Кельтский календарь является сборником дохристианских кельтских систем хронометража, включая галльский календарь Колиньи, используемый кельтскими странами для определения начала и длины дня, недели, месяца, времен года, дни четверти и праздники.
Гаульский календарь Колиньи - самый старый известный кельтский солнечно-лунный ритуальный календарь. Он был обнаружен в Колиньи, Франция, и сейчас выставлен в Галло-римском музее Дворца искусств в Лионе. Он датируется концом II века н.э., когда Римская империя ввела использование юлианского календаря в Римской Галлии. Изначально календарь представлял собой единую огромную плиту, но сохранился лишь фрагментарно. Он начертан на галльском языке латинскими буквами и использует римские цифры.
. Календарь Колиньи представляет собой попытку примирить циклы луны и солнца, как и современный григорианский календарь. Однако в календаре Колиньи важны фазы луны, и каждый месяц всегда начинается с одной и той же фазы луны. В календаре используется математическая схема, чтобы синхронизировать обычный 12-месячный календарь с луной, и синхронизировать всю систему, добавляя вставочный месяц каждые 2 ⁄ 2 года. В календаре Колиньи зарегистрирован пятилетний цикл из 62 лунных месяцев, разделенных на «светлую» и «темную» две недели (или половину лунного цикла) каждая. Месяцы, возможно, были взяты за начало новолуния, а 13-й вставочный месяц добавлялся каждые два с половиной года, чтобы выровнять луны с солнечным годом.
Астрономический формат календарного года, который представляет календарь Колиньи, вполне может быть намного старше, поскольку календари обычно даже более консервативны, чем обряды и культы. Дата его создания неизвестна, но соответствия островного кельтского и континентального кельтского календарей предполагают, что некоторая ранняя форма может датироваться прото-кельтскими временами, примерно 800 До н.э. Календарь Колиньи обеспечивает сложную синхронизацию солнечных и лунных месяцев. Делается ли это по философским или практическим причинам, это указывает на значительную степень изощренности.
У островных кельтов год делился на светлую половину и темную половину. Поскольку день считался началом на закате, так и год считался началом с приходом тьмы, в Калан Гайаф / Самайн (примерно 1 ноября по современному календарю). Светлая половина года началась в Calan Haf / Bealtaine (около 1 мая по современному календарю). Это соблюдение фестивалей, начинающихся вечером накануне фестивального дня, все еще наблюдается в праздниках и фольклорных обрядах у гаэлов, таких как традиции Oíche Shamhna (канун Самайн) у ирландцев. и Оидче Шамна из шотландцев.
Юлий Цезарь сказал в своей Галльской войне : «[галльские кельты] хранят дни рождения и начало месяцев и лет в таком порядке, что день следует за ночью ". Более длительные периоды считались ночами, например, в сохранившемся английском слове «две недели», означающем две недели, а в устаревшем «se'nnight» - одна неделя.
Законы Хиуела Дда (в изданиях, сохранившихся с 12-го и 13-го веков) содержат повторяющиеся ссылки на периоды в девять дней (nawfed dydd), а не на «восемь ночей», которые делают вверх по текущему слову wythnos.
Многие календарные термины и хронометраж, используемые в средневековых и современных кельтских языках, были заимствованы из латыни и отражают влияние римской культуры и христианство островных кельтов. В число заимствованных слов входят названия месяцев: Januarius (древнеирландский Enáir, ирландский Eanáir, валлийский Ionawr), Februarius (староирландский Febra, ирландский Feabhra, валлийский Chwefror), Martius (Старый ирландский рынок, валлийский Mawrth), Aprilius (староирландский апрель, ирландский язык). Айбреан, валлийский Эбриль), Майус (валлийский май), Август (древнеирландский авгист, валлийский авст); названия дней недели: Solis, Lunae, Martis, Mercurii, Jovis, Veneris, Saturni; термины septimana "неделя" (древнеирландское sechtmain, бретонское sizun, корнуоллское seithun), kalendae "первый день месяца" (древнеирландское callann, валлийский калан, бретонская кала), tempore "время" (валлийский amser), matutina "утро "(Корнуоллский метин, ирландская горничная), vespera" вечер ", nona" полдень "(валлийский nawn, ирландское nóin) и ôra" час "(валлийский awr, бретонский eur, ирландский uair).
Число исконных кельтских терминов пережили принятие римско-христианского календаря, однако:
термин | прото-кельтский | галльский | старый / среднеирландский | современный Ирландский | шотландский гэльский | мэнский | валлийский | корнуоллский | бретонский | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
день / 24-часовой период | * latįon | lat (аббревиатура, Календарь Колиньи ) | la (i) the | lá | là, latha | laa | golau go + lau = очень яркий; golau = свет | ||||
День | * diį- | (sin) diu «(до) дня» | día; indiu «сегодня» | dia, dé; inniu, inniubh, inniugh "сегодня" | dia; andiu "сегодня" | jee; joo "сегодня" | дыдд; heddiw "сегодня"; diwrnod "24-часовой дневной период" | dydh; hidhyw "сегодня" | деиз; hiziou "сегодня" | ||
Ночь | * nokWt-, * ad-akWi- (?) | (tri) nox "(3) -night", (decam) noct- " (10) -night " | nocht, adaig | nocht, oíche | nochd, oidhche | noght, oie | noson, nos | neth (comp.), nos | neiz (comp.), noz | ||
Week (восемь ночей / дней) | * oktu-nokWt- / * oktu-diį- | wythnos "8-ночи" | eizhteiz "8-days" | ||||||||
Fortnight | * kWenkWe-decam-nokWt- | cóicthiges "15- (дней)" | coicís | cola-deug (coig latha deug "15 дней") | kegeesh | pythefnos "15 ночей" | пемзектез | ||||
Месяц | * mīss- | mid (читается * miđ) | mí | mí | mìos | mee | mis | mis | miz | ||
Год | * bl (e) id-anī- | b [ l] is (аббревиатура, Календарь Колиньи ) | bliadain | bliain | bliadhna | blein | blwydd, blwyddyn | bledhen | bloavezh, bloaz | ||
сезон, период времени | * ammn, * ammn-stero -, * ratio-, * pritu- | amman | amm, aimser, ráithe | aimser, ráithe | aimser, ráithe | aimser, | àm, aimir, raith | imbagh, emsher | amser, pryd | amser | amzer |
Winter | * gijamo | giamo- | драгоценный камень, драгоценный камень | geimhreadh | geamhradh | geurey | gaeaf | gwav | goañv | ||
Весна | * ers-āko "конец (зимы)" (альт. * uesr-āko «весна [время]»), * ues-ant-ēn-, * ro-bertiā («поток, наводнение») | earrach, robarta | earrach | Earrach | Arragh | gwanwyn, (древнеуаллийский рибирти) | gwainten | reverzi (старобретонское возрождение) | |||
Лето | * samo- | samo- | sam, samrad | samhradh | samhradh | sourey | haf | hav | hañv | ||
Осень | * uφo-gijam-r- "под зимой", * kintu-gijamo "начало зимы", * sito- [...] "олень -" [...] | fogamur | fóghmhar, fómhar | foghar | fouyr | cynhaeaf, hydref | кыдняв / кыняв, хедра | здесь, дискар-амзер («осенний сезон») | |||
май, майский день | * кинту-сам? Н- «начало лета» | Cétamain | Cèitean | Céideamhain | Cyntefin | ||||||
июнь, середина лета | * medio-sam? N- «середина лета» | Mithem (on) | Meitheamh | Mehefin | Metheven | Mezeven | |||||
июль | * uφer-kenno-samo- "end o f лето » | Горффеннаф |
В некоторых неоязычных религиях соблюдается« кельтский календарь », в значительной степени основанный на календаре средневековой Ирландии. цели ритуала. Приверженцы реконструкционистских традиций могут отмечать четыре гэльских праздника Самайн, Имболк, Белтейн и Лугнасад.
Некоторые эклектичные неоязычники, такие как виккане, сочетают гэльские праздники огня с празднованием солнцестояния и равноденствия, происходящие из некельтских культур, чтобы создать современное викканское Колесо года. Некоторые эклектичные неоязычники также находятся под влиянием Роберта Грейвса '"Кельтский древовидный календарь", который не имеет основы ни в исторических календарях, ни в реальной древней кельтской астрологии, вместо этого он основан на видении Грейвса Песня Амергина.