Франция имеет долгую историю государственной цензуры, особенно в 16-18 веках, но сегодня свобода печати гарантируется Конституцией Франции, и случаи правительственной цензуры ограничены.
В 50-70-е годы правительство контролировало радио и телевидение. Сегодня CSA отвечает только за надзор за соблюдением французского законодательства средствами массовой информации. Закон Гейссо 1990 года, запрещающий расистский и / и религиозный язык вражды (который исторический ревизионизм, в частности, но не только Отрицание Холокоста подпадает под), а также период времени, отведенный каждой политической партии в предвыборные периоды. Кроме того, другие законы запрещают гомофобные язык вражды, а закон 1970 года запрещает пропаганду запрещенных наркотиков. В 2016 году была запущена телевизионная реклама, в которой говорилось, что детей с синдромом Дауна нельзя абортировать исключительно из-за их синдрома. Он был объявлен выступлением против абортов и удален.
Каждый из этих законов подвергался критике со стороны некоторых групп, либо слева (особенно в отношении закона о наркотиках 1970 года), либо со стороны крайне правых (в частности, в отношении Закона Гейссо 1990 г. или законов, запрещающих гомофобные нападения). Другие заявляют о необходимости защиты меньшинств от языка ненависти, который, по их мнению, может привести к чудовищным действиям и преступлениям на почве ненависти, в то время как третьи заявляют, что нельзя мириться со свободой слова в отношении наркотиков, поскольку это вопрос общественного здравоохранения и моральный порядок. Однако голосование в 2005 г. за закон о колониализме, за которое проголосовало консервативное парламентское большинство UMP, подняло дискуссию, особенно среди историков, относительно легитимности и значимости таких «законов о памяти». Хотя значительное количество историков выступают против таких законов, немногие выступают за их отмену, потому что считают, что отмена демократически согласованных законов была бы большим злом. Наконец, критики, в частности, но не только из левого крыла, подвергали критике, в частности, за концентрацию собственности на СМИ (влияние Буиг, например, на TF1 ), или тот факт, что Dassault или Lagardère, обе военные фирмы, контролируют несколько газет во Франции, например, Le Figaro (принадлежит Dassault).
В целом свобода прессы гарантируется Конституцией Франции, но есть несколько эффективных случаев цензуры газет (Le Canard enchaîné, Charlie Hebdo и газеты Хара-Кири и др.), фильмы или радиопередачи были зарегистрированы в истории Пятой республики, основанной в 1958 году. По данным Human Rights Watch, 6 процентов французов, которых расследуют "извинения за терроризм", моложе 14 лет.
Цензура во Франции восходит к средневековью. В 1275 году Филипп III Французский передал парижские скриптории под контроль Парижского университета, который проверял рукописные книги на предмет правильности их копирования. Правильность текста, а не содержание, была проблемой до начала 16 века, когда были напечатаны трактаты Мартина Лютера. 13 июня 1521 г. Франциск I Французский постановил, что все (религиозные) книги должны быть прочитаны и утверждены Теологическим факультетом Университета, а 3 августа 1521 г. Парламент распорядился, чтобы все лютеранские книги должны быть сданы на хранение в течение одной недели. В 1526 году Парижский парламент и Сорбонна запретили публикацию Библии на французском языке. 13 января 1535 г. был принят крайний закон, запрещавший всякую печать под угрозой повешения и закрывающий все книжные магазины. От этого закона быстро отказались, и Парлемент сформировал комиссию для проверки книгопечатания.
В 1536 году было приказано, чтобы все медицинские книги были утверждены медицинским факультетом университета, и были приняты меры против некоторых издателей книг по медицине и астрологии. В 1544 году университет запретил печать любых книг, не одобренных соответствующими должностными лицами университета. В 1543 году факультет теологии выпустил свой первый Указатель запрещенных книг, все религиозные, за 16 лет до того, как Ватикан выпустил Index Librorum Prohibitorum в 1559 году. Вышел Указ Шатобриана 27 июня 1551 г. запретили владение какими-либо книгами, внесенными в Индекс университета; перевод Библии или трудов отцов церкви; ввоз книг из Женевы и других мест, неподконтрольных Церкви; или печатание или продажа любых религиозных книг, написанных за последние 40 лет.
Nemours 'cahiers de doléances с просьбой об окончании цензуры, 1789 год. Французский национальный архивСамо государство стало играть более важную роль в цензуре над университетом, и в 1566 году был выпущен закон, запрещающий написание, печать или продажу дискредитирующих книг, нападающих на хорошую репутацию людей и требующий, чтобы все опубликованные книги были одобрены и включали привилегию и большая печать. Государственный контроль был усилен в 1571 году указом Гайона, по которому соблюдение законов о цензуре помещалось в канцелярию канцлера, а не в университете.
Одобрение цензором пьесы, напечатанной в Париже в 1746 году, Де Буасси Le Medecin par OccasionЦензоры беспокоились о «ереси, подстрекательстве и личной клевете» до 1629 года, когда цензура начала уделять внимание безнравственности и непристойности. «Тем не менее... правительство никогда не беспокоилось столько о моральной распущенности, сколько о свободе мысли». Рукописи должны быть утверждены канцлером перед публикацией, и ведется реестр разрешений. В течение 17 века университет и государство боролись за контроль над цензурой, которая была случайной. В 1653 году университет был лишен полномочий и заменен королевскими цензорами. Офис королевской цензуры расширился в 18 веке и запретил сотни титулов. Утвержденные книги должны были включать имя цензора и свидетельство об одобрении. Цензура в конечном итоге перешла в ведение офиса директора книжной торговли, самым известным из которых был Ламуаньон де Малешерб. Наказания за нарушения варьировались от конфискации книг, которые часто сжигались, штрафов, тюремного заключения и даже смерти. В конце 18 века печатники и книготорговцы все чаще уклонялись от этих правил.
Закон о свободе прессы от 29 июля 1881 года был принят во времена Третьей французской республики в 1881 году господствовавшими в то время оппортунистическими республиканцами, стремившимися либерализовать прессу и способствовать свободному публичному обсуждению. Новый закон отменил ряд ранее существовавших законодательных актов, с самого начала провозгласив принцип «Печать и публикация бесплатны».
После попытки убийства Огюста Вайяна в 1893 году был принят первый антитеррористический закон, который вскоре был осужден как lois scélérates. Эти законы серьезно ограничивали свободу слова. Первый осудил извинение за любое тяжкое преступление или преступление как само уголовное преступление, допуская широко распространенную цензуру прессы. Второй позволял осуждать любое лицо, прямо или косвенно причастное к пропаганде деяния, даже если фактически не было совершено убийство. Последний осуждал любого человека или газету, использующую анархистскую пропаганду (и, в более широком смысле, социалистические либертарианцы, нынешние или бывшие члены Международной ассоциации рабочих (IWA):
1. Либо провокацией, либо извинениями [...] подстрекал одного или нескольких лиц к совершению грабежа, убийства, грабежа или поджога [...]; 2. Или направил провокацию в отношении солдат армии или флота с целью отвлечь их от их воинские обязанности и повиновение начальству... будут переданы в исправительные полицейские суды и наказаны лишением свободы на срок от трех месяцев до двух лет.
Во время Первой мировой войны почтовая цензура действовала, так как французское государство считало необходимым контролировать моральный дух населения и, таким образом, участвовало в своего рода психологической войне.. Цензура существовала во время войны, что привело к созданию в 1915 году Le Canard enchaîné еженедельник, в котором использовались сатира и другие словесные игры, чтобы пройти через «ножницы Анастасии », как в народе называлось цензорами (такие словесные игры все еще существуют в Le Canard, для досуга целей, таких как раздел под названием "Sur l'album de la Comtesse").
Франция пала перед немецкими войсками в мае 1940 года. Оккупационная немецкая военная администрация организовала пропагандистскую кампанию со штаб-квартирой в Париже., с филиалами (Propagandastaffel ) в крупных городах. Пропагандистские усилия включали мониторинг и цензуру французской прессы, публикаций, фильмов, рекламы и выступлений.
Законы о цензуре были отменены с основанием Пятой республики в 1958 году, хотя по-прежнему имели место случаи цензуры (в частности, в отношении фильмов или сатирических газет). Объявление чрезвычайного положения, применявшееся во время алжирской войны (1954–62), а также в 2005 году во время гражданских беспорядков, позволяет государству законно подвергать цензуре новостные статьи и другие средства массовой информации (использовалось во время войны в Алжире, в 2005 году это цензура не применялась).
Книга Анри Аллега La Question, осуждающая пытки французской армией во время войны в Алжире, была подвергнута цензуре, как и другие подобные книги и фильмы, такие как Битва за Алжир.
В 2003 году UMP заместитель Надин Морано обратился к министру внутренних дел (UMP) Николя Саркози, чтобы привлечь к ответственности бедро. -шоп группа Снайпер за разжигание насилия в отношении полиции. после беспорядков 2005 года 200 депутатов UMP во главе с Франсуа Гросдидье подали петицию против нескольких групп, включая Fabe, Sniper, 113, Lunatic и другие. В марте 2006 года Гросдидье, разочарованный неудачей судебных решений, предложил закон (№ 2957) о внесении поправок в закон от 29 июля 1881 года, чтобы прямо удалить защиту речи для музыки и санкционировать расизм меньшинства против большинства.
В 1987 году был принят закон о пресечении подстрекательства к самоубийству после того, как в 1982 году был опубликован бестселлер «Самоубийство, mode d'emploi». Впервые закон был принят Сенатом в 1983 г.; в 1987 году, во время дебатов перед Национальным собранием, книга была названа по имени как яркий пример того, что должно было быть запрещено. Эта книга, написанная двумя анархистами (и Ивом Ле Бонниеком), содержала исторический и теоретический отчет о самоубийстве, а также критический обзор способов совершения самоубийства. Книга не могла быть переиздана в 1989 году из-за этого закона. Таким образом, книга де-факто подвергается цензуре и недоступна во всех библиотеках и книжных магазинах Франции. На английский он никогда не переводился.
В 2006 году министр Интериот и бывший президент Республики Николя Саркози был обвинен во вмешательстве в управление Paris Match после публикации фотографий Сесилии Саркози с другим мужчиной в Нью-Йорке. Увольнение директора Paris Match Hachette Filipacchi Médias совпало с несколькими другими случаями самоцензуры во французских СМИ.
В апреле 2013 года волонтер с доступом администратора к французским language Википедия была вызвана direction centrale du Renseignement intérieur (Центральное управление внутренней разведки, DCRI), подразделением министерства внутренних дел Франции. Добровольцу было приказано удалить опубликованную в сети с 2009 года статью о военной радиорелейной станции в Пьер-сюр-От. DCRI утверждал, что статья содержала секретную военную информацию по причинам, которые до сих пор остаются неясными, и нарушала французские законы. Волонтер, не имевший никакого отношения к статье, объяснил, что «Википедия работает не так», и сказал им, что не имеет права вмешиваться в редакционный контент, но ему сказали, что он будет заключен под стражу и обвинен, если он не подчинится. Статья была быстро восстановлена автором швейцарской Википедии. Кристоф Хеннер, вице-президент Викимедиа Франция, сказал: «Если DCRI представит необходимые юридические документы, мы удалим страницу. У нас нет абсолютно никаких проблем с этим, и мы сделали для себя делом чести соблюдать судебные предписания; это метод, использованный DCRI, шокирует ».
15 декабря 2017 года Конституционный суд Франции отклонил законопроект, согласно которому посещающий террорист веб-сайты являются уголовным преступлением, мотивируя это "неприкосновенностью свободы общения и выражения ".
Лица в этих случаях подвергались судебному преследованию за выражение политического согласия или несогласия определенным образом.
Закон Тубон, принятый в 1994 году, преследует культурную цель «подтвердить положение французского языка ». Он требует «обязательного использования французского языка во всей [публичной] письменной,... радио и телевизионной рекламе...». Как прямое следствие, работники рекламной индустрии во Франции выразили «разочарование по поводу того, что многие из них воспринимают. как лингвистическая цензура ». Пользовательский интерфейс и инструкции по эксплуатации компьютерного программного обеспечения, разработанного за пределами Франции, должны быть переведены на французский язык, чтобы их могли законно использовать компании во Франции, в связи с положениями закона Тубона, применимого ко всем рабочим местам, что «любой документ, содержащий обязательства для сотрудника или положения чьи знания необходимы для выполнения работы, должны быть написаны на французском языке ". Также по этому закону французский язык требуется во всех аудиовизуальных программах, за исключением музыкальных произведений и фильмов в «оригинальной версии». Согласно соответствующему закону о телевидении, минимум 60 процентов фильмов и сериалов должны производиться в европейских странах и 40 процентов - во франкоязычных странах, и эти минимумы должны соблюдаться в вечернее прайм-тайм, а также в течение всего дня.. Последний закон не является лингвистической цензурой, потому что он применяется к телевизионным программам, дублируемым на французский язык; скорее это ограничение культурного контента иностранного производства. Согласно другому закону, предусматривающему цензуру как лингвистического контента, так и контента, произведенного за рубежом, песни на французском языке на радио защищены системой минимальных квот.
Пресса в значительной степени не ограничена законом во Франции, хотя иногда применяется косвенное давление для предотвращения публикации материалов, противоречащих интересам правительства или влиятельных отраслей. Вовлечение правительства и крупных промышленных групп, иногда с политическими связями, в определенные организации прессы иногда вызывает вопросы относительно способности прессы оставаться по-настоящему независимой и неограниченной. Примеры включают:
Кроме того, большая часть прессы зависит от рекламы для получения дохода; вопрос о независимости от рекламодателей является постоянным и спорным, с постоянными утверждениями, что нежелательные расследования были исключены из телетрансляций.
Однако есть примеры независимости прессы, в том числе Canard enchaîné, газета, известная своими сенсациями и их публикациями даже вопреки воле правительства. Чтобы оставаться независимым, Canard не принимает рекламу.
Спектакль Виктора Гюго 1832 года Le roi s'amuse был запрещен после одного выступления. Хотя в нем изображены выходки Франциска I Франции, цензоры того времени считали, что в нем также содержатся оскорбительные ссылки на короля Луи-Филиппа. Хьюго принес иск, чтобы разрешить представление пьесы, которую он проиграл, но это продвинуло его к славе как защитнику свободы слова.
Все фильмы, предназначенные для показа в кинотеатрах, должны получать визу от Министерства культуры по рекомендации Комиссии по классификации фильмов (Commission de class cinématographique), которая может дать фильм один из пяти рейтингов:
Кинотеатры обязаны по закону, чтобы предотвратить несовершеннолетние аудиторию от. просмотр фильмов и может быть оштрафован, если они этого не сделают.
Комиссия не может делать нарезки в фильме, но может запретить его, хотя последнее право используется редко. На практике это означает, что большинство фильмов во Франции классифицируются, а не цензурируются.
Хотя нет письменных указаний относительно того, какой контент должен получать, какой рейтинг и рейтинги выставляются в каждом конкретном случае, члены комиссии обычно ссылаются на насилие, сексуальное поведение и наркотики связанный контент (особенно если он считается графическим или неуместным) в качестве причины для более высокой оценки звонки. Напротив, сильным выражениям уделяется мало внимания. Однако материалы сексуального характера с гораздо меньшей вероятностью будут иметь высокий рейтинг, чем во многих других странах, включая США.
Фильмы, получившие сравнительно умеренные оценки во Франции по сравнению с США, включают:
Supérieur de l'audiovisuel (CSA) оставляет телеканалам право выбора классификации программы, но может налагать штрафы, если классификация слишком низкая.
Существует пять классификаций телевизионных программ:
Классификация фильмов может варьироваться в зависимости от театрального выпуска и телетрансляции. Например, Zombieland был классифицирован как "Tous publics" в кино, но когда он транслировался по телевидению, он был классифицирован -16. CSA довольно снисходительно относится к ненормативной лексике и сексу по отношению к США и Соединенному Королевству. Например, Южный парк можно транслировать в любое время дня, кроме смежных с молодежными программами, потому что он классифицирован -10. Обратите внимание, что для каналов только для кино и VOD действуют разные правила.
Классификация осуществляется каналами через «наблюдательный комитет», который использует некоторые рекомендации, предложенные Советом по аудиовизуальным средствам (CSA) для принятия решения классификации. CSA осуществляет контроль во время трансляции, а не до нее, и может провести дальнейшее расследование либо после жалобы зрителя, либо от своего имени. Санкции CSA могут варьироваться от простого предупреждения до запрета вещания.
Вот некоторые из вопросов, которые CSA хочет задать комитетам по просмотру при оценке шоу. Для сериала оценивается каждый эпизод.
Supérieur de l'Audiovisuel (CSA) отвечает за регулирование телевидения, как государственного, так и частного. Он исследует соблюдение национального законодательства, а также время, отведенное каждой политической партии в СМИ во время избирательных периодов.
Свобода информации и подотчетность государственных служащих является конституционным правом согласно Декларации прав человека и гражданина.
Закон о свободе информации - это Закон № 78-753 от 17 июля 1978 г., который предусматривает различные меры по изменению отношений между администрацией и общественностью и различные распоряжения административного, социального и финансового характера (Закон № 78-753 от 17 июля 1978 г. О различных мерах по улучшению отношений между государственной службой и общественностью и о различных мерах административного, социального и финансового характера). Он устанавливает, как общее правило, что граждане могут требовать копию любого административного документа (в бумажном, цифровом или другом виде). Комиссия по доступу к административным документам (Commission d'Accès aux Documents Administratifs, CADA), независимый административный орган, может помочь в этом процессе. Регламент устанавливает максимальную плату за воспроизведение. Могут быть запрошены только окончательные версии, но не рабочие документы. Существует ряд исключений:
Некоторые освобожденные документы могут быть доступны в соответствии с другими законами. Например, некоторая налоговая информация о любом налогоплательщике доступна любому другому налогоплательщику из того же налогового округа.
CADA не имеет полномочий приказать администрациям сдать документы, хотя это может сильно побудить их сделать это. Тем не менее, граждане могут оспорить отказ администрации в административных судах (т.е. суды рассматривают жалобы на экзекьюти ве). К сожалению, эти суды переполнены, и гражданам часто приходится ждать несколько лет, чтобы их права были рассмотрены в ходе справедливого судебного разбирательства. Франция неоднократно признавалась виновной в чрезмерных задержках (более 10 лет) Европейским судом по правам человека.