Карпи (люди)

редактировать
Карта Римской Дакии с изображением Карпи, занимающие регион между реками Сирет и Прут в Молдавии (восточная Румыния)

Карпи или Карпиани были древним народом, который проживал в восточных частях современной Румынии в историческом регион Молдавия не позднее c. 140 г. н.э. и по крайней мере до 318.

этнические принадлежности в Карпи остается спорным, так как нет прямых доказательств в сохранившихся древних литературных источников. Многие современные ученые считают, что карпи были племенем даков нации. Другие ученые связывают карпи с различными этническими группами, включая сарматов, фракийцев, славян, немцев и Кельты.

Примерно через столетие после их самого раннего упоминания Птолемеем, в течение которого их отношения с Римом, по-видимому, были мирными, карпи появились в ок. 238 как один из самых стойких врагов Рима. В период 250–270 гг. Н. Э. Карпи были важными компонентами рыхлой коалиции придунайских варварских племен, в которую также входили германские и сарматские элементы. Они были ответственны за серию и разрушительных вторжений в балканские чуть регионы империи, которые не привели к ее распаду в «кризисе третьего века ».

В период 270–318 годов римские военные императоры действовали для устранения угрозы Карпи границам империи. Многократные сокрушительные поражения Карпи были нанесены в 273, 297, 298-308 и 317. После каждого из них огромное количество Карпи было насильственно переброшено римскими военными в римскую провинцию Паннония (современный западный Венгрия ) как часть политики императоров по заселению опустошенных дунайских провинций сдавшимися варварскими племенами. После 318 г. карпы больше не регистрируются в известных документах, вполне возможно, что карпы были в степени удалены из Карпатского региона ок. 318 или, если таковые остались, возможно, они смешались с другими народами, проживающими в Молдавии или иммигрирующими в Молдавию, такими как сарматы или готы.

Содержание
  • 1 Этимология имени
  • 2 Территория
  • 3 Материальная культура
  • 4 Этнолингвистическая принадлежность
  • 5 Конфликт с Римом
    • 5.1 Нападения карпи на дунайскую границу (238–250 гг.))
    • 5.2 Сармато-готские вторжения в Римскую империю (250-270)
    • 5.3 Поражение и переселение в Империю (271-318)
  • 6 Карпи после 318 г.
  • 7 См.
  • 8 Примечания
  • 9 Цитирования
  • 10 Ссылки
    • 10.1 Древние
    • 10.2 Современные
  • 11 Внешние ссылки
Этимология имени

Греко-римляне также называли этот народ Карпи или Карпиани. Вероятно, самое раннее упоминание о них под названием Καρπιανοί (Carpiani на латыни) есть в Geographia греческого географа II века Птолемея, составленного ок. 140.

Карпиани на карте 1467 года, основанной на Птолемее География

. Название Карпи или Карпиани может происходить от тот же корень, что и название занимаемой ими Карпатской горной цепи, также впервые упомянутой Птолемеем под названием Καρπάτης - Karpátēs. Корнем может быть предполагаемое протоиндоевропейское * ker / sker, означающее «вершина» или «утес» (ср. албанский karpë «скала», румынский (ş) carpă «пропасть», латинское скарпа). Ученые, поддерживающие этот вывод, разделены на тех, кто считает, что Карпи дали свое название горному хребту (то есть название означает «горы Карпи»), и тех, кто утверждает обратное. В последнем случае Carpiani означать просто «люди Карпат». Сходство между этими двумя именами может быть совпадением, и они могут иметь разные корни. Например, было высказано предположение, что это название может происходить от славянского корневого крепу, означающего «сильный» или «храбрый». Также было высказано предположение, что Карпаты могут происходить от санскритского корня «кар» - «разрез», что дает значение «крутые горы».

Некоторые ученые считают, что следующие народы, записанные в древних источниках, соответствуют Карпианам Птолемея:

  • каллипиды, упомянутые в Истории Геродота (составленные около 430 г. до н.э.), проживали в районе реки Борисфен (Днепр )
  • Карпидай около устья реки Тирас (Днестр ), записанная во фрагменте Псевдо-Сцимна (состав ок. 90 г. до н.э.)
  • Гарпии, расположенной у дельты Дуная, регистрируется Сам Птолемей.

Если это так, их местонахождение может означать, что карпи очень постепенно мигрировали на запад в период с 400 г. до н. Э. - 140 г. н.э., точка зрения, которую отстаивал Карстедт. Общий элемент этих имен карп - часто встречается в дакских и фракийских топонимах и личных именах. предполагает, что они были фрако-дакийскими племенами, далекими родственниками Карпи.

Территория

Согласно Географии Птолемея (опубликовано ок. 140), Карпи занимали регион между рекой Гиерас (Сирет ) и рекой Пората (Прут ) (т.е. княжество Молдавия). Это было за пределами «собственно Дакии», как определил Птолемей, восточной границей которого был Гиерас. К востоку от реки лежало то, что Птолемей называл Сарматией, обширный регион, простирающийся до Крыма, преимущественно, но не исключительно, населенный сарматскими племенами.

Согласно Птолемею, соседями карпи были:

  • на севере, костобоки
  • на юге, на валашской равнине, роксоланы сарматы
  • к востоку от Прута, бастарны (вероятно, группа сармато-скифского происхождения, но, возможно, включающая кельтские элементы), которые мигрировали в регион между реками Прут и Днестр около 200 г. до н.э.)

На западе Восточные Карпаты между Сиретом и границей римской провинции, вероятно, были заселены «Свободными даками », т.е. этническими даками, проживающими за пределами римского Дакия.

достоверно определить территорию этих групп из-за неточности древних географических источников. Кроме того, вполне вероятно, что во многих областях этнические группы пересекались, и этническая карта представляет собой лоскутное одеяло из разрозненных подгрупп. Сарматы и бастарны засвидетельствованы как в литературе, так и в археологии на всей территории Валахии, Молдавии и Бессарабии. Вполне вероятно, что, когда греко-римские источники представляют собой конфликты с костобочами, карпи или готами, они имеют в виду коалиции различных групп в нынешнего гегемонистского племени. Принимая во внимание неоднократные набеги Карпи к югу от Дуная и столкновение с римлянами в течение 3-го века, вероятно, ок. 230 г. Карпи расширили свою гегемонию на восточную Валахию, где раньше доминировали роксоланы.

Материальная культура

Ученые не оспаривают, что некоторые децебалические поселения даков в Молдавии (в основном к западу от Сирета, с некоторыми на восточном берегу (в том числе <129)>Пироборидава, отождествляемая с Пояна-Текучи ), были оставлены 106, скорее всего, согласно Бичиру, в результате римского завоевания Дакии. Молдавии, бок о бок. Одна оседлая культура, названная Бичиром «Daco-Carpic», началась около 106 г. и исчезла около 318 г.; меньшая культура свойства, обычно связанные с кочевые народы из евразийских >, названные Бичиром «сарматскими».

плетень и мазня дом

К 1976 году было идентифицировано 117 оседлых поселений, подавляющее большинство (89) располагалось К западу от Сирета (то есть внутри границ Дакии, как это определил) Жители жили как в наземных жилищах, так и в хижинах с углубленным полом. дома на поверхности были сделаны из плетня и молотого грунта, обычно прямоугольной или квадратной формы, размером от 9 до 30 кв.м. В каждом из них был глиняный очаг, расположенный в центре жилища. Более многочисленные хижины из затонувшего грунта обычно имеют овальную или круглую форму. Согласно Бичиру, оседлые люди, как правило, кремировали своих умерших, как взрослых, так и детей: на всех 43 чисто «дако-карпических» (оседлых) кладбищах использовалась только кремация. Прах кремации в подавляющем большинстве случаев хоронили внутри урн. В некоторых могилах был инвентарь, но не было оружия, кроме кинжала. Обычные товары, включая ножи, ключи и пряжки для ремней; Среди ценных товаров - зеркала в сарматском стиле, серебряные серьги, золотые подвески и бусы. Керамика, найденная на оседлых территориях, включает ручную «пористую» посуду, серую колесную посуду, красную керамику и импортированную римскую посуду. Бичир содержит первые два как продолжающаяся керамику даков Ла Тен и указывает на наличие так называемой «дакийской чаши», чаши отличительного дизайна, как свидетельства дакийской основы культуры. Однако он признает, что керамика также показывает влияние римлян и сарматов. Оседлый народ, по всей видимости, был в основном неграмотным, поскольку во время очень интенсивных раскопок, проводившихся в этом регионе, надписи «Дако-Карпик» не было обнаружено.

Оседлая культура не выпускала собственных монет. Однако, по словам Бичира, римские монеты находились в «интенсивном» обращении на территории Карпи. Это основано на большом количестве монетных кладов, найденных в Молдавии (90) и около 100 отдельных монет. Однако, по-видимому, практически прекратилось после 218 г., так как никаких кладов монет и только 7 отдельных монет были найдены после Каракаллы, который правил 211-218 гг.>Могилы кочевых культур преимущественно ингумационного типа, обнаруженные к 1976 году в 38 местах Молдавии. Они в основном встречаются на равнинах, реже в предгорьях Карпат (то есть есть к востоку от Сирета), по отдельной или небольшой группе по 2-13 могил, включая мужчин, женщин и детей. Подавляющее большинство могил кочевых культурных плоских (не кулисные), в отличие от района Днестра на восток. Тем не менее, были обнаружены некоторые вторичные захоронения из курганов (т. Е. С использованием уже используемых курганов), в основном датируемые с 200 г. В могилах кочевников всегда есть погребальный инвентарь, включая оружие, и зеркала с выгравированными тамгами (ритуальные или племенные символы, связанные с кочевыми степными культурами).

Шесть кладбищ в списке Бичира содержат оба кремации. и захоронения могил. На участке Поенешти (единственном, полностью исследованном к 1976 г.) были похоронены 6 взрослых и 17 детей (по сравнению с кремацией 62). Из них у 2 взрослых и 7 детей были обнаружены искусственно удлиненные черепа. Этот обычай достигается путем плотного связывания черепа на ранней стадии его роста, ассоциируется со степными кочевниками. Бичир определяет как кочевников, а детей как потомков смешанных кочевых и оседлых браков.

Исходя из соотношения оседлых и кочевых могил, Бичир приходит к выводу, что оседлый народ составлял большинство населения Молдавии. В смешанных кладбищах, задокументированных Бичиром, кочевые могилы составляют около 28% от общего числа. Однако в Молдавии в целом кочевые могилы составляют не более 1% всех захоронений.

После 318 года, по словам Бичира, «дако-карпическая» культура была заменена в Молдавии «воплощ» Синтана-де-Муреш Черняхов, общей для большей части Юго-Восточной культуры Европы в период 200-400 гг.

Этнолингвистическая принадлежность

В сохранившихся литературных или эпиграфических источниках эпохи Римской империи нет прямых фактов о языке карпи. При почти полном отсутствии надписей в варварском языке действительным (хотя и не безошибочным) показателем языковых принадлежностей варварских народов являются личными, которые иногда можно отнести к своей группе. Однако в сохранившихся древних источниках не сохранилось одного личного имени Карпи, кроме самого названия «Карпи», которое нельзя с уверенностью отнести к какой-либо языковой группе.

Согласно традиционной румынской историографии, а также некоторым нерумынским ученым, карпи были народом дакского языка и культуры. Хизер, которая поддерживает эту точку зрения, предполагает, что карпи имя было принято как собирательное название свободного даков, когда они достигли этого значения объединения в начале 3 века.

Однако значительное число ученых оспаривают, что карпи были этническими даками, и идентифицировали по-разному как сарматы, дако-фракийцы, кельты или даже протославяне. Это связано с тем, что регион между реками Сирет и Днестр в эпоху римской империи отличался большим этническим разнообразием. Помимо скифо-сарматских племен (роксоланы, агафирсы, бастарны ), в древних источниках упоминаются кельты (таврицы, Анартес ), фрацы (Бисси и Фраки, Птолемеем между Дунаем и Днестром ), и даки (Тирагеты ). Кроме того, некоторые современные предполагают существование этнических групп, сформированных на месте из смешанного происхождения (но в основном с коренными даками / сарматами, например, готы ).

Доказательства, подтверждающие идентичность даков:

  1. Археология: Керамика и другие артефакты, идентифицированные как «дакийские» археологами, были обнаружены в регионах Молдавии предположительно населенные карпами в период 100-300 гг. н. э. (например, в Поенешти, недалеко от Васлуй ), а также в местах захоронения. В частности, Бичир указывает на чашу необычного дизайна и «шнуровую» отделку горшков, что характерно для даков. Роджер Бэтти наличие согласен с тем, что артефактов «дакийского стиля» свидетельствует о материальном уровне эталонных жителей, но не доказывае т их этнической принадлежности. Эти возражения отражают современные археологические раскопки. Теория, которая считает, что материальные культуры не являются надежным индикатором этнической идентичности и тем более рассматриваемых людей.
  2. Зосим, византийский летописец, писавший около 500 г. н.э., вторжение в Дунайские провинции Рима в 381 году варварской коалицией гуннов, скириев и карподакай («карпо-даков»). Последний термин были воспринятыми учеными как «доказательство» дакийской этнической принадлежности Карпи. Это единственное литературное свидетельство, связывающее имя Карпи с даков, многие современные ученые считают Зосима ненадежным летописцем. Один историк признает Зосима «непревзойденным заявлением о том, что он считается худшим из всех существующих греческих историков Римской истории [...], было бы утомительно каталогизировать все случаи, когда историк ложно переписывал имена, не говоря уже о его путаница событий... ". В любом случае термин неоднозначный. Это также интерпретировалось как« Карпи и даки »или« Карпи, смешанные с даками ». После того, как последние были депортированы римлянами, он утверждает, что на древнем языке первая часть термина могла иметь только географическое значение: Карподакай означает «даки из страны Карпи». (Tyragetae, что якобы означает «еты из Tyras области »). ратурными и археологическими свидетельствами: Бичир отмечает, что культура, которую называет «дако-карпик», закончилась примерно в 318 году. Если это так, то Зосим 'Карподакай не мог иметь в виду Карпи.
  3. Надпись AE (1965) 223 выгравирована на надгробии Публия Элия Проклина, центуриона Кохора VII Претории (Филиппиана) «пропущена (т. Е. Убит) в войне даков при Кастеллум Карпорум» (bello Dacico desiderato ad castellum Carporum) Согласно Бичиру и другим, это относится к войне против Карпи, которую вел император Филипп Араб в 246/7 г., и castellum Carporum (буквально: «форт Карпи») является оплотом Карпи, упомянутыми Зосимом, где Но другие идентифицируют castellum Carporum как вспомогательный римский форт на нижнем Дунае, чем свидетельствует Vicus Carporum, деревня-спутник форта напротив Карсиума (Харлова, Рим.), Упомянутая Аммианом Марцеллином. Кафф утверждает, что Прокулин фактически командовал этим фортом, когда был убит (хотя это, похоже, неверное истолкование текста надписей). ности заключается в том, что римские императоры не использовали давно устоявшееся имперский титул победы (когномен ex virtute) Дакик Максимус (буквально: «величайший дак») за победы над Карпи, но вместо этого принял отдельный титул Карпик Максимус. Это было введено Филиппом Арабом в 247 году, первым римским императором, лично победившим Карпи. Такие титулы обычно были этнографическими, а не географическими (т.е. Дакик означал «победитель над даками», а не «победитель в Дакии»). Императоры Аврелиан и Константин I претендовали на титулы как Дакика, так и Карпика. Существование отдельного победного титула для карпи может означать, что римляне не считали карпи этническими даками. Тот же аргумент может также применяться против сарматской или германской идентичности Карпи, поскольку Сарматик и Германик также были признанными титулами во времена Филиппа. Однако аргумент победного титула не является окончательным, поскольку императоры 3-го века использовали три титула одновременно для обозначения побед против одной и той же этнической группы, иранцев : Парфик («Победоносные над парфянами "), Медик (" мидяне ") и Персик (" персы ").

    ИМПЕРСКИЕ ЗВАНИЯ ПОБЕДЫ: ДАКИК и КАРПИК
    ИмператорДакик (Максим). (дата)Карпик (Максимус). (дата)Образец. надписи *
    Траян 106AE (1927) 151
    Адриан 118CIL II.464
    Антонин Пий 157CIL VIII.20424
    Максимин Фракс 236AE (1905) 179
    Филипп Араб 247Sear 2581
    Траян Деций 249- 51CIL II.6345
    Gallienus 256/7CIL II.2200
    Аврелиан 275272CIL XIII.8973
    Диоклетиан, Галерий и коллеги 296-305 (5 раз)AE (1959) 290
    Галерий 305- 11 (6 раз)CIL III.6979
    Константин I 336317CIL VI.40776

    Примечание: * Некоторые из Заголовки, указанные выше, подтверждены несколькими надписями.

    Конфликт с Римом

    Хотя карпи зарегистрированы как проживающие в дакийском регионе, по крайней мере, с 140-х годов, они не упоминаются в римских отчетах о нескольких кампаниях в дакийском регионе во втором век. Например, в обширном и длительном конфликте Рима с транс-данубскими племенами, известном как Маркоманские войны (166-80), во время которого провинция Дакия пострадала как минимум от двух крупных вторжений (167, 170), только их соседи костобоки упоминаются отдельно. Молчание о роли Карпи в этих конфликтах может означать, что они были римскими союзниками в тот период.

    Примерно в 200 г. н.э. в европейском варбарикуме (регионе за пределами империи) началась фаза крупных перемещений населения.). Причина этого вывиха неизвестна, но важным фактором могла быть чума Антонина (165-180), разрушительная пандемия оспы, которая, возможно, убила 15-30% жители Римской империи. Воздействие на варварские регионы привело бы к ослаблению многих племен и опустошению регионов, что могло бы побудить более сильные племена к расширению. Хорошо известный пример - готы. Вероятно, они были записаны римским историком Тацитом под именем Готонес как населяющие территорию к востоку от реки Вислы в центральной Польше в 100 г. н.э. К 250 г. готы переселились На юг, в западную Украину, и часто совершали набеги на империю вместе с местными племенами.

    Именно в этом контексте потрясений в середине третьего века карпы стали главной варварской угрозой для низов Рима. Дунайские провинции. Иордан описал их как «расу людей, очень жаждущих вести войну и часто враждебных римлянам». Зарегистрирована серия крупных вторжений карпи в империю, водиночку или в союзе с соседними сарматскими или германскими племенами (включая роксоланы, бастарны, готы). Как наиболее исчерпывающий отчет летописца VI Зосима хронологически сбит с толку и часто обозначает участников расплывчатым термином «Скифы» (т. е. примерно современная Украина), а не этнические скифы ).

    Причастность карпи к атакам свободных даков на римскую Дакию также сомнительна. Дакик Максимус, в дополнение к тем, которые приводят к одобрению Карпика Максима, в дополнение к тем, которые приводят к одобрению Карпика Максима, они участвуют в американских кампаниях. Ниже представлен список показанных вторжений, в которых участвует Карпи, особо уязвимых источников:

    Нападения Карпи на дунайскую границу (238–250)

    Серебряная выпущенная монета Антон инициана римским императором Филиппом Арабом в ознаменование его победы над Карпи в 247 году нашей эры. Аверс: Голова Филиппа в диадеме с надписью: IMP (erator) PHILIPPVS AVG (ustus); Реверс: Фигура крылатой богини Победы с пальмовым венком и лавровым венком, с надписью: VICTORIA CARPICA. Монетный двор: Рим. Дата: без даты, но должно быть выпущено в период 247-9 гг.

    238: Карпи предприняли свое первое зарегистрированное крупное вторжение на римскую территорию к югу от Дуная во время краткого правления подростка Гордиана. III и сенаторы Бальбин и Пупиен Максим. По всей видимости, это было спровоцировано отказом губернатора Нижней Мезии Туллия Менофила удовлетворения требование Карпи о ежегодной субсидии для поддержания мира, которая уже была выплачена готам. и другие племена нижнего Дуная. Это подтверждает возможность того, что фактически были наказаны за свою лояльность. Однако правителю удалось вытеснить Карпи в 239 году.

    245–247: Во время правления императора Филиппа Арабского (244–249) Карпи перешли Дунай и заложили отходы Нижняя Мезия. После того, как губернаторам театра не удалось отразить вторжение, император принял личное командование и начал крупную контратаку. После длительной борьбы карпи были отброшены за Дунай. Преследительно римлянами на их родину, основная часть Карпи укрылась в крупной цитадели (предположение, городище ), где они были окружены и осаждены войсками Филиппа. Остальные силы Карпи, которые рассредоточились, сплотились и предприняли попытку ослабить осаду. Осажденные устроили массовую вылазку, чтобы отвлечь внимание римлян от приближения сил помощи. Но были перехвачены и последние разбиты всадниками Филиппа Маурум (берберская легкая кавалерия из Северной Африки). Сам побег был сдержан, что вынудило Карпи просить мира. Это было предоставлено им на очевидно мягких условиях Филиппом, которое стремилось завершить кампанию к предстоящим празднованиям 1000-летия основания Рима (апрель 248 г.). Филипп был провозглашен Карпиком Максимом.

    Сармато-готские вторжения в Римскую империю (250-270 гг.)

    Карта, показывающая возможную роль Карпи во вторжении варваров в 250-251 гг. Под властью готского лидера Книва, кульминацией которого стало поражение и смерть императора Деция (годы правления 249-51) в битве при Абритте (251). Однако реконструкция носит предварительный характер, поскольку рассказы древних летописцев фрагментарны и запутаны

    250-251: Карпи участвовали в массовом задунайском вторжении в Мезию и Фракию под предводителем готского короля Книва. Вторжение Книвы, по-видимому, было спровоцировано прекращением ежегодной римской субсидии готов императором Филиппом. Судя по их действиям, военные цели захватчиков ограничивают грабежом: захватом как можно большего количества рабов, лошадей, сокровищ и других товаров, которые можно было забрать на родину через Дунай.

    Орда Книвы, очевидно, включала готов, тайфали и вандалов, а также некоторые ветеранов римской армии-ренегатов. Учитывая описание Зосимом «скифов», оно почти наверняка включало сарматские элементы, такие как роксоланы. Кроме того, очевидно, что отдельные силы готов и бастарнов также вошли в Нижнюю Мезию во главе с двумя старшимитенантами Книвы. Джордан утверждает, что общее число варваров составляло 300 000 человек, но византийские хронисты часто сильно завышают количество варваров, обычно в десять раз (например, утверждение Зосима, что 60 000 Аламанни пали в Страсбургской битве в 357 г. по сравнению с 6000, записанными более современными и более надежным Аммианом Марцеллином ). Таким образом, 30 000 - более правдоподобная, но все же грозная оценка вторжения Книвы, разделенная на две части. По словам Иордана, контингент Карпи насчитал 3000 человек.

    Перед вторжением римский император «Траян» Деций, опытный генерал и командующий Филиппом на Дунайском фронте, сменивший его покровитель после того, как последний был убит мятежными войсками в 249 году, и Гай Требониан Галл, который Деций назначил губернатором Верхней Мезии в предыдущем году. Похоже, что для борьбы с угрозой Галлу было поручено командовать войсками в пограничных фортах вдоль Дуная, в то время как император командовал мобильными отрядами первоклассных войск.

    Проиграв два столкновения с римлянами в Нижней Мезии, Книва удивил императора, незаметно перейдя через Гемские (Балканские ) горы в Фракию, которая была в степени незащищенной. Император, отставший в нескольких днях пути, вынужден был форсировать свою армию во Фракию. В Берое (Стара Загора, Болгария) Книва внезапно напал на измученную армию императора, нанеся крупное поражение. Деций был вынужден вывести остатки своей разбитой армии в Нижнюю Мезию и оставить Фракию, чтобы варвары по своему желанию разграбили ее. Орда Книвы штурмом взяла город Филиппополь (Пловдив, Болгария) и провела зиму 250/251 года в провинции.

    Тем временем Деций восстановил свою полевую армию в Нижней Мезии. В 251 году, когда варварская армия направлялась домой к Дунаю, они были перехвачены императором в Абритте в Нижней Мезии. В упорной битве, главная сила Kniva была разбита. Затем император повел своих людей через болото, чтобы вступить в бой с резервными силами Книвы, которые охраняличу варваров. Но император недооценил сложность местности: римляне застыли в болоте, и, как сообщается, все они погибли, включая самого императора, убитых с большого расстояния лучниками Книвы или утонувших.

    Когда появились новости о катастрофах, оставшихся на Дунае легионов, они провозгласили императором своего полководца Галла. Последние заключили мир с готовами, который дал им вернуться домой с неповрежденной добычей и гарантировал возобновление субсидий. Хотя Зосим называет эти условия постыдными, это, вероятно, был единственный реальный вариант, доступный Галлу в данных обстоятельствах.

    Но возобновление субсидий Галлом не имело желаемого эффекта для поддержания мира на Дунае. Сразу после военной катастрофы римская армия пострадала от разразившейся разрушительной оспы пандемии, так называемой чумы Киприана (251 - ок. 270). Последствия кипрской пандемии описываются Зосимом как даже хуже, чем предыдущая вспышка Антонина, которая, вероятно, унесла жизни 15-30% жителей империи. Римская армия понесла бы тяжелые потери в результате тесной системы личного состава и частых перемещений между провинциями, такими, вероятно, потерявшими трети своей силы. Воспользовавшись римским военным беспорядком, задунайские варвары начали многократные массированные вторжения на имперскую территорию. Точное количество, дата и события этих вторжений неизвестны из-за запутанного и фрагментарного характера источников. Возможно, что вторжения происходили каждый год, и что части Дунайских провинций были оккупированы мародерскими бандами варваров круглый год, в период с 251 по 270 год. От Зосима можно соединить следующие основные события:

    252-253: Карпи присоединились к готовам и двум сарматским племенам во время вторжения на римскую территорию, опустошившего Мезию и Фракию. (Зосим утверждает, что затем они перешли в Малую Азию, но поскольку это несовместимо с остальной частью повествования, это может быть путаница со вторжением 256 г.). Импульсные силы на нижнем течении предотвращают их произвольное мародерство, вероятно, из-за потерь при Абриттусе и последствиях чумы. В конце концов, варвары были перехвачены по пути домой Эмилианом, командующим армией Паннонии. Сначала его люди боялись вступить в бой с варварами из-за их ауры непобедимости после Абритта, но руководство Эмилиана поддержало их. В неизвестном месте недалеко от Дуная римляне предприняли внезапную атаку и одержали полную победу. Они преследовали варваров через реку и вглубь их родных земель, собирая огромные количества добычи и освобождая тысячи похищенных римских мирных жителей. Возможно, среди последних был К. Валерий Серапио (вероятно, грек), посвятивший недатированный жертвенник, найденный в Апулуме (Алба-Юлия ) в Римской Дакии, в знак благодарности за его спасение из Карпи (liberatus a Carpis)

    Эмилиан был провозглашен императором его победоносными войсками и двинулся на Рим, где силы Галла убили своего лидера, а не сражались против дунайской армии. Однако всего через три месяца Эмилиан, в свою очередь, был убит теми же войсками, которые перешли на сторону Валериана (годы правления 253-260 гг.), Командующего войсками на Рейне, который имел отправился в Италию, чтобы спасти Галла.

    Валериан был провозглашен императором и быстро возвел своего сына Галлиена (правил 253-268 гг.) в Август (соправитель). Эта команда отца и сына руководила самым хаотичным периодом истории империи до V века. Империя терпела многочисленные и массовые вторжения варваров на Рейне, Дунае и на Востоке; не менее 11 генералов совершили военные перевороты; империя была разделена на три автономных части; и сам Валериан был схвачен персами и умер после нескольких лет в их плену, первым из римских императоров, испытавших такое унижение. Мезия разорила Фракию и безуспешно осадила Фессалоники в Македонии. Валериан и Галлиен были вынуждены оставить балканский театр военных действий подчиненным с недостаточными силами, так как они были полностью заняты: первый на Востоке сражался с персами, второй - на Рейне, пытаясь остановить массированное германское вторжение. Вся Греция была поставлена ​​в известность о вторжении: афиняне восстановили свои городские стены впервые после того, как они были разрушены республиканским генералом Суллой в 87 г. до н.э. и пелопоннесцами повторно укрепил Коринфский перешеек. В конце концов, варвары были разбиты лейтенантом Галлиена Ауреолусом, который привел большое количество пленников в Рим.

    259-260: «Скифы, включая все народы их страны» (то есть включая Карпи) начали массовое вторжение через Дунай, воспользовавшись военным и политическим хаосом в империи. Похоже, что варвары разделились на две армии. Один вторгся в Грецию и, несмотря на ее новые стены, сумел штурмовать и разграбить Афины. Другая группа пересекла Иллирик в Италию и появилась перед стенами Рима, вынудив римский сенат вооружить гражданское население для защиты крепостных валов, поскольку Галлиен был полностью оккупирован Рейном борется с государственным переворотом, совершенным одним из своих генералов (Постум ). Понимая, что нет возможности взять город и разграбить его, войско под предводительством готиков принялось разорять всю Италию. В конце концов они были изгнаны лейтенантом Галлиена Макрианом, который ввел Рейнскую армию в Италию.

    Дальнейшие крупные "скифские" вторжения имели место в 265-266 и возможно, самый крупный из них, 267-268, который был морским вторжением, которое проникло в Эгейское море, высадилось в Македонии и продолжило опустошать Фракию. Однако в конечном итоге его остановил император Клавдий II Готик, который уничтожил варварское войско в Найссе (268). В отличие от предыдущих вторжений, Карпи не упоминаются конкретно Зосимом и другими летописцами, поэтому их роль неясна.

    Поражение и переселение в Империю (271-318)

    Бюст римского императора Аврелиан (правил 270-5), который начал политику переноса большого количества Карпи в Римскую империю Монетный портрет римского Цезаря (заместитель императора) Галерий (Цезарь 293- 305, Август 305-11), Немезида Карпи. Галерий одержал 4 крупных победы над Карпи в 298-305 годах и еще одну победу до 311. Легенда: MAXIMIANUS NOBIL [issimus] C [aesar] («Самый благородный Цезарь, Максимиан»: Максимиан был одной из фамилий, предоставил Галерием). Бронзовый фоллис, выпущенный до 305 года.

    В конце третьего века империя пережила военное восстановление под железным правлением так называемых «иллирийских императоров », сплоченной группы кадровых солдат с общим происхождением из дунайских провинций и полков. Их преемники, часто их потомки, господствовали в империи более века (268–379). Они не только разбили задунайские племена на поле битвы, но провели широкомасштабное переселения побежденных племен в дунайских провинциях империи. Это было мотивировано заново заселить дунайские провинции, которые были опустошены чумой и варварскими нашествиями в период 250-270 гг.

    272: Император Аврелиан (правил в 270 г.) -275) одержал крупную победу над Карпи, за что получил от Сената титул Карпик Максимус. Затем он переселил большое количество узников карпи вокруг Сопианы (Печ, Венгрия) в римской провинции Паннония. Похоже, это положило начало переселения карпи в империю.

    296-305: В 296 император Диоклетиан (годы правления 284-305) начал войну против Карпи, первого крупного римлян с этим народом после его поражения от Аврелиана 23. годами ранее. Война закончилась в 297 году сокрушительной победой римлян. панегирик из 297 приветствует «недавние бедствия, [понесенные] Карпи» (Proxima illa ruina Carporum). Диоклетиан впервые претендовал на титул Carpicus Maximus. В 298 году Диоклетиан передал управление нижним Дунаем своему Цезарю (заместителю императора) Галерию. В интенсивной серии кампаний Галерий нанес Карпи еще четыре поражения всего за два года (302–303). Эти победы подтверждены четырьмя дополнительными титулами Карпика, заявленными Диоклетианом и тремя его имперскими коллегами (известными как Тетрархи. Все четыре претендовали на титул Карпика за победы, достигнутые Галерием).

    305-311: После вступления в должность Августа (полного императора) в 305 году, Галерий, как записано, претендовал на титул Карпика в шестой раз, когда-то во время его правления.

    318: Император Константин I Великий (годы правления 312-337) упоминается как носитель титула Carpicus Maximus в надписи года. Это, скорее всего, представляет собой победа над карпи в 316-317 годах, когда Константин зарегистрирован как житель Балкан впервые с момента его назначения Цезарем в 306 году.

    Каждое из этих возгласов, вероятно, предполагмевало убийство по крайней мере 5000 карпи (как традиционно требуется для предоставления Триумфа в Риме). Эти нарушения вызывают переселение массовыми депортациями и внутри империи. Согласно Аммиану, режим Диоклетиана продолжал заселять Карпи в Паннонии и, по-видимому, в Малой Скифии (т. Е. Прибрежный регион современной Румынии). Евтропий сообщает, что было передано «огромное количество». Хизер интерпретирует эти сообщения как предполагающие сотни тысяч депортированных. Согласно Виктору, написанному в 361 г., весь оставшийся народ Карпи был передан в состав империи.

    Карпи после 318 г.

    Есть несколько указаний на то, что карпи мог быть в степени уничтожены к северу от Дуная к 318 г.:

    1. Свидетельства Аврелия Виктора, что все карпи были депортированы в империю.
    2. Огромный масштаб потерь в многократных войнах против римлян (5 войн за 21 год 296-317) и последующие массовые депортации.
    3. Исчезновение, гр. 318, "дако-карпской" культуры в Молдавии, согласно Бичиру.
    4. Отсутствие каких-либо упоминаний о задунайских карпах в современной истории Аммиана, сохранившиеся книги которого содержат подробный отчет о периоде 353–378 гг. (Аммиан регистрирует Карпи дважды, но только тех, кто поселился внутри империи).
    5. Тот факт, что титул Карпик не был заявлен после 318 года.

    Многие историки спорят, что Карпи были исключены из Карпатский регион и утверждают, что многие Карпы остались, например Миллар и Бэтти. После 318 года свидетельства преемственности Карподакай ограничился ссылкой на варварскому вторжению в империю в 380-х годах. Это уведомление, вероятно, является ложным, даже если оно действительно, может не относиться к карпи (см. Этно-лингвистическая принадлежность выше).

    Даже если некоторые Карпи все же остались к северу от Дуная, очевидно, что они потеряли свою политическую независимость, согласно Хизер. После смерти Константина Валашская равнина и Молдавия попали под власть тервингов ветви готской нации, о чем свидетельствует существование значительного готского королевства в середине IV в. век. Похоже, что в IV веке в Трансильвании доминировала другая, вероятно, германская группа, тайфалы. Однако тайфали, по-видимому, также находились под готским сюзеренитетом.

    Эти германские королевства после 350 г. были захвачены гуннами, что привело к великой миграции придунайцев через Дунай под предводительством гот. кульминацией стала римская катастрофа в битве при в 378 году. Карпи нигде не упоминаются в подробном отчете Аммиана об этих эпических событиях, что позволяет предположить, что любой, кто остался к северу от Дуная, вероятно, потерял свою особую идентичность.

    См. Также
    Примечания
    Цитаты
    Ссылки

    Древние

    Современные

    Внешние ссылки

    СМИ, связанные с людьми Карпи на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-14 10:13:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте