Кастор и Поллукс (Кастор и Поллукс ) - это опера Жана-Филиппа Рамо, впервые исполнен 24 октября 1737 года Королевской академией музыки в ее театре в Пале-Рояль в Париже. либреттистом был Пьер-Жозеф-Жюстен Бернар, чью репутацию салонного поэта он сделал. Это была третья опера Рамо и вторая в форме трагедии с музыкой (если не учитывать потерянного Самсона). Рамо внес существенные сокращения, изменения и добавил новый материал в оперу для ее возрождения в 1754 году. Эксперты до сих пор спорят, какая из двух версий лучше. В любом случае «Кастор и Поллукс» всегда считались одним из лучших произведений Рамо.
Чарльз Дилл предполагает, что Рамо написал оперу 1737 года сразу после работы с Вольтером над оперой «Самсон», которая так и не была завершена, после чего он написал «Кастор и Поллукс» воплощение эстетики Вольтера. Например, Вольтер стремился представить статические картины, выражающие эмоции, как в первом акте версии 1737 года, которая начинается на сцене гробницы Кастора с хора спартанцев, поющих «Que tout gemisse», за которым следует речитатив между Телером и Фиби, в которой первая оплакивает потерю своего возлюбленного Кастора, а кульминацией является ария жалоб Телера «Tristes apprets». Дилл отмечает, что версия 1754 года, напротив, начинается с гораздо большего предыстории, лежащей в основе истории любви Телера к Кастору, и в конце изображает его смерть. События в Акте I версии 1737 года появляются во II Акте версии 1754 года. Дилл утверждает, что Вольтер больше интересовался музыкой, чем действием в опере. Кроме того, Дилл отмечает разницу в сюжетах двух версий. В версии 1737 года основное беспокойство вызывает моральная дилемма между любовью и долгом, с которой сталкивается Поллукс: следует ли ему продолжать свою любовь к Телайре или спасти своего брата? Конечно, он выбирает последнее. В версии 1754 года Дилл отмечает, что этот сюжет больше связан с испытаниями, с которыми должен столкнуться Поллукс: он должен убить Линкея, убедить Юпитера не препятствовать его путешествию в подземный мир и убедить Кастора не принимать дар бессмертия.
В то время как некоторые ученые (такие как Катберт Гирдлстон, Пол-Мари Массон и Грэм Сэдлер) предполагали, что версия 1754 г. была лучше, Дилл утверждает, что Рамо внес изменения 1754 г. другой момент в его карьере. В 1737 году он проверял пределы лирики трагедии; где в 1754 году он больше работал с жанрами, ориентированными на балет, в которые он включал яркие музыкальные композиции, восхищавшие публику. Таким образом, Дилл предполагает, что за изменением эстетики в 1754 году могли быть некоторые коммерческие проблемы, поскольку пересмотренная версия больше соответствовала традиционной луллианской эстетике. Он комментирует, что, хотя многие считают эту переработку более инновационной, на самом деле версия 1737 года была более смелой.
Castor et Pollux появились в 1737 году, когда споры разгорелись вокруг Рамо. первая опера Ипполит и Ариси все еще бушевала. Консервативные критики считали непревзойденными произведения «отца французской оперы» Жан-Батиста Люлли. Они увидели в радикальных музыкальных нововведениях Рамо атаку на все, что им было дорого, и между этими луллистами и сторонниками нового композитора, так называемыми Рамонёрами (или Рамистами) вспыхнула словесная война. Это противоречие сделало премьеру «Кастора» событием, заслуживающим внимания.
Рамо не изменил драматической структуры жанра tragédie lyrique Люлли: он сохранил тот же пятиактный формат с теми же типами музыкальных номеров (увертюра, речитатив, эфир, хор и танцевальные сюиты). Он просто расширил музыкальные ресурсы, доступные французским оперным композиторам. Некоторые приветствовали новую идиому Рамо, но более консервативные слушатели сочли ее непривлекательной. С одной стороны, сторонник Рамо Дидро (который позже обратил свою лояльность в другое место) заметил: «Старый Лулли прост, естественен, даже слишком даже иногда, и это недостаток. Молодой Рамо необычен, гениален, сложен и образован. иногда учился, но это, возможно, недостаток для слушателей ". С другой стороны, Луллисты жаловались на то, что музыкальная идиома Рамо была гораздо более выразительной, чем у Люлли, и зашла так далеко, что назвала ее неприятно «итальянской» (по французским стандартам). Например, там, где Люлли содержал музыкальную экспрессию, стиль речитатива Рамо включал гораздо более широкие мелодические скачки в отличие от более декламационного стиля Люлли. Это ясно слышно, например, во вступительном речитативе между Фиби и Клеоне (служанкой Фиби) в первой сцене акта I исправленной версии 1754 года. Кроме того, он добавил более богатый гармонический словарь, включающий девятые аккорды. Более требовательный вокальный стиль Рамо привел к замечанию (предположительно, сделанному самим Рамо), что, хотя в операх Лулли требовались актеры, ему требовались певцы. Со временем эти изменения становились все более приемлемыми для французской аудитории.
Как оказалось, опера имела успех. В конце 1737 года он получил двадцать представлений, но не появлялся снова, пока существенно переработанная версия не вышла на сцену в 1754 году. На этот раз было тридцать представлений и десять в 1755 году. Грэм Сэдлер пишет, что «это было... как высшее достижение Рамо, по крайней мере, со времени его первого возрождения (1754 г.) и далее ».
Возрождения последовали в 1764, 1765, 1772, 1773, 1778, 1779 и 1780 годах. долго пережили Французскую революцию, но отрывки из Castor et Pollux все еще исполнялись в Париже вплоть до 1792 года. В течение девятнадцатого века произведение не появлялось на французской сцене, хотя его слава пережила всеобщую безвестность в которую утонули работы Рамо; Гектор Берлиоз восхищенно упомянул арию Tristes apprêts.
Первое современное возрождение произошло в Schola Cantorum в Париже в 1903 году. Среди публики был Клод Дебюсси.
Роль | Тип голоса | Премьера Cast, 24 октября 1737 г.. (Дирижер: -) |
---|---|---|
Кастор | haute-contre | Месье Трибу |
Поллукс | бас | Клод Шассе |
Телаир | сопрано | мадемуазель Пелисье |
Фебе | сопрано | Мари Антиер |
Юпитер | бас | месье Дан |
Венус | сопрано | мадемуазель Рабон |
Марс | бас | Месье Ле Паж |
Минерв | сопрано | мадемуазель Эреманс |
Синопсис основан на версии 1737 года
аллегорический пролог не имеет отношения к основному сюжету. Он отмечает окончание войны за польское наследство, в которой принимала участие Франция. В прологе Венера, богиня любви, покоряет Марса, бога войны, с помощью Минервы. В редакции 1754 г. пролог был исключен.
Справочная информация: Кастор и Поллукс - известные герои. Несмотря на то, что они братья-близнецы, один из них (Поллукс) бессмертен, а другой (Кастор) смертен. Они оба влюблены в принцессу Телайру (Телаир), но она любит только Кастора. Близнецы вели войну против вражеского царя Линкей (Lyncée), которая привела к катастрофе: Кастор был убит. Опера открывается его поминальным обрядом. Телаира выражает свое горе своей подруге Фиби (Фебе) в Tristes apprêts, одной из самых известных арий Рамо. Поллукс и его группа из спартанских воинов прерывают траур, принося труп Линкея, убитого в отместку. Поллукс признается в любви к Телайре. Она избегает ответа, вместо этого прося его пойти и умолять своего отца Юпитера, царя богов, вернуть Кастора к жизни.
Поллукс выражает свои противоречивые эмоции в арии Nature, amour, qui partagez mon coeur. Если он сделает то, что говорит Телайра, и сумеет убедить Юпитера вернуть его брата к жизни, он знает, что потеряет шанс жениться на ней. Но в конце концов он уступает ее мольбам. Юпитер спускается сверху, и Поллукс умоляет его вернуть Кастора к жизни. Юпитер отвечает, что он бессилен изменить законы судьбы. Единственный способ спасти Кастора - это занять Поллуксу место среди мертвых. Поллукс, отчаявшись, что он никогда не победит Телайру, решает отправиться в Преисподнюю. Юпитер пытается отговорить его балетом «Небесные удовольствия» под руководством Гебы, богини молодости, но Поллукс решителен.
Сцена показывает вход в Подземный мир, охраняемый монстрами и демонами. Фиби собирает спартанцев, чтобы помешать Поллуксу войти в ворота подземного мира. Поллукс отказывается отговаривать, даже несмотря на то, что Фиби признается ему в любви. Когда приезжает Телаира и она видит настоящую любовь Поллукса к ней, Фиби понимает, что ее любовь будет безответной. Она призывает демонов Преисподней не дать ему войти (Сортез, sortez d'esclavage / Combattez, Démons furieux). Поллукс борется с демонами с помощью бога Меркурия и спускается в Аид.
Сцена показывает Елисейские поля в Подземном мире.. Кастор поет арию Séjours de l'éternelle paix: прекрасные окрестности не могут утешить его в связи с потерей Телайры, как и Хор счастливых духов. Он удивлен, увидев своего брата Поллукса, который рассказывает ему о своей жертве. Кастор говорит, что он воспользуется возможностью, чтобы вернуться в страну живых только на один день, чтобы увидеть Телаиру в последний раз.
Кастор возвращается в Спарту. Когда Фиби видит его, она думает, что Поллукс мертв навсегда, и совершает самоубийство, чтобы присоединиться к нему в Подземном мире. Но Кастор говорит Телайре, что планирует остаться с ней в живых только на один день. Телаира горько обвиняет его в том, что он никогда ее не любил. Юпитер спускается во время бури как deus ex machina, чтобы разрешить дилемму. Он заявляет, что Кастор и Поллукс могут разделить бессмертие. Опера заканчивается праздником Вселенной («Праздник Вселенной»), на котором звезды, планеты и солнце празднуют решение бога, а братья-близнецы попадают в Зодиак как созвездие Близнецы.
В версии 1737 года первый акт открывается сценой из гробницы, в которой хор спартанцев оплакивает смерть своего павшего короля Кастора, который был убит Линкей. В музыке фа минор присутствует нисходящий тетрахордовый мотив, связанный с плачем со времен «Плач Нимфы» Клаудио Монтеверди (в данном случае он хроматический: F-E-Eb-D-Db-C). Хотя в аппретах Телаиры в сцене 3 нет функции нисходящего тетрахорда, Катберт Гердлстон по-прежнему называет это жалобой. Воздух находится в форме da capo, чья B-часть имеет качество речитатива. В нем есть партия облигато фагота и всплеск высокого регистра при слове "Non!" это знаменует его высшую точку. Марш-музыка к выходу Поллукса и спартанцев носит воинственный характер. С трупом Линкия у его ног Поллукс объявляет, что его брат отомстил; хор спартанцев поет и танцует в ликовании: «Пусть ад аплодирует этому новому повороту! Пусть радуется в нем печальная тень! Крик мести - это песня ада». Второй воздух спартанцев до мажор, так как он позволяет трубу обблигато со всеми ее военными ассоциациями. (До клапанных инструментов клавиши трубы были до и ре мажор.) Акт завершается длинным речитативом, в котором Поллукс выражает свою любовь к Телайре.
Пролог был полностью вырезан; она перестала быть политически актуальной, и мода на оперы с прологами угасла. Опера больше не начинается с похорон Кастора; Был создан совершенно новый Акт Первый, объясняющий предысторию истории: Телаира влюблена в Кастора, но она обручена с Поллуксом, который готов отдать ее своему брату, когда узнает. К сожалению, свадебные торжества жестоко прерываются Линкем, и начинается битва, в которой Кастор убит. Акты третий и четвертый были объединены, а работа в целом сокращена за счет вырезания большого количества речитатива.