Народ чамба

редактировать

Народ чамба - значительная этническая группа на северо-востоке Нигерии. Чамба расположены между современной Нигерией и Камеруном. Ближайшие соседи чамба - это Мумуйе, Фулани, Джукун и люди Кутеп. В Камеруне последователи леко и чамба разделены на несколько штатов: Бали Ньонга, Бали Кумбат, Бали-Гам, Бали-Гангсин и Бали-Гашу. Народ басари в Того и Гане также известен под названием чамба, но они этнически разные. Чамба идентифицируются по их собственному языку, верованиям, культуре и искусству.

Содержание
  • 1 Язык
  • 2 Верования
  • 3 Общество и культура
    • 3.1 Культы
    • 3.2 Искусство
      • 3.2.1 Маскировка традиций
      • 3.2.2 Статуи
  • 4 Известные люди
  • 5 Ссылки
Язык

Народ чамба, также известный как Самба, Чамба, Цамба, дака и чамба-ндаган - африканская этническая группа, проживающая в штате Гонгола восточно-центральной Нигерии и соседние части севера Камерун. Они говорят на двух отдаленно родственных языках: чамба леко из языков леко-нимбари и чамба дака из дакоидских языков, оба языка являются нигеро-конголезскими.

Бойд говорит, что «говорящие на чамба-леко ограничены самой восточной частью центральной области, большей частью на камерунской части современной границы. Остальные чамба говорят на дака ». Носители чамба по-прежнему говорят на других диалектах, которые различаются от места к месту. В центральной части живут Чамба Дака (Сама Ннакеньяре). Эта территория находится на северо-востоке Нигерии на границе с Камеруном в штате Адамава.

Германия была первоначальной колониальной державой, которая аннексировала Чамбаленд, но когда Германия проиграла Первую мировую войну, эта территория Африка была разделена Лигой Наций между Великобританией и Францией.

Верования

У народа чамба есть свои особые религиозные убеждения. Традиционная религия чамба основана на солнечном боге-создателе (Су) и духах-предках, которые живут с этим творцом. Бог солнца не взаимодействует с живыми существами, в отличие от духов предков. Считается, что мертвые (вурумбу) продолжают жить, но живут под землей. Они придерживаются того же стиля и изощренности, что и люди, но считаются более мудрыми и обладают сверхъестественной силой. Считается, что особые люди среди чамба могут взаимодействовать с этими духами предков, и они почитаются людьми чамба.

Люди чамба были одной из целей джихадов фулани в 18 и 19 веках. Они были порабощены, и многие мигрировали на юг, в горы. В ответ они стали разбойниками, которые нападали на караваны рабов и торговые караваны. Меньшинство, или около 15%, людей чамба придерживаются ислама.

общества и культуры

Чамба традиционно живут на пастбищах, выращивая основные зерновые и товарные культуры, такие как какао и кофе.. Одной из основных культур, выращиваемых на ферме Чамба, является морская кукуруза. Чамба состоят из разных кланов, которые могут иметь разные стили вождеств. Некоторых возглавляют женщины, мужчины или и то, и другое. Эти кланы действуют на основе коллективной веры в «авторитетную мужественность относительно пожилых мужчин и женщин».

Чамба живут в деревнях. За пределами деревень - необитаемый лесной район, называемый кустарником. Ближайшие к деревне участки куста - это места, где чамба собирают материалы для разведения костров, изготовления утилитарных предметов, таких как корзины и циновки, охоты и собирательства. К этим участкам кустарника обращаются как мужчины, так и женщины. Внутренний куст считается более опасным и ассоциируется с мужским полом.

Культы

Одной из форм социального контроля чамба является использование культов. Чамба Дака относится к культам как к юп. Каждый юп связан с несчастьем или болезнью. Эти культы могут контролировать эти несчастья и лечить болезни в зависимости от того, как их члены выполняют ритуалы и производят выплаты. Каждый jup индивидуален и работает уникально, исходя из собственных правил и практик. Существуют как мужские, так и женские культы, в которых человек может получить членство только в процессе инициации. Ожидается, что члены культа будут хранить в тайне ритуалы, обряды и практики. Членство в культах может обеспечить защиту и безопасность от несчастий и болезней.

Процесс инициации различен для культа каждого пола. Обрезание - это часть посвящения в мужской культ, благодаря которому мальчики могут стать мужчинами. Для женщин маркер перехода к женственности - не посвящение, а брак. Часто женщины не присоединяются к культам, пока не выйдут замуж. В женских культах иногда выпадение зубов является частью посвящения. Однако удаление зубов сейчас менее практикуется и варьируется в зависимости от региона и конкретной группы.

Искусство

Они опытные художники, известные своей керамикой, изделиями из металла и скульптурой. Кроме того, чамба делают маски, которые исполняются по особым случаям.

Пример маски и костюма коровы.

Традиция маскировки

Маски, представляющие дикую природу, обычно состоят из деревянной маски и костюма из длинных волокон. Предполагается, что целостный вид создает иллюзию единого целого существа с маской, костюмом и исполнителем, становящимися единым целым.

Один конкретный тип маски называется маской буйвола или коровы. У каждого клана Чамба обычно есть как минимум одна маска коровы. Эти маски окрашены в разные цвета, чтобы определить, мужская или женская маска. У некоторых кланов будет и женская, и мужская маска коровы. Характеристики маски состоят как из животных, так и из человеческих атрибутов. Рога маски коровы-кустарника относятся к «предку самки коровы». Рот часто сравнивают с крокодиловым. Эти маски должны олицетворять силу куста. Маски действуют в связи с такими мероприятиями Чамба, как обрезание, посвящение вождей и похороны. Эти маски хранятся в кустах. Когда они выступают по особым случаям, маски покидают кусты и входят в деревню. Во время выступлений маскарад будет танцевать. Некоторые сравнивают стиль танца с атакой буйвола.

Двухфигурная деревянная статуя в виде колонн.

Статуи

Двухфигурная объемная деревянная статуя.

Статуи Чамба фигурные, обычно изображающие мужчин, женщина, или мужчина и женщина. Фигуры обычно появляются в одинарной или двойной форме, в которой две фигуры прикреплены к основанию. Эти статуи обычно делают из дерева или железа. Эти статуи были разделены на две категории в зависимости от их визуальной формы. Первая группа отличается своим объемом. Эти статуи часто вырезаны из цельного куска дерева. Руки согнуты, ноги согнуты. Руки отходят от тела. Одна из интерпретаций этих поз состоит в том, что фигуры могут танцевать. В объемных статуях двойной формы две верхние части тела разделяют одну пару ног. Вторая группа отличается своей колоннообразной формой. К туловищу прикреплены руки и ноги.

Считалось, что некоторые из этих статуй использовались в культовых ритуалах. Назначение этих статуй широко неизвестно. Небольшие записи о том, какова могла быть функция, были получены от нескольких этнологов в колониальный период.

Известные люди
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 04:55:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте