Теорема Карно (термодинамика)

редактировать

Теорема Карно, разработанная в 1824 году Николя Леонардом Сади Карно, также называемая правилом Карно, представляет собой принцип, определяющий пределы максимальной эффективности , которую может получить любой тепловой двигатель. Эффективность двигателя Карно зависит исключительно от температуры горячего и холодного резервуаров.

Теорема Карно утверждает, что все тепловые машины между двумя тепловыми резервуарами менее эффективны, чем тепловая машина Карно, работающая между теми же резервуарами. Каждый тепловой двигатель Карно между парой тепловых резервуаров одинаково эффективен, независимо от используемого рабочего вещества или деталей работы.

Максимальная эффективность - это отношение разности температур между резервуарами и температуры горячего резервуара, выраженное в уравнении, где T C и T H - абсолютные температуры холодного и горячего резервуаров, соответственно, а эффективность - это отношение работы, проделанной двигателем, к теплу, отведенному из горячего резервуара. η Максимум знак равно Т ЧАС - Т C Т ЧАС {\ displaystyle \ eta _ {\ text {max}} = {\ frac {T _ {\ mathrm {H}} -T _ {\ mathrm {C}}} {T _ {\ mathrm {H}}}}} η {\ displaystyle \ eta}

Теорема Карно является следствием второго начала термодинамики. Исторически он был основан на современной теории калорийности и предшествовал установлению второго закона.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Доказательство
    • 1.1 Реверсивные двигатели
    • 1.2 Нереверсивные двигатели
  • 2 Определение термодинамической температуры
  • 3 Применимость к топливным элементам и батареям
  • 4 ссылки

Доказательство

Невозможная ситуация: тепловая машина не может управлять менее эффективной (обратимой) тепловой машиной без нарушения второго закона термодинамики.

Доказательство теоремы Карно - это доказательство от противоречия или reductio ad absurdum, как показано на рисунке, показывающем две тепловые машины, работающие между двумя резервуарами с разной температурой. Тепловой двигатель с большей эффективностью () приводит в движение тепловой двигатель с меньшей эффективностью (), заставляя последний действовать как тепловой насос. Эта пара двигателей не получает внешней энергии и работает исключительно за счет энергии, выделяемой при передаче тепла из горячего в холодный резервуар. Однако если, то чистый тепловой поток будет направлен назад, то есть в горячий резервуар: η M {\ displaystyle \ eta _ {_ {M}}} η L {\ displaystyle \ eta _ {_ {L}}} η M gt; η L {\ displaystyle \ eta _ {_ {M}}gt; \ eta _ {_ {L}}}

Q горячий из знак равно Q lt; η M η L Q знак равно Q горячий в . {\ displaystyle Q _ {\ text {hot}} ^ {\ text {out}} = Q lt;{\ frac {\ eta _ {_ {M}}} {\ eta _ {_ {L}}}} Q = Q _ {\ text {hot}} ^ {\ text {in}}.}

Принято считать, что это невозможно, потому что это нарушает второй закон термодинамики.

Начнем с проверки значений работы и теплового потока, изображенных на рисунке. Во-первых, мы должны указать на важное предостережение: двигатель с меньшей эффективностью () работает как тепловой насос и, следовательно, должен быть реверсивным двигателем. Если менее эффективный двигатель () не является обратимым, то устройство может быть построено, но выражения для работы и теплового потока, показанные на рисунке, будут недействительными. η L {\ displaystyle \ eta _ {_ {L}}} η L {\ displaystyle \ eta _ {_ {L}}}

Ограничивая наше обсуждение случаями, когда engine () имеет меньшую эффективность, чем engine (), мы можем упростить обозначения, приняв соглашение о том, что все символы и представляют неотрицательные величины (поскольку направление потока энергии никогда не меняет знак вообще случаи, когда (). Сохранение энергии требует, чтобы для каждого двигателя входящая энергия равнялась выходной энергии: η L {\ displaystyle \ eta _ {_ {L}}} η M {\ displaystyle \ eta _ {M}} Q {\ displaystyle Q} W {\ displaystyle W} η L η M {\ displaystyle \ eta _ {_ {L}} \ leq \ eta _ {_ {M}}} E в {\ displaystyle E _ {\ text {in}}} E из {\ displaystyle E _ {\ text {out}}}

E в M знак равно Q знак равно ( 1 - η M ) Q + η M Q знак равно E из M , {\ displaystyle E _ {\ text {in}} ^ {M} = Q = (1- \ eta _ {M}) Q + \ eta _ {M} Q = E _ {\ text {out}} ^ {M}, }
E в L знак равно η M Q + η M Q ( 1 η L - 1 ) знак равно η M η L Q знак равно E из L , {\ displaystyle E _ {\ text {in}} ^ {L} = \ eta _ {M} Q + \ eta _ {M} Q \ left ({\ frac {1} {\ eta _ {L}}} - 1 \ right) = {\ frac {\ eta _ {M}} {\ eta _ {L}}} Q = E _ {\ text {out}} ^ {L},}

Эта цифра также согласуется с определением эффективности как для обоих двигателей: η знак равно W / Q час {\ displaystyle \ eta = W / Q_ {h}}

η M знак равно W M Q час M знак равно η M Q Q знак равно η M , {\ displaystyle \ eta _ {M} = {\ frac {W_ {M}} {Q_ {h} ^ {M}}} = {\ frac {\ eta _ {M} Q} {Q}} = \ eta _ {M},}
η L знак равно W L Q час L знак равно η M Q η M η L Q знак равно η L . {\ displaystyle \ eta _ {L} = {\ frac {W_ {L}} {Q_ {h} ^ {L}}} = {\ frac {\ eta _ {M} Q} {{\ frac {\ eta _ {M}} {\ eta _ {L}}} Q}} = \ eta _ {L}.}

Может показаться странным, что гипотетический тепловой насос с низкой эффективностью используется нарушать второй закон термодинамики, а показатель качества для холодильных агрегатов не эффективность,, но коэффициент полезного действия (КС), который является. Реверсивный тепловой двигатель с низкой термодинамической эффективностью передает больше тепла горячему резервуару за определенный объем работы, когда он работает как тепловой насос. W / Q час {\ displaystyle W / Q_ {h}} Q c / W {\ displaystyle Q_ {c} / W} W / Q час {\ displaystyle W / Q_ {h}}

Установив правильность значений теплового потока, показанных на рисунке, теорема Карно может быть доказана для необратимых и обратимых тепловых двигателей.

Реверсивные двигатели

Чтобы увидеть, что каждый обратимым двигатель, работающий между резервуарами и должна иметь такую же эффективность, предположим, что два реверсивные тепловые двигатели имеют различные значения, и пусть более эффективный двигатель (М) привод менее эффективный двигатель (L) в качестве теплового насоса. Как показано на рисунке, это приведет к тому, что тепло будет течь от холодного к горячему резервуару без какой-либо внешней работы или энергии, что нарушает второй закон термодинамики. Следовательно, оба (реверсивных) тепловых двигателя имеют одинаковый КПД, и мы делаем вывод, что: Т 1 {\ displaystyle T_ {1}} Т 2 {\ displaystyle T_ {2}} η {\ displaystyle \ eta}

Все реверсивные двигатели, работающие между одними и теми же двумя тепловыми резервуарами, имеют одинаковую эффективность.

Это важный результат, потому что он помогает установить теорему Клаузиуса, из которой следует, что изменение энтропии уникально для всех обратимых процессов:

Δ S знак равно а б d Q rev Т , {\ displaystyle \ Delta S = \ int _ {a} ^ {b} {\ frac {dQ _ {\ text {rev}}} {T}},}

по всем путям (от a до b в пространстве VT). Если бы этот интеграл не был независимым от пути, то энтропия S потеряла бы свой статус переменной состояния.

Нереверсивные двигатели

Если один из двигателей является необратимым, это должен быть двигатель (M), расположенный так, чтобы он приводил в движение менее эффективный, но реверсивный (L) двигатель. Но если этот необратимый двигатель эффективнее реверсивного двигателя (т. Е. Если), то нарушается второй закон термодинамики. А поскольку цикл Карно представляет собой обратимый двигатель, мы имеем первую часть теоремы Карно: η M gt; η L {\ displaystyle \ eta _ {M}gt; \ eta _ {L}}

Нет необратимого двигателя более эффективного, чем двигатель Карно, работающий между теми же двумя резервуарами.

Определение термодинамической температуры

Основная статья: Определение термодинамической температуры

КПД двигателя - это работа, разделенная на тепло, поступающее в систему или

η знак равно ш Сай q ЧАС знак равно q ЧАС - q C q ЧАС знак равно 1 - q C q ЧАС {\ displaystyle \ eta = {\ frac {w _ {\ text {cy}}} {q_ {H}}} = {\ frac {q_ {H} -q_ {C}} {q_ {H}}} = 1 - {\ frac {q_ {C}} {q_ {H}}}}

 

 

 

 

( 1)

где w cy - работа, выполненная за цикл. Таким образом, эффективность зависит только от д С / д Н.

Поскольку все реверсивные двигатели, работающие между одними и теми же тепловыми резервуарами, одинаково эффективны, все реверсивные тепловые двигатели, работающие между температурами T 1 и T 2, должны иметь одинаковую эффективность, то есть эффективность зависит только от двух температур:

q C q ЧАС знак равно ж ( Т ЧАС , Т C ) {\ displaystyle {\ frac {q_ {C}} {q_ {H}}} = f (T_ {H}, T_ {C})}

 

 

 

 

( 2)

Кроме того, реверсивный тепловой двигатель, работающий между температурами T 1 и T 3, должен иметь такой же КПД, как и двигатель, состоящий из двух циклов, один между T 1 и другой (промежуточной) температурой T 2, а второй - между T 2 и T 3. Это может быть только в том случае, если

ж ( Т 1 , Т 3 ) знак равно q 3 q 1 знак равно q 2 q 3 q 1 q 2 знак равно ж ( Т 1 , Т 2 ) ж ( Т 2 , Т 3 ) . {\ displaystyle f (T_ {1}, T_ {3}) = {\ frac {q_ {3}} {q_ {1}}} = {\ frac {q_ {2} q_ {3}} {q_ {1 } q_ {2}}} = f (T_ {1}, T_ {2}) f (T_ {2}, T_ {3}).}

В конкретном случае это фиксированная эталонная температура: температура тройной точки воды. Тогда для любого Т 2 и Т 3, Т 1 {\ displaystyle T_ {1}}

ж ( Т 2 , Т 3 ) знак равно ж ( Т 1 , Т 3 ) ж ( Т 1 , Т 2 ) знак равно 273,16 ж ( Т 1 , Т 3 ) 273,16 ж ( Т 1 , Т 2 ) . {\ displaystyle f (T_ {2}, T_ {3}) = {\ frac {f (T_ {1}, T_ {3})} {f (T_ {1}, T_ {2})}} = { \ frac {273.16 \ cdot f (T_ {1}, T_ {3})} {273.16 \ cdot f (T_ {1}, T_ {2})}}.}.

Следовательно, если термодинамическая температура определяется как

Т знак равно 273,16 ж ( Т 1 , Т ) {\ Displaystyle T = 273.16 \ CDOT F (T_ {1}, T) \,}

тогда функция, рассматриваемая как функция термодинамической температуры, имеет вид

ж ( Т 2 , Т 3 ) знак равно Т 3 Т 2 , {\ displaystyle f (T_ {2}, T_ {3}) = {\ frac {T_ {3}} {T_ {2}}},}

а эталонная температура T 1 имеет значение 273,16. (Конечно, можно использовать любую эталонную температуру и любое положительное числовое значение - выбор здесь соответствует шкале Кельвина. )

Отсюда сразу следует, что

q C q ЧАС знак равно ж ( Т ЧАС , Т C ) знак равно Т C Т ЧАС {\ displaystyle {\ frac {q_ {C}} {q_ {H}}} = f (T_ {H}, T_ {C}) = {\ frac {T_ {C}} {T_ {H}}}}

 

 

 

 

( 3)

Подставляя уравнение 3 обратно в уравнение 1, получаем соотношение для эффективности с точки зрения температуры:

η знак равно 1 - q C q ЧАС знак равно 1 - Т C Т ЧАС {\ displaystyle \ eta = 1 - {\ frac {q_ {C}} {q_ {H}}} = 1 - {\ frac {T_ {C}} {T_ {H}}}}

 

 

 

 

( 4)

Применимость к топливным элементам и батареям

Поскольку топливные элементы и батареи могут генерировать полезную мощность, когда все компоненты системы имеют одинаковую температуру (), они явно не ограничиваются теоремой Карно, которая гласит, что энергия не может генерироваться, когда. Это потому, что теорема Карно применима к двигателям, преобразующим тепловую энергию в работу, тогда как топливные элементы и батареи вместо этого преобразуют химическую энергию в работу. Тем не менее, второй закон термодинамики по- прежнему предусматривает ограничения на преобразование энергии топливных элементов и батарей. Т знак равно Т ЧАС знак равно Т C {\ displaystyle T = T_ {H} = T_ {C}} Т ЧАС знак равно Т C {\ displaystyle T_ {H} = T_ {C}}

Батареи Карно представляет собой тип системы хранения энергии, которая хранит электроэнергию в хранилище тепла и обращенных сохраненное тепло обратно в электричество с помощью термодинамических циклов.

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-04-16 01:01:34
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте