Шри Чайтанья-бхагавата ( Бенгальский : চৈতন্য ভাগবত) - это агиография Чайтаньи Махапрабху (б.1486), Верховной Личности Бога Кришны воплощение в Кали-югу, написанный Вриндаваном Дасом Тхакуром (1507-1589 гг. н. э.). Это была первая полнометражная работа о Чайтанье Махапрабху, написанная на бенгальском языке и документирующая его раннюю жизнь и роль основателя традиции Гаудия-вайшнавов. В тексте подробно описывается теологическая позиция Чайтаньи как объединенного Аватара как Радхи, так и Кришны в пределах веры его ближайших соратников и последователей. Написание Чайтанья Бхагаваты было заказано Нитьянандой, который был гуру Вриндавана Даса Тхакура и близким другом Чайтаньи Махапрабху.
Изначально Чайтанья Бхагавата называлась Чайтанья Мангала. Кришнадас Кавираджа также упомянул эту работу под этим именем. Согласно Премавиласе Нароттама даса, когда было обнаружено, что поэт также написал произведение с этим названием, ведущие члены общины вайшнавов Вриндавана встретились и решили, что Вриндаван Книга Даса будет известна как Чайтанья Бхагавата, а книга Лочана Даса останется как Чайтанья Мангала.
Чайтанья Бхагавата разделена на три части: Ади-кханда, Мадхья-кханда и Антья. -кханда:
Ади-кханда состоит из шестнадцати адхьяй (глав). В нем рассматривается социально-религиозная ситуация в Бенгалии до прихода Чайтаньи Махапрабху, его рождения, образования и брака с Лакшми-прией; его поражение противоборствующих ученых, его визит в Восточную Бенгалию, смерть Лакшми-прии, его брак с Вишнуприей и его поездка в Гая и последующие инициация от Ишвара Пури.
Мадхья-кханда состоит из двадцати семи адхьяй (глав). В нем рассказывается о растущих внешних проявлениях Чайтаньи преданности, учениках, которые присоединяются к его религиозному кредо, обращению распутников Джагая и Мадхая и движению гражданского неповиновения Чайтаньи против мусульманина Чанда Кази, который пытается остановить совместное пение Имена Кришны.
Антья-кханда состоит из десяти адхьяй (глав). Он изображает принятие Чайтаньей санньясы (отречение), скорбь его матери Шачи-Маты, его путешествие в Пури, его встречу с логиком Сарвабхаумой Бхаттачарьей и его отношения и взаимодействия с разными преданными.
В двух рукописях Чайтанья-Бхагавата в конце Антья-кханды находятся три дополнительные главы, которые не принимаются как часть исходного текста большинством современных ученых.
Чайтанья Бхагавата (аналогично Чайтанья Чаритамрита ) утверждает, что Чайтанья был не просто святым или даже «обычным» Аватаром, но вместо этого был прямым воплощением Кришны как Бхагавана или самого Верховного Бога. Текст описывает миссию Чайтаньи как миссию на благо человечества через начало юги - дхармы (харинам - санкиртаны ) для нынешний возраст Кали Юга. В нем цитируется Чайтанья Махапрабху, который сказал: «Мое святое имя будет воспеваться (проповедоваться) в каждом городе и деревне на земле». Автора, Вриндавана даса, Гаудия-вайшнавы считали Вьясой игр Чайтаньи из-за того, что он раскрыл его истинную природу и миссию.
Бхагавата хвалят за свою простоту, поскольку она не пересекается с онтологическими нюансами, обнаруженными в Чайтанья-чаритамрите Кришна Даса Кавираджа . Чаритамрита Кришна Даса дает более сложный и теологический взгляд на жизнь Чайтаньи Махапрабху и предоставляет больше информации о его годах в Пури в качестве аскета. Вместе тексты Чайтанья Бхагаваты и Чайтанья Чаритамриты дают полную картину жизни и учений Чайтаньи Махапрабху, хотя есть еще много его биографий и других писаний о нем.
Ученые считают, что Вриндавана дас написал Чайтанья Бхагавата где-то в середине 1540-х годов.