Обложка в твердом переплете первого издания | |
Автор | Курт Воннегут |
---|---|
Оригинальное название | Колыбель для кошки |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | английский |
Жанр | Сатира, научная фантастика |
Издатель | Холт, Райнхарт и Уинстон |
Дата публикации | 1963 г. |
Тип СМИ | Печать (твердая и мягкая обложка) |
Страницы | 304 |
ISBN | 0-385-33348-X |
OCLC | 40067116 |
Предшествует | Мать Ночь |
С последующим | Да благословит вас Бог, мистер Розуотер |
«Кошачья колыбель» - сатирический постмодернистский роман сэлементами научной фантастики американского писателя Курта Воннегута. Четвертый роман Воннегута, впервые опубликованный в 1963 году, исследует и высмеивает проблемы науки, техники, цели религии и гонки вооружений, часто с использованием черного юмора. Послевыключая свой первоначальный тезис в 1947 году Чикагский университет награжден Воннегут его степень магистра в антропологии в 1971 году Колыбель для кошки.
Первое лицо обыватель рассказчик, профессиональный писатель, представляя себя как Ионы (но, видимо, по имени Джона), рамки сюжета как ретроспекция. Действие происходит в середине 20-го века, сюжет разворачивается вокруг того времени, когда он планировал написать книгу под названием «День, когда мир закончился» о том, что сделали важные американцы в день атомной бомбардировки Хиросимы. На протяжении всего он также вкрапляет многозначительные, а также саркастические отрывки и высказывания из странного религиозного священного писания, известного как «Книги Боконона». События романа, очевидно, происходят до того, как рассказчик обратился в свою нынешнюю религию, бокононизм.
Во время исследования для своей будущей книги рассказчик едет в Илион, Нью-Йорк, родной город покойного Феликса Хёниккера, соавтора атомной бомбы и лауреата Нобелевской премии по физике, чтобы взять интервью у детей, коллег и других знакомых Хёниккера. Там он узнает о веществе под названием ледяная девятка, созданном для военного использования Хёниккером и теперь, вероятно, принадлежащем его троим взрослым детям. Лед-девять - это альтернативная структура воды, которая твердая при комнатной температуре и действует как затравочный кристалл при контакте с обычной жидкой водой, заставляя эту жидкую воду мгновенно превращаться в лед-девять. Среди некоторых странных событий в Илиуме рассказчик встречает младшего сына Хенникера, гнома по имени Ньют, который рассказывает, что его отец не делал ничего, кроме как играл в струнную игру « кошачья колыбель », когда была сброшена первая бомба.
В конце концов, задание из журнала переносит рассказчика на (вымышленный) карибский остров Сан-Лоренцо, одну из самых бедных стран на Земле. В самолете рассказчик удивлен, увидев Ньюта, а также встречает недавно назначенного посла США в Сан-Лоренцо, который предоставляет исчерпывающий путеводитель по необычной культуре и истории Сан-Лоренцо. В путеводителе описывается влиятельное на местном уровне полупародийное религиозное движение под названием бокононизм, сочетающее в себе непочтительные, нигилистические и циничные наблюдения о жизни и воле Бога; упор на совпадения и интуитивную прозорливость; а также вдумчивые и юмористические высказывания и ритуалы в священный текст под названием «Книги Боконона». Боконон, основатель религии, был бывшим лидером острова, который создал бокононизм как часть утопического проекта, призванного дать людям цель и общность перед лицом неразрешимой бедности и убожества острова. Как преднамеренная попытка придать бокононизму заманчивое ощущение запретного гламура и надежды, религия номинально объявлена вне закона Эдвардом МакКейбом, главой государства и заговорщиком Боконона (заставляя Боконон жить в «укрытии» в джунглях). Инсценированное религиозное преследование в конечном итоге становится все более реальностью, поскольку христианское правительство сменившего диктатора «Папы» Монцано угрожает всей оппозиции посадкой на большой крюк. Заинтригованный бокононизмом, рассказчик позже выводит странную реальность, что почти все жители Сан-Лоренцо, даже включая «Папу» Монцано, практикуют это тайно, и наказание с помощью крючка является довольно редким.
На Сан-Лоренцо пассажиров самолета встречает «Папа» Монцано; его прекрасная приемная дочь Мона, которую рассказчик сильно жаждет; и толпа сан-лоренцианцев из пяти тысяч человек. Монзано болен раком и хочет, чтобы его преемником стал Фрэнк Хёниккер: личный телохранитель Монцано и, по совпадению, другой сын Феликса Хёниккера. Однако Фрэнк, которому неудобно руководить, противостоит рассказчику наедине и несколько случайным образом предлагает ему пост президента. Сначала удивленный, рассказчик неохотно соглашается, когда ему обещают красивую Мону в качестве невесты. Ньют повторяет идею кошачьей колыбели, подразумевая, что игра с ее невидимой кошкой является подходящим символом бессмыслицы и бессмысленности жизни. Вскоре после этого прикованный к постели «Папа» Монзано совершает самоубийство, проглотив лед-девять, после чего его труп мгновенно превращается в твердый лед-девять. Фрэнк Хёниккер признает, что однажды он дал Монзано фрагмент льда-девять, и Хёниккеры объясняют, что, когда они были молоды, их отец давал им намеки о существовании льда-девять, экспериментируя с ним на кухне. После смерти отца они собрали куски вещества в термосы и с тех пор хранят их.
Празднества на инаугурации президента рассказчика начать, но во время авиашоу в исполнении истребителей Сан - Лоренцо, один из самолетов неисправностей и аварий в приморском дворце, в результате чего еще замороженное тело Monzano, чтобы упасть в море. Мгновенно вся вода в морях, реках и грунтовых водах мира превращается в твердый лед-девять. Замерзание мирового океана немедленно вызывает сильные торнадо, опустошающие Землю, но рассказчику удается сбежать с Моной в секретный бункер под дворцом. Когда первые штормы утихают через несколько дней, они появляются. Исследуя остров в поисках выживших, они обнаруживают братскую могилу, где все выжившие сан-лоренцианцы покончили жизнь самоубийством, прикоснувшись ко рту ко льду-девятке по шутливому совету Боконона, оставившего пояснительную записку. Проявляя смесь горя по отношению к своему народу и безропотного веселья, Мона немедленно следует ее примеру и умирает.
Напуганного рассказчика обнаруживают несколько других выживших, в том числе Ньют и Фрэнк Хёниккер, и он живет с ними в пещере в течение нескольких месяцев, в течение которых пишет содержание книги. Однажды, проезжая через бесплодную пустошь, рассказчик обсуждает с Ньютом идею о том, что он направится на вершину высочайшей горы Сан-Лоренцос и совершит самоубийство на вершине, проглотив лед-девять, хотя он не может понять, какой важный предмет он унесет с собой. которые нужно увековечить. В этот момент он замечает самого Боконона, который размышляет, какими должны быть последние слова из «Книг Боконона». Боконон утверждает, что если бы он был моложе, он поместил бы книгу о человеческой глупости на вершине самой высокой горы Сан-Лоренцо, проглотил бы лед-девять и умер, показав нос Богу.
Многие из повторяющихся тем Воннегута преобладают в «Колыбели для кошек», в первую очередь проблемы свободы воли и отношения человека к технологиям. Первое воплощено в создании бокононизма, искусственной религии, созданной для того, чтобы сделать жизнь осажденных жителей Сан-Лоренцо терпимой через принятие и восхищение неизбежностью всего происходящего. Последнее демонстрируется разработкой и эксплуатацией ледяной девятки, которая задумана безразлично, но неправильно используется для пагубных целей. В своем обращении к Американскому физическому обществу в 1969 году Воннегут описывает вдохновение, лежащее в основе льда-девять, и его создателя как тип «старомодного ученого, которому не интересны люди», и обращает внимание на ядерное оружие.
Более актуально, Кошачья колыбель рассматривает угрозу ядерного уничтожения во время холодной войны как главную тему. Кубинский ракетный кризис, в котором мировые державы столкнулись вокруг небольшой карибский остров, в результате чего мир на грани взаимного гарантированного уничтожения, произошло в 1962 году, и большая часть романа можно рассматривать как аллегорическое.
Как и в большинстве работ Воннегута, повсюду широко используются ирония, черный юмор и пародия. Кошачья колыбель, несмотря на относительно небольшую длину, содержит 127 отдельных глав. Сам Воннегут утверждал, что его книги «по сути представляют собой мозаику, состоящую из множества крошечных микросхем... и каждая микросхема - это шутка».
После Второй мировой войны Курт Воннегут работал в отделе по связям с общественностью исследовательской компании General Electric. GE нанимала ученых и позволяла им проводить чистые исследования, а его работа заключалась в том, чтобы брать интервью у этих ученых и находить хорошие истории об их исследованиях. Воннегут чувствовал, что старшим ученым было безразлично, как можно использовать их открытия. Когда автор научной фантастики Герберт Уэллс посетил лаборатории в 30 - е годы, то Нобелевская премия выигрывающая химик Ирвинг Ленгмюра предложил ему идею рассказа о форме льда стабильной при комнатной температуре. Уэллс так и не пошел дальше, но старший брат Воннегута Бернард, младший коллега Ленгмюра в GE, вспомнил и рассказал ему об этом. После того, как и автор, и ученый скончались, Воннегут подумал про себя: «Искатели, хранители - идея моя». Сам Ленгмюр стал моделью для доктора Феликса Хёниккера. Воннегут сказал в интервью The Nation, что «Ленгмюру было абсолютно безразлично, как можно использовать истины, которые он выкопал из скалы и раздал всем, кто был рядом, но любая правда, которую он нашел, была прекрасна сама по себе, и ему было наплевать, кто получит это следующим ". Изобретение доктора Феликса Hoenikker по льду девять было похоже на имени только на лед IX. Ленгмюр работал над засеиванием кристаллов льда, чтобы уменьшить или усилить дождь или шторм.
Сан-Лоренцо | |
---|---|
Локация ' Кошачья колыбель' | |
Общее расположение Сан-Лоренцо | |
Флаг Сан-Лоренцо | |
Создан | Курт Воннегут |
Жанр | Сатира |
Информация | |
Тип | Диктатура |
Правитель | "Папа" Монцано |
Локации | Боливар (столица) |
Другие имена) | Республика Сан-Лоренцо |
Гимн | Гимн Сан-Лоренцана |
Язык (и) | Сан-лоренцанский диалект английского языка |
Валюта | Капрал |
Республика Сан-Лоренцо - вымышленная страна, где происходит большая часть второй половины книги.
Сан-Лоренцо - крошечное скалистое островное государство, расположенное в Карибском море, в относительной близости от Пуэрто-Рико. В Сан-Лоренцо есть только один город, приморская столица Боливар. Форма правления в стране - диктатура под властью больного президента «Папы» Монзано, который является верным союзником Соединенных Штатов и яростным противником коммунизма. Ни один законодательный не существует. Инфраструктура Сан-Лоренцо описывается как ветхая, состоящая из ветхих зданий, грунтовых дорог, обнищавшего населения и имеющего только одно автомобильное такси на всю страну.
Язык Сан-Лоренцо является вымышленным английским креольским языком (например, « мерцание, мерцание, маленькая звездочка » переводится как «цвент-киул, цвент-киул, латвийский магазинчик»), который называется «Сан-Лоренцан. диалект ». Государственный гимн Сан-Лоренцана основан на мелодии « Дома на хребте». Его флаг состоит из шевронов капрала морской пехоты США на синем поле (предположительно, флаг был обновлен, поскольку в 1920-е годы знаки различия морской пехоты не включали перекрещенных винтовок). Его валюта называется капралом по курсу два капрала за каждый доллар США ; и флаг, и денежная единица названы в честь капрала морской пехоты США Эрла МакКейба, который покинул свою роту, когда находился в Порт-о-Пренсе во время американской оккупации в 1922 году и направлялся в Майами, потерпел кораблекрушение на Сан-Лоренцо. Маккейб вместе с сообщником Лайонелом Бойдом Джонсоном из Тобаго вместе выбросили правящую сахарную компанию острова и после периода анархии провозгласили республику.
У Сан-Лоренцо также есть своя собственная религия, бокононизм, религия, основанная на наслаждении жизнью через веру в «фому» (безобидную ложь) и получение поддержки там, где это возможно. Бокононизм, основанный сообщником МакКейба Бойдом Джонсоном (произносится как «боконон» на диалекте Сан-Лоренцана), объявлен вне закона - идея, которую задумал сам Боконон, потому что запрет религии только ускорит ее распространение. Бокононисты могут быть наказаны, будучи насаженными на крючок, но бокононизм в частном порядке остается доминирующей религией почти для всех на острове, включая лидеров, которые объявили его вне закона. Однако официально Сан-Лоренцо - христианская нация.
Полусюмористическая религия, тайно исповедуемая людьми Сан-Лоренцо, называемая бокононизмом, включает в себя концепции, уникальные для романа. Многие из этих понятий используют слова из креольского «диалекта» английского языка Сан-Лоренцо. Многие из его священных текстов, вместе называемых Книгами Боконона, написаны в форме песен калипсо. Ритуалы бокононизма одинаково странны или абсурдны; например, высший религиозный акт состоит в том, что любые два поклоняющихся растирают босые подошвы своих ног вместе, чтобы вызвать духовную связь.
Вот некоторые термины бокононизма:
После того, как «Сирены Титана» (1959) и « Мать ночь» (1962) получили хорошие отзывы и хорошо продавались в мягкой обложке, крупный издатель Холт, Райнхарт и Уинстон выпустил «Колыбель для кошек» в качестве оригинала в твердом переплете. Теодор Стерджен похвалил «Кошачью колыбель», описав ее сюжет как «ужасающий, веселый, шокирующий и приводящий в бешенство», и пришел к выводу, что «это раздражающая книга, и вы должны ее прочитать. И вам лучше отнестись к ней легкомысленно, потому что, если вы этого не сделаете, вы перестану плакать и застрелюсь ».
Согласно Indianapolis Monthly, «В 1972 году школьный совет в Стронгсвилле, штат Огайо, запретил книгу, не указав официальной причины. В заметках с собрания есть ссылки на книгу как на« совершенно нездоровую »и« мусорную ». Запрет был отменен в 1976 году ». Кроме того, в 1982 году книга была подвергнута сомнению в Средней школе Мерримака в Нью-Гэмпшире.
Кошачья колыбель была номинирована на премию Хьюго за лучший роман в 1964 году.