A Тепловой двигатель Карно - это теоретический двигатель, который работает по циклу Карно. Базовая модель для этого двигателя была разработана Николя Леонардом Сади Карно в 1824 году. Модель двигателя Карно была графически расширена Бенуа Полем Эмилем Клапейроном в 1834 году и математически исследована Рудольфом. Клаузиус в 1857 году, работа, которая привела к фундаментальной термодинамической концепции энтропии.
Каждая термодинамическая система существует в определенном состоянии. термодинамический цикл возникает, когда система проходит через серию различных состояний и, наконец, возвращается в исходное состояние. В процессе прохождения этого цикла система может выполнять работу со своим окружением, тем самым действуя как тепловой двигатель.
Тепловой двигатель действует, передавая энергию из теплой области в прохладную область пространства, а в процесс преобразования части этой энергии в механическую работу. Цикл также может быть обратным. На систему может воздействовать внешняя сила, и в процессе она может передавать тепловую энергию от более холодной системы к более теплой, тем самым действуя как холодильник или тепловой насос а не тепловой двигатель.
На соседней диаграмме из работы Карно 1824 года Размышления о движущей силе огня, есть «два тела A и B, каждое из которых поддерживается при постоянной температуре. A выше, чем у B. Эти два тела, которым мы можем отдавать или от которых мы можем отводить тепло, не вызывая изменения их температуры, выполняют функции двух неограниченных резервуаров калорий. Мы будем первый назовем печь, а второй холодильник ». Затем Карно объясняет, как мы можем получить движущую силу, т. Е. «Работу», передавая определенное количество тепла от тела A к телу B. Оно также действует как охладитель и, следовательно, также может действовать как холодильник..
На предыдущем изображении показана оригинальная диаграмма поршня и цилиндра, которую Карно использовал при обсуждении своих идеальных двигателей. На рисунке справа показана блок-схема типового теплового двигателя, например, двигатель Карно. На схеме «рабочее тело» (система), термин, введенный Клаузиусом в 1850 году, может быть любым жидким или парообразным телом, через которое тепло Q может быть введено или передано тед производить работу. Карно постулировал, что жидким телом может быть любое вещество, способное к расширению, такое как пары воды, пары спирта, пары ртути, постоянный газ или воздух и т. Д. Хотя в те ранние годы двигатели появились в большом количестве. из конфигураций, как правило, Q H подавался котлом, в котором вода кипятилась над печью; Q C обычно подавался потоком холодной проточной воды в виде конденсатора, расположенного на отдельной части двигателя. Выходная работа W представляет движение поршня, когда он используется для поворота кривошипа, который, в свою очередь, обычно использовался для привода шкива, чтобы поднимать воду из затопленных соляных шахт. Карно определил работу как «поднятие веса на высоту».
.
Цикл Карно при работе в качестве тепловой машины состоит из следующих этапов:
Теорема Карно является формальным утверждением этого факта: ни один двигатель, работающий между двумя тепловыми резервуарами, не может быть больше эффективнее, чем двигатель Карно, работающий между одними и теми же резервуарами.
(1) |
Пояснение. Эта максимальная эффективность определяется, как указано выше:
Следствие теоремы Карно гласит, что: Все реверсивные двигатели, работающие между одними и теми же тепловыми резервуарами, одинаково эффективны.
Легко показать, что эффективность η максимальна, когда весь циклический процесс является обратимым процессом. Это означает, что общая энтропия чистой системы (энтропии горячей печи, «рабочего тела» теплового двигателя и холодного поглотителя) остается постоянной, когда «рабочее тело» завершает один цикл и возвращается в исходное состояние. (В общем случае полная энтропия этой комбинированной системы увеличилась бы в общем необратимом процессе).
Поскольку «рабочая жидкость» возвращается в то же состояние после одного цикла, а энтропия системы является функцией состояния; изменение энтропии системы «рабочая жидкость» равно 0. Таким образом, это означает, что полное изменение энтропии печи и приемника равно нулю, чтобы процесс был обратимым, а эффективность двигателя была максимальной. Этот вывод проводится в следующем разделе.
КПД (COP) теплового двигателя является обратной величиной его эффективности.
Для реального теплового двигателя полный термодинамический процесс обычно необратим. Рабочая жидкость возвращается в исходное состояние после одного цикла, и, таким образом, изменение энтропии жидкой системы равно 0, но сумма изменений энтропии в горячем и холодном резервуаре в этом циклическом процессе больше 0.
Внутренняя энергия жидкости также является переменной состояния, поэтому ее полное изменение за один цикл равно 0. Таким образом, общая работа, выполняемая системой W, равна теплу, вложенному в систему за вычетом отводимого тепла .
(2) |
Для реальных двигателей, разделы 1 и 3 цикла Карно; в котором тепло поглощается «рабочей жидкостью» из горячего резервуара и передается им соответственно в холодный резервуар; больше не остаются идеально обратимыми, и существует разница температур между температурой резервуара и температурой жидкости во время теплообмена.
Во время передачи тепла от горячего резервуара при к жидкости, жидкость будет иметь немного более низкую температуру, чем , и процесс для жидкости не обязательно может оставаться изотермическим. Пусть будет полным изменением энтропии жидкости в процессе поглощения тепла.
(3) |
где температура жидкости T всегда немного меньше, чем в этом процессе.
Таким образом, получаем
( 4) |
Аналогичным образом, во время закачки тепла из жидкости в холодный резервуар для величины изменения общей энтропии будет жидкости в процессе отвода тепла:
, | (5) |
где во время этого процесса передачи тепла в холодный резервуар температура жидкости T всегда немного больше, чем .
Мы имеем здесь учитывалась только величина изменения энтропии. Поскольку полное изменение энтропии жидкостной системы для циклического процесса равно 0, мы должны иметь
(6) |
Объединение трех предыдущих уравнений дает:
(7) |
Уравнения (2) и (7) объедините, чтобы получить
(8) |
Следовательно,
(9) |
где - эффективность реального двигателя., и - это эффективность двигателя Карно, работающего между одними и теми же двумя резервуарами при температурах и . Для механизма Карно весь процесс является «обратимым», и уравнение (7) является равенством.
Следовательно, эффективность реального двигателя всегда ниже, чем у идеального двигателя Карно.
Уравнение (7) означает, что полная энтропия всей системы (два резервуара + жидкость) увеличивается для реального двигателя, поскольку прирост энтропии холодного резервуара как втекает в него при фиксированной температуре , больше, чем потеря энтропии горячий резервуар как оставляет его при фиксированной температуре . Неравенство в уравнении (7), по сути, является утверждением теоремы Клаузиуса.
Согласно второй теореме «КПД двигателя Карно не зависит от природы рабочего тела».