Катена (библейский комментарий)

редактировать
Библейский текст, окруженный катеной, в Минускул 556

A катена (от латинского catena, цепь) - это форма библейского комментария, стих за стихом, полностью состоящего из отрывков из более раннего B Иблейные комментаторы, каждый из которых вводился с именем автора и с такими незначительными изменениями слов, чтобы позволить целому сформировать непрерывный комментарий.

Тексты в основном составлены из основных авторов, но они часто содержат фрагменты определенных святоотеческих писаний, которые в противном случае утрачены. Фаульхабер утверждал, что половина всех комментариев к Священным Писаниям, составленных отцами церкви, теперь сохранилась только в этой форме.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Печатные издания
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
История

Самая ранняя греческая катена приписывается Прокопию из Газы в первой половине шестого века. Между седьмым и десятым веками и являются составителями катен различных книг Священного Писания. К концу XI века Никита Гераклийский производит большое количество катен. Однако и до, и после этого создатели катен были многочисленны на греческом Востоке, в основном анонимные, и не предлагали никаких других указаний на свою личность, кроме рукописей их отрывков. Подобные компиляции были также сделаны в сирийской и коптской церквях.

На Западе Примасий из Adrumentum в бывшей римской провинции Африки в шестом веке составил первую катену латинских комментаторов. Ему подражали Рабан Мавр (ум. 865), Пасхазий Радберт и Валафрид Страбон, позже Ремигиус Осерский (ум. 900) и Ланфранком Кентерберийским (ум. 1089). Западным катенам придали меньшее значение. Самым известным из средневековых латинских сборников такого рода является сборник Фомы Аквинского, широко известный как Catena aurea (Золотая цепь) и содержащий отрывки из примерно восьмидесяти греческих и латинских комментаторов Евангелий. Томас составил части своей Catena aurea, посвященные Евангелию от Марка, Луки и Иоанна, одновременно руководя римским студиумом Доминиканского ордена в монастыре Санта-Сабина, предшественника Папский университет св. Фомы Аквинского, Ангеликум.

Подобные собрания греческих святоотеческих высказываний были созданы в догматических целях. Они использовались на Халкидонском соборе в 451 году, на Пятом Генеральном соборе в 553 году, а также по поводу иконоборчества на Седьмом Генеральном соборе в 787; и у греков такие компиляции, как экзегетические катены, не прекращались вплоть до позднего средневековья. Самым древним из этих догматических сборников, относящимся ко второй половине седьмого века, является «Antiquorum Patrum doctrina de Verbi incarnatione».

Наконец, в ответ на гомилетические и практические нужды, появились предшествующие десятый век, ряд собраний моральных суждений и параенетических фрагментов, частично из Священного Писания, а частично из наиболее известных церковных писателей; иногда один писатель (например, Григорий Назианзин, Василий Великий, особенно Иоанн Златоуст, которого все создатели катен свободно грабят). Таких собраний не так много, как библейских или даже догматических катен. Кажется, все они зависят от древнего христианского «Флорилегиума» шестого века, который в трех книгах рассматривал Бога, человека, добродетели и пороки и был известен как τα ιερά (Священные Вещи). Вскоре его материал был переделан в строгом алфавитном порядке; взял название τα ιερά parállela, «Sacra Parallela» (потому что в третьей книге добродетель и порок регулярно противопоставлялись друг другу); и широко приписывался Иоанну Дамаскину, авторитет которого защищался (против Луфса, Вендланда и Кона) в вышеупомянутом «Fragmente vornikänischer Kirchenväter» (Лейпциг, 1899), хотя дамаскин, вероятно, основывал свою работу на «Capita theologica» Максима Исповедника. Текст этих древних сборников часто находится в сомнительном состоянии, и авторы большинства из них неизвестны; одна из основных трудностей в их использовании - это неуверенность в правильности названий, которым приписываются отрывки. Небрежность переписчиков, использование «сигла », сокращения имен собственных и частота транскрипции, естественно, привели к большой путанице.

Печатные издания

С пятнадцатого по девятнадцатый век публиковались различные катены. Однако современных изданий не существует, и при их редактировании возникают серьезные текстовые проблемы.

Среди редакторов греческих катен был иезуит Бальтазар Кордье, опубликовавший (1628–1647 гг.) Сборники греческих святоотеческих комментариев на святого Иоанна и Луки и вместе с его конфрера, на Св. Матфея; последний ученый также редактировал (1673) аналогичные сборники святоотеческих отрывков о Св. Марке и Иове. За объемными catenae, известными как Biblia Magna (Париж, 1643 г.) и Biblia Maxima (Париж, 1660 г.), под редакцией, последовали девять томов Critici Sacri, sive Clarissimorum virorum annotationes atque tractatus in biblia, содержащих подборки не только католиков, но и протестантских комментаторов.

Важным собранием греческих катен Нового Завета является собрание Дж. А. Крамер (Оксфорд, 1838–1844 гг.), На сайте archive.org. См. Также двадцать восемь томов комментария Migne в его «Scripturae sacrae cursus completetus» (Париж, 1840–1845).

Для византийских сборников этических предложений и пословиц (Stobaeus Maximus Confessor, Antonius Melissa, Macarius,) частично христианскими, а частично из языческих источников см. Krumbacher, pp. 600–4, также Elter, E. (1893), De Gnomologiorum Graecorum Historii atque origine, Bonn.

Notes
Ссылки
Атрибуция
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Shahan, Thomas J. (1913). «Катенæ ». В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. В статье цитируются:
    • Эрхардт (1897), Крумбахер (ред.), Geschichte der byzantinischen Literatur (на немецком языке) (2-е изд.), Мюнхен, стр. 106–18 Указания к библиографии и рукописи.
    • Иттиг (1707 г.), De Catenis et bibliothecis (на латыни), Лейпциг
    • Bibliotheca Graeca (на латыни), VIII, pp. 639–700
    • Весьма полный список катен приведен в Harnack, Adolf (1893), Geschichte der altchristlichen Literatur (на немецком языке), Teil I Halfte 2, Leipzig, pp. 835–42
    • О рукописях catena в Ватикане см. Analecta Sacra, II, pp. 350, 359, 405 и Фаульхабер (1899 г.), Die Propheten-Catenen nach den römischen Handschriften, V, Вашингтон, округ Колумбия :, стр. 368 и Faulhaber (1900), Die Propheten-Catenen nach den römischen Handschriften, VI, Вашингтон, округ Колумбия :, стр. 94.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:08:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте