Ханаанские языки, или ханаанские диалекты, являются одной из трех подгрупп северо-западных семитских языков, остальные - арамейский и угаритский. Они засвидетельствованы в ханаанских надписях по всему Средиземноморью. Диалекты были обозначены в первую очередь со ссылкой на библейскую географию : иврит, финикийский / карфагенский, аморитский, аммонитский, экронитский, моавитский и эдомитский; все диалекты были взаимно понятными, будучи не более дифференцированными, чем географические разновидности современного английского языка. Это семейство языков отличается тем, что является первой исторически засвидетельствованной группой языков, которая использует алфавит, производный от прото-ханаанского алфавита, для записи своих писем, в отличие от гораздо раньше клинопись логографическое / слоговое письмо региона.
На них говорили древние семиты из Ханаана и Леванта, области, охватывающей территорию сегодняшнего Израиля, Иордания, Синай, Ливан, Сирия, палестинские территории, а также некоторые периферийные районы юго-запад Турция, юго-запад Ирак и север Аравийского полуострова. Хананеи в широком смысле включают в себя евреев, амаликитян, аммонитян, амореев, эдомитов., экрониты, израильтяне (включая иудеев и самаритян ), финикийцы (включая Карфагеняне ), моавитяне и сутейцы. Хотя амореи входят в число ханаанских народов, их язык иногда не считается ханаанским, а является тесно связанным.
Ханаанские языки продолжали быть повседневными разговорными, по крайней мере, до 4 века нашей эры. Иврит - единственный ныне живущий ханаанский язык. Он продолжал использоваться многими евреями вплоть до средневековья как литургический и литературный язык и использовался для торговли между разрозненными диаспорическими еврейскими общинами. Он также остался литургическим языком у самаритян. Иврит был возрожден еврейскими политическими и культурными активистами, особенно благодаря усилиям по возрождению и развитию сионистов по всей Европе и в Палестине, как повседневный разговорный язык в конец 19 - начало 20 вв. К середине 20 века современный иврит стал основным языком евреев Палестины, а позже стал официальным языком государства . of Israel.
Основным источником внебиблейских ханаанских надписей вместе с арамейскими надписями является книга на немецком языке Kanaanäische und Aramäische Inschriften, надписи из которой часто обозначаются как KAI n (для числа n).
Содержание
- 1 Классификация и источники
- 1.1 Северный Ханаан
- 1.2 Южный Ханаан
- 1.3 Другое
- 2 Сравнение с арамейским
- 3 Потомки
- 4 См. Также
- 5 Ссылки
- 6 Библиография
- 7 Внешние ссылки
Классификация и источники
Ханаанские языки или диалекты можно разделить на следующие:
Северный Ханаан
Южный Ханаан
- Аммонит - вымерший Еврейский диалект аммонитского народа, упомянутый в Библии.
- Идомитянин - вымерший древнееврейский диалект эдомитского народа, упоминаемый в Библии и египетских текстах.
- Иврит вымер как повседневный разговорный язык между 200 и 400 годами нашей эры, но с того периода продолжал постоянно использоваться многими евреями как письменный, читаемый и многими людьми разговорный язык. Он в основном использовался в литургии, литературе и торговле вплоть до наших дней. Начиная с конца 19 века, он возродился как повседневный разговорный язык евреев в Палестине и Европе, поскольку сионизм возник как политическое движение, и евреи стали все больше переселяться в Палестину. и он стал lingua franca растущей еврейской общины там. После образования государства Израиль он стал основным языком страны. Хотя раньше использовались разные диалекты языка, в основном это один и тот же иврит. Иврит - единственный ханаанский язык, который является живым языком, и наиболее успешный пример возрожденного мертвого языка.
- моавитян - вымершего еврейского диалекта моавитского народа, упомянутого в Библия. Основными источниками являются Стела Меша и Стела Эль-Керак.
Другие
Другие возможные ханаанские языки:
- или филистимско-семитский - не путать с не -Семитский (предполагается индоевропейский ) филистерский язык. О первом свидетельствуют несколько десятков надписей финикийским письмом, разбросанных вдоль юго-западного побережья Израиля, в частности Королевская посвященная надпись Экрона.
- угаритская, хотя включение этого языка в ханаанский язык оспаривается.
- Надпись Дейр Алла, написанная на диалекте с арамейским и южно-ханаанским характером, который в Хецроне классифицируется как ханаанский.
Сравнение с арамейским
Некоторые отличительные типологические особенности ханаанского языка по отношению к арамейскому:
- Приставка h- используется как определенный артикль (арамейский имеет постфиксный -a). Кажется, это нововведение хананеев.
- Местоимение первого лица - ʼnk (אנכ anok (i), в отличие от арамейского ʼnʼ / ʼny ', что похоже на аккадский, Древнеегипетские и берберские.
- * ā>ō сдвиг гласных (ханаанский сдвиг ).
Потомки
современный иврит, возрожденный в современную эпоху от вымершего диалекта древних израильтян, сохранившегося в литературе, поэзии, литургии; также известный как классический иврит, древнейшая форма языка, засвидетельствованная письменно. Оригинальное произношение библейского иврита доступно только после реконструкции. Он также может включать древний самаритянский иврит, диалект, на котором раньше говорили древние самаритяне. Основными источниками классического иврита являются еврейская Библия (Танах ) и такие надписи, как календарь Гезера и черепок глиняной посуды Хирбет Кейяфа. Все другие каннанские языки, похоже, вымерли к началу 1-го тысячелетия нашей эры.
Незначительные К различным формам иврита, сохранившимся с первого тысячелетия до нашей эры до наших дней, относятся:
- тиберийский иврит - масоретские ученые, жившие в еврейской общине Тверии в Палестине ок. 750–950 гг.
- мизрахи иврит - евреи мизрахи, литургические
- йеменские ивриты - йеменские евреи, литургические
- сефардские ивриты - евреи-сефарды, литургические
- иврит-ашкенази - евреи-ашкенази, литургические
- иврит-мишнаитский (раввинский иврит) - евреи, литургический, раввинский, любой из еврейских диалектов, найденных в Талмуде.
- средневековый иврит - евреи, литургический, поэтический, раввинский, научный, литературный; lingua franca, основанный на Библии, Мишне и формах неологизмов, созданных переводчиками и комментаторами
- Хаскала Иврит - Евреи, научный, литературный и публицистический язык, основанный на библейских, но обогащенный неологизмами, созданными писателями и журналистами, переход к более позднему
- современному ивриту, используемому сегодня в Израиле
- самаритянский иврит - самаритян, литургический
Финикийская и карфагенская экспансия распространила финикийский язык и его пунический диалект какое-то время, но и там он вымер, хотя, похоже, просуществовал немного дольше, чем в самой Финикии.
См. Также
Ссылки
- ^Хаммарстрём, Харальд; Форкель, Роберт; Haspelmath, Мартин, ред. (2017). «Хананеянин». Glottolog 3.0. Йена, Германия: Институт истории человечества Макса Планка.
- ^ Рендсбург 1997, стр. 65. Ошибка sfn: несколько целей (2 ×): CITEREFRendsburg1997 (help )
- ^Rendsburg, Gary A. (1997). Ancient Hebrew Phonology, in Phonologies of Asia and Africa, Editors Alan S. Kaye and Питер Т. Дэниелс. Eisenbrauns. Стр. 66. ISBN 978-1575060194.
- ^Например, Mesha Stele - это «KAI 181 ».
- ^Waltke O'Connor (1990 : 8):« Внебиблейский лингвистический материал из железного века в основном эпиграфический, то есть тексты, написанные на твердых материалах (керамика, камни, стены и т. Д.) Эпиграфические тексты с территории Израиля написаны на иврите на языке, который может быть назван письменным ивритом; этот «диалект» не сильно отличается от иврита, сохранившегося в масоретском тексте. К сожалению, он мало подтвержден. Столь же ограничены и эпиграфические материалы на других южно-ханаанских диалектах, моавитском и аммонитском; эдомитский язык так плохо засвидетельствован, что мы не уверены, что это южно-ханаанский диалект, хотя это кажется вероятным. Наибольший интерес и объемность представляет совокупность центральных ханаанских надписей, написанных на финикийских языках Тира, Сидона и Библа, а также на ответвлениях пунических и неопунических языков финикийских колоний в Северной Африке. «Особенно проблематичным материалом являются настенные надписи Дейр Алла, относящиеся к пророку Валааму (ок. 700 г. до н.э.), эти тексты имеют как ханаанские, так и арамейские черты. У. Р. Гарр недавно предложил рассматривать все ханаанские диалекты железного века как образующие цепочка, которая на самом деле также включает древнейшие формы арамейского языка ".
Библиография
- Семитские языки. Описание семейств языков Routledge. Под редакцией Роберта Хетцрона. Нью-Йорк: Рутледж, 1997.
- Гарнье, Ромен; Жак, Гийом (2012). «Заброшенный фонетический закон: ассимиляция претонического йода со следующим корональным в северо-западном семитском языке». Вестник школы востоковедения и африканистики. 75 (1): 135–145. CiteSeerX 10.1.1.395.1033. doi : 10.1017 / s0041977x11001261 .
- Рендсбург, Гэри (1997). «Древнееврейская фонология». Фонологии Азии и Африки: включая Кавказ. Айзенбраунс. п. 65. ISBN 978-1-57506-019-4. CS1 maint: ref = harv (link )
- Waltke, Bruce K.; O ' Коннор, М. (1990). Введение в синтаксис библейского иврита. Озеро Вайнона, Индиана: Eisenbrauns. ISBN 978-0-931464-31-7. CS1 maint : ref = harv (ссылка )
Внешние ссылки