Чалк

редактировать
Карта церемониального и административного центра Константинополя с изображением ворот Халка в центре справа

Ворота Халка (греч. : Χαλκῆ Πύλη), был главным церемониальным входом (вестибюль ) в Большой дворец в Константинополе в Византийский период. Название, которое означает «Бронзовые ворота», было дано ему либо из-за бронзовых порталов, либо из-за золоченой бронзовой черепицы, использованной в его крыше. Интерьер был богато украшен мрамором и мозаикой, а внешний фасад украшен множеством статуй. Наиболее заметной была икона Христа, которая стала главным иконоборцем символом во время византийского иконоборчества, а часовня, посвященная Христу Халкитам, была возведена в X веке рядом с воротами. Сами ворота, кажется, были снесены в 13 веке, но часовня просуществовала до начала 19 века.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Икона Христа Хелкиты
  • 4 Ссылки
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
История

Врата лежал на юго-восточном углу Августейона, главной церемониальной площади города, с собором Святой Софии на северной стороне и Термами Зевксиппа и ипподром Константинополя с южной и западной сторон.

Первое строение на этом месте было возведено архитектором Эфирием во время правления императора Анастасия I (г. 491–518), чтобы отпраздновать победу в Исаврийской войне (492–497). Как и большая часть центра города, это строение сгорело во время беспорядков в Нике в 532 году и впоследствии было восстановлено императором Юстинианом I (годы правления 527–565). Это здание было подробно описано историком Прокопием в его De Aedificiis. В VII и VIII веках сам Чалк или его владения стали тюрьмой, пока император Василий I (годы правления 867–886) не отремонтировал его и не превратил в суд.

Император Роман I Лакапин (годы правления 920–944) пристроил небольшую часовню, посвященную Христу Халкитам (Χριστός Χαλκίτης), которая позже была перестроена в более крупном масштабе. Императором Иоанном I Цимискесом (годы правления 969–976), который наделил его мощами и сам был там похоронен. Этой перестройке способствовал тот факт, что его предшественник, император Никифор II Фокас (годы правления 963–969), окружил дворцовую территорию новой стеной с уменьшенным обхватом, к которой Халк больше не был прикреплен.. Главная сторожка, лишенная бронзовых ворот императором Исааком II Ангелосом во время его первого правления (1185–1195), не упоминается византийскими летописцами после ок. 1200. Однако часовня уцелела еще долго: русские паломники упоминали, что она была в значительной степени нетронутой в XIV веке, а в османские времена руины часовни были известны как Арсланхане и функционировал как зверинец. Остатки часовни изображены на рисунках 18-го века, пока окончательно не снесены в 1804 году.

Описание

Сохранилось несколько литературных описаний ворот. Прокопий - самый ранний и наиболее известный источник, но сообщения о статуях, украшающих фасад сторожки, также происходят из более позднего Parastaseis syntomoi chronikai.

Просвещение ипподрома Константинополя, сделанное османским миниатюристом Матракчи Насухом в 1536 году. Христа Кальцита, известного в этот период как Арслан Хане, представляет собой большое красно-оранжевое сводчатое здание с террасой, слева от цветущего луга (место старого ипподрома) и справа от Святой Софии

Халк Юстиниана представлял собой прямоугольное здание с четырьмя опорами, поддерживающими центральный купол на подвесках, которые, в свою очередь, опирались на четыре цилиндрических арки в типичном византийском стиле. Причалы на юге и севере были несколько ниже, чем на востоке и западе. К центральному строению примыкали две камеры меньшего размера с обеих сторон с юга и севера, каждая из которых также имела сводчатую крышу. Отношение церкви Христовых Халкитов к воротам неясно; Сирил Манго предположил, что он был расположен слева от него, но также предполагалось, что на самом деле он был построен на самой сторожке. Известно, что часовня была расположена на возвышении, а изображения XVIII века показывают ее примерно в 100 м к юго-востоку от собора Святой Софии.

Внутреннее убранство вестибюля также описано Прокопием: стены были украшены плиты из разноцветного мрамора, а потолки покрыты мозаикой, на которой изображены Юстиниан и его жена Феодора в окружении Сената, а также победы Велизария в вандальских и готических войнах и его триумфальном возвращении с трофеями, побежденными королями и королевствами своему императору.

Внешний вид сравнительно неизвестен, но Parastaseis syntomoi записывают существование различных статуй, вероятно, размещенных в нишах над центральным дверным проемом. Сюда входили император Морис (годы правления 582–602), его жена и дети, пара статуй философов, взятых из Афин, протягивающих друг к другу руки, статуи Император Зенон (годы правления 474–491) и Императрица Ариадна, а также четыре головы горгоны из Храма Артемиды в Ефес, которые «окружают Мел крестным знамением над ними». В том же тексте также говорится, что статуи Императора Максимиана (годы правления 285–305) и весь Дом Феодосия были расположены «поблизости», а точное местонахождение статуи Императрицы Пульхерия в отношении здания неясно. Сирил Манго, изучавший проблему скульптуры, записанной в Parastaseis, пришел к выводу, что ссылки взяты из текста, написанного ок. 600 - в значительной степени потому, что изображения императора Маврикия и его семьи вряд ли переживут их свержение и убийство Фоком в 602 году.

Икона Христа Халкит
Икона в честь «Торжество Православия » и восстановление иконопоклонничества в 843 году. Святая Феодосия, иконопочитательница, изображена первой слева в нижнем ряду с изображением Икона Христа Халкитов.

Над главным входом в Мелку стояла икона Христа, так называемого Христа Халкитов («Христос Мелки»). Происхождение иконы неясно: судя по упоминанию в Парастасе, она могла существовать ок. 600, но об этом нельзя сказать с уверенностью. Его видная экспозиция у самого входа в императорский дворец сделала его одним из главных религиозных символов города. Следовательно, его устранение в 726 или 730 году императором Львом III Исаврианином (годы правления 717–741 гг.) Было одновременно важным политическим заявлением и искрой жестоких беспорядков в городе и положило начало официального запрета икон в Империи. Икона была впервые отреставрирована императрицей Ирэн ок. 787 г., пока он снова не был удален Львом V Армянином (годы правления 813–820) и заменен простым крестом. После окончательного восстановления иконопочитания в 843 г. его заменила мозаичная икона знаменитого иконоборца монаха и художника Лазаря.

Точный внешний вид иконы неясен: хотя раннее изображение было интерпретировано как бюст типа Христа Вседержителя, поздневизантийские упоминания, такие как монеты Иоанна III Ватаца (r 1221–1254) и мозаику Деисус в церкви Хора, используйте этот термин для изображений стоящего Христа на пьедестале.

Ссылки
Источники
Внешние ссылки

Координаты : 41 ° 0′21 ″ N 28 ° 58′38 ″ E / 41.00583 ° N 28.97722 ° E / 41.00583; 28.97722

Последняя правка сделана 2021-05-14 04:47:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте