До Чарльза Дарвина и его новаторской теории эволюции приматы в основном использовались как карикатуры на человеческую природу. Хотя сравнения между человеком и животным довольно старые, человечество признало себя частью животного царства только после научных открытий. (Однако в некоторых религиозных верованиях человечество все еще играет уникальную роль по сравнению с животными и не считается частью животного царства) Карикатуры на Дарвина и его эволюционную теорию показывают, насколько тесно наука была переплетена как с искусством, так и с искусством. публика в викторианскую эпоху. Они отображают общее восприятие Дарвина, его «обезьяньей теории» и обезьян в Англии XIX века.
Вскоре после публикации в Альманаке Панча карикатуры Линли Сэмборна «Человек - это всего лишь червь» «Происхождение видов». На нем изображена эволюция червя в человека - в данном случае английского джентльмена - как средство высмеивания теории Дарвина.Мы видим Дарвина в виде обезьяны с его собственной человеческой головой. Он подносит зеркало к другой обезьяне, сидящей рядом с ним. Кажется, будто он пригласит обезьяну задуматься о себе и своем существовании. Это подчеркивается двумя сопровождающими цитатами из Шекспира : «Это обезьяна формы» (из: Потерянные усилия любви, акт 5, сцена 2) и «Примерно четыре или пять спускается с "(Все хорошо, что хорошо кончается, акт 3, сцена 7). Выражение лица Дарвина, кажется, побуждает обезьяну признать свое общее происхождение. Обезьяна, в свою очередь, смотрит в зеркало и пытается дотронуться до отражения, чтобы буквально уловить предположение Дарвина и убедиться в подлинности их родства.
Линли Сэмборн нарисовал «дикий эволюционный полонез», который спиралью поднимается из ХАОСА и заканчивается английским джентльменом, держащим цилиндр. Среди стадий процесса - дождевой червь, обезьяна и пещерный человек. Часы отображаются в фоновом режиме; Путь, по которому идет эволюция, обозначен как «умножитель», что указывает на то, что эволюция изображена в промежутке времени. Дарвин восседает на троне рядом с джентльменом и, кажется, наблюдает за всем развитием событий. Тем самым он напоминает одну из фигур потолочной фрески Микеланджело в Сикстинской капелле.
Эта карикатура предлагает различные отправные точки для художественно-исторического анализа. Он был опубликован через три года после работы Дарвина Происхождение человека (1871). Здесь Дарвин, наконец, высказывается и утверждает, что люди и обезьяны имеют общего предка. Однако в карикатуре эта точка зрения ставится под сомнение. Более того, это восходит к широко распространенному предположению, что люди демонстрируют определенные животные черты - обезьяна как зеркало для человечества, так сказать. В этом отношении карикатура также соответствует традиции vanitas, которая символизируется ручным зеркалом, отражающим человеческое тщеславие. Тот факт, что обезьяно-подобный Дарвин держит зеркало, а не настоящая обезьяна, показывает, что Дарвин и его теория заслуживают высмеивания. Сам Дарвин признал, что «[он] дал человеку колоссальную родословную, но, можно сказать, не благородного качества». Следовательно, статус обезьяны не повышается благодаря его родству с человеком.
После публикации книги «Происхождение человека» Дарвина все больше отождествляли с теорией эволюции, хотя его друг Томас Генри Хаксли был первым, кто ее выдвинул. В результате сам Дарвин все больше и больше рассматривался как подходящий объект для карикатуры. Обложка французского сатирического журнала La Petite Lune - наглядный пример парадигматического изображения Дарвина в современных карикатурах и карикатурах.
Первая страница французского сатирического журнала La Petite Lune Андре Жиля (1871?).Карикатура Сэмборна в игровой форме затрагивает темы «эволюции» и «происхождение человека». Название отсылает к публикации Дарвина под названием «Формирование растительной плесени под действием червей с наблюдениями за их привычками», которая была выпущена в октябре 1881 года. В карикатуре эволюция связана с метаморфозами и изображается как постепенный процесс, который неизбежно ведет к к продвижению. Это, однако, дает уменьшенную, если не ложную картину теории Дарвина, в которой конкуренция, наследственная передача, совпадение и отбор играют главную роль. Кроме того, эти круглые изображения эволюционной прогрессии разительно контрастируют с линейными и ветвящимися эволюционными деревьями Дарвина. В Происхождение видов Дарвин «приложил все усилия, чтобы подчеркнуть, что эволюция не была ни прогрессивной, ни циклической».
То, что дождевой червь превращается в обезьяну, а не в другое животное, может указывать на то, что тезис о родстве обезьяны и человека получило более широкое признание среди британской общественности («Происхождение человека» было опубликовано 10 лет назад). Тем не менее, обезьяна изображается как недоразвитая версия человека. В то же время, однако, высмеивают «высшее» человеческое существо или, скорее, английский джентльмен: он тоже произошел от дождевого червя.
Предшественники для изображения антропоморфных животные были произведениями Гранвиля, который изображал людей, например, в Les Métamorphoses du jour (1828–29) с телами людей и лицами животных. Карикатуры на Чарльза Филипона также можно рассматривать как образец для подражания для иллюстраторов Punch и других английских сатирических журналов. Циклическое изображение эволюционной теории Дарвина могло быть смоделировано на гравюрах на дереве иллюстратора Чарльза Х. Беннета, которые показывают превращения людей в неподвижные объекты и наоборот.
Карикатуры не показывают. только понимание общественного восприятия эволюционной теории Дарвина, но также сыграло важную роль в ее распространении и популяризации. В течение 1860-1870-х годов родство между обезьяной и человеком подвергалось сомнению чаще, чем в последующие десятилетия, когда эта идея получила более широкое признание. Сегодня мы встречаемся с эволюционной теорией футболок в форме графики. Довольно часто высмеивается образ жизни современного человека. Обезьяна теперь изображается только как недоразвитая стадия человека и больше не является карикатурой на человеческое поведение. Точно так же Дарвин утратил свое видное положение в качестве мотива для карикатур.