Кэтрин Крэнстон (27 Май 1849 - 18 апреля 1934), широко известная как Кейт Крэнстон или мисс Крэнстон, была ведущей фигурой в развитии чайных комнат. Сегодня ее в основном помнят как главного покровителя Чарльза Ренни Макинтоша и Маргарет Макдональд в Глазго, Шотландия. Название «Чайные комнаты мисс Крэнстон» живет в воспоминаниях о Глазго в его лучшие времена.
Ее отец, Джордж Крэнстон, был пекарем и кондитером, и в 1849 году, в год ее рождения, он стал владельцем Железнодорожный вокзал Эдинбурга и Глазго Чоп-хаус и коммерческие помещения в доме № 39 Джордж-сквер в центре Глазго. Отель был переименован в Royal Horse, а затем снова переименован в мае 1852 года в Cranston's Hotel and Dining Rooms, предлагая:
Ее немного старший брат Стюарт (1848–1921) стала торговцем чаем и, согласно Глазго в 1901 году, была «пионером бизнеса» там, где «чистые и простые чайные магазины», у которых к 1901 году было три таких чайных, предлагающих не более существенной еды, чем бутерброд.
Как и другие города Соединенного Королевства, Глазго был тогда центром движения за воздержание, которое искало альтернативу ориентированным на мужчин пабам. Раньше чай был роскошью для богатых, но с 1830-х гг. продвигалась как альтернатива алкогольным напиткам, и было открыто много новых кафе и кофеен, ориентированных больше на обычных людей. Однако только в 1880-х годах чайные комнаты и чайные магазины стали популярными и модными.
В 1878 году мисс Кейт Крэнстон открыла свою первую чайную комнату., зал для завтраков «Корона», на Аргайл-стрит, Глазго. Она установила высокие стандарты обслуживания, качества еды и чистоты, и ее новаторство заключалось в том, чтобы увидеть социальную потребность в чем-то большем, чем ресторан или простой «чайный магазин», и в том, чтобы уделять одинаковое внимание предоставлению удобств, разработанных в новейшем стиле. Ее первая чайная была оформлена в современном баронском стиле. 16 сентября 1886 года она открыла чайную на Ингрэм-стрит, а в 1888 году поручила Джорджу Уолтону украсить новую курительную комнату в стиле декоративно-прикладного искусства в одной из своих чайных комнат
.В 1892 году она стала счастливой замужем за Джоном Кокрейном, но продолжала торговать под названием «Чайные мисс Крэнстон». Она открыла новые чайные на Бьюкенен-стрит в 1897 году (по проекту Джорджа Вашингтона Брауна ), расширилась и к 1898 году заняла все здание на Аргайл-стрит (по проекту), а затем завершила свою сеть из четырех заведений с помощью Willow Tearooms (автор Charles Rennie Mackintosh ) на Sauchiehall Street, открытый в 1903 году.
В то время как другие города предлагали очень дорогие и очень простые чайные комнаты К 1901 году Кейт Крэнстон установила в Глазго стандарт для более гостеприимных заведений. Комнаты были предназначены только для женщин и только для мужчин, также как и комнаты для обедов, где они могли обедать вместе, а также комнаты для курения и бильярдные для джентльменов. Чайные мисс Крэнстон стали общественными центрами для всех, для деловых людей и учеников, для дам и горничных. Дамские комнаты пользовались особым успехом, поскольку позволили респектабельным женщинам выходить и встречаться вместе без мужской компании. В отличие от кафе или чайных в других городах, здесь не было навязчивого надзора, и у тех, кто пил чай, был под рукой ассортимент булочки и пирожные с осторожным уведомлением, напоминающим новичкам, что они должны запомнить выпитое количество. В «бухгалтерии» Глазго в 1901 году сообщил: «Каждый указывает сумму своей задолженности и получает на нее чек от служанки. Это, вместе с соответствующей монетой или монетами, подается в кассу, и так далее.
В то время город был центром художественных новшеств, а чайные служили художественными галереями для картин «Glasgow Boys ».. Архитектор сэр Эдвин Лютьенс посетил чайную на Бьюкенен-стрит в 1898 году, обнаружив, что она «немного превзошла», и написал оттуда своей жене, что «мисс Крэнстон теперь миссис Кокрейн, смуглая, толстая маленькая девочка. тело с черными сверкающими светящимися глазами, носит шляпку, украшенную розами, и заработал состояние, поставляя дешевые чистые товары в окрестностях, предложенные Школой Нового Искусства в Глазго. "
Чайные комнаты открылись по всему городу и в в конце 1880-х годов прекрасные отели в других частях Британии и Америки начали предлагать чай в чайных комнатах и чайных двориках. Глазго в 1901 году сообщил, что «Глазго, по правде говоря, очень Токио для чайных комнат. Нигде не может быть столько всего за такую небольшую сумму, и нигде такие места не являются более популярными и посещаемыми». и что «не акцент людей, ни раскрашенные дома, ни отсутствие хайлендских полицейских заставляют человека из Глазго в Лондоне чувствовать, что он находится в чужом городе и далеко от дома. Это более простой вопрос. Это отсутствие чайных ". Первоначальное здание чайной на Сошихолл-стрит в настоящее время реставрируется, и его открытие запланировано на 2018 год. Планируется, что прилегающее здание станет центром для посетителей Макинтоша. Бренд Willow Tearooms был отделен от здания и теперь находится в частном владении в универмаге, расположенном дальше по улице и на Бьюкенен-стрит, рядом с первоначальным помещением мисс Крэнстон. В обеих локациях воссоздана мебель и элементы интерьера Mackintosh.
Джордж Уолтон основал компанию George Walton Co, Ecclesiastical and House Decorators на основе его поручения 1888 года от Кейт Крэнстон, и в 1896 году она получила заказ на разработку интерьеров новых чайных комнат, спроектированных и построенных Джорджем Вашингтоном Брауном из Эдинбурга, по адресу 91–93 Buchanan Street, который открылся в следующем году. В этом ему помогал Чарльз Ренни Макинтош, который создал настенные фрески в виде трафаретов фризов, изображающих противоположные пары удлиненных женских фигур. в окружении роз для женской чайной, столовой и галереи для курящих.
Кейт Крэнстон расширила свою первую чайную, заняв все здание на улице Аргайл, 114, и поручила Уолтону разработать новый, более современный интерьер, который открылся в 1898 году. Работы Уолтона включали камины, настенные росписи по трафарету и витражи для двери. В зале для завтраков фрески и дверные панели были украшены розами. Мебель была спроектирована Макинтошем, впервые представив его характерные стулья с высокой спинкой.
В 1900 году Кейт Крэнстон дала Макинтошу возможность перепланировать всю комнату в чайной на Ингрэм-стрит. Он только недавно женился на художнице Маргарет Макдональд, и вместе они создали Белую столовую, в которую входил коридор, выходящий на улицу и разделенный деревянной перегородкой с панелями из свинцового стекла, давая входящим возможность заглянуть в саму комнату. Его слава росла, и в 1902 году Студия написала о «мисс Крэнстон, чьи чайные комнаты, спроектированные мистером Макинтошем, считаются некоторыми паломниками в Глазго одной из достопримечательностей города.. "
Затем Кейт Крэнстон снова отдала Макинтошу главную комиссию за целое здание на Сошихолл-стрит. в сотрудничестве со своей женой Маргарет Макдональд над дизайном интерьеров. За поразительно простым новым фасадом это здание имело три связанных между собой основных чайных на первом этаже и в галерее второго этажа, со ступенями от них, ведущими на следующий полуэтаж к знаменитому «Room de Luxe», простирающемуся на ширину здания выше. главный вход и передняя чайная.
В юмористическом обзоре новой чайной для Glasgow Evening News под названием Erchie in an Art Tea Room Нил Манро описал «Room de Looks»:
В 1905 году Dekorative Kunst опубликовал специальный выпуск о Willow Tea Rooms, написанный Германом Мутезиусом, который сообщил, что« Сегодня любой посетитель Глазго может отдохнуть душой и телом. «Чайные комнаты мисс Крэнстон» и за несколько пенсов выпейте чай, позавтракайте и мечтайте, что он в сказочной стране ».
Хотя Ива Чайные завершили ее цепочку и остаются самой известной из ее чайных комнат, Кейт Крэнстон реализовала еще несколько проектов, а Макинтош разработал все более инновационный дизайн. В 1904 году она поручила ему выполнить косметический ремонт и дизайн новой мебели для особняка Хаусхилла около Нитсхилла, который был домом для нее самой и ее мужа Джона Кокрейна.
Макинтош выполнил эту работу. дальнейшая работа над чайной на Аргайл-стрит в 1906 году, чтобы спроектировать переоборудование подвала в голландскую кухню. Он провел дальнейшую реконструкцию комнат в чайных на Ингрэм-стрит, создав в 1911 году Обительскую комнату и Китайскую комнату. Последняя представляет собой экзотическую фантазию с ярко-синими деревянными перегородками, включающими кассовый киоск, продуманными дверными перемычками и темно-синей мебелью. все в версии восточного стиля Макинтоша.
В том же году Кейт Крэнстон предоставила временные "выставочные кафе" на Шотландской международной выставке, очевидно, созданными и спроектированными Чарльзом Ренни Макинтошем, хотя сейчас о нем ничего не известно схема для этого. Карточка меню, разработанная Маргарет Макдональд Макинтош, показывает название чайных, Белая кокарда, но не имеет визуальной связи с этой ссылкой на якобитизм. Он дает кредит на поставку пирожных для пекарни Miss Cranstons, 292 St Vincent St., Глазго.
В 1916 году Кейт открыла Cranston's Cinema De Luxe в развлекательном комплексе, спроектированном для нее архитектором. Джеймс Миллер, занимающий третий этаж шестиэтажного здания на Ренфилд-стрит, Глазго.
В 1917 году Макинтош выполнил свой последний заказ для Кейт Крэнстон, и действительно, один из последних архитектурных проектов. работы, которые должны были быть построены, с проектом расширения чайных комнат Willow в подвал здания по соседству, чтобы создать The Dug Out в стиле, который предвосхищал Art Deco.
Кейт Крэнстон была очень огорчена, когда ее муж умерла в 1917 году. Она продала свои чайные и другие предприятия и ушла из общественной жизни. У нее не было детей, и, когда она умерла в 1934 году, по ее завещанию две трети ее состояния оставалось бедным Глазго.
Даже хотя Кейт Крэнстон продала свои чайные комнаты, название «Чайные мисс Крэнстон» долгое время оставалось синонимом качества и воспоминаний о расцвете Глазго на рубеже веков. К 1938 году чайные комнаты в 43 Argyll Arcade, 28 Buchanan Street, Renfield Street и Queen Street находились в ведении Cranston's Tea Rooms Ltd. Они были ликвидированы в 1954 году, и их помещения были проданы для других целей.
Чайные дома Willow были переименованы, а затем в 1928 году они были проданы универмагу Дейли, который включил их в свой магазин, сохранив Room de Luxe в качестве чайной комнаты универмага.
Чайные комнаты мисс Крэнстон на Ингрэм-стрит. с 1930 года они продолжали использоваться в качестве объектов общественного питания для Cooper's Co., затем в 1950 году помещения перешли в собственность городского совета Глазго и использовались для хранения и сувенирной лавки. В 1971 году мебель была перенесена на склад, когда здание было снесено, и теперь это единственный сохранившийся оригинальный интерьер чайной Макинтоша. Право собственности было передано музеям Глазго в 1978 году, а после дальнейшего периода хранения в 1993 году начались восстановительные работы. Три года спустя была выставлена женская комната для обедов, а Китайская комната и монастырская комната с тех пор были отреставрированы. На веб-сайте музеев Глазго сообщается, что они «в настоящее время оценивают, что потребуется для исследования и сохранения интерьеров чайных комнат Чарльза Ренни Макинтоша в чайных комнатах на Ингрэм-стрит для будущего публичного показа». и в настоящее время существуют перспективные планы по установке хотя бы некоторых интерьеров в новом музее Виктории и Альберта в Данди. Было решено сохранить и отреставрировать Дубовую комнату, спроектированную Чарльзом Ренни Макинтошем для Музея дизайна Виктории и Альберта в Данди. Небольшой документальный фильм о консервации Дубовой комнаты был также заказан музеем Виктории и Альберта.
Хотя репутация Макинтоша была омрачена к 1920-м годам, позже он был признан пионером современной архитектуры, особенно в плане внешнего вида Willow Tea Rooms. В 1960-х годах возрождение интереса к ар-нуво принесло ему международную известность, а мебель и дизайн, которые он и его жена создали для Кейт Крэнстон, теперь чрезвычайно ценны.
Когда Дейли закрылся, магазин Чайные Willow Tea Room были восстановлены до их первоначального вида. Кейтеринг вновь открылся в Room de Luxe, позже расширившись до воссозданной Чайной галереи, и был настолько успешным, что бизнес открыл новую чайную на первом этаже здания на Бьюкенен-стрит, недалеко от оригинальных чайных комнат Buchanan Street и Ingram Street. с репликами Белой столовой и Китайской комнаты из чайной на Ингрэм-стрит. Что сбивает с толку, он торгуется под названием The Willow Tea Rooms, поскольку теперь оно кажется более знакомым посетителям, чем имя мисс Крэнстон.
![]() | Викискладе есть материалы, связанные с Кэтрин Крэнстон. |
Однако, Эти новые чайные привлекли новое внимание к вкладу, который покровительство Кейт внесло в работу Макинтоша, и о ее влиянии на общественную жизнь Глазго до сих пор вспоминают в популярных книгах, таких как «Чай у мисс Крэнстон».
Непрекращающийся интерес к Мисс Крэнстон также отражена в ценах на товары, связанные с ее чайными; например, 940 фунтов стерлингов за шесть столовых приборов с клеймом мисс Крэнстон.
В октябре 2018 было объявлено, что Крэнстон будет изображен на дизайне банкноты Королевского банка Шотландии 20 фунтов стерлингов, которая будет распространенный в 2020 году, первая женщина, кроме королевы Елизаветы II, которая будет изображена на банкноте этого достоинства в этой стране (изображения Нан Шеперд были 5 фунтов стерлингов Мэри Сомервилль и Мэри Слессор на 10 фунтов стерлингов и Элси Инглис на 50 фунтов стерлингов в прошлом, тогда как банкноты, выпущенные английскими банками, уже имели избранные Элизабет Фрай, Флоренс Найтингейл и Джейн Остин ).