Картахенский протокол по биобезопасности

редактировать

Картахенский протокол по биобезопасности
Длинное название:
ТипЭкологические
Составлен29 января 2000 г.
Подписан16 мая 2000 г.
МестоположениеМонреаль, Квебек, Канада (первоначально запланировано на 1999 г., Картахена, Колумбия )
Действует11 сентября 2003 г.
Подписавшие стороны103
Стороны173
ДепозитарийГенеральный секретарь Организации Объединенных Наций
ЯзыкиАнглийский, арабский, испанский, китайский, русский и французский

Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии - это международное соглашение по биобезопасности в качестве дополнения к Конвенции о биологическом разнообразии (CBD), вступившей в силу с 2003 года. Протокол по биобезопасности направлен на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, связанных с генетически модифицированными организмами. sms в результате современной биотехнологии.

Протокол по биобезопасности четко указывает, что продукты, основанные на новых технологиях, должны основываться на принципе предосторожности и позволять развивающимся странам уравновешивать общественное здоровье с экономической выгодой. Например, он позволит странам запретить импорт генетически модифицированных организмов, если они сочтут, что нет достаточных научных доказательств того, что продукт безопасен, и потребуют от экспортеров маркировки грузов, содержащих генетически измененные товары, такие как кукуруза или хлопок.

Необходимое количество документов о ратификации / присоединении / одобрении / принятии странами было достигнуто в мае 2003 года. В соответствии с положениями статьи 37 Протокол вступил в силу 11 сентября 2003 года. В июле 2020 года Протокол насчитывал 173 стороны, в том числе 170 государств-членов Организации Объединенных Наций, Государство Палестина, Ниуэ и Европейский Союз.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Цель
  • 3 Живые измененные организмы (ЖИО)
  • 4 Меры предосторожности
  • 5 Применение
  • 6 Стороны и государства, не являющиеся сторонами
  • 7 Взаимоотношения с ВТО
  • 8 Основные характеристики
    • 8.1 Обзор функций
    • 8.2 Процедуры перемещения ЖИО через границы
      • 8.2.1 Предварительное обоснованное соглашение
      • 8.2.2 ЖИО, предназначенные для производства пищевых продуктов или кормов или для обработки
    • 8.3 Обработка, транспортировка, упаковка и идентификация
    • 8.4 Механизм посредничества по биобезопасности
  • 9 См. Также
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
История вопроса

Картахенский протокол o n Биобезопасность, также известная как Протокол по биобезопасности, была принята в январе 2000 года после того, как Специальная рабочая группа открытого состава КБР по биобезопасности провела шесть встреч в период с июля 1996 года по февраль 1999 года. Рабочая группа представила проект текста Протокола. для рассмотрения Конференцией Сторон на ее первом внеочередном совещании, которое было созвано специально для принятия протокола по биобезопасности к КБР. После нескольких задержек, Картахенский протокол был в конечном итоге принят 29 января 2000 года. Протокол по биобезопасности направлен на защиту биологического разнообразия от потенциальных рисков, создаваемых живыми измененными организмами, возникшими в результате современной биотехнологии.

Цель

В соответствии с предупредительным подходом, содержащимся в Принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, цель Протокола - способствовать обеспечению надлежащего уровня защиты на местах. безопасной передачи, обработки и использования «живых измененных организмов, полученных в результате современной биотехнологии», которые могут иметь неблагоприятные последствия для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека и, в частности, с упором на трансграничные перемещения (статья 1 Протокола, SCBD 2000).

Живые измененные организмы (ЖИО)

Протокол определяет «живой измененный организм» как любой живой организм, который обладает новой комбинацией генетического материала, полученного с использованием современной биотехнологии, и «живого измененного организма». организм 'означает любой биологический объект, способный передавать или воспроизводить генетический материал, включая стерильные организмы, вирусы и вироиды. «Современная биотехнология» определяется в Протоколе как применение методов нуклеиновых кислот in vitro или слияние клеток за пределами таксономического семейства, которые преодолевают естественные физиологические репродуктивные или рекомбинационные барьеры и не являются методами, используемыми в традиционном селекции и селекции. «Продукция из живых измененных организмов (ЖИО)» определяется как переработанный материал, происходящий от живых измененных организмов, содержащий обнаруживаемые новые комбинации воспроизводимого генетического материала, полученного с использованием современной биотехнологии. К обычным ЖИО относятся сельскохозяйственные культуры, которые были генетически модифицированы для повышения урожайности или устойчивости к вредителям или болезням. Примеры модифицированных культур включают томаты, маниоку, кукурузу, хлопок и сою. «Живые измененные организмы, предназначенные для непосредственного использования в качестве пищи или корма или для обработки (ЖИО-ПКО)» - это сельскохозяйственные товары, полученные из ГМ-культур. В целом термин «живые измененные организмы» эквивалентен генетически модифицированному организму - в Протоколе не проводится никакого различия между этими терминами и не используется термин «генетически модифицированный организм».

Меры предосторожности подход

Одним из результатов Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (также известной как Встреча на высшем уровне "Планета Земля"), состоявшейся в Рио-де-Жанейро, Бразилия, в июне 1992 г., стало принятие Рио-де-Жанейрской декларации. по окружающей среде и развитию, который содержит 27 принципов, лежащих в основе устойчивого развития. Принцип 15, широко известный как принцип предосторожности, гласит: «В целях защиты окружающей среды государства должны широко применять предупредительный подход в соответствии с их возможностями. В случае угрозы серьезного или необратимого ущерба отсутствие полной научной достоверности не может служить основанием для откладывания экономически эффективных мер по предотвращению деградации окружающей среды ».

Элементы осторожного подхода отражены в ряде положений Протокола, таких как:

  • Преамбула, подтверждающая «осторожный подход, содержащийся в Принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию» ;
  • Статья 1, указывающая, что цель Протокола «соответствует предупредительному подходу, содержащемуся в Принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию ";
  • статей 10.6 и 11.8, в которых говорится "Отсутствие научной определенности из-за недостаточности соответствующей научной информации и знаний в отношении степени потенциального неблагоприятного воздействия ЖИО на биоразнообразие с учетом рисков для здоровья человека не препятствует Стороне импорта принять соответствующее решение, в отношении импорта рассматриваемого ЖИО, чтобы избежать или свести к минимуму такие потенциальные неблагоприятные воздействия »; и
  • Приложение III по оценке риска, в котором отмечается, что« Отсутствие научных знаний или Технический консенсус не обязательно следует интерпретировать как указание на конкретный уровень риска, отсутствие риска или приемлемый риск ».
Применение

Протокол применяется к трансграничному перемещению, транзиту, обработке и использованию все живые измененные организмы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека (статья 4 Протокола, SCBD 2000).

Стороны и государства, не являющиеся Сторонами

Руководящим органом Протокола является Конференция Сторон Конвенции, выступающая в качестве совещания Сторон Протокола (также КС-СС). Основная функция этого органа - следить за выполнением Протокола и принимать решения, необходимые для его эффективного функционирования. Решения в соответствии с Протоколом могут принимать только Стороны Протокола. Стороны Конвенции, не являющиеся Сторонами Протокола, могут участвовать только в качестве наблюдателей в заседаниях КС-СС.

Протокол рассматривает обязательства Сторон в отношении трансграничного перемещения ЖИО в страны, не являющиеся Сторонами Протокола, и из них. Трансграничные перемещения между Сторонами и государствами, не являющимися Сторонами, должны осуществляться таким образом, чтобы это соответствовало цели Протокола. Стороны должны поощрять государства, не являющиеся Сторонами, присоединиться к Протоколу и предоставлять информацию в Механизм посредничества по биобезопасности.

Отношения с ВТО

Ряд соглашений в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), например, Соглашение о применении санитарных и фитосанитарных мер (Соглашение SPS) и Соглашение о технических барьерах в торговле (Соглашение TBT) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPs) содержат положения которые имеют отношение к Протоколу. В преамбуле настоящего Протокола говорится, что стороны:

  • признают, что торговые и экологические соглашения должны дополнять друг друга;
  • Подчеркивают, что Протокол не интерпретируется как подразумевающий изменение прав и обязательств по любым существующим соглашениям; и
  • Поймите, что приведенное выше описание не предназначено для подчинения Протокола другим международным соглашениям.
Основные характеристики

Обзор функций

Протокол способствует биобезопасности, устанавливая правила и процедуры безопасной передачи, обработки и использования ЖИО с особым акцентом на трансграничное перемещение ЖИО. Он включает набор процедур, в том числе одну для ЖИО, которые должны быть намеренно введены в окружающую среду, называемую процедурой заблаговременного обоснованного соглашения, и процедуру для ЖИО, которые предназначены для использования непосредственно в качестве пищи или корма. или для обработки. Стороны Протокола должны гарантировать, что ЖИО обрабатываются, упаковываются и транспортируются в условиях безопасности. Кроме того, перевозка ЖИО, подлежащих трансграничному перемещению, должна сопровождаться соответствующей документацией, в которой, среди прочего, указываются личность ЖИО и контактные данные для получения дополнительной информации. Эти процедуры и требования предназначены для предоставления импортирующим Сторонам информации, необходимой для принятия обоснованных решений о том, принимать или не принимать импортные ЖИО и для безопасного обращения с ними.

Сторона импорта принимает свои решения в соответствии с научно обоснованной оценкой рисков. Протокол устанавливает принципы и методики проведения оценки рисков. В случае недостаточности соответствующей научной информации и знаний Сторона импорта может принять меры предосторожности при принятии решения об импорте. Стороны могут также учитывать в соответствии со своими международными обязательствами социально-экономические соображения при принятии решений об импорте ЖИО.

Стороны также должны принять меры для управления любыми рисками, выявленными в ходе оценки рисков, и они должны предпринять необходимые шаги в случае случайного выброса ЖИО.

Для облегчения его реализации Протокол создает Механизм посредничества по биобезопасности для Сторон для обмена информацией и содержит ряд важных положений, включая создание потенциала, механизм финансирования, процедуры соблюдения, а также требования к осведомленности и участию общественности.

Процедуры перемещения ЖИО через границы

Предварительное обоснованное соглашение

Процедура «Предварительного обоснованного соглашения» (AIA) применяется к первому преднамеренному трансграничному перемещению ЖИО для преднамеренной интродукции в среда Стороны импорта. Он включает четыре компонента: уведомление Стороной экспорта или экспортера, подтверждение получения уведомления Стороной импорта, процедуру принятия решения и возможность пересмотра решений. Цель этой процедуры состоит в том, чтобы гарантировать, что страны-импортеры имеют как возможность, так и потенциал для оценки рисков, которые могут быть связаны с ЖИО, прежде чем соглашаться на его импорт. Сторона импорта должна указать причины, на которых основаны ее решения (если согласие не является безусловным). Сторона импорта может в любое время в свете новой научной информации пересмотреть и изменить решение. Сторона экспорта или уведомитель может также потребовать от Стороны импорта пересмотреть ее решения.

Однако процедура AIA Протокола не применяется к определенным категориям ЖИО:

  • ЖИО в пути;
  • ЖИО, предназначенные для использования в замкнутых системах;
  • ЖИО, предназначенные для непосредственного использования в качестве пищевых продуктов. или корма, или для обработки

Хотя процедура ЗОС Протокола не применяется к определенным категориям ЖИО, Стороны имеют право регулировать импорт на основе внутреннего законодательства. В Протоколе также есть положения, позволяющие объявлять определенные ЖИО освобожденными от применения процедуры AIA.

ЖИО, предназначенные для пищевых продуктов или кормов, или для обработки

ЖИО, предназначенные для непосредственного использования в качестве пищевых продуктов или кормов, или для обработки (ЖИО-ПКО), представляют собой большую категорию сельскохозяйственных товаров. Протокол вместо использования процедуры ЗОП устанавливает более упрощенную процедуру трансграничного перемещения ЖИО-ПКО. В соответствии с этой процедурой Сторона должна информировать другие Стороны через Механизм посредничества по биобезопасности в течение 15 дней о своем решении относительно внутреннего использования ЖИО, которые могут подвергаться трансграничному перемещению.

Решения Стороны импорта о том, принимать ли импорт ЖИО-ПКО, принимаются в соответствии с ее внутренней нормативно-правовой базой, которая соответствует цели Протокола. Сторона, являющаяся развивающейся страной, или Сторона с переходной экономикой может в отсутствие внутренней нормативной базы заявить через Механизм посредничества по биобезопасности, что ее решения по первому импорту ЖИО-ПКО будут приняты в соответствии с оценкой риска, изложенной в Протоколе, и временными рамками для принятия решения.

Обработка, транспортировка, упаковка и идентификация

Протокол предусматривает практические требования, которые, как считается, способствуют безопасному перемещению ЖИО. Стороны должны принимать меры для безопасного обращения, упаковки и транспортировки ЖИО, которые подлежат трансграничному перемещению. Протокол определяет требования к идентификации, указывая, какая информация должна быть представлена ​​в документации, которая должна сопровождать трансграничные перевозки ЖИО. Это также оставляет место для возможной будущей разработки стандартов обработки, упаковки, транспортировки и идентификации ЖИО совещанием Сторон Протокола.

Каждая Сторона должна принимать меры, обеспечивающие, чтобы ЖИО, подлежащие преднамеренному трансграничному перемещению, сопровождались документацией, идентифицирующей ЖИО и предоставляющей контактные данные лиц, ответственных за такое перемещение. Детали этих требований различаются в зависимости от предполагаемого использования ЖИО, и в случае ЖИО для пищевых продуктов, кормов или для обработки они должны быть дополнительно рассмотрены руководящим органом Протокола. (Статья 18 Протокола, SCBD 2000).

На первом совещании Сторон были приняты решения, в которых излагаются требования к идентификации различных категорий ЖИО (Решение BS-I / 6, SCBD 2004). Однако на втором совещании Сторон не удалось достичь согласия по детальным требованиям для определения ЖИО, предназначенных для прямого использования в качестве пищи, корма или для обработки, и ему необходимо будет пересмотреть этот вопрос на своем третьем совещании в марте 2006 г..

Механизм посредничества по биобезопасности

Протокол учредил Механизм посредничества по биобезопасности (МПБ) для облегчения обмена научной, технической, экологической и правовой информацией. о живых измененных организмах и опыт работы с ними; и для оказания помощи Сторонам в реализации Протокола (статья 20 Протокола, SCBD 2000). Он был создан поэтапно, и первое совещание Сторон одобрило переход от экспериментального этапа к полностью действующему этапу и утвердило условия его деятельности (Решение BS-I / 3, SCBD 2004).

См. Также
Ссылки
  • Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии (2000 г.) Картахенский протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии: текст и приложения. Монреаль, Квебек, Канада. ISBN 92-807-1924-6
  • Секретариат Конвенции о биологическом разнообразии (2004 г.) Глобальная биобезопасность - От концепций к действиям: Решения, принятые на первом заседании Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии, выступающей в качестве совещания Сторон Картахенского протокола по биобезопасности. Монреаль, Квебек, Канада.
Внешние ссылки
В Викиучебнике есть книга по теме: Гены, технологии и политика
Последняя правка сделана 2021-05-14 10:32:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте