Карл Мария Сплетт

редактировать

Мемориальная доска в Оливском соборе

Карл Мария Сплетт (17 января 1898 г. - 5 марта 1964 г.) немецкий римско-католический священник и епископ Данцигский (Гданьск); его роль в Второй мировой войны, особенно апостольский администратор Епархия кульма, является спорной. После Второй мировой войны он был предан суду и заключен в тюрьму в Польше за предполагаемое сотрудничество с нацистским режимом, а затем депортирован в Западную Германию.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Вторая мировая война
  • 3 После Второй мировой войны
    • 3.1 Испытание в Польше
    • 3.2 Дальнейшая жизнь в Западной Германии
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Ранние годы

Сплетт родился в Zoppot (Сопот) учителю, а затем вице-президенту парламента Вольного города Данцига (Volkstag ) Францу Сплетту. Он учился в школе в Конитце (Хойнице), Нойштадте (Вейхерово) и Данциге (Гданьск), где он сдал свой Abitur в 1917 году. Сплетт изучал богословие и философию в семинарии епархии Кульм в Пелплин, где он также выучил польский. Он был рукоположен 10 июля 1921 года и после получения высшего образования в Пелплине был отправлен в Рим для дальнейшего изучения, особенно в каноническом праве, и практиковал в Сакра Рота Романа.

Сплетт вернулся в Данциг в 1924 г. и стал викарием в нескольких общинах тогдашней Апостольской администрации Данцига (возведен в епархию в 1925 г.). В 1935 году он был произведен в капитул кафедрального собора Оливы. По словам Чеслава Мадайчика, Сплетт имел тесные отношения с нацистом Альбертом Форстером и преследовал планы заменить польское духовенство немецким. Болеслав Кумор утверждает, что предоставил Форстеру жилье, когда нацистский чиновник впервые прибыл в город, а Форстер в свою очередь поддержал Сплетта политически; в результате Сплетт пользовался полной поддержкой нацистской партии. Форстер похвалил работу Сплетта для нацистов, сказав: «Это мой человек, я могу полностью полагаться на его работу»

Сплетту удалось Эдвард О'Рурк в качестве главы римско-католической церкви. Данцигская епархия в 1938 году. В то время как нацисты, правившие Свободным государством Данциг с 1933 года, пытались назначить своего кандидата Пауля Шютца преемником епископа О'Рурка, Папа назначил Сплетта епископом. Сплетт также отказался назначить Шютца генеральным викарием, как того требовали местные нацисты. Зофия Вашкевич утверждает, что его поддерживал нацист Форстер, который стал его защитником.

Сам Сплетт 20 апреля 1939 года приказал церквям звонить в колокола в честь 50-летия Гитлера, а также совершать молитвы от его имени.

Вторая мировая война

Сплетт занимал должность епископа Данцига также после немецкой аннексии Вольного города во время Второй мировой войны. 4 сентября Сплетт направил церквям письмо, в котором восхвалял немецкое вторжение в Польшу и нацистскую аннексию города и рекомендовал своей пастве молиться о Божьем благословении Адольфа Гитлера. Сразу после вторжения нацистский гауляйтер Альберт Форстер потребовал, чтобы Ватикан назначил Сплетта апостольским администратором епархии Кульма. Польский епископ Войцех Оконевский был вынужден бежать перед лицом нацистского вторжения, а его помощник был интернирован нацистами. У Ватикана были сомнения, но Папа Пий XII 6 декабря 1939 г. согласился с требованиями нацистов. Его назначение было опротестовано польским правительством в изгнании как нарушение конкордата, подписанного с Римом. Сплетт был близок с нацистом Альбертом Форстером, который хвалил работу Сплетта для Германии. Сплетт заменил польское духовенство немцами, введя 200 немецких священников в Хелмно епархию, где он вступил в должность с декабря 1939 года. После вторжения в Польшу семь из двенадцати польских священников и четыре немецких священника его епархии были убиты. Во время его правления польское духовенство было угнетено, а молитвы и мессы под его руководством восхваляли Гитлера. Он также издал запрет на использование польского языка в церквях. Когда он запретил исповедь на польском языке в мае 1940 года, вмешался Ватикан и приказал снять запрет. Сплетт не только защищал свой запрет, но и утверждал, что он призван «защитить» людей, делающих признательные показания. После этого аргумента он попытался заявить, что польские исповедания используются «в националистических целях». В конце концов Ватикан принял его объяснение. Помимо запрета на польский язык, Сплетт приказал удалить польские знаки и имена на кладбищах с памятников и могил и во всех церквях, находящихся под его юрисдикцией. Когда семья попросила его спасти трех заключенных польских священников в лагере Штутхофф, он сказал им, что «польские священники - не апостолы, но предатели».

Богдан Пьетка утверждает, что Сплетт своим послушным и рабским отношением к нацистам не только привел к разрушению польской религиозной жизни в городе, а также своим безразличным отношением к зверскому истреблению польского духовенства и разграблению польских церквей.

По словам Самерского, несколько приходов были захвачены, а после того, как Сплетт сначала отказался запретить Использование польского языка в его епархии еще шесть священников были арестованы гестапо, которое вынудило его запретить использование польского языка в его епархии в апреле / ​​мае 1940 года.

По словам Дитера Шенка. 5 сентября 1939 года Сплетт выразил протест против ареста католических священников, а в феврале 1940 года Сплетт направил список католических священников, подвергшихся преследованиям после немецкого вторжения в Польшу, в Reichskanzlei, Красный Крест Германии, Верховное командование Вермахта, Reichssicherheitshauptamt и Gauleitung. Питер Райна отмечает, что священники, которых пытался защитить Сплетт, были в основном немецкими, а не поляками. Шенк подчеркивает, что Сплетт не сотрудничал, но подчинился кровавому давлению нацистов, в то время как Питер Райна оспаривает, что он находился под каким-либо давлением или опасностью, и заявляет, что действия Сплетта были совершены в полной осведомленности.

8 октября 1940 нацистский гауляйтер Альберт Форстер похвалил Сплетта, заявив, что он «продолжает выполнять все мои желания и приказы.

В октябре 1942 года Сплетт написал фельдмаршалу Герингу письмо, в котором он объявил себя« немецким епископом »и заявил его готовность и преданность распространению немецкой культуры во всех церквях в его епархии. В письме он перечислил усилия, предпринятые им для германизации польских территорий, и хвастался, что этим он «без конца выполнил свой долг немецкого епископа.. "

После Второй мировой войны

Суд в Польше

Он оставался в Гданьске после того, как Советский Союз оккупировал город в марте 1945 года и был арестован. Красной Армией 25 марта 1945 г., но вскоре освобожден. к оставшимся католическим жителям, которые не сбежали, а также к вновь прибывшим польским поселенцам. В начале августа 1945 года польский кардинал Август Хлонд обратился к Сплетту с просьбой уйти в отставку, но Сплетт отказался делать. 9 августа Сплетт был арестован польскими властями и предан суду за сотрудничество и угнетение польского народа. В суде участвовало 36 человек, из которых 22 были священниками и 4 монахини.

Стефан Самерски сообщает, что во время содержания под стражей Хлонд делал вид, что Папа Пий XII распустил Сплетта, но это не так. Хлонд подверг критике отказ Сплетта уйти в отставку, поскольку католическая церковь в Польше находилась в конфликте с коммунистическими властями; Решение Сплетта дало оружие против церкви. Он был приговорен к восьми годам лишения свободы 1 февраля 1946 года и заключен в тюрьму Вронки. После освобождения из тюрьмы Сплетт содержался под домашним арестом в Старом Бореке на юге Польши и в монастыре Дукла.

Роберт Журек, заместитель директора Польского центра исторических исследований в Берлине, расценивает это как спектакль. суд и часть антикатолической политики польского правительства после Второй мировой войны. Его цель состояла в том, чтобы изобразить политику папы как антипольскую, поскольку Ватикан доверил польскую епархию «немецкому шовинисту». Журек подчеркивает, что в заявлении от 16 января 1946 года даже польский епископ Катовицкий, Станислав Адамский подчеркнул заслуги Сплетта в отношении пастырской помощи в оккупированной Польше. Адамски указал, что Сплетт действовал под сильным давлением гестапо и что нацисты пытались выставить епископа как инициатора своей антипольской политики. Несмотря на давление со стороны польских властей, все католические священники, допрошенные в качестве свидетелей, дали оправдательные показания.

Польские официальные лица, однако, фактически не интересовались предысторией действий Сплетта. Настоящее намерение суда состояло в том, чтобы оправдать прекращение действия Конкордата 1925 года польскими властями и отделить Польскую католическую церковь от Ватикана.

Историк Питер Райна заявляет, что суд был честен, и Сплетту было позволено защищаться свободно, без каких-либо трудностей и препятствий и широко. Для Райны это не был показательный процесс, и вина Сплетта была очевидна; он получил бы такой же вердикт, если бы его судили в Нюрнберге. Ян Зарин пишет, что, хотя нападения на Сплетта часто были оскорбительными, они не были лишены заслуг из-за его раболепного отношения к гестапо. Профессор Ежи Серчик пишет, что из-за антипольских действий Сплетта во время войны почти не было. любое неодобрение в польском обществе приговора Сплетту

Дальнейшая жизнь в Западной Германии

В 1956 году, после протестов Западной Германии и польского примаса кардинала Стефана Вышинского., новое польское правительство разрешило его эмиграцию в Западную Германию. Он оставался официальным епископом Данцига до своей смерти в 1964 году и активно занимался пастырской опекой изгнанного населения Данцига. По возвращении он искал контактов и работал с «Bund der Danziger», организацией немцев, ранее проживавших в Гданьске, которые требовали аннексии польского города, а также «эвакуации поляков с нашей родины». Издание, с которым Сплетт работал в Западной Германии, было Unser Danzig (Наш Гданьск), в котором Сплетт опубликовал в 1958 году, что право Германии на польские территории поддерживается самим Папой. По словам немецкого историка Дитера Шенка, и «Бунд дер Данцигер», и «Унсер Данциг» служили убежищем для многих бывших нацистских активистов и официальных лиц после войны.

Он сыграл активную роль в улучшении германо-польских отношений. на протяжении Второго Ватиканского Собора.

Административную должность епископа Гданьского занимали меньшие церковные чиновники. Его сменил его епископ-соадъютор с 1956.

Сплетт умер в Дюссельдорфе.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-14 08:57:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте