Центральная линия (нем. : Mittellandbahn), ранее известная как Железная дорога Танганьика (нем. : Tanganjikabahn), является самой важной железнодорожной веткой в Танзания, кроме ТАЗАРА. Он проходит на запад от Дар-эс-Салама до Кигома на озере Танганьика через Додома. Ответвление ведет к Мванзе на озере Виктория.
В 2017 году Танзания начала проект Танзанийской железной дороги со стандартной колеей, по которому будет построена стандартная колея (1435 мм) линия, параллельная центральной линии метровой колеи (1000 мм) между Дар-эс-Саламом и Мванзой, с новым маршрутом, разветвляющимся на северо-запад от Исака до Кигали в Руанда.
Центральная линия была вторым железнодорожным проектом, возникшим в колонии тогдашней Германской Восточной Африки после железной дороги Усамбара. Для проекта Tanganjikabahn была основана компания Ostafrikanische Eisenbahngesellschaft (OAEG) (Восточноафриканская железнодорожная компания), которая начала строительство железной дороги в 1905 году на 21 миллион марок (ℳ), предоставленных Адольфом фон Хансеманном Банк Disconto-Gesellschaft (Дисконтная компания). Строительство началось в порту и столице того времени Дар-эс-Салам.
С самого начала инженеры боролись с большими трудностями, тропическим климатом, периодическими проливными дождями и отсутствием подходящих строительных материалов. С другой стороны, они могли рассчитывать на опыт предыдущего строительства железной дороги Усамбара. Было выбрано 1000 мм (3 фута 3 ⁄ 8 дюйма), метровой толщины. Центральная линия является крупнейшим техническим наследием немецкой колониальной эпохи в Танзании.
Маршрут следовал по старому караванному маршруту до Табора, что давало большие логистические преимущества. Вскоре последовали немецкие поселенцы с плантациями, и Табора превратилась в крупный сельскохозяйственный центр. 200-й километр был пройден в 1907 году в районе города Морогоро. В 1909 году железнодорожный вокзал достиг Килоса. Кигома на озере Танганьика на 1252 километре была достигнута в 1914 году, незадолго до Первой мировой войны. Штатное время в пути по всей дистанции составило 58 часов. Планировалось продолжить линию до Иринга и до озера Малави, проект, который был остановлен из-за войны.
Строительство линии открыло торговлю между озером Танганьика и восточным побережьем и стимулировало рост портов на его конечных пунктах.
Британский мандат добавил к Центральная линия - три ответвления. Самый важный из них протяженностью 379 км (235 миль) пролегал от Таборы до Мванзы на южном берегу озера Виктория. Другой бежал от Килосы до Микуми. Третья, созданная в 1931 году, работала с Маньони по; она была закрыта к 1948 году.
После получения независимости Танзании Центральная линия и железная дорога Усамбара были соединены между станциями и Руву.
Центральная линия начинается в танзанийском мегаполисе Дар-эс-Салам на Индийском океане с сегодняшней столицей Танзании, Додома, в центре страны и идет дальше к самому важному порту Танзании на берегу озера Танганьика, Кигома. Он полностью пересекает центральную Танзанию протяженностью 1254 км (779 миль) и преодолевает высоту восточного края восточноафриканской рифтовой долины. Основные станции на этой линии: Дар-эс-Салам, Руву, Морогоро, Килоса, Додома, Манони, Табора и Калиуа.
Железнодорожная линия Мванзы соединяется с главной линией на станции Табора и заканчивается на станции Мванза. Протяженность этой железнодорожной ветки составляет 378 км. Его строительство началось в Таборе в 1923 году и закончилось в Мванзе в 1928 году. В городе Исака был построен сухой порт для грузовых перевозок в Руанду и Бурунди. Основные станции на линии Мванза: Табора, Исака, Шиньянга и Мванза.
Линия Микуми, построенная между 1958 и 1963 годами, разветвляется на юг от Центральной линии на Килоса и пересекает равнину Мката до Кидату, где встречается с железнодорожной колеей 1067 мм ТАЗАРА 104>на пересечении колеи.
Сегодняшние железнодорожные услуги предлагает Корпорация железных дорог Танзании. В расписании предусмотрено три пассажирских рейса в неделю в каждом направлении по всей длине линии. Путешествие из Дар-эс-Салама в Кигому сегодня занимает примерно 40 часов по расписанию. Долгое время в пути объясняется плохим состоянием железнодорожной инфраструктуры, которая в значительной степени восходит к временам немецкой колонии. Предлагаются три класса, при этом второй класс также включает спальные вагоны, а первый класс предлагает только спальные вагоны. Стандарт спального вагона второго класса соответствует скорее дивану по европейским стандартам.
Наводнение в декабре 2009 г. вызвало серьезные нарушения; операции возобновлены в июне 2010 года.