Канадский судебный совет (CJC ; французский : Conseil canadien de la magistrature) федеральный орган, курирующий федеральных судей в Канаде.
Совет был создан в 1971 году после многолетних дискуссий о необходимости координировать профессиональное развитие и вопросы судейского поведения для судей таким образом, чтобы судебная власть уважалась как независимая ветвь власти. Рассмотрение жалоб ранее обычно координировалось Министерством юстиции с периодическим участием местных председателей судебных органов.
Ключевым фактором, способствовавшим созданию совета, было дело правосудия Лео Ландревиль. Ему было предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления. Эти обвинения были отклонены, но некоторые продолжали выдвигать обвинения в нарушении правил поведения. Это вызвало немало публичных дебатов; Некоторые юристы критиковали тот факт, что судья все еще заседал. Комитет Общества юристов, несмотря на то, что не имел юрисдикции над судьей, назначенным на федеральном уровне, представил отрицательный отчет, даже не уведомив Ландревиль о своем разбирательстве.
Поскольку не было определенного процесса для официального расследования поведения судьи, тогда правительство учредило Королевскую комиссию из одного человека, которую возглавил бывший судья Верховного суда Иван Рэнд. В своем отчете Рэнд обнаружил некоторые нарушения и подверг критике судью Ландревилля. Однако некоторые говорили, что г-н Рэнд был предвзятым и известным конституционным юристом Дж. Дж. Робинетт, которая представляла судью Ландревилля в Комиссии, серьезно критиковала этот процесс.
После того, как отчет Рэнда стал достоянием общественности, объединенный парламентский комитет в конце концов рекомендовал отстранить судью, и он подал в отставку.
Многие пришли к мнению, что применяемый процесс был несовершенным: отсутствие определенного в законодательстве процесса для проверки поведения судьи оставляло слишком много места для проверки со стороны юридических обществ, правительство или парламент, даже других органов без обязательного участия судебной власти.
Профессор Уильям Каплан в своей книге «Плохое суждение» написал, что «Без сомнения, дело Ландревилля занимало видное место в решении о создании совета». Он цитирует парламентского секретаря министра юстиции, который выступал во втором чтении законопроекта о создании Совета: «Поскольку независимость судебной власти является неотъемлемой частью канадского демократического процесса, важно, чтобы судебная система стала для некоторых степень, самодисциплинарный орган ". (Каплан, стр. 194)
«Нет сомнений в том, что неловкость и неопределенность судебного процесса в Ландревиле были фактором, побудившим Парламент принять эту новую процедуру». (Мартин Фридланд, Отдельное место: независимость и ответственность судебных органов в Канаде, 1995 г., стр. 88).
Деятельность CJC характеризуется как стремление расследовать жалобы на неправомерное поведение судей и, с другой стороны, защиту репутации судей от необоснованных обвинений.
Совет возглавляет Главный судья Канады. Есть еще 38 членов совета, в состав которых входят главные судьи, помощники главных судей и старшие судьи высших и провинциальных судов Канады.
Судебный совет Канады получил разрешение полномочия в соответствии с Законом о судьях расследовать жалобы представителей общественности или Генерального прокурора на поведение судей, назначаемых на федеральном уровне. После рассмотрения и расследования жалобы Совет может через министра юстиции дать рекомендации парламенту об отстранении судьи от должности.
Канада - одна из немногих стран, где жалоба на главного судью может быть подана так же, как и на любого другого судью. Главный судья не участвует в рассмотрении жалоб.
Хотя большинство жалоб рассматривается быстро и без публичных слушаний, есть некоторые случаи, когда поведение судьи считается достаточно серьезным для беспокойства и требует дальнейшего расследования. оправдано.
С момента своего создания в 1971 году CJC передал в комиссию по расследованию в общей сложности 14 жалоб (одна с участием трех судей):
Имя | Год расследования | Рекомендация комитета | Результат | |
---|---|---|---|---|
1. | Гордон Харт | 1990 | Осталось | |
2. | Малачи Джонс | 1990 | Остаться | |
3. | Ангус Макдональд | 1990 | Остаться | |
4. | Фернанд Л. Граттон | 1994 | Нет | Ушел в отставку до того, как комитет вынес рекомендацию |
5. | Жан Бьенвеню | 1996 | Удаление | Ушел в отставку |
6. | Роберт Флахифф | 1999 | Удаление | Ушел в отставку |
7. | Бернард Флинн | 2003 | Осталось | |
8. | Жан-Ги Буяр | 2003 | Осталось | |
9. | Теодор Мэтлоу | 2007 | Удаление | Остался после того, как вся комиссия CJC рекомендовала его не удалять |
10. | Пол Косгроув | 2009 | Удаление | Ушел в отставку |
11. | Лори Дуглас | 2012 | Нет (разбирательство приостановлено ) | Решение приостановлено после того, как Дуглас согласился досрочно уйти на пенсию |
11. | Мишель Дезиель | 2015 | Остаться | |
12 | Мишель Жируар | 2016 | Удаление | Вся группа CJC рекомендовала ему не быть удалено |
13. | Робин Кэмп | 2016 | Удаление | Ушел в отставку после того, как министр юстиции попытался убрать Джастис Кэмп со скамейки запасных |
14. | Мишель Жируар | 2017 | Удаление | Повторное слушание первого расследования, проведенного в 2016 году. Совет в полном составе проголосовал 23–3 за рекомендацию министр юстиции отстранил судью Жируара от должности 20 февраля 2018 г. |
15. | Фрэнк Ньюбоулд | 2017 | Нет (разбирательство приостановлено ) | Судья Ньюбоулд ушел в отставку до того, как началось разбирательство Следственного комитета. |
За свою 40-летнюю историю CJC заказал только 11 публичных расследований и только y дважды рекомендовал отстранить судью от скамьи подсудимых. За 145 лет, прошедшие после Конфедерации, только пять судей вышестоящих судов были рекомендованы для снятия с должности. Все, кроме одного, подали в отставку перед удалением.
CJC отказался рекомендовать удаление даже в тех случаях, когда был обнаружен ненадлежащее поведение. В 2008 году комиссия по расследованию CJC рекомендовала отстранить судью Верховного суда Онтарио Теодора Мэтлоу от должности, но большинство членов CJC отменили рекомендацию об отстранении, несмотря на то, что согласились с фактом нарушения дисциплины. Рокко Галати раскритиковал сложность смещения судей., заявив, что «легче добиться поправки к конституции, чем отстранить судью».
После того, как вся коллегия CJC проигнорировала рекомендацию комитета и рекомендовала, чтобы судья Квебека Мишель Жируар остался в составе, федеральный суд Министр Джоди Уилсон-Рейбоулд и министр юстиции Квебека Стефани Валле приказали CJC пересмотреть свое решение.
CJC заявил, что проступки не должны гарантировать смещение судьи. и степень серьезности проступка должна быть определена. Юридическая школа Осгуд Холл профессор Тревор Фэрроу сказал, что редкость удалений отражает высокую ценность независимости судей в Канаде.
T CJC состоит только из судей. Галати подверг критике состав CJC, указав, что судьи являются единственной действительно саморегулирующейся профессией в Канаде, и призвал общественность к участию в этом процессе. Профессор юридической школы Осгуда Холла Аллан Хатчисон утверждал, что в CJC должны входить представители общественности, и критиковал лицемерие судей, призывающих к естественной справедливости в других профессиях. Юридический факультет Университета Калгари профессор и Канадская ассоциация юристов Президент по вопросам этики Элис Вули заявила, что включение непрофессионалов в CJC сделает процесс менее замкнутым и более прозрачным.
В сентябре 2003 года Канадский совет по надзору за правосудием, неправительственная правозащитная организация группировка и «коалиция граждан» выразили обеспокоенность тем, что CJC слишком скрытный. Вули раскритиковал CJC за нечеткое определение того, что представляет собой проступок, заслуживающий санкций.
Некоторые критики отмечали, что единственная доступная санкция в виде удаления может быть неприемлемой в некоторых обстоятельствах.