Карло Мадерно (Мадерна) (1556 - 30 января 1629) был итальянским архитектором, родившимся в <68 году.>Тичино, которого помнят как одного из отцов архитектуры барокко. Его фасады Санта-Сусанна, Св. Базилика Петра и Сант-Андреа делла Валле сыграли ключевую роль в развитии итальянского барокко. Его часто называют братом скульптора Стефано Мадерно, но это не является общепринятым.
Родился в Каполаго, в сегодняшнем Тичино, который в то время был бейливиком Швейцарской Конфедерации Мадерно начал свою карьеру в мраморных карьерах на крайнем севере, а затем переехал в Рим в 1588 году с четырьмя своими братьями, чтобы помочь своему дяде Доменико Фонтана. Первоначально он работал резчиком по мрамору, и его опыт работы в скульптуре помогал формировать его архитектуру. Его первым сольным проектом в 1596 году был совершенно уверенный и зрелый фасад древней церкви Санта-Сусанна (1597–1603); это был один из первых фасадов в стиле барокко, нарушивших маньеристские условности, примером которых является гесо. Структура представляет собой динамичный ритм колонн и пилястр с выступающим центральным пролетом и сжатым центральным декором, который добавляет сложности структуре. Зарождающаяся игривость с правилами классического дизайна при сохранении строгости.
В этот период Мадерно реконфигурировал новую Часовню Черази, бывшую Фоскари, в Санта-Мария-дель-Пополо.
Фасад Санта-Сусанны привлек внимание Папы Павла V, который около 1603 г. назначил его главным архитектором собора Святого Петра. Мадерно был вынужден изменить планы Микеланджело относительно базилики и разработать проект расширенного нефа с дворцовым фасадом. Фасад (завершен в 1612 г.) построен так, чтобы можно было получать благословения Папы с подчеркнуто украшенного балкона над центральной дверью. Это переднее расширение базилики (которая выросла от греческого креста Микеланджело до нынешнего латинского креста) подвергалось критике за то, что оно закрывает вид на купол с площади и часто игнорирует тот факт, что приближающийся проспект современный. Мадерно не имел такой свободы при проектировании этого здания, как другие постройки.
Большая часть работы Мадерно по-прежнему заключалась в реконструкции существующих структур. Единственное здание, спроектированное Мадерно (за исключением фасада) и завершенное под его руководством, было планировкой и интерьером Санта-Мария-делла-Виттория (1608–2020 гг.), Где работы Мадерно часто игнорируются в пользу Капелла Корнаро Бернини и ее экстаз Святой Терезы.
Фасад Санта-Сусанны, РимДаже шедевр Мадерно, церковь Сант-Андреа делла Валле, не полностью его. Там он спроектировал фасад и выполнил купол, третий по величине в Риме после собора Святого Петра и Пантеона. Сама церковь была спроектирована для Theatines и Giacomo della Porta в 1540 году: она следует по знакомому иезуитскому плану, крестообразная, с широким нефом без проходов, с часовнями за арочными проемами. На перекрестке находится главный алтарь, освещенный под куполом Мадерно (расписанный фресками Джованни Ланфранко 1621–1625) на его высоком барабане с окнами. Самый ранний образец - 1608 г.; строительство длилось с 1621 по 1625 год. После смерти Мадерно фасад оставался построенным наполовину; он был завершен до первоначальной концепции Мадерно Карло Фонтана. В этом фасаде стандартной формуле, установленной в Il Gesù, придается большее движение и глубина - в различных плоскостях фриза и карниза - и увеличенная светотень - как и во всех встроенных колоннах в уютных темных углублениях, очерчивающих их профили с тенью - и в подобных элементах, которые перегруппированы для более плотного и упругого ритма.
Его другие работы включают римские церкви Джезу Марии, Сан-Джакомо-дельи-Инкурабили, Санта-Лючия в Селчи и Сан Джованни деи Фьорентини (где он похоронен). Кроме того, он работал над Квиринальским дворцом, Папским дворцом в Кастель Гандольфо и Палаццо Барберини и над Барберини Папа Урбан VIII (1628 г. и завершено в 1633 г.; с тех пор было много реконструировано). В Палаццо Барберини в Quattro Fontane работа Мадерно временами затмевается деталями, добавленными Бернини и Борромини. Его дизайн дворцов лучше всего представлен его дизайном Палаццо Маттеи (1598–1616).
Мадерно был призван спроектировать часовни в существующих церквях, часовню Святого Лаврентия в Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и капелла Каэтани в Санта-Пуденциана.
основание, поддерживающее колонну Марии перед базиликой Санта-Мария-Маджоре, которая позже послужила образцом для многочисленных марианских колонн во многих католических странах.
. Биография Карло Мадерно (немецкий / итальянский) http://www.tessinerkuenstler-ineuropa.ch/deu/maderno-c-deu.html