Соборное стекло - это коммерческое название, данное монохроматическому листовому стеклу. Оно тонкое по сравнению со стеклом, может быть цветным и текстурированным с одной стороны.
Название происходит от того факта, что окна из цветного стекла были характерной чертой средневековых европейских соборов с 10 века.
Термин "соборное стекло" иногда ошибочно применяется к окнам соборов как альтернатива термину "витражи". Витражи - это материал и художественная форма изготовления цветных окон с изысканным или живописным дизайном.
Отливали очень раннее архитектурное стекло, подобное тому, которое иногда находят при раскопках римских бань. Расплавленное стекло выливали в форму из дерева или камня, чтобы сделать лист стекла. Текстура материала формы будет передана стеклу.
К моменту изготовления витражей трубка для выдувания стекла была обычным явлением, поэтому выдувные листы вручную (или выдувные) изготавливались из цилиндрического стекла и / или метод коронного стекла.
Литье вернулось как обычная техника, когда его начали производить в середине 1830-х годов, когда стали популярными стеклянные украшения (также используемые для архитектурного стекла). Прокатное стекло не такое богатое и полупрозрачное, как выдувное вручную стекло, но оно намного дешевле и изготавливается различных цветов и текстур, что делает его полезным декоративным материалом.
Трафаретное соборное стекло в витражном окне из часовниЭтот вид катаного стекла получают, выливая расплавленное стекло на металлический или графитовый стол и сразу же скатывая его в лист с использованием большого металлического цилиндра, похожего на раскатку корочки пирога. Прокатку можно производить вручную или машиной. Стекло может быть «дважды прокатано», что означает, что его пропускают через два цилиндра одновременно, чтобы получить стекло определенной толщины (примерно 3/16 дюйма). Стекло, изготовленное таким образом, никогда не бывает полностью прозрачным, но оно не обязательно имеет большую текстуру.. Его можно толкать и тянуть в расплавленном состоянии для достижения определенных эффектов. Для получения более отчетливой текстуры на металлический цилиндр нанесен узор, который вдавливается в расплавленное стекло, когда оно проходит через ролики. Затем стекло отжигается.
Прокатное стекло было впервые коммерчески произведено примерно в 1830-х годах и широко используется сегодня. Его часто называют кафедральным стеклом, но это не имеет ничего общего со средневековыми соборами, где стекло выдували вручную.
Соборное стекло поставляется в очень большом разнообразии цветов и текстур поверхности, включая чеканные, волнистые, потрепанные и морские текстуры. Он производится в США, Англии, Германии и Китае.
Соборное стекло широко использовалось в церквях (часто для непрофессиональных ial windows) и для декоративного стекла в жилых и коммерческих зданиях, как свинцовых, так и незакрепленных, часто в сочетании с тянутым листовым стеклом, а иногда и с декоративными секциями скошенного стекла. Он пропускает свет, уменьшая видимость, и является недорогим, но полезным и декоративным материалом. Несмотря на то, что оно не обладает богатством и универсальностью выдувного стекла вручную, оно успешно использовалось для создания современных витражей, в которых текстура стекла обрабатывается с цветом как важный элемент дизайна.
Внутренний свинцовый светильник XIX века с соборным стеклом и глазами быка
Церковное окно в бледных тонах, типичных для начала 20-го века, Чехословакия