Сесилия Бо

редактировать

Американская художница
Сесилия Бо
Cecilia Beaux.jpg Сесилия Бо ок. 1888
РодиласьЭлиза Сесилия Бо. (1855-05-01) 1 мая 1855 года. Филадельфия, Пенсильвания
Умерла17 сентября 1942 (1942) -09-17) (87 лет). Глостер, Массачусетс
НациональностьАмериканец
ОбразованиеФрэнсис Адольф Ван дер Вилен, Академия Джулиан, Академия Коларосси
ИзвестнаПортретная живопись
ДвижениеИмпрессионизм
НаградыПремия Мэри Смит, PAFA (1885, 1887, 1891, 1892). Первая премия, Институт Карнеги (1899). Золотая медаль Темпла, PAFA (1900). Золотая медаль, Exposition Universelle (1900)

Сесилия Бо (1 мая 1855-17 сентября 1942) был американским общественным портретистом в манере Джона Сингера Сарджента. Она была почти современницей американской художницы Мэри Кассат, а также получила образование в Филадельфии и Франции. Ее сочувственное изображение американского правящего класса сделало ее одним из самых успешных портретистов своей эпохи.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Париж
    • 1.3 Возвращение в Филадельфию
    • 1.4 Нью-Йорк
    • 1.5 Green Alley
    • 1.6 Смерть и критическое отношение
  • 2 Источники
    • 2.1 Источники
  • 3 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы

Миссис А. Роберт Эббе (Кэтрин Амори Беннетт), 1888–89, Бруклинский музей

Элиза Сесилия Бо родилась 1 мая 1855 года в Филадельфии, Пенсильвания. Она была младшей дочерью французского шелкового фабриканта Жана Адольфа Бо и учителя Сесилии Кент Ливитт. Ее мать была дочерью известного бизнесмена Джона Уиллера Ливитта из Нью-Йорка и его жены Сесилии Кент из Саффилда, Коннектикут. Сесилия Кент Ливитт умерла от послеродовой лихорадки через 12 дней после родов в возрасте 33 лет. Сесилия «Лейли» Бо и ее сестра Этта впоследствии были воспитаны бабушкой и тетями по материнской линии, главным образом в Филадельфии. Ее отец, не в силах вынести горе своей потери и чувствуя себя брошенным по течению в чужой стране, вернулся в свою родную Францию ​​на 16 лет, приехав всего лишь один раз в Филадельфию. Он вернулся, когда Сесилии было два года, но ушел через четыре года после того, как его бизнес рухнул. Как она призналась позже: «Мы не очень любили папу, он был таким чужим. Мы считали его особенным». Ее отец действительно обладал природными способностями к рисованию, и сестры были очарованы его причудливыми рисунками животных. Позже Бо обнаружит, что ее французское происхождение сослужит ей хорошую службу во время паломничества и обучения во Франции.

Автопортрет Бо, 1894 год

В Филадельфии тетя Бо Эмили вышла замуж за горного инженера Уильяма Фостера Биддла. которого Бо позже описал как «после моей бабушки, оказавшего самое сильное и благотворное влияние в моей жизни». В течение пятидесяти лет он заботился о своих племянницах с постоянным вниманием и периодической финансовой поддержкой. Ее бабушка, напротив, обеспечивала ежедневный присмотр и доброжелательную дисциплину. Будь то работа по дому, ручная работа или учеба, бабушка Ливитт предложила прагматические рамки, подчеркнув, что «все, что предпринимается, должно быть завершено, побеждено». Гражданская война годы были особенно трудными, но большая семья выжила, несмотря на небольшую эмоциональную или финансовую поддержку со стороны отца Бо.

После войны Бо начал проводить некоторое время в домашнем хозяйстве " Вилли »и Эмили, оба опытные музыканты. Бо научился играть на пианино, но предпочел петь. Позже музыкальная атмосфера оказалась преимуществом для ее артистических амбиций. Бо вспоминал: «Они прекрасно понимали дух и потребности жизни художника». В раннем подростковом возрасте она впервые столкнулась с искусством во время посещения с Вилли близлежащей Пенсильванской академии изящных искусств, одной из ведущих художественных школ и музеев Америки. Хотя Бо была очарована повествовательными элементами некоторых картин, особенно библейскими сюжетами массивных картин Бенджамина Уэста, на тот момент Бо не собиралась стать художником.

Ее детство. был защищенным, хотя в целом счастливым. В подростковом возрасте она уже проявляла черты, как она описывала, «как реалиста, так и перфекциониста, преследуемого бескомпромиссной страстью к осуществлению». Она посещала школу миссис Лайман и была обычной ученицей, хотя хорошо успевала по французскому языку и естествознанию. Однако она не могла позволить себе доплату за уроки искусства. В 16 лет Бо начала уроки рисования у родственницы, Кэтрин Энн Дринкер, опытной художницы, у которой была собственная студия и растущая клиентура. Дринкер стала образцом для подражания Бо, и она продолжала уроки с Дринкер в течение года. Затем она училась в течение двух лет у художника Фрэнсиса Адольфа Ван дер Вилена, который предлагал уроки перспективы и рисования по слепкам во время строительства новой Пенсильванской академии изящных искусств. Учитывая предвзятость викторианской эпохи, студенткам было отказано в прямом изучении анатомии и они не могли посещать уроки рисования с живыми моделями (которые часто были проститутками) до десятилетия спустя.

Женщина Новой Англии. Портрет миссис Джедидия Х. Ричардс (двоюродная сестра Бо Джулия Ливитт), 1895. Пенсильванская академия изящных искусств

В 18 лет Бо был назначен учителем рисования в школе мисс Сэнфорд, заняв пост Дринкер. Она также давала частные уроки рисования и занималась декоративно-прикладным искусством и небольшими портретами. Ее собственные занятия были в основном самостоятельными. Бо впервые познакомилась с литографией, делая копии для филадельфийского типографа Томаса Синклера, и она опубликовала свою первую работу в журнале St. Nicholas в декабре 1873 года. Бо продемонстрировала точность и терпение как научный иллюстратор, создав рисунки окаменелостей для Эдвард Дринкер Коуп, для многотомного отчета, спонсируемого Геологической службой США. Однако она не нашла технических иллюстраций, подходящих для карьеры (требовавшаяся предельная точность вызвала у нее боли в «солнечном сплетении»). На этом этапе она еще не считала себя художником.

Бо начала посещать Пенсильванскую академию изящных искусств в 1876 году, тогда под динамичным влиянием Томаса Икинса, чьи великие работы Клиника Гросса «ужаснула посетителей Филадельфийской выставки кровавым зрелищем» на Столетней выставке 1876 года. Она держалась подальше от вызывающего споры Икинса, хотя она очень восхищалась его работой. Его прогрессивная философия преподавания, сосредоточенная на анатомии и обучении вживую (и позволяла студенткам посещать отдельные студии), в конечном итоге привела к его увольнению с поста директора Академии. Она не вступала в союз с ярыми сторонниками Икинса среди студентов и позже написала: «Любопытный инстинкт самосохранения удерживал меня вне магического круга». Вместо этого она в течение трех лет посещала уроки костюма и портретной живописи, которые преподавал больной режиссер Кристиан Шусселе. Бо получил премию Мэри Смит на выставках Пенсильванской академии изящных искусств в 1885, 1887, 1891 и 1892 годах.

После ухода из Академии 24 -летняя Бо решила попробовать свои силы в росписи фарфора и поступила на курс в Национальной художественной школе. Она хорошо подходила для точной работы, но позже написала: «Это была самая низкая глубина, которой я когда-либо достиг в коммерческом искусстве, и хотя это был период, когда юность и романтика были в их первом посещении, я помню это с мрачностью и отчетливостью. это от стыда ". Она училась в частном порядке у Уильяма Сартена, друга Икинса и нью-йоркского художника, приглашенного в Филадельфию для обучения группы студентов-художников, начиная с 1881 года. Хотя Бо больше восхищался Икинсом и считал его навыки рисования выше, чем у Сартена., она предпочла мягкий стиль преподавания последнего, не способствующий особому эстетическому подходу. Однако, в отличие от Икинса, Сартен верил в френологию, а Бо на протяжении всей жизни верил в то, что физические характеристики коррелируют с поведением и чертами характера.

Бо посещала занятия Сартен в течение двух лет, затем арендовала собственную студию и поделился им с группой артисток, которые наняли живую модель и продолжили без инструктора. После того, как группа распалась, Бо всерьез занялась доказательством своих артистических способностей. В 1884 году она написала большой холст, Les Derniers Jours d'Enfance, портрет своей сестры и племянника, композиция и стиль которого открывали долг перед Джеймсом Макниллом Уистлером, а сюжет был сродни Мэри Картины матери и ребенка Кассат. Он был награжден призом Академии за лучшую картину художницы, а затем выставлялся в Филадельфии и Нью-Йорке. После этой основополагающей картины она нарисовала более 50 портретов за следующие три года с рвением преданного профессионального художника. Ее приглашение стать присяжным заседателем комитета по подвешиванию Академии подтвердило ее признание среди сверстников. В середине 1880-х она получала заказы от известных филадельфийцев и зарабатывала 500 долларов за портрет, что сопоставимо с тем, что приказал Икинс. Когда ее подруга Маргарет Буш-Браун настояла на том, что Les Derniers достаточно хорош, чтобы быть выставленным в знаменитом Парижском салоне, Бо смягчилась и отправила картину за границу на попечение своей подруги, которой удалось доставить картину в

Жорж Клемансо Сесилия Бо (1920)

Париж

В 32 года, несмотря на ее явный успех в Филадельфии, Бо решила, что ей все еще нужно совершенствовать свои навыки. Она уехала в Париж с кузиной Мэй Уитлок, оставив нескольких женихов и преодолев возражения своей семьи. Там она обучалась в Académie Julian, крупнейшей художественной школе в Париже, и в Académie Colarossi, получая еженедельные критические отзывы от признанных мастеров, таких как Тони Робер-Флери и Вильям-Адольф Бугро. Она написала: «Флери гораздо менее доброжелателен, чем Бугро, и не умерит его суровости... он намекнул на возможности передо мной и, встав, сказал самое приятное из всех:« Мы сделаем все возможное, чтобы помочь вам »... Я хочу эти люди... чтобы узнать меня и признать, что я кое-что могу ". Хотя ее тетя Элиза регулярно сообщала об успехах Бо за границей и «не беспокоиться о наших неблаговидных поступках», ее тетя Элиза неоднократно напоминала своей племяннице, чтобы она избегала соблазнов Парижа: «Помните, что вы в первую очередь христианка, затем женщина и в последнюю очередь все художники. "

Twilight Confidences, 1888

Когда Бо прибыл в Париж, импрессионисты, группа художников, начавших свою серию независимых выставок из официального Салона в 1874 году, начали терять солидарность. Также известная как «Независимые» или «Интрансигенты», группа, в которую иногда входили Дега, Моне, Сислей, Кайботт, Писсарро, Ренуар и Берта Моризо в течение нескольких лет подвергались гневу критиков. Их искусство, хотя и различалось по стилю и технике, было полной противоположностью тому типу академического искусства, которому обучалась Бо и ведущим мастером которого был ее учитель Вильям-Адольф Бугро. Летом 1888 года, проводя занятия на летних каникулах, Бо работал в рыбацкой деревне Конкарно с американскими художниками Александром Харрисоном и Чарльзом Лазаром. Она пыталась применить техники живописи пленэра, используемые импрессионистами, к своим пейзажам и портретам, но без особого успеха. В отличие от своей предшественницы Мэри Кассат, которая пришла к началу импрессионистского движения 15 лет назад и впитала его, артистический темперамент Бо, точный и верный наблюдению, не соответствовал импрессионизму, и она оставалась художник-реалист до конца своей карьеры, даже когда Сезанн, Матисс, Гоген и Пикассо начинали вводить искусство в новое направления. Бо больше всего восхищался классическими художниками, такими как Тициан и Рембрандт. Однако ее европейское образование повлияло на ее палитру, и она приняла более белые и более светлые тона в своей масляной живописи, особенно при изображении женских персонажей, подход, который также одобрял Сарджент.

Доротея и Франческа -1898

Вернуться к Филадельфия

Сита и Сарита (Jeune Fille au Chat). Портрет Сары Аллибон Ливитт, 1893–1894 гг. Собрание Музея д'Орсе, Париж

Вернувшись в Америку в 1889 году, Бо начала рисовать портреты в грандиозной манере , беря в качестве персонажей членов семьи своей сестры как а также элита Филадельфии. Принимая решение посвятить себя искусству, она также считала, что лучше не выходить замуж, и, выбирая мужскую компанию, она выбирала мужчин, которые не угрожали бы отвлечь ее карьеру. Она возобновила жизнь со своей семьей, и они полностью поддержали ее, признавая выбранный ею путь и требуя от нее немного в отношении домашних обязанностей: «Меня ни разу не попросили сделать что-нибудь в городе, немного по магазинам… так хорошо сделали они понимают." Она разработала структурированный профессиональный распорядок дня, быстро прибыла в свою студию и ожидала того же от своих моделей.

Последующие пять лет были очень продуктивными, в результате было создано более сорока портретов. В 1890 году она участвовала в Парижской выставке, в 1893 году получила золотую медаль Филадельфийского художественного клуба, а также приз Доджа в Нью-Йоркской Национальной академии дизайна. Она выставляла свои работы в Дворце изящных искусств и Дом женщины на Всемирной Колумбийской выставке 1893 года в Чикаго, штат Иллинойс. Ее портрет преподобного Мэтью Блэкберна Гриера был особенно хорошо принят, как и Сита и Сарита, портрет жены ее двоюродного брата Чарльза Ливитта Сары (Аллибоун) Ливитт в белом, с маленьким черным котом на плече, оба пристально глядя загадочно. Завораживающий эффект побудил одного критика указать на «ведьмовскую причудливость черного котенка», и в течение многих лет картина вызывала вопросы в прессе. Но результат не был заранее запланирован, как позже объяснила сестра Бо: «Пожалуйста, не скрывайте это - это была всего лишь идея посадить черного котенка на плечо ее кузине. Ничего более серьезного». Бо подарила Ситу и Сариту Люксембургскому музею, но только после того, как сделала копию для себя. Другой высоко ценимый портрет того периода - «Женщина Новой Англии» (1895), почти полностью белая картина маслом, купленная Пенсильванской академией изящных искусств.

Эрнеста Сесилией Бо 1894

В 1895 году Бо стала первой женщиной, которая регулярно преподавала в Пенсильванской академии изящных искусств, где в течение следующих двадцати лет преподавала портретный рисунок и живопись. Это редкое достижение женщины побудило одну местную газету заявить: «Это законный источник гордости Филадельфии, что одно из ее самых заветных учреждений сделало это нововведение». Она была популярным инструктором. В 1896 году Бо вернулась во Францию, чтобы увидеть группу своих картин, представленных в Салоне. Влиятельный французский критик Анри Рошфор прокомментировал: «Я вынужден признать, не без некоторого огорчения, что ни одна из наших художниц… не достаточно сильна, чтобы составить конкуренцию даме, которая подарила нам в этом году портрет доктора Грие. Композиция, плоть, фактура, звуковой рисунок - все здесь без аффектации и без стремления к эффекту ».

Мать и дочь Сесилия Бо 1898 Миссис. Роберт Чапин и дочь Кристина от Сесилии Бо, 1902

Сесилия Бо считала себя «новой женщиной », женщиной 19-го века, которая исследовала возможности получения образования и карьеры, которые обычно были недоступны для женщин. В конце 19 века Чарльз Дана Гибсон изобразил «Новую женщину» в своей картине «Причина, по которой ужин был запоздалым», которая является «сочувствующим изображением художественных устремлений со стороны молодых женщин», когда она рисует в гостях у милиционера. Эта «новая женщина » была успешной, хорошо обученной и часто не выходила замуж; среди других таких женщин были Эллен Дэй Хейл, Мэри Кассат, Элизабет Нурс и Элизабет Коффин.

Бо была членом Филадельфийской Пластиковая дубинка. Среди других участников были Эленор Эбботт, Джесси Уиллкокс Смит, Вайолет Окли, Эмили Сартейн и Элизабет Шиппен Грин. Многие женщины, основавшие организацию, были ученицами Говарда Пайла. Он был основан, чтобы предоставить средства для профессионального поощрения друг друга и создать возможности для продажи своих произведений искусства.

Леди Джордж Дарвин, пастель портрет бывшего Марта дю Пюи из Филадельфии, вышедшая замуж за сэра Джорджа Дарвина. 1889

Нью-Йорк

К 1900 году спрос на работы Бо привел клиентов из Вашингтона, округ Колумбия, в Бостон, что побудило художника переехать в Нью-Йорк. ; именно там она проводила зимы, проводя лето в Зеленой аллее, доме и студии, которые она построила в Глостере, Массачусетс. Дружба Бо с Ричардом Гилдером, главным редактором литературного журнала The Century, помогла продвинуть ее карьеру, и он представил ее элите общества. Среди ее портретов, вытекающих из этой ассоциации, есть портреты Жоржа Клемансо ; Первая леди Эдит Рузвельт и ее дочь; и адмирал сэр Дэвид Битти. Она также зарисовала президента Тедди Рузвельта во время ее визитов в Белый дом в 1902 году, во время которых «он просидел два часа, большую часть времени разговаривая, декламируя Киплинга, и отрывки для чтения Браунинга ". Ее портреты Фанни Трэвис Кокран, Доротея и Франческа, Эрнеста и ее Маленький брат - прекрасные примеры ее мастерства в рисовании детей; «Эрнеста с медсестрой», одно из серии эссе, написанных светящимся белым светом, было в высшей степени оригинальной композицией, казалось бы, беспрецедентной. В 1902 году она стала членом Национальной академии дизайна и выиграла медаль искусств Логана в Чикагском институте искусств в 1921 году.

Зеленая аллея

Картина Сесилии Бо Кардинал Мерсье (ок. 1919)

К 1906 году Бо начал жить круглый год на Зеленой аллее, в уютной колонии «коттеджей» принадлежащий ее богатым друзьям и соседям. Все три тети умерли, и ей нужно было эмоционально отдохнуть от Филадельфии и Нью-Йорка. Ей удалось найти новые предметы для портретной живописи, работая по утрам и наслаждаясь неторопливой жизнью в остальное время. Она тщательно регулировала свою энергию и деятельность, чтобы поддерживать продуктивность, и считала это ключом к своему успеху. О том, почему так мало женщин преуспели в искусстве, как она, она заявила: «Сила - камень преткновения. Иногда они (женщины) не в состоянии выдержать тяжелую работу, которую проводят изо дня в день. Они устают и не могут восстановить силы. «

В то время как Бо придерживалась своих портретов элиты, американское искусство продвигалось в городскую и социальную тематику под руководством таких художников, как Роберт Генри, которые придерживались совершенно иной эстетики,« Работа с большой скоростью.. Держите свою энергию бодрой, бодрой и активной. Делайте все за один присест, если можете. За одну минуту, если можете. Нет смысла откладывать… Прекратите изучать кувшины с водой и бананы и рисовать повседневную жизнь ». Он посоветовал своим ученикам, среди которых были Эдвард Хоппер и Рокуэлл Кент, жить с обычным человеком и рисовать обычного человека, в полной противоположности художественным методам и сюжетам Сесилии Бо. Столкновение Анри и Уильяма Мерритта Чейза (представляющего Бо и традиционное искусство) привело в 1907 году к независимой выставке городских реалистов, известной как «Восьмерка» или Школа Ашкан. Бо и ее друзья-художники защищали старый порядок, и многие думали (и надеялись) новое движение как преходящее увлечение, но это оказалось революционным поворотом в американском искусстве.

Портрет миссис Альберт Дж. Беверидж, 1916 год Картина Уильяма Генри Хауэлла (1919)

В 1910 году умер ее любимый дядя Уилли. Несмотря на опустошенность утратой, в свои пятьдесят пять лет Бо оставался очень продуктивным. В следующие пять лет она нарисовала почти 25 процентов произведений своей жизни и получила постоянный поток наград. В 1912 году она провела крупную выставку из 35 картин в галерее Corcoran Gallery of Art в Вашингтоне, округ Колумбия. Несмотря на ее постоянное творчество и похвалы, Бо работала против течения вкусов и тенденций в искусстве. Знаменитая «Оружейная выставка» 1913 года в Нью-Йорке была знаменательной презентацией 1200 картин, демонстрирующих модернизм. Бо считал, что публика, изначально имевшая смешанное мнение о «новом» искусстве, в конечном итоге отвергнет его и вернет свою благосклонность преимпрессионистам.

Бо была искалечена после того, как сломала бедро во время прогулки в Париже в 1924 году. Из-за ухудшения здоровья ее производительность снизилась до конца ее жизни. В том же году Бо попросили создать автопортрет для коллекции Медичи в галерее Уффици во Флоренции. В 1930 году она опубликовала автобиографию, Фон с фигурами. Ее дальнейшая жизнь была наполнена почестями. В 1930 году она была избрана членом Национального института искусств и литературы ; в 1933 г. пришло членство в Американской академии искусств и литературы, которая два года спустя организовала первую крупную ретроспективу ее работ. Также в 1933 году Элеонора Рузвельт удостоила Бо как «американскую женщину, которая внесла величайший вклад в мировую культуру». В 1942 году Национальный институт искусств и литературы наградил ее золотой медалью за жизненные достижения.

Смерть и критическое отношение

Пейзаж с фермерским домом, 1888 год

Сесилия Бо умерла в возрасте 87 лет 17 сентября 1942 года в Глостере, Массачусетс. Она была похоронена на кладбище West Laurel Hill в Бала Синвид, Пенсильвания. В своем завещании она оставила Дункан Файф секретер из розового дерева, сделанный для ее отца, своему любимому племяннику Сесилу Кенту Дринкеру, врачу из Гарварда, которого она нарисовала в детстве.

Бо была включена в выставку 2018 года «Женщины в Париже 1850-1900» в Институте искусств Кларка.

Хотя Бо был индивидуалистом, сравнения с Сарджентом окажутся неизбежными и часто благоприятными. Ее сильная техника, проницательное восприятие предметов и ее способность льстить, не фальсифицируя, были чертами, похожими на его.

Человек с кошкой (Генри Стерджис Дринкер), 1898 г.

«Критики полны энтузиазма. (Бернард) Беренсон, как мне сказала миссис Коутс, стоял перед портретами - тремя портретами мисс Бо - и покачивал головой. «Ах, да, я понимаю!» Некоторые Сардженты. Обычные подписаны Джоном Сарджентом, лучшие подписаны Сесилией Бо, что, конечно, бессмысленно во многих отношениях, но это часть щедрого хора похвалы ». Несмотря на то, что его затмевала Мэри Кассат и относительно мало знакомы сегодняшним посетителям музеев, мастерство и выдающиеся достижения Бо высоко ценились в ее время. Вручая Бо золотую медаль Института Карнеги в 1899 году, Уильям Меррит Чейз заявил: «Мисс Бо - не только величайшая из ныне живущих женщин-художников, но и лучшая из когда-либо существовавших. Мисс Бо полностью покончила с сексом. [пол] в искусстве ».

В течение своей долгой продуктивной жизни в качестве художника она поддерживала свои личные эстетические и высокие стандарты, несмотря на все отвлекающие факторы и противодействующие силы. Она постоянно боролась за совершенство. «Совершенная техника во всем, - заявила она в интервью, - означает, что не было разрыва в преемственности между концепцией и актом исполнения». Она подытожила свою руководящую трудовую этику: «Я могу сказать следующее: когда я пытаюсь что-то сделать, у меня есть страстная решимость преодолеть все препятствия… И я делаю свою работу, отказываясь принять поражение, которое можно было бы назвать болезненным». 144>

Ссылки

Источники

  • Графли, Дороти. «Сесилия Бо» у Эдварда Т. Джеймса, Джанет Уилсон Джеймс и Пола С. Бойера, ред. Известные американские женщины, 1607–1950: Биографический словарь (1971)
  • Бо, Сесилия. Фон с фигурами: Автобиография Сесилии Бо. Бостон и Нью-Йорк: Хоутон Миффлин, 1930.
  • Гудиер младший, Фрэнк Х. и др., Сесилия Бо: портрет художника. Пенсильванская академия изящных искусств, 1974. Каталог Библиотеки Конгресса № 74-84248
  • Тапперт, Тара Ли, Сесилия Бо и искусство портретной живописи. Смитсоновский институт, 1995. ISBN 1-56098-658-1
  • Chisholm, Hugh, ed. (1911). "Бо, Сесилия". Encyclopædia Britannica. 3(11-е изд.). Cambridge University Press.
Внешние ссылки
Викискладе есть материалы, связанные с Сесилией Бо.
Викиисточник содержит текст статьи 1905 Новой международной энциклопедии о Сесилия Бо.
Последняя правка сделана 2021-05-14 13:32:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте