Кэтрин Анахид «Кэти» Бербериан (4 июля 1925 г. - 6 марта 1983 г.) был американским меццо-сопрано и композитором из Италии. Она интерпретировала современную авангардную музыку, написанную, среди прочего, Лучано Берио, Бруно Мадерной, Джоном Кейджем, Анри Пуссером, Сильвано Буссотти, Дариус Мийо, Роман Хаубеншток-Рамати и Игорь Стравинский. Она также интерпретировала произведения Клаудио Монтеверди, Эйтора Вилья-Лобоса, Курта Вейля, Филиппа Цу Эйленбурга, аранжировки песен The Beatles, а также народные песни разных стран и культур. Как композитор, она написала «Стрипсодию» (1966), в которой она использует свою вокальную технику, используя звуки из комиксов (звукоподражания ), а также композицию «Морсикат (h) y» (1969). для клавиатуры (только правой рукой) на основе кода Морзе.
Кэти Бербериан родилась в Аттлборо, штат Массачусетс армянским родителям, Ервану и Луизе Берберян. Старшая из двух детей, она провела первые 12 лет своей жизни в Аттлборо, затем семья переехала в Нью-Йорк в 1937 году, где она закончила школу Манхэттен Джулии Ричман. Школа для девочек. С раннего возраста она проявляла интерес к армянской народной музыке и танцам, а также к традиционной опере. Еще учась в средней школе, она была директором и солисткой Армянского фольклорного ансамбля в Нью-Йорке. Какое-то время она была студенткой Нью-Йоркского университета, но уехала на вечерние уроки театра и музыки в Колумбийском университете, работая днем, чтобы поддержать учебу. В 1948 году она продолжала изучать музыку в Париже у Марии Фройнд, а в 1949 году она поехала в Милан, чтобы учиться пению в Миланской консерватории у Джорджины дель Виго. В 1950 году она получила стипендию Фулбрайта , чтобы продолжить там обучение. Хотя в начале 1950-х она участвовала в нескольких студенческих постановках, радиопередачах и неформальных концертах, она официально дебютировала в 1957 году на Incontri Musicali, фестивале современной музыки в Неаполе. В следующем году ее исполнение «Арии» Джона Кейджа с Fontana Mix на мировой премьере сделало ее одним из основных представителей современной вокальной музыки. Ее американский дебют состоялся в 1960 году на Музыкальном фестивале в Тэнглвуде, где она исполнила премьеру Circles итальянского композитора Лучано Берио.
. С 1950 по 1964 год Бербериан была замужем за Лучано Берио. с которым она познакомилась, когда они были студентами Миланской консерватории. У них была одна дочь, Кристина Берио, родившаяся в 1953 году. Бербериан стала музой и сотрудницей Берио как во время их брака, так и после него. Он написал для нее Thema (Omaggio a Joyce) (1958), Circles (1960), Visage (1961), Folk Songs (1964–73), Sequenza III (1965).) и Сольный концерт I (для Кэти) (1972).
В 1967 году Бербериан сделал художественный обход, выпустив альбом из 12 треков (записанный в Париже), который полностью состоял из причудливых кавер-версий в стиле барокко песен группы The Beatles под названием Битлз Арии. Инструментальная поддержка была оценена для классического струнного квартета или духового квинтета плюс клавесин или орган. Большинство треков были аранжированы Гаем Бойером, и в большинстве песен он играл на клавесине. Оригинальная обложка альбома была написана Джеральдом Скарфом. Альбом был переиздан на компакт-диске в 2005 году с бонус-треками, включая интервью на французском радио в 1975 году, и три концертных трека с берберскими исполнителями песен из альбома, записанными на французских музыкальных фестивалях в начале 1980-х, в сопровождении итальянского композитора-музыканта Бруно Канино и аранжировки известного голландского композитора Луи Андриссена.
Сильвано Буссотти, Джон Кейдж, Ганс Вернер Хенце, Уильям Уолтон, Игорь Стравинский и Энтони Берджесс также сочинили произведения для ее голоса. Хотя Бербериан проживала в Милане со времени учебы там, она преподавала как в Ванкуверском университете, так и в Rheinische Musikschule в Кельне в течение 1970-х годов. После ее смерти Берио сочинил Requies: в память о Кэти Бербериан, премьера которой состоялась 26 марта 1984 года в Лозанне.
Она упоминается в Steely Dan песне Your Gold Teeth »из альбома 1973 года Countdown to Ecstasy :
Берберианец также был переводчиком. С помощью Умберто Эко она перевела на итальянский язык произведения Жюля Фейффера и, вместе с другими итальянскими переводчиками, произведения Вуди Аллена. Эко и Бербериан работали вместе и над другими проектами, и он назвал ее великолепием. Это прозвище с другим написанием, выбранным самой Берберианкой: magnifiCathy, позже стало названием одного из ее самых известных альбомов.
Бербериан умер от сердечного приступа. Бербериан должен был появиться 7 марта 1983 года в передаче RAI итальянского телевидения в Риме. Она планировала исполнить итальянскую версию The Internationale, гимна международного социализма. 6 марта она покинула свою квартиру в Милане вместе с Луиджи Манка, который много лет помогал ей в повседневной жизни и был ее вторым мужем. Прилетев в аэропорт Рима, пара сразу направилась в ресторан, принадлежащий другу Берберианца. После этого в такси, которое везло их в отель Mondial, Бербериан заболел. Как только они добрались до номеров в отеле, был вызван врач, но она умерла до его приезда.
Ее тело было кремировано в Риме, а урна с ее прахом была доставлена в Милан, где 13 марта состоялась церемония в армянской церкви на улице Виа Джоммелли. Прах был разделен между братом берберианца Эрвантом и ее дочерью Кристиной, которая позже развеяла их на территории перед городом Онеглия вместе с розовыми орхидеями, любимым цветком берберов.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Кэти Бербериан |