A Каталектическая строка - это метрически неполная строка стиха, без слога в конце или заканчивающаяся на неполный фут. Одной из форм каталексиса является безголовый, когда безударный слог опускается с начала строки.
Строка без двух слогов называется брахикаталектической .
Стихи могут быть написаны целиком каталектическими строками или полностью акаталектическими ( полные) строк или их смесь, как следующая песня, составленная Сесилом Фрэнсис Александер в 1848 году:
Утверждалось, что в ряде индоевропейских языков, когда два типа строк смешиваются таким образом, более короткая строка, как правило, используется в качестве кода в конце точки или строфа.
Было высказано мнение, что каталексис можно разделить на два типа. (Здесь "x" обозначает слог anceps.)
Примером того, как тупая линия становится подвешенной в каталексисе, является стихотворение Гете Heidenröslein или, в том же метре, английская Кэрол Добрый король Вацлав :
Другой пример - детская песня Here We Go Round the Mulberry Bush, первая строфа которой заканчивается следующим образом:
Во всех этих песнях, когда они положены на музыку, есть удлинение предпоследнего слога, чтобы уравновесить две строки. Однако недостаточно доказательств, чтобы сказать, имел ли место подобное явление в древнегреческом.
Когда стихотворение является дважды каталектическим (брахикаталектическим), то есть сокращенным на два слога, тупое окончание остается тупым:
В языках, которые используют количественные измерители, таких как латынь, древнегреческий, арабский, персидский и санскрит, последний слог любой строки - anceps, то есть безразлично длинные или короткие. Согласно одной точке зрения, восходящей к древним временам, даже если последний слог просодически короткий, он считается длинным из-за паузы, которая следует за ним (см. brevis in longo ). Таким образом, любое окончание строки - u -, когда оно каталектическое, становится - x.
Примером в древнегреческом языке является тетраметр ямба, который в нормальной и каталектической форме выглядит следующим образом:
В классическом арабском языке наиболее часто используемый метр, awīl, имеет следующие нормальные и каталектические формы:
Подобное явление также встречается в классическом персидском языке. Например, измеритель, основанный на образце хориамб (- u u -), имеет сокращенную форму:
Каталексис был распространен в греческом и латинском метре, а также в древнем санскритском стихе. Каталектические окончания особенно распространены там, где ритм стиха дактильный (- u u), хореический (- u) или анапестический (u u -); они имеют тенденцию ассоциироваться с окончанием строфы или периода настолько, что почти можно сказать, что акаталектические формы не могут закончить период. В классическом стихе последний слог строки всегда считается длинным, так что если дактиль (- u u) сделать каталектическим, он становится спондилом (- -).
Древняя поэзия часто исполнялась под музыку, и возникает вопрос, какая музыка сопровождала каталектический финал. Несколько древнегреческих стихов сохранились с аутентичными нотами. Четыре из них принадлежат Мезомеду (начало 2 века н.э.). Вторичные источники стихов Месомеда «Гелиосу» и «Немезиде» находятся в каталектическом метре, известном как апокрота, «звучный». В каждом случае вместо отсутствующего короткого элемента текста (то есть отсутствующего слога) часто встречаются удлиняющие знаки. В двух случаях в To Helios это, кажется, трехнотная мелизма. Возможно, древнее использование каталексиса указывало на некоторую форму мелодии или продолжение пения вместо пропущенных слогов.
В древнегреческой драме каталектические метры могли быть связаны с мужчиной aulete или имели какое-то другое специальное применение. Например, из сохранившихся пьес Менандра почти все написаны в триметрах ямба. Он изменил размер в одной длинной сцене в «Мизантропе» на 15-слоговый каталектический тетраметр ямба, читаемый под аккомпанемент авлоса.
Поэма Катулла 25 - это в ямбическом тетраметрическом каталектическом. Из примерно 114 стихотворений и фрагментов Катулла, этот метр появляется только в этом стихотворении.
Венанций Фортунат 'гимн Pange lingua находится в хореальном тетраметре каталектики - метре походные песнопения римских войск. Гимн - один из старейших с сохранившимися нотами.
Поскольку греческий метр часто используется для описания музыкальной фразировки, некоторые известные темы включают: