Капитан порта - чиновник, выполняющий различные функции в Соединенном Королевстве, США и другие страны.
В некоторой степени роль капитана порта аналогична роли капитана порта.
В Королевском флоте капитаном порта был офицер, обычно в звании капитан, отвечающий за повседневную работу военно-морской верфи под руководством адмирала-суперинтенданта. Обычно он также занимал должность капитана порта королевы или короля и непосредственно отвечал за отдел капитана, который, помимо прочего, управлял верфью.
. С 1650-х до середины XIX века должность была известна как старший помощник и занимала сразу же место ниже должности комиссара ВМФ. От сотрудников офиса требовалось «разбираться во всех делах, необходимых для ухода за государственными судами, их оснащения и высадки», за что они первоначально получали годовую заработную плату в размере от 90 до 100 фунтов стерлингов плюс жилье. Канцелярия часто совмещалась с канцелярией капитана порта и просуществовала до второй половины XIX века, когда оккупанты (вместе с королевскими военно-морскими капитанами ) начали получать звание штабс-капитана. С начала двадцатого века эквивалентным назначением стал штабс-капитан (верфь), затем капитан верфи и, наконец, капитан порта с 1969 года.
В Соединенных Штатах капитаном порта обычно является командир сектора береговой охраны США командир. Обязанности капитана порта включают обеспечение соблюдения в пределах их соответствующих зон безопасности и охраны порта и правил защиты морской среды, включая правила защиты и безопасности судов, гаваней и прибрежных сооружений; крепления; зоны безопасности; зоны безопасности; регулируемые районы плавания; глубоководные порты; загрязнение воды; безопасность портов и водных путей.