carrosses à cinq sols (английский: тренеры с пятью солью) были первой современной формой общественный транспорт в мире, разработанный математиком и философом Блезом Паскалем.
Париж в эпоху Людовика XIV был одним из самых густонаселенных городов мира (с Пекином, Лондон и Константинополь): в нем проживало более пятисот тысяч жителей в 22 тысячах жилых домов, пятьсот главных дорог, 100 общественных площадей, девять мостов. Узкая сеть дорог Парижа, построенная еще в средние века, не сделала создание общественного транспорта привлекательным, но, несмотря на это, некоторые пытались организовать современную сеть общественного транспорта.
В корпорации, основанной в ноябре 1661 г. по инициативе Блеза Паскаля, при участии герцога Роаннеса (губернатора и генерал-лейтенанта провинции Пуату ), маркиза де Сурша (кавалера королевских орденов и главного проректора отеля) и маркиза де Кренана предприниматели обратились с просьбой об учреждении оператора «экипажей, которые всегда будут совершать одни и те же поездки... и всегда уходил в назначенное время ".
Система пересечений была одобрена и введена в действие решением королевского совета от 19 января 1662 года: подписанный Людовиком XIV, патент на письма разрешен сервис работать как монополия. После первых испытаний от 26 февраля, с 18 марта 1662 года были начаты пять маршрутов, соединяющих несколько исторических кварталов Парижа. Новая служба была встречена широкой публикой с одобрением.
Вопреки воле короля парламент Парижа запретил солдатам, пажам и другим ливрейным мужчинам ездить в каретах, «чтобы обеспечить больший комфорт и свободу буржуазии и достойные классы »: эти меры« безопасности », наряду с другими, такими как постановление полиции, которое угрожало« поркой и более строгими наказаниями »для тех, кто мешал нормальному функционированию службы, а также повышение тарифа с пяти до шести солей, в конечном итоге вызвало у общественности мнение обернуться против карроссов, что приведет к снижению прибыльности предприятия.
Точная судьба carrosses à cinq sols не задокументирована никакими современными источниками: некоторые историки предполагают, что услуга исчезла только через несколько лет после вступили в силу ограничительные меры парламента. Было зарегистрировано, что франшиза для карроссов была передана сьеру де Живри, хотя это не подтверждает, действительно ли служба работала в то время. Однако, по словам Марка Гайяра, повозки ходили до 1677 года.
Транспортные средства, используемые для службы, запряжены четырьмя лошадьми и укомплектованы водителем автобуса и камердинером. Каждый сотрудник был одет в синюю майку с гербом короля и города Парижа. Сами автомобили, в которых находилось восемь пассажиров, останавливались на своем маршруте только тогда, когда пассажиры просили сесть или выйти на остановках.
Первая линия проходила от Порт-Сен-Антуан до Люксембургского дворца через Pont au Change, Pont Neuf и Rue Dauphine.
Вторая линия, соединяющая улицы Сен-Антуан и улицу Сен-Дени, начала работу 11 апреля.
Третий маршрут, который связывал Люксембургский дворец с улицей Монмартр через мост Сен-Мишель, начал работу 2 мая.
Четвертый маршрут, обслуживание которого началось 24 июня, содержал два нововведения: круговой маршрут и тарифы на основе расстояния, которые были реализованы путем разделения кольцевого маршрута на шесть участков; гонщики платили пять солей, когда проезжали два участка.
Пятый маршрут, который соединял Люксембургский дворец и улицу Пуату, начал работу 5 июля 1662 года.
Carrosses à cinq sols демонстрировали характеристики современного система общественного транспорта. У него были согласованные маршруты, фиксированное расписание с регулярными отправлениями (7,5 минут на первой линии) и тарифы, которые варьировались в зависимости от расстояния. Однако социальная иерархия Франции в то время и тенденция жителей жить недалеко от места работы были факторами, которые значительно снизили спрос на услуги. Спрос на услуги общественного транспорта не станет значительным в ближайшие 150 лет, когда в 1823 году был введен омнибус, первый вид общественного транспорта после карросс.