Кельтский календарь

редактировать
Сборник дохристианских кельтских систем хронометража

Кельтский календарь является сборником дохристианских кельтских систем хронометража, включая галльский календарь Колиньи, используемый кельтскими странами для определения начала и длины дня, недели, месяца, времен года, дни четверти и праздники.

Содержание

  • 1 Континентальный кельтский календарь
  • 2 Средневековые ирландские и валлийские календари
  • 3 Термины коренных календарей на кельтских языках
  • 4 В неоязычестве
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Континентальный кельтский календарь

Гаульский календарь Колиньи - самый старый известный кельтский солнечно-лунный ритуальный календарь. Он был обнаружен в Колиньи, Франция, и сейчас выставлен в Галло-римском музее Дворца искусств в Лионе. Он датируется концом II века н.э., когда Римская империя ввела использование юлианского календаря в Римской Галлии. Изначально календарь представлял собой единую огромную плиту, но сохранился лишь фрагментарно. Он начертан на галльском языке латинскими буквами и использует римские цифры.

. Календарь Колиньи представляет собой попытку примирить циклы луны и солнца, как и современный григорианский календарь. Однако в календаре Колиньи важны фазы луны, и каждый месяц всегда начинается с одной и той же фазы луны. В календаре используется математическая схема, чтобы синхронизировать обычный 12-месячный календарь с луной, и синхронизировать всю систему, добавляя вставочный месяц каждые 2 ⁄ 2 года. В календаре Колиньи зарегистрирован пятилетний цикл из 62 лунных месяцев, разделенных на «светлую» и «темную» две недели (или половину лунного цикла) каждая. Месяцы, возможно, были взяты за начало новолуния, а 13-й вставочный месяц добавлялся каждые два с половиной года, чтобы выровнять луны с солнечным годом.

Астрономический формат календарного года, который представляет календарь Колиньи, вполне может быть намного старше, поскольку календари обычно даже более консервативны, чем обряды и культы. Дата его создания неизвестна, но соответствия островного кельтского и континентального кельтского календарей предполагают, что некоторая ранняя форма может датироваться прото-кельтскими временами, примерно 800 До н.э. Календарь Колиньи обеспечивает сложную синхронизацию солнечных и лунных месяцев. Делается ли это по философским или практическим причинам, это указывает на значительную степень изощренности.

Средневековые ирландские и валлийские календари

У островных кельтов год делился на светлую половину и темную половину. Поскольку день считался началом на закате, так и год считался началом с приходом тьмы, в Калан Гайаф / ​​Самайн (примерно 1 ноября по современному календарю). Светлая половина года началась в Calan Haf / ​​Bealtaine (около 1 мая по современному календарю). Это соблюдение фестивалей, начинающихся вечером накануне фестивального дня, все еще наблюдается в праздниках и фольклорных обрядах у гаэлов, таких как традиции Oíche Shamhna (канун Самайн) у ирландцев. и Оидче Шамна из шотландцев.

Юлий Цезарь сказал в своей Галльской войне : «[галльские кельты] хранят дни рождения и начало месяцев и лет в таком порядке, что день следует за ночью ". Более длительные периоды считались ночами, например, в сохранившемся английском слове «две недели», означающем две недели, а в устаревшем «se'nnight» - одна неделя.

Законы Хиуела Дда (в изданиях, сохранившихся с 12-го и 13-го веков) содержат повторяющиеся ссылки на периоды в девять дней (nawfed dydd), а не на «восемь ночей», которые делают вверх по текущему слову wythnos.

Родные календарные термины в кельтских языках

Многие календарные термины и хронометраж, используемые в средневековых и современных кельтских языках, были заимствованы из латыни и отражают влияние римской культуры и христианство островных кельтов. В число заимствованных слов входят названия месяцев: Januarius (древнеирландский Enáir, ирландский Eanáir, валлийский Ionawr), Februarius (староирландский Febra, ирландский Feabhra, валлийский Chwefror), Martius (Старый ирландский рынок, валлийский Mawrth), Aprilius (староирландский апрель, ирландский язык). Айбреан, валлийский Эбриль), Майус (валлийский май), Август (древнеирландский авгист, валлийский авст); названия дней недели: Solis, Lunae, Martis, Mercurii, Jovis, Veneris, Saturni; термины septimana "неделя" (древнеирландское sechtmain, бретонское sizun, корнуоллское seithun), kalendae "первый день месяца" (древнеирландское callann, валлийский калан, бретонская кала), tempore "время" (валлийский amser), matutina "утро "(Корнуоллский метин, ирландская горничная), vespera" вечер ", nona" полдень "(валлийский nawn, ирландское nóin) и ôra" час "(валлийский awr, бретонский eur, ирландский uair).

Число исконных кельтских терминов пережили принятие римско-христианского календаря, однако:

терминпрото-кельтский галльский старый / ​​среднеирландский современный Ирландский шотландский гэльский мэнский валлийский корнуоллский бретонский
день / 24-часовой период* latįonlat (аббревиатура, Календарь Колиньи )la (i) thelà, lathalaagolau go + lau = очень яркий; golau = свет
День* diį-(sin) diu «(до) дня»día; indiu «сегодня»dia, dé; inniu, inniubh, inniugh "сегодня"dia; andiu "сегодня"jee; joo "сегодня"дыдд; heddiw "сегодня"; diwrnod "24-часовой дневной период"dydh; hidhyw "сегодня"деиз; hiziou "сегодня"
Ночь* nokWt-, * ad-akWi- (?)(tri) nox "(3) -night", (decam) noct- " (10) -night "nocht, adaignocht, oíchenochd, oidhchenoght, oienoson, nosneth (comp.), nosneiz (comp.), noz
Week (восемь ночей / дней)* oktu-nokWt- / * oktu-diį-wythnos "8-ночи"eizhteiz "8-days"
Fortnight* kWenkWe-decam-nokWt-cóicthiges "15- (дней)"coicíscola-deug (coig latha deug "15 дней")kegeeshpythefnos "15 ночей"пемзектез
Месяц* mīss-mid (читается * miđ)mìosmeemismismiz
Год* bl (e) id-anī-b [ l] is (аббревиатура, Календарь Колиньи )bliadainbliainbliadhnableinblwydd, blwyddynbledhenbloavezh, bloaz
сезон, период времени* ammn, * ammn-stero -, * ratio-, * pritu-ammanamm, aimser, ráitheaimser, ráitheaimser, ráitheaimser,àm, aimir, raithimbagh, emsheramser, prydamseramzer
Winter* gijamogiamo-драгоценный камень, драгоценный каменьgeimhreadhgeamhradhgeureygaeafgwavgoañv
Весна* ers-āko "конец (зимы)" (альт. * uesr-āko «весна [время]»), * ues-ant-ēn-, * ro-bertiā («поток, наводнение»)earrach, robartaearrachEarrachArraghgwanwyn, (древнеуаллийский рибирти)gwaintenreverzi (старобретонское возрождение)
Лето* samo-samo-sam, samradsamhradhsamhradhsoureyhafhavhañv
Осень* uφo-gijam-r- "под зимой", * kintu-gijamo "начало зимы", * sito- [...] "олень -" [...]fogamurfóghmhar, fómharfogharfouyrcynhaeaf, hydrefкыдняв / кыняв, хедраздесь, дискар-амзер («осенний сезон»)
май, майский день* кинту-сам? Н- «начало лета»CétamainCèiteanCéideamhainCyntefin
июнь, середина лета * medio-sam? N- «середина лета»Mithem (on)MeitheamhMehefinMethevenMezeven
июль* uφer-kenno-samo- "end o f лето »Горффеннаф

В неоязычестве

В некоторых неоязычных религиях соблюдается« кельтский календарь », в значительной степени основанный на календаре средневековой Ирландии. цели ритуала. Приверженцы реконструкционистских традиций могут отмечать четыре гэльских праздника Самайн, Имболк, Белтейн и Лугнасад.

Некоторые эклектичные неоязычники, такие как виккане, сочетают гэльские праздники огня с празднованием солнцестояния и равноденствия, происходящие из некельтских культур, чтобы создать современное викканское Колесо года. Некоторые эклектичные неоязычники также находятся под влиянием Роберта Грейвса '"Кельтский древовидный календарь", который не имеет основы ни в исторических календарях, ни в реальной древней кельтской астрологии, вместо этого он основан на видении Грейвса Песня Амергина.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бреннан, Мартин (1994). Камни времени: календари, солнечные часы и каменные палаты древней Ирландии. Рочестер, VT: Внутренние традиции.
  • Брюно, Жан-Луи (1986). Les Gaulois: Sanctuaires et Rites [Галлы: Святилища и церемонии]. Париж: Editions Errance.
  • Дюваль, Поль-Мари; Пино, Жорж (ред.). «Календари Колиньи (73 фрагмента) и Виллар д'Эрия (8 фрагментов)». Recueil des Inscriptions Gauloises (R.I.G.). 3.
  • Деламар, Ксавье (2003). Dictionnaire de la langue gauloise [Словарь галльского языка]. Париж: Editions Errance.
  • "Интернет-издание". Словарь ирландского языка. Дублин: Королевская ирландская академия. 1983.
  • "Интернет-издание". Гейриадур Прифисгол Камру (2-е изд.). Кардифф: Университет Уэльса Press. 2002.
  • Джексон, Кеннет Херлстон (1953). Язык и история в ранней Британии. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета.
  • Джексон, Кеннет Херлстон (1967). Историческая фонология бретонского языка. Дублин: Дублинский институт перспективных исследований.
  • Дженнер, Генри (1982). Справочник корнуоллского языка. Нью-Йорк: AMS Press. С. 203 и сл. ISBN 0404175570.(перепечатка изд. 1904 г.)
  • Кох, Джон, изд. (2006). «Календарь кельтский». Кельтская культура: историческая энциклопедия. Санта-Барбара: ABC-Clio. С. 330–332.
  • Ламберт, Пьер-Ив (1995). La langue gauloise [Галльский язык]. Париж: Издания Errance. С. 109–115.
  • Лот, Джозеф (1892). Les mots latins dans les langues brittoniques. Париж: Э. Буйон.
  • Матасович, Ранко (2009). Этимологический словарь протокельтского языка. Издательство Brill Academic Publishers.
  • Нэнси, Роберт Мортон, изд. (1955). Корнуоллско-английский словарь. Marazion: Worden, от Федерации обществ старого Корнуолла.
  • Покорный, Юлиус (1959–1969). Indogermanisches etymologisches Wörterbuch [[прото-] индогерманский этимологический словарь]. Берн-Мюнхен.
  • Шрайвер, Питер (1995). Исследования в британской кельтской исторической фонологии. Амстердам: Родопи.
  • Вендриес, Джозеф; Бачаллери, Эдуард; Ламбер, Пьер-Ив (1959–1996). Lexique étymologique de l'irlandais ancien [Этимологический словарь древнего языка Ирландии]. Дублин: Дублинский институт перспективных исследований.
Последняя правка сделана 2021-05-14 14:05:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте