Чайтанья (сознание)

редактировать

Слово на санскрите, Chaitanya, означает «сознание», или «дух», или «разум», или «ощущение». Это чистое Сознание или космический разум, сознание, которое знает себя, а также знает других. Это также означает энергию или энтузиазм. В Ригведе (R.V.IV.XL.5) Нришад - обитатель людей; Нришад объясняется как Чайтанья, или «Сознание», или Прана, или «жизненная сила», потому что оба они обитают в людях.

В Упанишадах объясняется, что Атман, Самость, по-разному представляет себя в семеричном движении Пракрити в соответствии с доминирующим принципом сознания в индивидуальном существе. Эти семь видов сознания: 1) Физическое сознание, 2) Жизненное сознание, 3) Ментальное сознание, 4) Надинтеллектуальное сознание, 5) Сознание, соответствующее универсальному Блаженству или Блаженному сознанию, 6) Сознание, присущее бесконечному божественному Я -осознавание и 7) Сознание, соответствующее состоянию чистого божественного существования. Шри Ауробиндо называет сознание, присущее бесконечному самосознанию, Чайтанья Пурушей. Сущностная природа Брахмана, раскрытая в глубоком сне и Йоге, - это Чайтанья (чистое сознание).

Ведантисты также говорят о Сознании или Майопахита-чайтанье, которое связано с неописуемым Майя, которая отвечает за функции создания, сохранения и растворения всего Существования, а также за Сознание или Авидьяопахита-чайтанью, которое связано с Авидьей, что вызывает неправильную идентификацию Атман телом и т.д.; после отрицания как Майи, так и Авидьи, то есть после того, как все различия стираются, остается только Чистое Сознание или Чайтанья.

Форма объекта, которую принимает ум после контакта с этим объектом или его окутывания, называется Вритти. Процесс окутывания называется вритти-вьяпти. Вьяпти - это проникновение, а проникновение умом в определенное место, называемое объектом, - это Вритти-Вьяпти. Осознание того, что объект находится там, освещает объект благодаря присутствию в этом двигательном процессе, называемом умом, и называется пхала-вьяпти. Объект воспринимается только из-за присутствующего в уме сознания. Веданта говорит, что объект не может быть полностью материальным, и нет качественной разницы между объектом и сознанием, которое сознание, вступая в контакт с объектом, знает, что объект существует, что подразумевает, что сознание присуще объекту объект. Это вишая-чайтанья или «объектное сознание», которое означает не сознание объекта, а объект, являющийся фазой сознания, преобладающей повсюду.

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 04:37:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте