Соната для виолончели №3 Людвига ван Бетховена мажор, соч. 69 была написана на 1808, в течение его среднего периода.
Соната написана в том же году, что и Фортепианные трио соч. 70 и Хоровая фантазия, а также в том же году состоялась премьера начатых ранее Пятой и Шестой симфоний. Впервые он был исполнен в марте 1809 года виолончелистом Николаусом Крафт и пианисткой Доротеей фон Эртманн и посвящен барону Игнацу фон Глейхенштейну, который сам был виолончелистом.
За свою жизнь Бетховен сочинил пять сонат для виолончели и фортепиано. Соч. 69 был первым, написанным им после его соч. 5 более десяти лет назад. Марк Каплан пишет: «В общем, сочинение в op.69 тоньше, чем в ранних сонатах для виолончели... большая композиционная техника позволила Бетховену уверенно использовать меньшее количество нот». Современный виолончелист Стивен Иссерлис описывает ее как первую в истории сонату для виолончели, в которой двум инструментам придается одинаковое значение.
Выступление длится около 25 минут.
Произведение содержит три части с 18-тактовым медленным вступлением перед третьей частью:
Первая часть открывается обширной мелодией с виолончелью, а именно:
Музыкальные партитуры временно отключены.Фортепиано затем воспроизводит каденцию -подобную фишку, которая приводит к повторению вводной темы, на этот раз играемой фортепиано в октавах. Далее следует вторая тема, которая также повторяется. Развитие делает больший акцент на первой теме. Движение в сонатной форме.
Следующее скерцо находится в тонике минор, минор, и широко используются нестандартные акценты. Трио в мажоре и слышно дважды.
Медленное вступление к финалу - в. 4времени и доминантной тональности, ми мажор. Финал в сонатной форме и заканчивается выразительной кодой.