Карнавал

редактировать

Карнавал - это литературный стиль, который с помощью юмора и хаоса разрушает и освобождает представления о доминирующем стиле или атмосфере. Он зародился как «карнавал» в Михаил Бахтин Проблемы поэтики Достоевского и получил дальнейшее развитие в Рабле и его мир. Для Бахтина «карнавал» (совокупность народных гуляний, ритуалов и других карнавальных форм) глубоко укоренился в человеческой психике как на коллективном, так и на индивидуальном уровне. Хотя он исторически сложен и разнообразен, со временем он выработал «целый язык символических конкретно-чувственных форм», которые выражают единое «карнавальное ощущение мира, пронизывающее все его формы». Этот язык, утверждает Бахтин, нельзя адекватно вербализовать или перевести в абстрактные понятия, но он поддается переносу на художественный язык, который резонирует с его основными качествами: иными словами, он может быть «перенесен на язык литературы».. Бахтин называет это перестановкой карнавализацией литературы. Хотя он рассматривает ряд литературных форм и отдельных писателей, это Франсуа Рабле, французский автор эпохи Возрождения Гаргантюа и Пантагрюэль и русский писатель XIX века Федор Достоевский, которую он считает первыми образцами карнавализации в литературе.

Содержание
  • 1 Карнавальное мироощущение
  • 2 Карнавализация литературы
    • 2.1 Сериокомические жанры
    • 2.2 Сократический диалог
    • 2.3 Менипповая сатира
    • 2.4 Достоевский и полифония
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Библиография
Карнавальное восприятие мира

Четыре категории карнавального восприятия мира Бахтиным:

  1. Знакомое и свободное взаимодействие между людьми: карнавал часто объединял самых неожиданных людей и поощрял взаимодействие и свободное самовыражение в единстве.
  2. Эксцентричное поведение: недопустимое поведение приветствуется и принимается на карнавале, а естественное поведение человека может быть выявлено без последствий.
  3. Карнавальные мезальянсы: знакомый и свободный формат карнавала позволяет воссоединиться всему, что обычно может быть разделено - Рай и Ад, молодые и старые и т. Д.
  4. Профанация: в карнавале строгие правила благочестия и уважения к официальным представлениям о «священном» лишены их власти - богохульство, непристойность, унижение, «низвержение на землю», празднование, а не осуждение земных и телесных.

Первичный акт карнавала - это имитация коронации и последующее снятие короны с корона карнавала. Это «дуалистический амбивалентный ритуал», олицетворяющий вывернутый наизнанку мир карнавала и «радостную относительность всей структуры и порядка». Акт освящает амбивалентность по отношению к тому, что обычно считается абсолютным, единым, монолитным. Карнавальные символы всегда включают в себя свою противоположность: «Рождение чревато смертью, а смерть - новым рождением». Коронация подразумевает снятие короны, а снятие короны подразумевает новое венчание. Таким образом, отмечается сам процесс изменения, а не то, что изменяется.

Карнавальное восприятие мира «противопоставляется той односторонней и мрачной официальной серьезности, которая догматична и враждебна эволюции и изменениям, которая стремится абсолютизировать данное условие существования или данный социальный порядок». Это не означает, что освобождение от всех авторитетов и священных символов было желательным как идеология. Поскольку участие в карнавале отрывает всех людей от некарнавальной жизни, нигилистические и индивидуалистические идеологии столь же бессильны и подвержены радикальному юмору карнавала, как и любая форма официальной серьезности. Дух карнавала вырастает из «культуры смеха». Поскольку он основан на физиологических реалиях нижнего слоя тела (рождение, смерть, обновление, сексуальность, проглатывание, эвакуация и т. Д.), Он по своей сути антиэлитарен: его объекты и функции обязательно общие для всех людей - «идентичные, непроизвольный и не подлежащий обсуждению ».

Бахтин утверждает, что мы не должны сравнивать« узкое театральное зрелище »и« вульгарное богемское понимание карнавала », характерное для современности, с его средневековым карнавалом. Карнавал был не просто зрелищем, а мощным творческим событием. Бахтин предполагает, что разделение участников и зрителей пагубно сказалось на силе карнавала. Его сила заключалась в том, что «снаружи» не было: все участвовали, и каждый был подчинен его живому выходу за рамки социальных и индивидуальных норм: «карнавальные пародии»: он венчает и развенчивает, меняет ранги, меняет роли, имеет смысл из бессмыслицы и вздора. смысл "

Карнавализация литературы

Термин Бахтина" карнавализация литературы "(на который указывают Морсон и Эмерсон также можно назвать" Литерализация карнавала ») относится к переносу основных качеств карнавального восприятия мира в литературный язык и литературный жанр.

Сериокомические жанры

Древние сериокомические жанры положили начало «карнавальной линии» в западной литературе. Из них наиболее значительными были сократический диалог и менипповая сатира.

. По словам Бахтина, сериокомические жанры всегда начинались с «живого настоящего». Все происходило «в зоне непосредственного и даже грубо знакомого контакта с живыми современниками». В отличие от «серьезных» жанров (трагедия, эпос, высокая риторика, лирическая поэзия), сериокомические жанры не полагались на легенды или давние племенные верования и обычаи для их легитимности. Вместо этого они сознательно полагались на опыт и свободное изобретение, часто проявляя критическое и даже циничное отношение к обычным предметам и формам. Они избегали одноголосой, однотонной природы серьезных жанров и намеренно культивировали неоднородность голоса и стиля. Для этих жанров характерны «многотональность повествования, смешение высокого и низкого, серьезного и комического; использование вставных жанров - письма, найденные рукописи, пересказанные диалоги, пародии на высокие жанры... смешение прозаического и поэтического. речь, живые диалекты и жаргоны... "Таким образом, в древних сериокомических жанрах язык был не просто тем, что представляет, но сам стал объектом представления.

Сократический диалог

Первоначально своего рода вид мемуарного жанра, состоящего из воспоминаний реальных разговоров Сократа, сократический диалог стал в руках Платона, Ксенофонта и других свободно творческой формой, связанной только с сократовским методом. диалогического раскрытия правды. Бахтин перечисляет пять аспектов жанра, которые связывают его с карнавализацией: (1) Сократовское представление о диалогической природе истины и человеческого мышления, противопоставляемое «официальному монологизму, претендующему на то, чтобы обладать готовой истиной» (Бахтин отмечает что это только формальное качество, и что в руках догматической школы или религиозной доктрины диалог может быть преобразован просто в другой метод разъяснения готовой истины); (2) Синкриз, сопоставление различных взглядов на объект, и анакриз, выявление или провокация полного словесного выражения мнения собеседника и лежащих в его основе предположений; (3) Главный герой всегда идеолог, а собеседники превращаются в идеологов, что провоцирует событие проверки истины; (4) склонность создавать необычные ситуации (например, Сократ в преддверии неминуемого смертного приговора в Апология ), которая заставляет более глубокое изложение через ослабление уз условностей и привычек; (5) Он вводит в зачаточном виде понятие образа идеи (которое в дальнейшем получит полное выражение у Достоевского): «идея органично сочетается с образом человека... Диалогическая проверка идеи. одновременно является испытанием того, кто его представляет ".

Менипповая сатира

Традиция, известная как Менипповая сатира, началась в Древней Греции с Антисфена, автора Сократа диалоги и циник сатирик Менипп, хотя он впервые стал признанным жанром в первом веке до нашей эры. Римский ученый Варрон. По словам Бахтина, корни жанра «уходят прямо в карнавализованный фольклор, решающее влияние которого здесь даже более значимо, чем в сократовском диалоге». Его характеристики включают усиленную комичность, свободу от установленных ограничений, смелое использование фантастических ситуаций для проверки истины, резкие изменения, вставленные жанры и многотональность, пародии, оксюмороны, скандальные сцены, неподобающее поведение и резкую сатирическую направленность на современные идеи. и вопросы. Несмотря на кажущуюся разнородность этих элементов, Бахтин подчеркивает внутреннюю целостность жанра и его основательность в карнавальном мироощущении. Он отмечает его беспрецедентную способность отражать социальный и философский этос своего исторического окружения - в основном, эпоху упадка национальных легенд, которая принесла с собой постепенное исчезновение давно установленных этических норм и сопутствующий рост свободного взаимодействия и споров по поводу всевозможные «окончательные вопросы». Внутренняя диалогическая свобода жанра сочетается с такой же свободной внешней способностью поглощать другие жанры, например, диатриба, монолог и симпозиум.

Достоевский и полифония

Традиция менипповой сатиры достигла своего апогея в XIX веке, по словам Бахтина, в творчестве Достоевского. Менипповая сатира была той благодатной почвой, на которой Достоевский смог вырастить свой совершенно новый карнавализованный жанр - полифонический роман. По словам Бахтина, Достоевский был знаком с произведениями Лукиана (такими как Диалоги мертвых и Менипп, или Сошествие в Ад), Сенека (Apocolocyntosis ), Petronius (The Satyricon ), Apuleius (The Golden Ass ), а также, возможно, сатиры Варрон. Вероятно, на него также повлияли современные европейские проявления жанра у таких авторов, как Гете, Фенелон, Дидро и Вольтер. Бахтин отмечает, что, хотя Достоевский, возможно, не осознавал свое место наследника традиции, он, несомненно, инстинктивно воспринял многие из ее карнавальных форм, а также его свободный подход к использованию этих форм и адаптировал их к своим художественным целям.. Диалогическое чувство истины, прием экстраординарной ситуации, неограниченная откровенность речи, столкновение крайних позиций и воплощенных идей по конечным вопросам, техника анакриза, «пороговые» диалоги в экстремальных или фантастических ситуациях: присутствуют в менипповой сатире. эти качества получают новую, более глубокую жизнь в полифоническом романе Достоевского. В этом «карнавальном пространстве и времени» реальность за пределами банального тумана условностей и привычек оживает, позволяя происходить особому типу «чисто человеческого» диалога. В полифонии голоса персонажей освобождаются от завершающего и монологизирующего влияния авторитарного контроля, во многом подобно тому, как участники карнавала упиваются временным растворением авторитарных социальных определений и "готовых" истин, и в игре возникает новая диалогическая истина. различие: «множество сознаний, равноправных и каждое со своим миром, соединяются, но не сливаются в единстве события».

См. также
Примечания
Библиография
Последняя правка сделана 2021-05-14 09:50:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте