Теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла (обычно сокращенно CHC ) - это психологическая теория о структуре человеческих когнитивных способностей. Основываясь на работе трех психологов, Рэймонда Б. Кеттелла, Джона Л. Хорна и Джона Б. Кэрролла, рассматривается теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла как важная теория в изучении человеческого интеллекта. На основе обширного исследования, охватывающего более 70 лет, теория трех слоев Кэрролла была разработана с использованием психометрического подхода, объективного измерения индивидуальных различий в способностях и применения факторного анализа, статистического метода, который раскрывает взаимосвязи между переменными и базовой структурой таких понятий, как «интеллект» (Keith Reynolds, 2010). Психометрический подход постоянно способствует разработке надежных и действенных инструментов измерения и продолжает доминировать в области исследований интеллекта (Neisser, 1996).
Теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла представляет собой интеграцию двух ранее установленных теоретических моделей интеллекта: Gf-Gc теории жидкого и кристаллизованного интеллекта. (Cattell, 1941; Horn 1965) и трехуровневая теория Кэрролла (1993), иерархическая трехуровневая модель интеллекта. Из-за существенного сходства между двумя теориями они были объединены в теорию Кеттелла – Хорна – Кэрролла (Willis, 2011, стр. 45). Однако некоторые исследователи, в том числе Джон Кэрролл, подвергли сомнению не только необходимость, но и эмпирическую основу теории.
В конце 1990-х годов модель CHC была расширена МакГрю, а затем пересмотрена с помощью Фланагана. Более поздние расширения модели подробно описаны в McGrew (2011) и Schneider and McGrew (2012). Существует довольно большое количество отчетливых индивидуальных различий в когнитивных способностях, и теория CHC утверждает, что отношения между ними можно вывести, разделив их на три группы. разные слои: слой I, «узкие» способности; слой II - «широкие возможности»; и слой III, состоящий из одной «общей способности » (или g).
Сегодня теория Кеттелла – Хорна – Кэрролла широко признана как наиболее полная и подтвержденная эмпирическим путем теория когнитивные способности, лежащие в основе значительного объема исследований и продолжающейся разработки тестов на IQ (коэффициент интеллекта) (Kaufmann, 2009. стр. 91).
Теория интеллекта Кеттелла – Хорна – Кэрролла представляет собой синтез модели Gf-Gc жидкого и кристаллизованного интеллекта Кеттелла и Хорна и трехуровневой иерархии Кэрролла (Sternberg Kauffman, 1998). Осведомленность о сходстве между способностями расширенной модели Кэттела и Хорна Gf-Gc и способностями Кэрролла Broad Stratum II было подчеркнуто на встрече в 1985 году, посвященной пересмотру Психо-образовательной батареи Вудкока-Джонсона (Woodcock Johnson, 1989). На этой встрече Хорн представил теорию Gf-Gc нескольким видным фигурам в области тестирования интеллекта, включая Джона Б. Кэрролла (McGrew, 2005). Кэрролл уже был активным сторонником теории Кэттелла-Хорна, заявив в 1993 году, что модель Gf-Gc «кажется, предлагает наиболее обоснованный и разумный подход к приемлемой теории структуры когнитивных способностей» (Carroll, 1993, стр.62). Эта случайная встреча стала отправной точкой для объединения двух теорий. Интеграция двух теорий произошла через серию событий, которые произошли за два десятилетия. Хотя есть много сходства между этими двумя моделями, Horn последовательно и упорно возражал против одной общей способности г фактора (Макгрит, 2005, стр. 174). Чарльз Спирмен впервые предположил существование g-фактора (также известного как общий интеллект) в начале 20 века после обнаружения значительной положительной корреляции между оценками детей по, казалось бы, не связанным академическим предметам (Spearman, 1904). В отличие от Хорна, Кэрролл утверждал, что доказательств единственной «общей» способности было неоспоримо, и настаивал на том, что g имеет важное значение для теории человеческого интеллекта.
Раймонд Б. Кеттелл (20 марта 1905 - 2 февраля 1998) был первым, кто предложил различие между «текучим интеллектом» (Gf) и «кристаллизованным интеллектом» (Gc). Факторы Чарльза Спирмена считаются приквелом к этой идее (Spearman, 1927), наряду с теорией Терстона о первичных умственных способностях. К 1991 году Джон Хорн, ученик Кеттелла, расширил модель Gf-Gc, включив в нее 8 или 9 широких возможностей.
Гибкий интеллект относится к количественному мышлению, способности к обработке, адаптации к новым условиям и новому решению проблем.. Кристаллизованный интеллект (Gc) относится к накоплению знаний (общих, процедурных и декларативных). Задачи Gc включают решение проблем с использованием знакомых материалов и тесты на общие знания и лексику с учетом культуры. Gf и Gc являются факторами g (общий интеллект). Хотя и отчетливо, но взаимодействие существует, поскольку подвижный интеллект является определяющим фактором скорости, с которой накапливается кристаллизованное знание (Cattell, 1963). Известно, что кристаллизованный интеллект увеличивается с возрастом, поскольку мы накапливаем знания на протяжении всей жизни. Способность к обработке жидкости достигает пика в позднем подростковом возрасте, а затем неуклонно снижается. В недавних исследованиях была изучена идея о том, что тренировка задач на рабочую память может привести к улучшению подвижного интеллекта. (Jaeggi, 2008). Эта идея не выдержала дальнейшего изучения (Melby-Lervåg, Redick, Hulme, 2016).
Американский психолог Джон Б. Кэрролл (5 июня 1916 - 1 июля 2003) внес значительный вклад в психологию, психометрию и лингвистику образования. В 1993 году Кэрролл опубликовал Когнитивные способности человека: обзор факторно-аналитических исследований, в котором представил «Теорию когнитивных способностей: теория трех слоев». Кэрролл повторно проанализировал наборы данных из 461 классического факторного аналитического исследования человеческого познания, разделив результаты на 800 страниц, что обеспечило прочную основу для будущих исследований человеческого интеллекта (Carroll, 1993, p. 78-91).
Теория трех слоев Кэрролла представила три уровня познания: узкие способности (слой I), широкие способности (слой II) и общие способности (слой III).
К широким возможностям относятся:
Десятая способность, Решение / Время / Скорость (Gt), считается частью теории, но в настоящее время не оценивается ни одним основным тестом интеллектуальных способностей, хотя ее можно оценить с помощью дополнительных мер, таких как непрерывный тест производительности.
МакГрю предлагает ряд расширений теории CHC, включая предметно-ориентированные знания (Gkn), психомоторные способности (Gp) и психомоторные скорость (Gps). Кроме того, предлагаются дополнительные сенсорные способности обработки, в том числе тактильные (Gh), кинестетические (Gk) и обонятельные (Go).
Узкие способности:
Количественное знание | Чтение запись | Понимание-Знание | Плавное мышление | Кратковременная память | Долгосрочное хранение и поиск | Визуальная обработка | Слуховая обработка | Скорость обработки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Математические знания | Расшифровка чтения | Общая вербальная информация | Индуктивное мышление | Объем памяти | Ассоциативная память | Визуализация | Фонетическое кодирование | Скорость восприятия |
Математические достижения | Понимание прочитанного | Развитие речи | Общее последовательное рассуждение (Дедуктивное рассуждение) | Объем рабочей памяти | Значимая память | Ускоренное вращение | Звук речи дискриминация | Скорость прохождения теста |
Скорость чтения | Лексические знания | Рассуждения Пиаже | Воспоминания со свободным воспроизведением | Скорость закрытия | Устойчивость к искажению слуховых стимулов | Числовые возможности | ||
Правописание | Слух Способность | Количественное мышление | Беглость мышления | Гибкость закрытия | Память на звуковые шаблоны | Скорость чтения / беглость | ||
Использование английского языка | Коммуникационные способности | Скорость мышления | Ассоциативная беглость | Зрительная память | Сохранение и оценка ритмов | Скорость / беглость письма | ||
Письменные способности | Грамматическая чувствительность | Свободное владение языком | Пространственное сканирование | Музыкальное различение и суждение | ||||
Скорость письма | Устная речь и беглость | Оригинальность | Последовательная интеграция восприятия | Абсолютный слух | ||||
Замыкание | Способность к иностранному языку | Возможность присвоения имен | Оценка длины | Локализация звука | ||||
Свободное владение словами | Восприятие иллюзий | Темп. оральное слежение | ||||||
беглость образа | чередование восприятия | |||||||
гибкость образа | образ | |||||||
способность к обучению |
Многие тесты когнитивных способностей были классифицированы с использованием модели CHC и описаны в The Intelligence Test Desk Reference (ITDR) (McGrew Flanagan, 1998). Теория CHC особенно важна для школьных психологов при психообразовательной оценке. 5 из 7 основных тестов интеллекта были изменены, чтобы включить теорию CHC в качестве основы для определения и реализации когнитивных способностей / процессов. Поскольку даже все современные инструменты интеллектуального тестирования не могут эффективно измерить все 10 широких возможностей слоя, был разработан альтернативный метод когнитивной оценки и интерпретации, названный Cross Battery Assessment (XBA; Flanagan, Ortiz, Alfonso, Dynda, 2008).. Однако правдивость этого подхода к оценке и интерпретации подвергалась критике в исследовательской литературе как статистически несовершенная.
В соответствии с развивающейся природой теории теория Кеттелла-Хорна -Фреймворк Кэрролла остается «открытой эмпирической теорией, в соответствии с которой будущие тесты еще неизмеренных или неизвестных способностей могут привести к дополнительным факторам на одном или нескольких уровнях иерархии Кэрролла». До сих пор ведутся споры по поводу широких (слой II) способностей и узких (слой I) способностей, и они остаются открытыми для уточнения.
МакКаллум (2003, стр. 113–115) подчеркнул необходимость признают ограничения искусственных измерительных инструментов, построенных на математических моделях: «Проще говоря, наши модели неправдоподобны, если воспринимать их как точное или буквальное представление явлений реального мира. Они не могут уловить сложность реального мира, который они якобы представляют. они могут дать приближение к реальному миру, имеющее существенное значение и некоторую полезность ".