Вариации на тему из «Кармен » - это набор вариаций, составленных и исполненных русско-американским пианистом Владимиром Горовицем. Они основаны на цыганском танце из оперы Жоржа Бизе Кармен (1875).
Из многих транскрипций Горовица вариации Кармен остались единственными репертуар на протяжении всей карьеры. Он играл их со своих первых концертов в 1920-х годах, где он часто поражал публику «остановкой шоу» бис, до своего золотого юбилейного сезона в 1978 году, более пятидесяти лет спустя.
Основная тема пьесы восходит к энергичному цыганскому танцу из второго акта оперы Бизе «Кармен» («Les tringles des sistres tintaient»), тема, которую многие использовали для различных других вариаций и транскрипций. в том числе Мошковского Chanson Bohème de l'Opéra Carmen.
Хотя Горовиц не хотел, чтобы произведение было опубликовано, он исполнил его на многих концертах и показал его паре друзей и знакомые. Он даже сделал пианино из пьесы, но всегда держал партитуру при себе.
Зрители любили вариации Кармен, и ему часто приходилось исполнять их повсюду. В конце концов Горовиц устал от этого, так как его аудитория забыла остальную часть программы после выхода на бис.
Пьеса начинается с основных неизменная тема в быстром темпе, однако настроение вскоре становится игривым, но с возрастающими техническими требованиями к пианисту. Ноты каскадом переходят в верхний регистр, а ритмы становятся еще более дикими.
В последнем разделе вариант темы воспроизводится в нижнем регистре, обеспечивая более спокойную и менее беспокойную атмосферу, но это длится недолго.
После сложной хроматической гаммы отрывка, принявшего форму короткой каденции, музыка внезапно взрывается хаосом, и Горовиц взрывает главную тему до предела. проявив огромную виртуозность, мощь и блестящую технику игры на клавиатуре.
Кода пьесы завершается обычным переплетением октав в стиле Горовица, принимающим форму восходящей хроматической гаммы и нескольких заключительных мощных аккордов, все версии вариаций содержат это в в той или иной форме.
В этих вариациях Горовиц демонстрирует высоту своих сил и техники.
Как и человек, фигура со временем менялась. Это почти строго виртуозное произведение, но с годами вариации стали более изощренными. Вот пять основных версий пьесы:
Горовиц во время его первых записей.Первые записи Горовица были на пианино для Welte and Sons в январе 1927 года и всего год спустя, в 1928 году, для Duo-Art. Также в 1928 году Горовиц сделал свою первую дисковую запись пьесы для Виктора, сделав пять попыток, прежде чем был одобрен удовлетворительный дубль, дубли 1-3 были вырезаны 26 марта, а дубли 4 и 5 - 2 апреля, дубль 5 был выбран для выпуск остальные дубли были уничтожены. В этих ранних спектаклях мы слышим торопливые пальцы молодого Горовица. Еще два дубля были сделаны 25 февраля 1930 года, но они были уничтожены.
Есть концертная запись 1942 года и аналогичная версия, записанная в студии в 1947 году. слишком много изменений по сравнению с версией 1928 года, за исключением того, что "каденция" была полностью новой.
В разгар своего долгого ухода с концертной сцены с 1953 по 1965 год Горовиц думал о возвращении в 1957 г. и работал над новой версией своих вариаций. В этой версии это был не просто яркий выход на бис, а полноценное концертное произведение. Мы видим некоторые новые разработки в этой пьесе, вариации более разнообразны, а код почти полностью новый. К сожалению, он не вернулся на сцену, чтобы исполнить это, и запись была выпущена только после его смерти.
В 1965 году Горовиц вышел на пенсию и снова начал выступать. Вскоре он вернул свои вариации «Кармен», и публика услышала их впервые почти за 20 лет. Хотя эта версия содержала некоторые изменения, внесенные в 1957 году, она была восстановлена до своей обычной формы на бис с небольшими изменениями по сравнению с версией 1947 года. Горовиц исполнил пьесу на своем знаменитом телевизионном концерте в 1968 году на канале CBS, с некоторыми незначительными изменениями по сравнению с версией 1967 года, в основном с изменениями кода.
В 2009 году была выпущена запись 1967 года с небольшими отличиями от кода.
Последняя запись вариаций Кармен произошла в феврале 1978 года на телевизионном концерте Горовица в Белом доме, посвященном 50-летию его американского дебюта. Эта версия очень похожа на версию 1968 года, за исключением нескольких небольших изменений здесь и там, а также добавления нескольких элементов из версии 1957 года, включая некоторые коды.
Чтобы держать нас в курсе, что он не забыл об этом, в 1985 году во время съемок Последний романтик Горовиц позволил нескольким полосам выбора выскользнуть.
Дата записи | Продолжительность | Этикетка записи | Альбом |
---|---|---|---|
1926/2009 | 03:58 | Тасет | Велте Миньон Тайна Том. XI |
1942 | 03:37 | APR | Piano e forte, апрель 2000: каталог APR и подробности специального компакт-диска |
1947 | 03:37 | RCA Victor | Legendary RCA Recordings / Владимир Горовиц: Незаменимый |
1957 | 06:55 | RCA Red Seal | RCA Red Seal Century: Солисты и Дирижеры |
1968 | 03:58 | Sony Masterworks | Легендарный телеконцерт 1968 года |
Пианист | Продолжительность | Этикетка | Дата записи | Альбом |
---|---|---|---|---|
Аркадий Володос | 03:39 | Sony Classical | 1996 | Транскрипции |
Ладислав Фанцовиц | 04:02 | Дискант | 2005 | Ладислав Фанцовиц играет Горовица, Годовского, Балакирева и Листа |
Валерий Кулешов | 04:19 | BIS Records | 2000 | Hommage à Horowitz |
Денис Мацуев | 03:26 | RCA Red Seal | 2003 | Дань уважения Горовиц |
Юйцзя Ван | 03:39 | Deutsche Grammophon | 2012 | Fantasia |