Кавказские немцы

редактировать
Церковь Спасителя, немецкая церковь в Баку, Азербайджан

Кавказские немцы (нем. : Kaukasiendeutsche) являются частью немецкого меньшинства в России и Советском Союзе. Они мигрировали на Кавказ в основном в первой половине XIX века и поселились на Северном Кавказе, Грузии, Азербайджане, Армения и область Карса (современная северо-восточная Турция ). В 1941 г. большинство из них подлежало депортации в Среднюю Азию и Сибирь во время Иосифа Сталина перемещения населения в Советский Союз. После смерти Сталина в 1953 году и начала хрущевской оттепели кавказским немцам разрешили вернуться, хотя немногие сделали это. Многие ассимилировались, а после 1991 года эмигрировали в Германию. Хотя сегодня община - это лишь часть того, что было когда-то, многие немецкие здания и церкви все еще сохранились, а некоторые превратились в музеи.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Происхождение
    • 1.2 Начало XIX века
    • 1.3 Поздняя имперская эпоха
    • 1.4 Советская эпоха
    • 1.5 История с 1991 года
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки

История

Истоки

Победа Российской Империи при Екатерине Великой в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. обеспечило его экспансию на Кавказ. Это также создало потребность в заселении этих земель русскими подданными, чтобы ускорить их освоение. В конце 18 века правительство разрешило семьям немцев Поволжья селиться на Кубани. Однако плохая инфраструктура, неорганизованность должностных лиц, ответственных за поселение, и отказ военнослужащих заселять эти земли инородцами, были препятствием для устойчивой и постоянной миграции немцев. В 1815 году, участвуя в Венском конгрессе, русский царь Александр I посетил Штутгарт, город на родине своей матери Королевство Вюртемберг. Став свидетелем притеснений, которым подвергались местные крестьяне либо из-за принадлежности к разным не лютеранским протестантским сектам, либо из-за их участия в сепаратистских движениях, он организовал их поселение в Русском Закавказье с целью создания сельскохозяйственных колоний.

Катариненфельд (ныне Болниси, Грузия)

Начало XIX века

21 сентября 1818 года первое немецкое поселение в Закавказье, Мариенфельд, было основано группой из <268 человек.>Швабские немцы возле столицы Грузии Тифлиса (Тбилиси ), вдоль шоссе Кахети, ныне часть Сартичала. Двумя месяцами позже другая группа колонистов основала другое поселение в Грузии на берегу реки Асурети и назвала его Элизабетталь в честь жены императора Елизаветы Алексеевны (ныне Асурети в грузинской провинции Квемо Картли. ). В течение следующего года в Восточной Грузии было основано еще пять колоний: Новый Тифлис (позднее Михайловский проспект, ныне часть проспекта Давида Агмашенебели в Тбилиси), Александерсдорф на левом берегу Куры (ныне район проспекта Акакия Церетели в Тбилиси), Петерсдорф (недалеко от Мариенфельда, ныне часть Сартичала) и Катариненфельд (ныне Болниси ). Еще три колонии были основаны в Абхазии : Нойдорф, Гнаденберг и Линдау.

К концу 1840-х годов на Северном Кавказе было пять немецких колоний. Волны миграции (особенно в Донскую область ) усилились, начиная со второй половины XIX века под влиянием капиталистического влияния на сельское хозяйство в России. Немцы будут иммигрировать не только из регионов, прилегающих к Волге, но также из Причерноморья и Германии. Большинство этих немцев придерживались различных ветвей протестантизма, чаще всего лютеранства, меннонитизма и крещения. Римские католики составляли меньшинство и жили в шести колониях.

Зимой 1818–1819 гг. 194 швабских семьи, в основном из Ройтлингена, прибыли в Элизабетполь (Гянджа ) в Восточном Закавказье от Тифлиса. Они получили землю в 6 км к западу от города и летом 1819 г. основали город Хеленендорф (Гейгель ). Еще одно немецкое поселение, город Анненфельд (позже слился с городом Шамкир ) был основан почти одновременно в 40 км от Хеленендорфа.

Балтийский немецкий исследователь Фридрих Паррот посетил Катариненфельд и Элизабеталь во время своей экспедиции на гору Арарат в 1829 году.

Немцы стали активным и хорошо интегрированным сообществом в российском Закавказье. В отличие от поселений русских религиозных меньшинств, немецкие колонии располагались «в более экономически выгодных местах, недалеко от городов или важных транспортных путей». Для административных центров Кавказа стало «типичным» наличие аграрной немецкой колонии-спутника ». Согласно Карлу Кингу, «ряды деревьев выстроились вдоль главных улиц» немецких колоний близ Тифлиса. «Школы и церкви, ведущие свои дела на немецком языке, предлагали образование и духовное наставление. Пивные сады были главным развлечением». В Восточном Закавказье немецкие колонисты были в подавляющем большинстве двуязычны на азербайджанском, в то время как русский официально преподавался в школах с конца 19 века. Долма, традиционное блюдо в Кавказ, популярный среди всех кавказских национальностей, стал у кавказских немцев столь же обычным, как и традиционные немецкие блюда.

балтийский немец натуралист и исследователь Фридрих Паррот встретил швабских поселенцев неподалеку Тифлис во время своей экспедиции на гору Арарат в 1829 году. Он перечислил их поселения и лично посетил Катариненфельд и Элизабеталь, описывая их:

Эти колонии могут быть известны как немецкие с первого взгляда по их стилю строительства, их обработка почвы, их телеги и повозки, их мебель и утварь, образ жизни, костюмы и язык. Таким образом, они сильно контрастируют с деревнями туземцев и очень выгодны им, особенно в глазах того, кто жил в течение некоторого времени, как это было в случае с нами, полностью среди последних. [...] Наконец, проехав пять часов, я заметил высоко на левом берегу реки [т.е. Храми ], симптомы немецкой колонии не следует путать: это были регулярно построенные белые дома с хорошими окнами, дверями и каменными коньками на крыше. Я радостно подъехал и обнаружил, что это была Катариненфельд. ​​

Нападение на Катериненфельд 14 августа 1826 года во время русско-персидской войны

Колонии пострадали во время русско-русской войны. Персидская война 1826–28 гг.. Многие поселения подверглись набегам курдов в 1826 году, которые, согласно Парроту, убили 30 человек из 85 семей Катариненфельд и захватили еще 130 человек. Половина из них еще не вернулась во время визита натуралиста в 1829 году. Во время посещения большого базара в Эривани (Ереван ) с Хачатуром Абовяном (армянином писатель и национальный общественный деятель), Попугай встретил «двух вюртембергских женщин с пятью детьми», которые «разговаривали друг с другом на истинном швабском диалекте ». Они были из Катариненфельда, и Попугай решил рассказать своим родственникам, вернувшимся домой, об их местонахождении. Когда Попугай посетил деревню и рассказал колонистам эту новость, он был очень хорошо принят. Две женщины, которых он встретил в Эривани, вернулись из сравнительно мягкого плена с «богатым татарским вождем», где на них оказывали давление, чтобы они обратились в ислам. Попугай предположил, что другие могли быть проданы в рабство глубже на турецкую территорию. Кроме того, он рассказал о случае, когда мужчина получил письмо от своей жены, которая вышла замуж за персидского священнослужителя в плену и поэтому позволила ему снова жениться.

Типичный фахверковый немецкий дом в Асурети, Джорджия (исторический город Элизабетталь)

Некоторые немцы добровольно двинулись дальше на юг, в Русскую Армению. Приехавших из Вюртемберга вдохновила идея встретить конец света у подножия горы Арарат. По приглашению Паррота армянский писатель Абовян учился в немецкоязычном Дерптском университете (Тарту) в современной Эстонии. Он стал германофилом и, вернувшись на Кавказ, женился на немке Эмилии Лоозе в Тифлисе. Они переехали в родную Армению Абовяна и «основали полноценный немецкий дом».

Во время своих путешествий на Кавказ во время русско-турецкой войны 1828–1829 гг. знаменитый русский поэт Александр Пушкин посетил одну из немецких колоний под Тифлисом и записал свой опыт в своем Путешествии в Арзрум. Он ужинал там, но еда и пиво его не впечатлили. «Мы пили пиво, которое там делают, с очень неприятным вкусом, и очень много заплатили за очень плохой обед», - писал он.

В 1843 году, во время своего визита в российское Закавказье, немецкий барон Август фон Хактхаузен также посетил немецкие колонии в Грузии и Тифлисской области и подробно описал их методы ведения сельского хозяйства. Он рассказал рассказ Морица фон Коцебу о неудачном религиозном паломничестве немецких колонистов в Иерусалим, которое возглавляла женщина, которая «знала всю Библию наизусть, от начала до конца» и которая «совершала своего рода магическое влияние на все вокруг ". Во время своих путешествий по Кавказу Хактхаузена сопровождал Петер Ной, швабский колонист из района Тифлиса, который обладал «замечательным знанием языков и знал дюжину европейских и азиатских языков, - немецкий, французский, русский, черкесский, татарский, турецкий, армянский, грузинский, персидский, курдский, так далее." Кроме того, он «обладал богатым даром поэтического воображения и имел неисчерпаемую сокровищницу märchen, легенд и популярных песен, собранных во всех странах, которые он посетил». Ной сопровождал Хакстхаузена, Хачатура Абовяна и дядю Абовяна Арутюн в поездке в езидскую общину Армении. Хактхаузен, Абовян и Ной также посетили центр Армянской Апостольской церкви в Эчмиадзине, и Ной сопровождал Хакстхаузена на экскурсии по территории современной Южной Осетии.

Немцы из Хеленендорфа (современный Гейгель, Азербайджан) в XIX – начале XX века

Поздняя имперская эпоха

Дополнительные немецкие колонии были основаны в Восточном Закавказье во второй половине 19 век и в начале 20 века. В Тифлисской губернии по состоянию на 1926 г. в колониях Александерсдорф (ныне часть Дидубе, Тбилиси), Александершильф (ныне Триалети проживало в общей сложности 9000 немцев.), Блюменталь (позднее Чапаевка, ныне Кавта ), Элизабетталь (ныне Асурети ), Фройденталь (ныне часть Сартичала ), Георгсталь (ныне Дзвели Канда ), Гнаденберг (ныне Дзигута ), Грюнталь (позже Ахали Ульяновка, ныне Руисболо), Хоффнунгсталь (ныне Ахалшени ), Катариненфельд, Линдау ( ныне Линдава ), Мариенфельд (ныне часть Сартичала), Марнаул (ныне часть Марнеули ), Нойдорф (ныне Ахалсопели ), Новый Тифлис (ныне часть Кукиа и Чугурети, Тбилиси), Петерсдорф (ныне часть Сартичала), Штайнфельд (ныне Котиши ), Траубенберг (ныне Тамариси ), Вальдхайм (ныне Ипнари ), и Визендорф (ныне Ахали Марабда ).

Начиная с 1880-х годов, в дополнение к Хеленендорф и Анненфельд, шесть мес. Были образованы немецкие колонии губернаторство Элизабетполь : Георгсфельд в 1888 году, Алексеевка в 1902 году, Грюнфельд и Эйхенфельд в 1906 году, Траубенфельд в 1912 году и Елисаветинка в 1914 году. Они были заселены в основном потомками немцев из двух старых колоний Хеленендорф и Анненфельд. К 1918 году, по данным немецкого консула в Константинополе, всего в этих колониях проживало 6000 немцев. Хеленендорф стал главным духовным центром немцев восьми колоний. Самая старая лютеранская церковь в современном Азербайджане, церковь Св. Иоанна, была построена в этом городе в 1857 году. Другие лютеранские церкви были построены в Гедабеке, Шамахе, Элизабетполе, Баку и Анненфельд в 1868, 1869, 1885, 1897 и 1911 годах соответственно. На церемонии закладки первого камня Немецкой церкви Спасителя в Баку присутствовали Эмануэль Нобель, брат Альфреда Нобеля, и другие представители городской элиты.

Бурно развивающаяся нефтяная промышленность Баку привлекала множество людей со всего Кавказа. К 1903 году немецкое население города выросло до 3749 (2,4% от всего населения города в то время) и состояло в основном из выходцев из первоначальных немецких колоний. Николаус фон дер Нонне, этнический немец, работавший в Баку с 1883 года, был мэром Баку с 1898 по 1902 год. Примечательно, что Рихард Зорге, знаменитый советский немец по национальности шпион Он родился в пригороде Баку в 1895 году. Его отец был немецким горным инженером, работавшим в Кавказской нефтяной компании. Зорге считается одним из лучших советских шпионов в Японии до и во время Второй мировой войны, и он был посмертно объявлен Героем Советского Союза. Город Баку посвятил ему памятник и парк.

Сбор винограда в Хеленендорфе (Гейгель ), гр. 1900

Местное азербайджанское население часто называет немсо (от русского немец - «немец»), немцы в губернии Элизабетполь традиционно занимались земледелием. Однако, начиная с 1860 года, виноградарство становилось все более важным в жизни немецких земледельческих общин. К концу 19 века, 58% винодельческой продукции региона производилось братьями Форер и Хаммель из Хеленендорфа.

В 1865 и 1883 гг. Siemens построил два медеплавильных завода в Кедабеке и гидроэлектростанцию ​​в Галаканде. В 1860-х годах он начал добычу кобальта в Дашкесане и построил две электростанции в Баку. Заводы Сименс были официально закрыты в 1914 году, когда Российская Империя вступила в Первую мировую войну, сражаясь против Германии, и царское правительство запретило все немецкие предприятия в России.

После русско- Турецкая война 1877–1878 гг., Имперская Россия аннексировала Карсский регион у Османской империи. Царское правительство начало кампанию по заселению вновь созданной Карсской области предполагаемым "надежным" населением, в том числе немцами. В 1891 году несколько немецких семей были переселены в Карс из колонии Александершильф под Тифлисом и основали деревню Петровка. Население оставалось относительно небольшим и к 1911 году составляло около 200 человек. Еще две колонии в губернии, Владикар и Эстонка, были основаны между 1911 и 1914 годами. Эти поселения просуществовали недолго. Из-за русско-османского военного противостояния в начале Первой мировой войны большинство оставшихся немецких поселенцев из Карсской области были эвакуированы в Эйхенфельд. Сам регион Карс был в конечном итоге аннексирован Турцией по договорам Москвы и Карса.

. С 1906 по 1922 год барон Курт фон Кученбах издавал немецкоязычную газету Kaukasische Post в Тифлисе. Она называла себя «единственной немецкой газетой на Кавказе». Главным редактором был писатель, журналист и ученый-кавказовед Артур Лейст.

После начала Первой мировой войны российское правительство пытается русифицировать немецкие колонии на Кавказе, создавая местные люфт. После русских революций 1917 года и образования Закавказской федерации немецкие колонисты сформировали Закавказский немецкий национальный совет (Transkaukasischer Deutscher Nationalrat) со штаб-квартирой в Тифлисе. В мае 1918 года Закавказская Федерация распалась и были образованы недолговечные республики Грузия, Азербайджан и Армения. Немецкие колонисты стремились сохранить свои общины во время переворота Гражданской войны в России на Кавказе. В недолгой Азербайджанской Демократической Республике столетие Хеленендорфа ознаменовалось публичным празднованием внутри общины. Немецкая община была также представлена ​​в парламенте республики Лоренцем Куном, бизнесменом нефтяного происхождения из Хеленендорфа.

Советское время

Взгляд на Анненфельд (в пределах современного Шамкира)., Азербайджан) ок. 1900

После победы большевиков в Гражданской войне в России и советизации Кавказа новое Советское правительство первоначально продемонстрировало благосклонное отношение к мультикультурализм в эпоху новой экономической политики (НЭП). Культурные и языковые права этнических групп поощрялись советскими властями в соответствии с политикой коренизации (национализации) советских национальностей. В 1926 году в Советском Азербайджане было семь государственных начальных школ с немецким языком обучения. Первая Всесоюзная перепись населения Советского Союза в 1926 году показала, что 93 915 кавказских немцев проживали в Северо-Кавказском регионе РСФСР. В пределах Закавказской СФСР 13 149 человек проживали в Азербайджанской ССР, 12 047 - в Грузинской ССР и 104 - в Армянской ССР. Ситуация изменилась с приходом Иосифа Сталина. Советское правительство постепенно приказало изменить все названия мест, звучащие по-немецки, к середине 1930-х годов. насильственная коллективизация сельского хозяйства в рамках первой пятилетки и последовавший голод 1932-33 очень сильно ударили по Северному Кавказу и местной немецкой общине.

После вторжения в Советский Союз со стороны нацистской Германии в июне 1941 года кавказские немцы были депортированы советскими властями в Среднюю Азию и Сибирь под предлогом того, что они были верны Германии, хотя это было не так. По словам ученого Павла Поляна, большая часть кавказских немцев (примерно 190 000 человек) была депортирована с Северного и Южного Кавказа в Казахстан и Сибирь с сентября 1941 по июнь 1942 года.

Депортированным было разрешено взять с собой очень мало багажа, почти не было еды, а затем им пришлось совершить плавание через Каспийское море в лагеря Средней Азии. Им сказали, что путешествие продлится всего несколько дней, но многие корабли курсировали туда-сюда месяцами, что привело к массовой гибели людей от голода и климатических условий, особенно среди детей, стариков и больных. На одном корабле, перевозившем депортированных, замерзло около 775 немцев. Очевидно, у морских чиновников не было четких инструкций по высадке депортированных в конкретный пункт назначения, и им было запрещено высаживать их где-либо еще. В конце концов они прибыли по железной дороге в район озера Балхаш в Казахстане. Эти мучения можно отчасти приписать смятению, вызванному войной, но также, что более важно, типичному черствому обращению с политическими заключенными со стороны сталинского режима, которому было безразлично, живы они или умирают. В следующем отчете очевидца рассказывается душераздирающая история эвакуации на корабле:

В течение двух месяцев этнических немцев с Кавказа бессмысленно таскали взад и вперед по Каспийскому морю, и все больше людей, особенно детей, умирали от голода. Их просто выбросили за борт. Туда бросили и моего четырехлетнего сына. Другой мой сын, семи лет, видел это. Он схватил меня за юбку и со слезами на глазах умолял: «Мамочка, не дай мне бросить меня в воду. Прошу вас, оставьте меня в живых, и я всегда буду с вами и буду заботиться о вас, когда вырасту '... Я всегда плачу, когда вспоминаю, что он тоже умер от голода и был брошен за борт, чего он так боялся

Единственными, кто не подлежал депортации, были немки (и их потомки), вышедшие замуж за не-немцев. Вскоре после смерти Сталина в 1953 году и прихода Никиты Хрущева к советскому руководству, запрет на возвращение большинства депортированных людей в свои дома был снят. Однако относительно немного немцев вернулось в Кавказский регион. К 1979 году как на Северном, так и на Южном Кавказе проживало всего 46 799 немцев.

История с 1991 года

Возродился интерес к кавказской немецкой общине на постсоветском пространстве. с момента распада Советского Союза в 1991 году. Перепись 2014 года зафиксировала только двух немцев, проживающих в муниципалитете Болниси. Немецкое городское кладбище было сровнено при Сталине и сегодня отмечено мемориалом в память немецких колонистов. В последнее время растет интерес к Грузии со стороны местной молодежи, чтобы узнать больше об их немецком наследии. Часто это желание тесно связано с протестантскими верованиями, поэтому Новоапостольская церковь интенсивно работает с этими молодыми людьми в рамках своих регулярных молодежных программ.

В Азербайджане оставшиеся немцы сосредоточены в столице Баку, и многие из них принадлежат к евангелическо-лютеранской общине, восстановленной и официально зарегистрированной в начале 1990-х годов. Последний немецкий житель Гейгеля (Хеленендорф) Виктор Кляйн умер в 2007 году. Сегодня в городе насчитывается более 400 зданий, строительство которых восходит к немецкому периоду. В 2015 году по завещанию Кляйна его семейный дом, построенный его дедом в 1886 году, был превращен в Музей истории кавказских немцев. В бывшей лютеранской церкви Гянджи с 1986 года размещался Гянджинский государственный театр кукол. В 2009 году нефункционирующая лютеранская церковь в Шамкире (в которую вошел Анненфельд), которая использовалась как общественный центр в советское время был отремонтирован и превращен в музей. Юнис Гаджиев, родившийся в 1928 году в семье азербайджанца и матери-немки, и его потомки считаются последней семьей немецкого происхождения, все еще проживавшей в Шамкире по состоянию на 2018 год. Немецкое население Кедабека покинуло Кедабек в 1922 году после истощения медной промышленности. Лютеранская церковь города была снесена советским правительством в 1920-х годах.

Уже небольшая по сравнению с историческими немецкими общинами соседних Грузии и Азербайджана, оставшееся немецкое население Армении сократилось после обретения страной независимости в 1991 году из-за экономические факторы. Многие немцы страны эмигрировали в Германию. В последние годы немецкая община тесно сотрудничает с Немецким образовательным и культурным центром Армении, чтобы помочь в организации немецких языковых школ и культурных мероприятий.

Последний житель немецкой колонии Эстонка (нынешнее село из Караджаорена в провинции Карс Турции), Фредерик Альбук, умер в 1999 году в своем родном селе, его пережила его жена Ольга Альбук русско-эстонского происхождения, которая умерла там в августе 2011 года. Лютеранское кладбище, на котором они были похоронены, - единственный остаток присутствия немецкой общины на северо-востоке Турции.

См. Также

Источники

Дополнительная литература

  • Voell, Stéphane (2018). «Пролог предсказанной реставрации: переговоры о наследии в бывшей немецкой деревне в Грузии». Обзор Кавказа. 6 (2): 113–129. doi : 10.1080 / 23761199.2017.1415855. S2CID 165500998.
  • M. Фридрих Шренк: Geschichte der deutschen Kolonien. В: Geschichte der deutschen Kolonien in Transkaukasien. Тифлис 1869
  • Пауль Хоффманн: Die deutschen Kolonien in Transkaukasien. Берлин 1905
  • Вернер Кремер: Grünfeld, ein deutsches Dorf im Südkaukasus. о. О., о. J.
  • Макс Бауман, Питер Беларт: Die Familie Horlacher von Umiken в Катариненфельде (Георгиен)
  • Андреас Гросс: Missionare und Kolonisten: Die Basler und die Hermannsburger Mission в Георгиен-ам-Бейспиль-дер-Колони Катариненфельд ; 1818–1870 гг. Лит, Гамбург, 1998 г., ISBN 3-8258-3728-9
  • U. Хаммель: Die Deutschen von Tiflis. В: Георгика. Bd. 20 (1997), стр 35–43
  • Иммануэль Уокер: Фатьма. Landsmannschaft der Deutschen aus Russland, Штутгарт, 1966 г. 3. Издание
  • Мамед Джафарли: Politischer Terror und Schicksale der aserbaidschanischen Deutschen. Баку, 1999

Внешние ссылки

На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с кавказскими немцами.
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:54:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте