившие в Парагвае и соседней Бразилии. Выжившие в двадцать первом веке хане - изоценский народ Болива. ia и 3034 потомка, зарегистрированные в Аргентине по переписи 2010 года. Уцелевшие от гуаны - Терено и Киникинао, оба из провинции Мату-Гросу-ду-Сул в Бразилии.

Большинство исторических чане были подданными и поглощены восточно-боливийские гуарани, обычно называемые чиригуано, в то время как гуана были подданными мбая, гуайкуруа говорящего народа.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Гуана
  • 3 Распространение
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

История

Chané и другие Считается, что группы араваков возникли на северо-востоке Южной Америки, но распространились на юг около 2500 лет назад. Они развивали аграрную культуру, строили густонаселенные деревни, выращивали кукурузу, арахис, хлопок и тыкву и славились своей керамикой и графикой, которые были найдены в основном в пампасах Боливии, окружающих город Санта-Крус-де-ла-Сьерра. и в Самайпата, Портачуэло, Валле Абахо, Окинава, Котока, Эль-Пари, Матарал и Варнес. Они также изготавливают деревянные маски и тканевую одежду.

Древнее религиозное место шане, датируемое примерно 300 г. н.э., Эль-Фуэрте-де-Самайпата, ныне объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Они были довольно мирной культурой и торговались с кечуа говорящие инки в Андах и с другими аравакоязычными группами на севере и востоке. Чане и инки заключили перемирие, чтобы объединить силы против восточных гуарани народов предгорья Анд, которых инки и испанцы называли чиригуанос. Чиригуано регулярно совершали набеги на родину хане, и до испанского завоевания чиригуано разбили ханес и остановили продвижение инков на равнины и долины того, что сейчас является департаментом Санта-Крус из Боливия. Некоторых Чане заставили в рабство чиригуано, другие мигрировали в менее плодородные регионы на юго-восток. Многие женщины хане были взяты в жены мужчинами чиригуано, таким образом начав процесс ассимиляции. И гуарани, и гуарани хане также ассимилировались и смешались с европейцами в колониальный период и после обретения независимости Аргентиной и Боливией.

Гуана

Гуана (также называемая Лаяна) - восточная ветвь хане. Они были вассалами мбайя - отношений, которые, согласно испанским источникам, существовали в 1548 году, а возможно, и намного раньше. Гуана были земледельцами и пешеходами, в отличие от кочевых мбайя, которые к началу 17 века стали наездниками. В начале 18 века гуана жили в семи больших деревнях с населением 1000 и более человек на западном берегу реки Парагвай между 19 и 22 южными широтами. Позже в 18 веке некоторые из них мигрировали вместе с мбайей к востоку от реки Парагвай. По оценкам, возможно, щедрым, в начале 18 века их насчитывалось от 18 000 до 30 000 человек. В 1793 году их насчитывалось около 8 200 человек.

Гуана обеспечивали вождей мбая рабочими, сельскохозяйственными продуктами, тканями и женами, а взамен получали защиту и европейские товары, такие как железные инструменты от мбая. Культуры гуана и мбая постепенно становились более похожими, поскольку мбая переняли сельское хозяйство и ткачество, а гуана стали заниматься конным спортом. Мбая увеличили свою численность, строго ограничиваясь поздними браками и абортами, смешанными браками с гуанами и пленными женщинами из других этнических групп. Испанские хронисты описывают гуана как послушных. Мбая, высокомерные и этноцентричные, были описаны испанскими хронистами как удивительно доброжелательные и уважительные в обращении со своими подданными гуана.

В конце 18 века гуана вместе с мбая мигрировали к востоку от реки Парагвай. и к 1850 году гуана разорвали отношения с мбайя и жили в районе Миранды, Мату-Гросу-ду-Сул, Бразилия. Самым крупным племенем гуана было терено, которое в то время насчитывало от 3 до 4 тысяч человек. В 2001 году их называли терена, и 16 000, если они жили в том же районе.

Распределение

Некоторые общины хане все еще живут в этом районе в Санта-Крус, Боливия, а также Че-Ренда около Тартагал, Аргентина. В обоих случаях они испытали влияние языка и культуры гуарани, но все же сохранили свою идентичность чане. Другие потомки культуры чане были сначала смешаны с гуарани, позже с испанцами, а в последние два столетия с миграционными потоками других европейцев, арабов и мигрантов из других частей Боливии и Аргентины. Культура чане - важный компонент наследия населения Санта-Крус, парагвайского Чако, провинции Сальта, провинции Жужуй и аргентинского Чако.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-14 05:50:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте